Главные вкладки

    ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ . РАБОТА С ТКАНЬЮ (ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ). Изготовление набивной игрушки из готового кроя - «Кукла».
    план-конспект урока по технологии (4 класс) на тему

    Урок трудового обучения в 4 классе коррекционной школы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon trudovoe_obuchenie.doc44.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

    ТЕМА УРОКА: РАБОТА С ТКАНЬЮ (ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ).                         

                              Изготовление набивной игрушки из готового кроя - «Кукла».

    ЦЕЛЬ УРОКА: научить изготавливать набивную игрушку - куклу.

    ЗАДАЧИ УРОКА: закрепление приемов изготовления мягкой игрушки; обучение составлению плана работы; ознакомление с историей народной тряпичной куклы и ролью куклы в народном быту;

    коррекция и развитие мыслительных операций (сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения); умения ориентироваться в задании; координации движений; мелкой моторики рук; речь, память;

    воспитание и привитие аккуратности, усидчивости, взаимопомощи.

    ОБОРУДОВАНИЕ:

    ХОД УРОКА

    I Организация начала урока.

    Цель: подготовка учащихся к работе на уроке, настрой на работу, организация внимания.

    (Приветствие; проверка готовности к уроку; сообщение темы, цели и задач урока)

    - Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть.

     -  Сегодня я приглашаю вас в сказочную, волшебную мастерскую. Все, кто работает в этой мастерской,  изготавливают волшебные вещи из различных материалов.  Вы хотите стать мастерами – волшебниками и делать волшебные чудесные вещи? Тогда будьте на уроке внимательны, сосредоточены, старательны и тогда у вас, все получиться!

    Проверьте все ли готово к уроку.

    II Подготовка к усвоению нового материала.

    Цель: организовать познавательную деятельность учащихся; сообщить тему, цель и задачи поставленные к уроку; показать практическую значимость изучения нового материала; привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.

    (На столе много разных игрушек)

    - Что вы видите на столе? (Игрушки)

    - Скажите какую игрушку вы видите, из какого материала она сделана?

    (Пирамидка из пластмассы)

    - Значит какая пирамидка? (Пирамидка пластмассовая)

    (Мяч из резины – резиновый мяч; машинка из металла – металлическая машинка; кубики из дерева – деревянные кубики)

    - Где же делают все эти игрушки? (На фабрике) СЛАЙД

    - Отгадайте загадку.

    Я своей подружке Кате

    Одеваю утром платье.

    Одеваю ей сапожки

    На резиновые ножки

    И веду по переулку

    Утром Катю на прогулку.

    - О какой игрушке загадка? (О кукле) СЛАЙД

    - Такие куклы не купить в магазине, эти куклы сделаны не на фабрике. На всем свете не найти вторую такую же куклу.

    III Изучение нового материала.

    Цель: дать учащимся представление об изучаемом вопросе.        

    Игрушка во все времена занимала важное место в народной культуре. Каждый народ,

    создавая свои игрушки, передавал в них свое мироощущение. В древности детские игрушки делали преимущественно из самых простых и популярных материалов — дерева, глины, соломы, кусочков ткани.

    С давних времен тряпичная кукла была традиционной народной игрушкой. В крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. Это несомненно относится и к рукотворной тряпичной кукле.  Посмотрите на экран, какие куклы делали раньше наши бабушки. СЛАЙД

    А еще в глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Люди верили, что кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня.

    (Словарная работа – ОБЕРЕГ, БЕРЕГИНЯ)

    В старину кукол мастерили повсеместно и они были разнообразны: свадебные куклы, кукла берегиня, домашняя масленица, кукла – мокредина, кукла – сударушка, кукла – на выхвалку (на похвалу).

    - Сегодня игрушки – куклы сделанные своими руками не несут такого глубокого смысла.

    - Мы можем сделать себе и своим близким подарки. А какой самый лучший подарок? Ну, конечно же, это вещь, сделанная своими руками и подаренная от чистого сердца.

    - Сегодня на уроке вы научитесь шить МЯГКИЕ (Какую букву напишем после буквы «Я», почему?) объемные игрушки из колготок.

    - Все сделанные своим руками игрушки могут стать отличными сувенирами. Кстати, слово «СУВЕНИР» (На доске) произошло от французского, что означает «подарок на память». И пришло оно в наш язык еще в петровские времена.

    Раньше сувениром считался такой подарок, который, прежде всего, напоминал о человеке, сделавшим его.

            Игрушки, сделанные с любовью своими руками, несут доброту и душевное тепло, которое вы передадите вместе с сувениром своим близким и друзьям.

            А если обратиться за помощью к мамам и папам, бабушкам и дедушкам, то общими усилиями вы быстро превратите  детскую комнату в ваш собственный мир, населенный сказочными персонажами, милыми и полезными вещицами, сделанными своими руками.

    IV Закрепление изученного материала.

    Цель: закрепить знания и умения необходимые для работы учащихся; учить применять знания на практике.

    Практическая работа.

    1.        Вводный инструктаж учителя.

    (Сообщение названия изделия; разъяснение задач практической работы; ознакомление с объектом труда (образцом); ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления); предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы; инструктаж по технике безопасности.)

    - Мы знакомились на уроке с видами тканей. Назовите, какие вы помните. СЛАЙД

    - Какие виды швов мы используем в работе? Назовите. СЛАЙД

    - Все наши знания пригодятся в работе.

    - Во время практической работы вы будете пользоваться ножницами и иглой, вспомним правила техники безопасности при работе с ножницами и иглой.

    (Повторяем правила ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ)

    - А ещё во все времена люди любили играть, я приглашаю вас встаньте, пожалуйста, в круг, повторяйте за мной слова и движения:

    У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

    Жили в маленькой избушке (присесть сложить руки домиком)

    Семь сыновей (семь пальцев)

    Все без бровей, (очертить брови пальцем)

    Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

    Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)

    Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)

    Вот с такой головой, (очертить большую голову)

    Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)

    Ничего не ели (поднести ко рту одну руку - чашку, другую - ложку)

    На неё глядели, (держа руки  у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

    - Вы готовы творить? Тогда в путь! Мир мягкой игрушки ждет своих добрых волшебников.

    2.        Работа учащихся над изделием под руководством учителя.

    - План работы сегодня мы составлять не будем. Работаем одновременно со мной.

    3.        Текущий инструктаж.

    (Проверка организованности начала работы учащимися; проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления); соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания.)

    Практическая работа учащихся с учителем.

    Зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика.

    4.        Проверка усвоения новых знаний.

    (проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;  инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.)

    5.        Целевые обходы.

    (инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом; концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций; оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащихся; контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения; рациональное использование учебного времени учащимися.)

    6.        Заключительный инструктаж.

    (анализ выполнения работы учащимися; разбор типичных ошибок учащихся; вскрытие причин допущенных учащимися ошибок; повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.)

    V Подведение итогов урока.

    Цель: сделать выводы и подвести итоги урока; отметить работу учащихся; выяснить, что нового узнали на уроке.

    (сообщение учителя о достижении целей урока; объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся; сообщение о теме следующего урока.)

    - Немного фантазии, терпения и  мастерства и у вас удивительная игрушка, сделанная своими руками.

    - Вспомним порядок работы.

    - Для чего раньше изготавливали кукол? (Как обереги)

    - Для какой цели сейчас делают игрушки своими руками? (Дарят как подарок – сувенир)

    - Все ли мы успели выполнить, что запланировали?

    - Что было трудно выполнить?

    - Все ли было понятно?

    - Какое настроение у вас после работы?

    1. Задание на дом.

    (Задание учащимся на подготовку к следующему уроку; инструктаж учителя по выполнению домашнего задания)

    - Расскажите родителям, как можно сшить куклу своими руками. Можете дома попробовать сшить совместно с мамой или бабушкой.

    1.      Организованное окончание урока (уборка рабочих мест).

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок трудового обучения. Работа с бумагой и картоном. Тема "Русская деревня"

    Урок можно провести с презентацией "Русская деревня", где подробно рассказывается об устройстве русской избы, ее сакральных украшениях...

    открытый урок по трудовому обучению. Работа с тканью "Роза"

    Открытый урок по трудовому обучению. Работа с тканью "роза".Выполнение розы из синтетического материала....

    Мастер-класс:«Работа с бросовым материалом. Изготовление игрушечной машинки из бельевой прищепки и пуговиц»

    Можно делать своими руками самые разные, необычные и оригинальные поделки вместе с детьми. Из обычных вещей, например, бельевых прищепок, можно сконструировать новинки средств передвижения. Для провед...

    Конспект урока технологии. Работа с тканью. Изготовление куклы.

    -В каком веке мы живём? 21 век – это век информационных технологий. Слово компьютер давно всем знакомо и сегодня на уроке мы тоже воспользуемся его помощью. Мы всегда возвращаемся в прошлое, пер...

    Технология 3 класс.Работа с разными материалами.Работа с тканью.Изготовление футляра для ножниц.

    Технология 3 класс.Работа с разными материалами.Работа с тканью.Изготовление футляра для ножниц.Поэтапная демонстрация изготовления изделия....