Рабочая программа по внеурочной деятельности «Умелые руки»
рабочая программа по технологии (2 класс) на тему

Токарева Светлана Александровна
Цель программы: развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству. Задачи программы: Образовательные  Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.  Обучить детей владению инструментами и приспособлениями .  Научить выполнять «потайной» шов.  Обучать шитью мягкой игрушки и сувениров из меха, выполнению аппликации из лоскутков.  Обучать художественному моделированию из бумаги.  Обучить приемам конструирования поделок из природного материала. Развивающие  Развивать мелкую моторику рук.  Развивать внимание, память, воображение, усидчивость.  Расширять художественный кругозор, обогащать личный жизненно – практический опыт учащихся. Воспитательные  Воспитывать трудолюбие, аккуратность, адекватную самооценку.  Формировать творческий подход к выбранному виду деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titulka_programmy_vneurochnoy_deyatelnosti.docx41.7 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие.

В результате многолетних экспериментальных исследований психологов

Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология»  отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы. 
       Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных  для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют,  выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Программа «Умелые руки» является модифицированной и направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

            Цель программы: развитие творческих способностей ребенка, проявляющего  интерес к техническому и художественному творчеству.

                                   

Задачи программы:

Образовательные

  • Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.
  • Обучить детей владению инструментами и приспособлениями .
  • Научить выполнять «потайной» шов.
  • Обучать шитью мягкой игрушки и сувениров из меха, выполнению аппликации из лоскутков.
  • Обучать художественному моделированию из бумаги.
  • Обучить приемам конструирования поделок из природного материала.

Развивающие

  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать внимание, память, воображение, усидчивость.
  • Расширять художественный кругозор, обогащать  личный жизненно – практический опыт учащихся.

Воспитательные

  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность, адекватную самооценку.
  • Формировать  творческий подход к выбранному виду деятельности.

Прогнозируемые результату программы:

В результате занятий по предложенной программе учащиеся научатся:

  • создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
  • использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность научиться:

  • обрабатывать различные материалы новыми технологическими приемами;
  • понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
  • совместной творческой деятельности при выполнении практической работы и реализации несложных учебных проектов;        
  • выполнять корректировку хода работы и        конечного результата;

К концу 2 года обучения учащийся научится:

  • воспринимать предметный мир как основную среду обитания современного человека;
  • понимать правила создания рукотворных предметов;
  • использовать эти правила в своей деятельности;
  • организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;
  • соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами;
  • отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы;
  • узнавать и называть освоенные материалы и их свойства;
  • называть новые свойства изученных ранее материалов;
  • подбирать материалы по декоративно-художественным свойствам в соответствие с поставленной задачей;
  • экономно расходовать используемые материалы;
  • применять приемы рациональной и безопасной работы с инструментами;
  • изготавливать плоскостные и объемные изделия.

Учащийся получит возможность научиться:

  • использовать полученные умения для работы в домашних условиях;
  • изготавливать изделия по простейшим чертежам;
  • выстраивать последовательность реализации собственного замысла.

Условия реализации программы

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6 -11 лет, на 4 года обучения: 34часа в год, 1 раза в неделю.  Рекомендуемое количество учащихся в группе 10-18 человек.


Учебно-тематический план 2 года обучения.

№ п/п

Наименование

раздела

Теория

Практика

Всего часов

1

Введение

1

1

2

2

Работа  с бумагой и картоном

1

8

9

3

Работа с тканью, мехом

1

7

8

4

Работа с природным  материалом.

1

4

5

5

Работа с пластилином

1

2

3

6

Художественное творчество

1

4

5

7

Итоговое занятие

1

1

2

7

27

Итого

34


Содержание программы второго года обучения.

Тема 1. Введение (2 часа).

Введение в образовательную программу I года обучения. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Экскурсия в музей.

Тема 2. Работа с бумагой и картоном (9 часов).

Виды бумаги и картона. Заочное путешествие на бумажную фабрику (с использованием мультимедийных продуктов). Знакомство с техникой «мозаика». Мозаика «Воспоминание о лете». Продолжение по теме: Мозаика «Воспоминание о лете». Изготовление аппликаций «Осенний лес». «Ракета летит на Луну». Изготовление поздравительных открыток по замыслу детей. Вырезание снежинок.

Тема 3. Работа с тканью, мехом(8 часов).

Знакомство с профессией швеи. Техника выполнения шва «потайной». Повторение ранее изученных способов и приемов шитья. Тренировочные упражнения. Продолжение работы по теме: «Техника выполнения шва «потайной». Повторение ранее изученных способов и приемов шитья. Тренировочные упражнения.». Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Обезьянка». Продолжение работы по теме: «Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Обезьянка».» Изготовление сувениров из меха (брелок, заколка). Продолжение работы по теме: «Изготовление сувениров из меха (брелок, заколка).» Лоскутная аппликация  « Домик в деревне» (коллективная).

Тема 4. Работа с природным материалом (5 часов).

Флористика. Природа Саратовской области. Изготовление композиций из засушенных листьев. Изготовление животных из шишек. Составление композиции  «Животные нашего леса» (коллективная работа). Мозаика «Веселые узоры» (с использованием семян, камешек, листьев).

Тема 5. Работа с пластилином (3 часа).

Профессия  скульптора. Лепка людей, животных по образцу. Пластилиновая аппликация на стекле «Яблоко на ветке» (по образцу).

Тема 6. Художественное творчество (5 часа).

Беседа о цветных карандашах, акварели, гуаши. Беседа о растительном мире и лесных дарах местности, в которой живут обучающиеся. Сюжетное рисование с элементами аппликации деревьев, цветов, грибов, ягод родного края: «Летом в лесу». Сюжетное рисование с элементами аппликации деревьев, цветов, грибов, ягод родного края: «На реке Волга». Сюжетное рисование с элементами аппликации деревьев, цветов, грибов, ягод родного края: «Мой сад», «Ромашковая поляна».

Тема 7. Итоговое занятие (2 часа).

Рефлексия. Анкетирование. Выставка творческих работ.


IV. Календарно-тематическое планирование

по внеурочной деятельности

Учитель Токарева Светлана Александровна

Класс  2 «Б»

Количество часов на год:

Всего 34 ч.; в неделю 1 ч.

Планирование составлено на основе:

примерной программы основного общего образования по внеурочной деятельности «Рабочая программа курса внеурочной деятельности

кружка «Художественное творчество»; рабочая программа

внеурочной деятельности по социальному направлению

«Умелые руки»; примерные программы внеурочной деятельности  под ред. В.А. Горского.


Календарно-тематический план

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

план

факт

Тема 1. Введение (2 часа).

1

Введение в образовательную программу I года обучения. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности.

8.09

2

Экскурсия в музей.

15.09

Тема 2. Работа с бумагой и картоном (9 часов).

3

Виды бумаги и картона.

22.09

4

Заочное путешествие на бумажную фабрику (с использованием мультимедийных продуктов).

29.09

5

Знакомство с техникой «мозаика».

06.10

6

Мозаика «Воспоминание о лете».

13.10

7

Продолжение по теме: Мозаика «Воспоминание о лете».

20.10

8

Изготовление аппликаций «Осенний лес».

27.10

9

«Ракета летит на Луну».

10.11

10

Изготовление поздравительных открыток по замыслу детей.

17.11

11

Вырезание снежинок

24.11

Тема 3. Работа с тканью, мехом(8 часов).

12

Знакомство с профессией швеи.

01.12

13

Техника выполнения шва «потайной». Повторение ранее изученных способов и приемов шитья. Тренировочные упражнения.

8.12

14

Продолжение работы по теме: «Техника выполнения шва «потайной». Повторение ранее изученных способов и приемов шитья. Тренировочные упражнения.»

15.12

15

Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Обезьянка».

22.12

16

Продолжение работы по теме: «Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Обезьянка».»

12.01

17

Изготовление сувениров из меха (брелок, заколка).

19.01

18

Продолжение работы по теме: «Изготовление сувениров из меха (брелок, заколка).»

26.01

19

Лоскутная аппликация  « Домик в деревне» (коллективная).

02.02

Тема 4. Работа с природным материалом (5 часов).

20

Флористика. Природа Саратовской области.

09.02

21

Изготовление композиций из засушенных листьев.

16.02

22

Изготовление животных из шишек.

23.02

23

Составление композиции  «Животные нашего леса» (коллективная работа).

2.03

24

Мозаика «Веселые узоры» (с использованием семян, камешек, листьев).

9.03

Тема 5. Работа с пластилином (3 часа).

25

Профессия  скульптора.

16.03

26

Лепка людей, животных по образцу.

23.03

27

Пластилиновая аппликация на стекле «Яблоко на ветке»(по образцу)

6.04

Тема 6. Художественное творчество (5 часа).

28

Беседа о цветных карандашах, акварели, гуаши.

13.04

29

Беседа о растительном мире и лесных дарах местности, в которой живут обучающиеся.

20.04

30

Сюжетное рисование с элементами аппликации деревьев, цветов, грибов, ягод родного края: «Летом в лесу».

27.04

31

Сюжетное рисование с элементами аппликации деревьев, цветов, грибов, ягод родного края: «На реке Волга».

4.05

32

Сюжетное рисование с элементами аппликации деревьев, цветов, грибов, ягод родного края: «Мой сад», «Ромашковая поляна».

11.05

Тема 7. Итоговое занятие (2 часа).

33

Рефлексия. Анкетирование.

18.05

34

Выставка творческих работ.

25.05


Список литературы:

  1. Анистратова А.А. Поделки к праздникам.- М.: Институт инноваций в образовании им. Л.В. Занкова: Издательство Оникс, 2011. - 36с.+ 28с. Вкл.: ил.
  2. Волкова Н.В., Жадько Е.Г. «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2009 г.
  3. Геронимус Т.М. Методика преподавания технологии. С практикумом, Аст-Пресс, 2009г.
  4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010.
  5. Давыдова Г.Н. Детский дизайн - 2: Поделки из бросового материала. – Скрипторий 2000, 2006.
  6. Давыдова Г.Н. Пластилинография - 2. – Скрипторий 2000, 2006.
  7. Дадашова З..Р. Резные открытки. АСТ-Пресс. 2013
  8. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. Просвещение, 2010.
  9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе /под ред. А.Г.Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
  10. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  11. Комарова Т.С. Филипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  12. Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе. - Ассоциация, 2007г.
  13. Корчинова О.В. Детское прикладное творчество. – Феникс, 2005.
  14. Лутцева Е.А. “Технология 1–4 классы. Программа” - М., 2008 г.
  15. Мягкая игрушка. Игрушки в подарок. «ЭКСМО» Москва,2005
  16. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  17. Необычные Игрушки и сувениры. Самоделки из природных материалов. «ЭКСМО» Москва, 2005
  18. Носова Т. “Подарки и игрушки своими руками” - М., 2008 г.
  19. Новогодняя сказка: Новогодние украшения делаем сами. - Махаон, 2005.
  20. Перевертень Г.И. «Самоделки из бумаги», М.Просвещение, 2007г.
  21. Пластелиновые картины. Аст- Пресс,2013
  22. Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1–4 классы. Учебнометодический комплект «Планета знаний»: Программа внеурочной деятельности в начальной школе. — М.: Астрель, 2012. — 190, [2] с. — (Планета знаний).
  23. Сержантова Т.Б. «366 моделей из оригами», Айрис-пресс, 2006 г.
  24. Школа после уроков: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ под ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые руки"

рабочая программа по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Умелые руки" для 1 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые руки. 1 класс

В соответствии с Законом "Об образовании" одним из наиважнейших направлений является охрана доровья детей, поиск ресурсов по их оздоровлению. Одна из задач образовательного учрежденияявляется создание...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые руки" 1-4 класс по ФГОС

Данная рабочая программа предназначена для 1,2,3,4 классов....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые руки" (1-4 кл)

Рабочая программа составлена для ведения внеурочной деятельности по требованиям ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые руки" 1-4 классы

Рабочая  программа "Умелые руки" составлена для ведения внеурочной деятельности в 1-4 классах по требованиям ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые руки".

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые руки" дляучащихся 1 классов....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые руки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые руки". Художественно-эстетического направления. Для 1-4 классов.Содержит: календарно-тематическое планирование, содержание и планируемые ...