Урок технологии. Обработка текстильных материалов. Обереговые куклы Мартинички.
план-конспект урока по технологии (3 класс) на тему

Засорина Галина Николаевна

Сценарий урока технологии. Раздел " Обработка текстильных материалов". Изготовление обереговых-обрядовых кукол из ниток. Обрядовая кукла Мартиничка - это парная кукла: одна кукла изготавливается из белых ниток, а вторая - из красных. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tehnologii._3_klass.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

УШАКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  

ФИЛИАЛ

МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ШИШКИНСКОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ШКОЛЫ

Урок технологии

Класс: 3

Тема: Работа с текстильными материалами. Обереговая кукла Мартиничка.

Учитель: Засорина Галина Николаевна

Ушаково, 2016 год

Урок технологии

Класс3 класс

УчительЗасорина Галина Николаевна

Тема: Работа с текстильными материалами. Обереговая кукла. Мартиничка.

Тип урока: Комплексное применение знаний и умений

Дидактическая цель: создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации и способствовать их реализации средствами индивидуальной и творческой деятельности.

Цель: Знакомство и приобщение детей к русской культуре, посредством изучения и изготовления народных кукол, как ярких представителей народных традиций декоративно-прикладного искусства.

Задачи урока:

  1. Образовательная:Создать условия для:
  •  обеспечение преемственности традиций, сохранение и преумножение историко-культурного наследия;
  • стимулирование интереса к изучению народных традиций в декоративно-прикладном искусстве;
  •  выявление талантливых детей, их индивидуальных творческих способностей, содействие их участию в творческой жизни, как будущих мастеров;
  • изучение видов народных кукол, технологии их изготовления, используемых традиционных материалов, развитие мелкой моторики рук, формирование эстетического вкуса.

  1. Развивающая:Создать условия для:
  • развития  познавательного интереса к предмету, самостоятельности;
  • развитие речи учащихся.
  1. Воспитательная:Создать условия для:
  • воспитания учебной активности учащихся, культуры труда на уроке,

аккуратности, усидчивости;

  • воспитание интереса и уважения к наследию наших предков.
  1. Здоровьесберегающая:Создать условия для сохранения и сбережения здоровья учащихся через:
  • физкультминутки, микропаузы для снятия напряжения с глаз;
  • соблюдения техники безопасности;
  • правильную посадку.

Планируемые результаты: УУД: МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  • Познавательные: выдвигают гипотезу  и обосновывают её
  • Регулятивные: контролируют свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания
  • Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, взаимодействовать с партнёром по коммуникации.
  • Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  • Иметь представление об обереговых куклах, народных традициях.
  • Уметь: знать назначение обереговых кукол; работать с текстилным материалом: плести парных кукол.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа; работа в парах.

Методы работы: объяснительно-иллюстративный; словесный; метод самостоятельной работы.

Оборудование: компьютер, проектор,

Материал: пряжа белого и красного цвета, вата

Инструменты и приспособления: ножницы, картонные заготовки прямоугольной формы (150х100мм)

Сценарий урока.

І. Мотивация учебной деятельности.

Я держу в ладошках солнце.

Я дарю его друзьям.

Улыбнитесь – это просто.

Лучик солнца – это вам

Сядьте поудобнее, улыбнитесь друг другу.

С хорошим настроением начинаем урок.

- Сегодня у нас урок мастерства, творчества. А творчество – источник доброты, истины и красоты.

ІІ.  Актуализация знаний и умений.

  1. У наших предков – славян 1 марта – праздник прихода весны. Они звали, закликивали  весну.

Приходи к нам ,Весна, со радость!

С великой к нам со милостью!

Дай, Весна, добры годы,

Годы добрые, хлебородные.

  Неизменным атрибутом обряда закликания весны являлись народные куклы.

Кукол вязали парами:из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев. Это были обереговые куклы

  1. Словарная работа

.- Кто знает, что означает  слово «оберег»?

- Где можно узнать точное значение слова? (Читают значение слова в толковом словаре).

Оберег – предмет, оберегающий, охраняющий от чего-нибудь (обереги от порчи, от дурного глаза) (Толковый словарь Ожегова)

3. Сообщение о народных куклах. Рассказ сопровождается показом фотографий и  кукол, изготовленных своими руками..

- Вот каких чудесных кукол мастерили наши бабушки. Они верили, что куклы обереги спасают от болезней и несчастий, хранят любовь и защищают от злых сил. Можно считать это мудростью или суеверием, можно не верить в магическую силу народных кукол, но знать это мы должны, как частичку прошлого, часть истории наших предков.

ІІІ.  Определение темы урока и постановка учебных задач.

- Поднимите руку, кто хотел бы иметь подобную куклу?

- Итак, сегодня на уроке мы научимся мастерить  одну из обрядовых куколМартиничек.

- Почему они так называются?

Название Мартинички указывает на то, что эти куклы изготавливали в марте, празднуя приход весны.   

ІV. Открытие новых знаний.

1.  Анализ изделия  и планирование работы.

- Рассмотрите кукол. Из какого материала они изготовлены? Какие инструменты и приспособления нам потребуются?

Материал:пряжа белого и красного цвета, вата

Инструменты и приспособления:ножницы, картонные заготовки прямоугольной формы(15х10 см)

- Работать будете по плану.

Ознакомьтесь с алгоритмами работы.

Анализ образца: косичка, голова, руки, туловище, юбочка/ноги

Последовательность изготовления:
Изготовление косички
Сплести косичку из пряжи (30 см.). Концы косичек завязать и распустить.

Изготовление туловища

На картонный прямоугольник (15х10 см) намотать 25 витков пряжи.
Полученным концом пряжи завязать моток с одной стороны.
Привязать один край сплетённой косички к мотку пряжи в месте завязанного края (узелка).
Изготовление головы
 Из пряжи или ваты скатать клубочек (20-30 мм). Клубочек подложить под узелок косички и мотка. Расправить витки мотка. Под полученной головой обмотать пряжу и завязать узелок.
Изготовление рук
На картонный прямоугольник намотать 15 витков пряжи. С обоих концов мотка завязать узелки. 
Моток снять с картонного квадрата. На расстоянии 2 см. от краёв мотка (узелков) обвить и завязать концы пряжей.
Разрезать пряжу по краям мотка.
Изготовление тела
Расправить моток с головой и продеть изготовленные руки.
Ручки придвинуть к голове и плотно перевязать пряжей в области пояса.
Нижний край тела куклы (мотка) разрезать и расправить.
Из пряжи белого цвета сделать вторую куклу.

«Мартинички» готовы.

  Какие возникли вопросы?

2. Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами.

Не забывай правила безопасной работы.

·         Будь внимателен, не отвлекайся во время работы.

·         Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

·         Подавай ножницы кольцами вперед. Храни ножницы в специальном футляре.

·         После работы приведите рабочее место в порядок, вымой руки.

V. Включение новых знаний в систему знаний.

Самостоятельная работа.

  1. Я уверена, что мы выбрали работу по силам. Смело приступайте к творчеству и помните, что настоящие чудеса творятся с радостью и желанием, помноженными на терпение и усидчивость. «Вложите» в куколку оберег частичку своего тепла и доброты.

2. Через 10 минут самостоятельной работы – микропауза для снятия напряжения с глаз.

Вы крутили завитки –
В этом руки помогли. 
А глаза за всем следили, 
Взглядом круг они ловили. 
А теперь ты посмотри
Волны слева, впереди,
Овал глазами начерти.
Закрой глаза, теперь открой.
Поработай ты со мной.

3. Создание коллективного панно.

-Для того, чтобы все могли увидеть и полюбоваться вашим творчеством мы создадим коллективное панно. Для этого положите и прикрепите готовых кукол на лист ватмана (на листе изображена лесная поляна)

- Что у нас получилось? (хоровод).

4. В старину люди очень любили водить хороводы, а  у нас получился хоровод кукол -  Мартиничек.

VI. Итог урока

-С каким материалом мы работали на уроке?

- Какую работу выполняли на уроке?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Где пригодятся приобретенные на уроке знания и умения?

Сейчас каждый может полюбоваться своим мастерством.

-Вы довольны результатом своей работы?

/Само и взаимооценка/

Уборка рабочего места. 

VІ. Рефлексия.

- По преданиям Мартинички могут исполнять заветные желания. Прошепчите свои желания куклам, а затем зацепите Мартиничек на дереве в своём саду, где они будут раскачиваться весенним ветром.

Приходите снова к нам

Рады мы всегда гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по технологии «Текстильные материалы. Пальчиковые куклы»

Тема урока: «Текстильные материалы. Пальчиковые куклы".Цель урока: Познакомить детей с текстильными материалами. Научить детей шить пальчиковых кукол.Задачи урока: 1.Развивать умение планировать и пос...

Разработка урока "Текстильные материалы. Куклы для пальчикового театра"

Урок по УМК "Перспективная начальная школа". Пользовалась пособием "Технология:3 класс:Методическое пособие / Т.М.Рагозина.-М.:Академкнига/учебник, 2012 г....

Конспект урока технологии. Работа с тканью. Изготовление куклы.

-В каком веке мы живём? 21 век – это век информационных технологий. Слово компьютер давно всем знакомо и сегодня на уроке мы тоже воспользуемся его помощью. Мы всегда возвращаемся в прошлое, пер...

Разработка урока технологии в 4 классе с презентацией. УМК Школа 21 века Тема: "Работа с текстильными материалами. Обереговая кукла."

Разработка урока технологии в 4 классе с презентацией УМК Школа 21 века. Тема "Работа с текстильными материалами. Обереговая кукла"...

Технологическая карта урока технологии 4 класс "Кукла Мартиничка" (УМК "Технология" Е.А. Лутцева)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: совершенствование умений работы с нитками и ножницами на основе изготовления куклы «Мартиничка».Задачи урока:Дидактические:1. Сов...

Технологическая карта урока технологии «Конструирование игрушки-марионетки» Изделие «Кукла-марионетка»(УМК "Школа России" 3 класс)

Цель деятельности учителя: формировать умение детей рационально размещать шаблоны на тканях; изготовление куклы - марионетки. Задачи урока Планируемые результатыДидактические:Расширить предс...