Внеклассное занятие для учащихся 4 класса "Тесто-это просто".
план-конспект занятия по технологии (4 класс) на тему

Михалёва Любовь Алексеевна

Внеклассное занятие  "Тесто-это просто" для учащихся 4 класса. На занятии дети знакомятся с историей возникновения соленого текста и его использовании в творчестве,называемом "Тестопластикой".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnekl.zan_.testo-eto_prosto_4_klass.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

                           

        Внеклассное занятие

         «Тесто –это просто»

МБОУ «СОШ №4 г.Белёва Тульская области»

Класс: 4 «А»,4 «Б»

Дата проведения: март 2016 г.

Учитель: Михалёва Любовь Алексеевна                   

Цель: научить использовать возможности соленого теста – тестопластика в творчестве детей.

Задачи:

- познакомить с историей возникновения соленого теста, технологическими возможностями этого материала;

- заинтересовать детей  к данному виду деятельности;

Предметные умения: познакомятся с новым способом окраски солёного теста; научатся отличать солёное тесто от других пластичных материалов (пластилина и глины), применять новый способ окраски солёного теста, самостоятельно замешивать солёное тесто и использовать различные приёмы лепки из теста, делать брелок из солёного теста.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о пластичных материалах и их свойствах, приемах лепки; регулятивные – научатся понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; коммуникативные – овладеют способностью инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности

Материал:

- маленькие мячики;

- соленое тесто;

- стек для лепки;

- кисть;

- гуашь;

- акриловая гуашь;

- картон;

- ленточка;

- диск;

Участники занятия: дети 9-10 летнего возраста.

Предварительная работа: подготовка материала к занятию, сбор информации о тестопластике, как древнем искусстве (интернет, библиотека).

                                                         Ход занятия.

 Учитель:

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, мы изготовим удивительный сувенир панно «Цветок» из солёного теста.

  Вместе работать всегда весело и интересно. Каждому из вас представится возможность творить, делать настоящую вещь своими руками! Дети, в отличие от взрослых, привыкших покупать готовое, обожают все делать сами, по-своему.

За время занятия вы сможете еще больше подружиться, понять друг друга, сблизиться. Это уникальная возможность погрузиться в атмосферу совместного вдохновения, красоты и радости.

А сколько интересной информации вы узнаете, приобретаете полезные навыки, умения, сделаете новые открытия. Для кого-то это возможность попробовать новое, интересное занятие. А кто-то – как знать – найдет свое призвание или хобби!

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными ручками. А когда ребенок начинает понимать что из одного комка он может создать неисчислимое количество образов, каждый раз находить новые варианты и способы — лепка становится любимым занятием на долгие годы...Что же такое тестопластика?

Ответы детей:

-Тестопластика – искусство создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.

-Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.

-Поделки из теста – очень древняя традиция, но и в современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками. Изделия из соленого теста имеют свою популярность не только в нашей стране. В Китае издавна и до нашего времени изготавливаются марионетки для кукольного театра, в Германии и Скандинавии изготавливают рождественские венки, сувениры, подковы, их вывешивают в проемы окон или крепят к дверям. Индейцы фигурки из теста изготавливают для многочисленных туристов, что приносит им приличный доход. (Слайд №1)

 

Из истории русской тестопластики. (Слайд №2)

На Русском Севере, в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили оберегами. На рождество поморки обязательно лепили такие фигурки и, раздаривая родным и знакомым, приговаривали: «Пусть у вас хлеб – соль водится, никогда не переводится».

Солнце и соль – однокоренные слова. Пусто и мрачно небо без солнца, а пища – пресна и безвкусна без соли. Старинный славянский обычай пришел к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль – солнце. Землю и солнце выносили дорогому гостю!

Мы нередко сталкиваемся с проблемой: что подарить лучшему другу? Подарок, сделанный собственными руками, имеет особую энергетику и силу воздействия. Вещь, изготовленная своими руками, принесет радость, чувство восторга и удивления. Поверьте, ваш подарок оценят по достоинству, ведь он сделан специально для того, кому подарен, и эта работа, не важно, насколько умело она слеплена, всегда будет единственной и неповторимой. Ведь на этой поделке остались следы ваших пальцев, тепло вашего сердца.

Учитель: «Молодцы!»

 А теперь, попробуйте отгадать загадки:

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны. (Мука)

Отдельно – я не так вкусна,

Но в пище — каждому нужна. (Соль)

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли –

Жить нельзя нам без … (воды)

Разноцветные девицы

Заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой. ( Краски и кисть)

Соль, вода и мука – все, что нужно для изготовления соленого теста. Его можно заготовить впрок, хранить в холодильнике несколько дней. Тесто можно сделать цветным, добавляя гуашь при замешивании или раскрасить иже готовое высохшее изделие.

Основным материалом для работы служит солёное тесто. Существует много различных составов солёного теста. Одни добавляют в него пищевой клей, другие – растительное масло или глицерин. Самое главное - найти такой состав, с помощью которого можно без труда изготавливать модели фигурок.

Мы будем использовать простой рецепт:

 200 грамм муки, 200 грамм соли, 125 мл.  воды, 1 ст. ложка растительного масла.

Рабочий стол желательно освободить от посторонних предметов и застелить клеёнкой. Кроме того, нужна рабочая доска, глубокая миска. На стол надо поставить 3 стакана: 1 – с водой, 1- с солью,1- с мукой. Понадобятся: тряпочка, кисточка для воды (для склеивания деталей) и акварели, карандаш. диск, нитка для петли.

Инструменты: нож пластиковый(стека), детские ножницы.

При работе с тестом необходимо соблюдать технику безопасности:

-избегать попадания соли в глаза;

-осторожно работать с ножницами и стекой, это острые инструменты;

-содержите рабочее место в чистоте, не загромождайте посторонними предметами;

-солёное тесто не надо пробовать, оно несъедобно;

Поверхность теста на воздухе быстро сохнет, поэтому тесто должно находиться в баночках  с крышкой или пакете. Для раскраски используются гуашевые, пищевые, натуральные (соки овощей, какао) краски.

Начинаем делать солёное тесто (слайд №3):

-высыпаем в миску мука;

-за мукой соль;

-перемешиваем;

-постепенно вливаем воду;

-замешиваем тесто;

-перекладываем в пакет или баночку с крышкой;

1.Учимся делить на части. Из какого бы материала вы ни лепили, всегда встает необходимость деления единого куска на части. Существуют несколько способов:

            -откручивание

            -отщипывание

            -разрезание прочной нитью

            -разрезание и надрезание стекой

            -формование.

2.Учимся придавать форму. Форма изделия при лепке играет основную роль. Как придать форму?

            -раскатать в ладонях или на столе

            -сплющить

            -вдавить

            -вытянуть

            -согнуть

3. Учимся соединять детали

            -прижать

            -примазать

            -загладить

4.Учимся оформлять изделие – это наиболее ответственный момент в работе

            -дополнение изделия мелкими деталями (налепами)

            -процарапывание различными инструментами

            -оформление рельефом (оттиском)

А перед  работой проведем пальчиковую гимнастику с мячиком.

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку.(Гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка(сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну

Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем тоже самое другой рукой)

Разминка с соленым тестом:

Перекладывание и сжимание теста в ладошках;

Катание колобка в ладошках;

Катание колобка на столе;

Надавливание на колобок - получение лепешки;

По лепешке побежали «паучки»;

Пришли «мышки» стали норки рыть;

Налетели «гуси» стали тесто щипать;

Пришел «мишка косолапый» стал топать по тесту;

Пришел «слон» и ножищами по тесту топ-топ-топ;

Скатывание лепешки в колбаску;

Заворачиваем колбаску в «улитку»;

«улитка» спряталась в домик – получился колобок.

Мастер-класс :панно « Цветок».

1.Сначала слепим лепестки:

Отщипнём кусочек теста и раскатаем жгут(колбаску),стекой нарежем кусочки разного размера, скатываем шар, расплющиваем и лепим каплю.

Лепим семь лепестков, они должны быть разной формы и размера, как в природе, намечаем  стекой или зубочисткой прожилки на листочках.

2.Подготовим основу для панно.

Берём диск, складываем верёвку в петлю, завяжем узелок, капнем на диск клей и укладываем верёвку, сверху приклеим бумажку.

3.Оформляем панно «Цветок».

Каждый укладывает листочки на своё усмотрение. Смочим водой листья в тех местах, где они соприкасаются друг с другом, для склеивания.

4.Приступим к лепке самого цветка.

Отщипнём кусочек теста и раскатаем жгут(колбаску),стекой нарежем кусочки теста. Скатаем шар, расплющим его в лепёшку, прижимаем и придаём объём.

Складываем все лепестки и переносим на диск. Аккуратно смачиваем водой каждый лепесток там, где он соприкасается друг с другом, так мы склеим все детали.

5.Лепим сердцевину.

Скатываем шарик, смачиваем водой и укладываем в середину цветка. осталось наметить тычинки.

6.Украсим наше панно дополнительными деталями.

Скатаем жгут, разрежем его на много маленьких шариков, уложим на диск между листочками, смачивая каждый шарик водой для склеивания.

7.Готовое изделие после просушки раскрасить гуашевыми красками и покрыть лаком.

 

Вот наше панно «Цветок»!

 

Учитель:

Уважаемые ребята, какие чувства вы испытывали при лепке изделия ? Вам было уютно, комфортно, вы испытали чувство гордости и радости за себя и своих одноклассников? Послужило ли выполнение лепки изделия средством пополнения запасов впечатлений, положительных эмоций? Нужны ли такие мастер-классы? Вы молодцы! Я вам желаю дальнейших успехов в овладении таким искусством как тестопластика. Читайте дополнительную литературу, заглядывайте в интернет и творите, творите, творите!

Используемая литература:

1.Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», М., 2002.

2.Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству», М., 2002.

3.Григорьва Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М, 2005

4.Изольда Кискальт «Солёное тесто: увлекательное моделирование», профиздат, 2002.

5.Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М, 2005 г.

6.Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем», М., 2004.

7.Силаева К., Михайлова И. «Солёное тесто», М., изд. «Эксмо», 2004.

8.Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. М., 1986.

9.Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. М., 2005.

10.Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1972.

11. Данкевич Е.В. Лепим из соленого теста. Спб:Издательский дом»Кристалл»,2001.

12.Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста. Мир кгниги,2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие для учащихся начальной школы "День матери"

Конспект внеклассного занятия, сопровождающийся красочной презентацией. Может быть использован и для подготовки к утреннику, посвященному Международному женскому дню....

Внеклассное занятие для учащихся начальной школы по правилам дорожного движения

Внеклассное занятие для учащихся начальных классов содержит позновательный материал по изучению правил дорожного движения. В материале есть презентация....

Внеклассное занятие для учащихся 4 класса общеобразовательной школы по теме «Отечественная война 1812 года»

Внеклассное занятие для учащихся 4 класса общеобразовательной школы по теме «Отечественная война 1812 года»Можно использовать как на уроках Окружающего мира ( УМК "Школа России"),  так и во внеур...

Внеклассное занятие по кружку «Проект-это просто» 2 класс

Разработка по ФГОС кружка "Проект-это просто" по внеурочной деятельности для 2 класса...

Школа вежливых наук, Сценарий внеклассного занятия для учащихся 1-5 классов

Школа вежливых наук. Цель -Научить детей речевому, познакомить с правилами вежливого общения, показать, что вежливость- это проявление уважения к людям, выраженная в словах, мимике, жестах, поведении....

Творческий проект «Пасха – праздник праздников» Внеклассное занятие для учащихся 2-3 классов

Введение  Православная культура вновь возвращается в нашу жизнь. И её возвращению способствует организация в нашей школе  кружка «Основы Православной культуры»  в младших класса, цель к...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...