Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | Проверяет готовность обучающихся к уроку. – Какую технологическую операцию мы изучали на предыдущем уроке? – Что вы узнали о разметке? – Какая технологическая операция выполняется после разметки? (Отделение детали от заготовки.) – Сегодня на уроке вы узнаете, какими способами это можно сделать | Слушают учителя, отвечают на вопрос, выполняют задание | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, понимают личную ответственность за будущий результат. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
II. Изучение нового материала | Как вы уже знаете, изготовление изделия начинается с подбора заготовки, на которой выполняют разметку детали. Затем эту деталь необходимо отделить от заготовки. Какими способами это можно сделать? От чего зависит выбор способа? Как вы думаете? Показывает материалы и изделия. – Выбор способа во многом зависит от материала, из которого делается изделие, и техники изготовления. Давайте подумаем, каким способом отделяют детали от заготовок люди таких профессий, как швея или портной, жестянщик, слесарь, столяр или плотник. Но сначала нам надо вспомнить, с какими материалами работают эти мастера, рабочие (ткань, металл, дерево). – Какой способ выбирает каждый из мастеров? Учитель показывает слайды с изображением действий. – Деталь, размеченную на бумаге, мы можем… Перечислите. (Отрезать, оторвать, вырезать.) А если нам нужно отделить деталь от деревянной заготовки, каким способом мы это сделаем? (Отпилим, отколем, выпилим.) – Можно ли деталь, размеченную на ткани, откусить или оторвать? (Нет, ее отрезают или выкраивают.) – Металлическую деталь можно отделить от заготовки каким способом? (Отпилить, отрезать, откусить.) – С помощью каких инструментов производится отделение детали от заготовки? Отгадайте загадки (см. дополнительный материал к уроку). – Все ли инструменты мы перечислили? – Какими инструментами работают плотники, столяры, портные, жестянщики? | Слушают учителя, рассуждают, смотрят презентацию, анализируют информацию, отвечают на вопросы, делают выводы | Познавательные: обще-учебные – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; умеют делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществляют поиск информации из разных источников о способах отделения деталей от заготовок, инструментах, профессиях. Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя, строить понятные речевые высказывания, принимать другое мнение и позицию. Личностные: проявляют интерес к новым знаниям, выражают внимание |
Физкультми-нутка |
Солнце глянуло в окошко, Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире, Наклониться, три — четыре И на месте поскакать — пять. |
|
| Выполняют упражнения | Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью |
III.Творческая практическая деятельность. 1. Беседа «Обрывная аппликация». Работа с учебником, с. 52.
| – Сегодня нашим инструментом для отделения детали от заготовки будут наши руки. Как вы думаете, с каким материалом справятся наши руки? Ну, конечно, сегодня мы будем работать с бумагой. – Рассмотрите работы, представленные на слайде. – В какой технике выполнены эти работы? (Это аппликации.) – Что такое аппликация? Расскажите об истории аппликации по слайдам. (Люди издавна использовали аппликацию. Она появилась как способ украшения одежды, обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища. Аппликацией из войлока древние кочевники украшали дорожные сумки, конскую сбрую.) – Сегодня на уроке мы познакомимся с интересным и необычным видом аппликации: «Обрывная аппликация» (см. слайд или рисунок в учебнике, с. 52). – Как получаются такие аппликации? (Такие аппликации получаются, если бумагу не резать, а обрывать.) – Что придает аппликации такая неровность краев? (Края выходят более живыми, работа кажется объёмной, пушистой, мягкой.) – Как вы думаете, из каких ещё материалов можно выполнить данный вид аппликации? | Слушают учителя, участвуют в коллективном обсуждении, отвечают на вопросы, анализируют информацию, делают выводы | Познавательные: понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; умеют анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о видах аппликации. Личностные: имеют положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью. Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступают в учебное сотрудничество, слушают одноклассников, учителя, строят понятные речевые высказывания |
2.Исследование | – У вас на столах лежат: ткань, фольга, картон. Попробуйте выполнить данный приём на этих материалах. – Сделайте вывод. – Какие особенности в изготовлении этой аппликации вы отметили? (Необходимо оставить белую полосу при обрывании бумаги.) – Как этого добиться? Как нужно располагать пальцы, чтобы обрывание шло по нарисованной линии? (При обрывании по заранее нарисованному контуру пальцы должны располагаться вплотную к контуру с двух сторон.) | Проводят исследование, анализируют результаты опытов, делают выводы | Познавательные: умеют проводить исследования, наблюдать, делать умозаключения и выводы в словесной форме |
3.Выполнение упражнений | – Возьмите небольшой кусочек цветной бумаги и разорвите её в разных направлениях (вдоль и поперёк). Что получилось? (Обрывание делается небольшими отрезками. Если рвать бумагу по волокну, край будет более гладкий, если поперёк – более «стихийный», с белым ореолом.) | Выполняют тренировочные упражнения | Регулятивные: умеют планировать и контролировать свою деятельность на всех этапах работы; вносить коррективы в свою работу при отклонении от эталона |
4.Беседа «Что мы будем делать». Работа с учебником, с. 52–53. Просмотр слайдов | – Что же будет изображено на нашей аппликации? Хотите узнать? Тогда отгадайте загадку: Зелена, а не луг, Бела, а не снег, Кудрява, а без волос. (Берёза.) – Рассмотрите образец готового изделия (на рисунке в учебнике или слайде). – Из каких деталей состоит аппликация? (Ствол, грибы, листья.) – Прочитайте план работы по изготовлению аппликации в учебнике (с. 53). – Давайте составим более подробную последовательность работы: а) выбрать подходящий фон; б) нарисовать ствол берёзы на белой бумаге; в) отобрать лишнюю бумагу по контурным линиям; г) измерить и нарисовать на белой стороне чёрной бумаги чёрные продольные и поперечные полоски; д) нарисовать на белой стороне зелёной бумаги листья и оборвать лишнюю бумагу по контуру; е) разложить аппликацию на основе; ж) приклеить все части; з) нарисовать фломастером ветви и почки берёзы. – Расскажите о последовательности изготовления деталей гриба. (Сделать пять деталей гриба – каждая следующая меньше предыдущей. Затем при наклеивании детали наложить одна на другую.) – О каких правилах техники безопасности мы должны помнить, выполняя эту работу? (Работа с клеем.) | Анализируют изделие, называют освоенные материалы, приемы работы, проговаривают вслух последовательность производимых действий, ориентируются на разнообразие способов выполнения задания; наблюдают за действиями учителя, показывающего приемы работы
| Познавательные: умеют на основе полученной информации принимать несложные практические решения. Регулятивные: умеюториентироваться в учебнике, составляют план работы, проговаривают вслух последовательность производимых действий. Личностные: имеют желание работать, знают правила поведения на уроке. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы и техники изготовления поделки |
5.Задание: выполнить поделку в технике обрывной аппликации | – Внимание, внимание! Необходимо принять рабочее настроение. Закройте глаза, представьте, что когда-то ваша парта была красивым, высоким деревом. Оно грелось на солнышке, а сейчас отдаёт вам свою энергию. Чувствуете, как бежит тепло по вашим кистям рук, предплечьям и заряжает вас энергией? – А теперь откройте глаза, хлопните в ладоши и, если вы готовы к работе, скажите: «Готовы!» – Тогда начинаем работу. Учитель наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. Контролирует соблюдение правил безопасной работы | Отбирают необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы; соблюдают гигиенические нормы пользования инструментами, выстраивают последовательность реализации собственного замысла, понимают правила создания рукотворных предметов; выполняют задание | Познавательные: обще-учебные –ориентируются в задании, умеют анализировать объекты труда, сравнивать их; логические – осуществляют поиск необходимой информации об обрывной аппликации. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения учащихся на уроке. Регулятивные: ориентируются в учебнике, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки |
IV. Итоги урока. Рефлексия
Выставка работ учащихся.
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы | В процессе просмотра работ учитель организует обсуждение качества изготовления изделий. Предлагает продолжить фразу: – Сегодня на уроке было интересно потому, что… – Я понял (а), что… – Мне захотелось… – Я научился (ась)… | Рассматривают выполненные поделки, оценивают их. Слушают учителя, отвечают на вопросы | Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом изделии. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, формулировать ответы на вопросы |
V. Домашнее задание | Задает домашнее задание (учебник с.50-53) | Слушают учителя | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |