Конспект урока технологии
план-конспект урока по технологии (2 класс) на тему

Стоцкая Мария Владимировна

"вертушка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_stotskaya.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта пробного урока технологии в начальной школе

Тип урока: Комбинированный                                                                  

Тема урока

Вертушка

Цель

Развитие художественно – творческих и конструкторских способностей, познавательного интереса и практических умений детей через изготовление «Вертушки» с использованием аппликативных элементов.

Задачи

Образовательные: 1) расширить знания о мире вещей, созданных руками человека: вертушка;

2) закрепить навыки анализа конструкции изделия, чтения чертежа (эскиза); планирования работы, организации рабочего места, выполнения работы по плану;

3) совершенствовать навыки выполнения технологических операций: разметки деталей с помощью линейки; резания ножницами готовых деталей по прямой  линии; наклеивания аппликативных деталей;

Развивающие: способствовать развитию логического, аналитического, художественно – образного, конструкторского и технологического мышления; памяти, устной связанной речи;  мелкой моторики, пространственного воображения, фантазии, глазомера и усидчивости.

Воспитательные: 1) способствовать воспитанию бережного отношения к природе;  

2) способствовать воспитанию общей культуры труда (соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены); технологической культуры (грамотного выполнения трудовых операций, рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе); художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия.

Планируемые результаты

Предметные:

-иметь представление

-знать

-уметь

Формируемые УУД:

  • личностные
  • регулятивные  
  • коммуникативные  
  • познавательные  

Основные понятия

чертеж, развертка, разметка ,надрез ,лопасти.

Межпредметные связи

Математика, изобразительное искусство, русский язык, окружающий мир.

Оборудование

Оборудование учителя:

Образец «Вертушки»; пооперационная последовательность выполнения «Вертушки» – предметная технологическая карта; слайдовая презентация: образцы аналогичных   работ по теме урока ; иллюстративный материал к водной беседе; план практической  работы; критерии оценок; новые термины (словарная работа); правила безопасной работы с ножницами.

Оборудование учащихся

Материалы: цветная бумага, клей, фломастеры, кнопка, палочка

Инструменты :ножницы, карандаш, ластик, линейка, кисточка для клея.

Приспособления: клеенка (или газета), макулатурная бумага, салфетки для удаления клея (лоскутики ткани).

Литература, интернет-ресурсы

Литература:

Рагозина, Т.М. и др.Технология[Текст]: 2 кл: Учебник / Т.М. Рагозина, А.А. Гринева, И.Л. Голованова.- 2-е изд.-М. : Академкнига/Учебник, 2009.-80 с.: ил.        

Интернет -  ресурсы (пример) :

  1. Страна Мастеров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // stranamasterov.ru/

Ход урока

Этапы урока

 (вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

I. Организация класса на работу

Мотивировать учащихся к учебной деятельности.

- На уроке я сижу,
Не шумлю и не кричу.
Руку тихо поднимаю,
Если спросят - отвечаю. 

Пусть сегодня на уроке благоприятствует теплая дружеская атмосфера.

Приветствуют учителя,  включаются в учебную деятельность.

Личностные УУД: оценивать жизненные ситуации (поступки, явления,  события) с точки зрения собственных ощущений;

1 мин

II. Формулирование темы урока, постановка цели

2 мин.

Организовать формулирование темы и   цели урока учащимися.

 -Послушайте загадку.

Кто не ведает границ?

Кто летит быстрее птиц?

Он то грозен, то мятежен,

То как пух весенний нежен.

Кто свободней всех на свете?

Догадались? Это…(ветер)

С помощью учителя формулируют тему и  цель урока.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя выявлять и формулировать учебную проблему.

III. Вводная беседа

3-5 мин.

Систематизировать знания детей о ветре и его видах.

Способствовать развитию  художественно - образного   мышления; памяти, устной связной  речи;   долговременной и оперативной памяти; пространственного воображения, фантазии

-А знаете ли вы, что в природе бывают разные виды ветрОв?

-Какие знаете?

Муссон – ветер с периодичным характером, и несущий много влаги. Зимой муссон дует с суши на океан, а в летний период – со стороны океана на сушу

Пассаты – ветры с постоянным характером, движущиеся с довольно стабильной силой. Движутся пассаты практически в одном направлении, иногда слегка отклоняясь.

Бриз – ветерок тёплый, дующий с берега на море ночью (береговой бриз) и в обратном направлении днём (морской бриз).

Торнадо – интенсивный ветер, очень часто повторяется, носит шквалистый характер.

-Ребята, как вы думаете, а может ли ветер служить человеку?

-Как ветер может служить человеку?

Существуют ветровые электростанции. Запасы ветровой энергии, по сути дела, безграничны. Для получения энергии ветра используются разные конструкции. Это многолопастные «ромашки» и винты вроде самолетных пропеллеров с тремя, двумя и даже одной лопастью. (Показ картинок на слайде)

-И сегодня мы с вами изготовим нечто похожее. (Показ изделия)

-Кто знает, как оно называется? (Вертушка)  

-А почему оно называется вертушкой? (Вертятся лопасти если на них подуть)

Участвуют в диалоге, наблюдают,  слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.

Познавательные УУД:

добывать новые знания, делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию.

IV. Подготовка к практической работе

4-5 мин.

Закрепить навыки анализа конструкции изделия, чтения технического рисунка; планирования работы

- Давайте теперь рассмотрим образец изделия.

а) Анализ конструкции изделия:

- Как называется изделие? (Вертушка).

- Какие части можно выделить? (вертушка палочка, кнопка, украшение).

-Какую основную геометрическую форму имеет развертка вертушки? (Квадратная).

- Как соединяются лопасти между собой? (Неподвижно, с помощью клея)

-Как соединяются палочка и вертушка между собой? ( подвижно, при помощи кнопки)

- Какие материалы использованы? ( цветная бумага, клей, кнопка, палочка).

- Какие необходимы инструменты? (Ножницы, линейка, карандаш, фломастеры)

- Итак, хорошо, давайте обратимся к нашему учебнику и рассмотрим эскизы нашего изделия.

б) Чтение графического изображения изделия (эскиза)

- Какую геометрическую форму будет иметь эта деталь? (Квадрат)

-  Что берётся за основу при разметке развёртки квадрата? (чертеж).

- Чему равен размер развёртки? (14 см или 140 мм).

-Чему равна длина лопастей? (6 см)

-Где можно найти этот размер? (отмерить на диагоналях начиная от углов)

-Какие основные линии можно увидеть на чертеже? ( линия края, контура, надрезов)

- Какие дополнительные линии мы видим на развёртке? (тонкие диагональные линии, нужны для построения лопастей )

М.О: По этому чертежу мы будем выполнять развертку вертушки.

в) Составление плана практической  работы

  1. Разметка квадрата с диагоналями на цветной бумаге.
  2. Разметка длины лопастей на диагоналях.
  3. Вырезание заготовки, разрезание лопастей вертушки.
  4. Украшение лопастей.
  5. Приклеивание концов лопастей к центру.
  6. Прикрепление вертушки  к палочке при помощи кнопки.
  7. Проверка в действии.

д) Проведение физминутки

Совместно с учителем анализируют образец изготавливаемого изделия, разбираются в графической схеме,

составляют план практической работы, выполняют

физминутку

Знать о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе; конструкции одно детальные и много

детальные, способы  разметки и сборки деталей, виды  отделки.

Уметь: анализировать, планировать предстоящую практическую работу;

Коммуникативные УУД: вступать в беседу и обсуждение, донести свою  позицию до  других, слушать и понимать речь  других,

уметь   сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого;

V. Организация  рабочего места

3 мин.

Закрепить навыки организации рабочего места;  

выявить знания о

правилах безопасной работы инструментами и правилах санитарной гигиены  

а) Проверка оборудования

- Посмотрите, всё ли у вас сейчас есть на столах для работы.

Материалы: цветная бумага, клей, фломастеры.

Инструменты: ножницы, карандаш, ластик, линейка, кисточка для клея.

Приспособления: клеенка, макулатурная бумага, салфетки для удаления клея (лоскутики ткани).

б) Выяснение правил безопасной работы

- Но прежде, чем приступать к работе, нам нужно повторить правила безопасной работы с ножницами и клеем.

Правила безопасной работы с ножницами

-  Клади ножницы на стол так, чтобы они не выступали за край стола, кольцами к себе.

-  При работе внимательно следи за линией разреза.

-  Не держи ножницы концами вверх.

-  Не оставляй ножницы в раскрытом виде.

- Передавай ножницы товарищу только в закрытом виде, кольцами вперед.

Правила безопасной работы с клеем.

- При  работе   с   клеем   пользуйся   кисточкой,   если   это требуется.

- Бери   то   количество   клея,    которое   требуется   для выполнения работы на данном этапе.

Правила безопасной работы со швейной иглой.

-Храни иглу всегда в игольнице.

-Передавай иглу только в игольнице и с ниткой.

-Не бери иглу в рот и не играй с иглой.

-Не втыкай иглу в одежду.

-Не отвлекайся во время работы с иглой.

Оборудуют  рабочий  стол  в соответствии с требованиями. Включаются в обсуждение правил безопасной работы с материалами и инструментами

Уметь: организовывать рабочее место  и поддерживать порядок на  нём  во  время работы.

Регулятивные УУД:  учиться  готовить рабочее место, объяснять выбор  наиболее подходящего  оборудования для  выполнения задания.  

VI. Практическая работа

25-30 мин.

Закрепить навыки выполнения работы по плану;

совершенствовать навыки выполнения технологических операций:  разметки деталей с помощью линейки;  резания  ножницами по прямой   линии;  склеивания наклеивания аппликативных деталей.

Способствовать воспитанию общей культуры труда; технологической культуры; художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия

-Посмотрите, на слайде представлены критерии, по которым я буду оценивать ваши работы.

Критерии оценивания:

1)Точность разметки и вырезания.

2) Аккуратное склеивание деталей.

Подробное объяснение по каждому пункту плана:

  1. Разметка квадрата с диагоналями на цветной бумаге.

Берём альбомный лист, линейку и карандаш.

Прикладываем линейку к верхней горизонтальной стороне листа так, чтобы нулевая отметка на линейки совпала с углом. Напротив отметки 14 см ставим первую точку.

Теперь прикладываем линейку к нижней горизонтальной стороне листа так, чтобы нулевая отметка на линейки совпала с нижним углом. Напротив отметки 14 см ставим вторую точку.

Затем линейку прикладываем к левой вертикальной стороне так, чтобы нулевая отметка совпала с углом. Напротив отметки 14 см ставим третью точку.

После линейку прикладываем к правой вертикальной стороне так, чтобы нулевая отметка на линейки совпала с углом. Напротив отметки 14 см ставят четвертую точку.

Линейку прикладываем к двум противоположным точкам: первой и второй, третьей и четвертой и соединяем их между собой

  1. Разметка длины лопастей на диагоналях.

 От углов к середине на всех линия отложить длину надреза по 6 см.

  1. Вырезание заготовки, разрезание лопастей вертушки.

Вырезаем по рабочим линиям чертежа (жирные линии которые показывают контур, по ней надо вырезать и надрезать).

  1. Украшение лопастей.

Украшаем лопасти на свое усмотрение.

  1. Приклеивание концов лопастей к центру.

Загни один уголок детали к центру, не заглаживая линию сгиба. Приклей загнутый уголок. Так же прикрепи остальные углы детали. И закрепим клеем.

  1. Прикрепление вертушки  к палочке при помощи кнопки.

Прикрепляем вертушку специальной кнопкой к палочке-оси вращения

  1. Проверка в действии

Теперь подуйте на нашу вертушку. Если она крутится то вы все сделали правильно.

Выполняют практическую работу  самостоятельно или под руководством учителя,

осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту

Уметь: правильно работать  ручными инструментами; выполнять экономную и рациональную разметку деталей с опорой на  чертёж, аккуратно выполнять сборку деталей, реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями.

Регулятивные УУД:  учиться проговаривать последовательность действий на уроке; выполнять практическую работу по  плану; осуществлять контроль точности выполнения технологических операций;

VII. Подведение итога урока. Рефлексия.

3 мин.

Обобщить полученные школьниками предметные знания и умения.

Организовать самооценку учебной деятельности

- Итак, мы заканчиваем нашу работу.

Кто уже успел сделать вертушку? Выходите к доске и покажите.

Оцениваю по критериям.

1)Точность разметки и вырезания.

2) Аккуратное склеивание деталей.

- Ребята, о чём мы сегодня говорили? (О ветре).

- Что для вас было сложным на уроке?

-Где и для чего можно использовать изделие «Вертушка»?

Ребята, оцените свою работу, если вы довольны и у вас всё получилось, то возьмите зелёный жетон и поднимите  его  верх, если у вас получилось не всё, то возьмите жёлтый жетон, если вы старались, но всё - равно не довольны работой поднимите красный.

-Спасибо всем за работу. Все молодцы.

Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и  самооценку учебной деятельности

Регулятивные УУД: учиться совместно с учителем и  другими учениками давать

эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

VIII. Уборка рабочих мест

2 мин.

Способствовать воспитанию общей культуры труда, умению   организованно убрать рабочее место  

- Посмотрите, чтобы на парте не осталось мусора.

- Урок окончен. Спасибо за работу. До свидания!

Наводят порядок на рабочем столе

Регулятивные УУД: учиться быстро и организованно убирать рабочее место  

Учитель_________________________________

Методист_________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока технологии Тема урока: Роспись пасхальных яиц.

Цели: 1)Познакомить детей с историей возникновения символа праздника Светлой Пасхи; показать и познакомить с видами росписи и покраски яиц; выполнить покраску яйца.2)Развивать воображение, мелку...

Конспект урока технологии .Тема урока: технология выполнения строчки косых стежков. Изделие: «Кошелек»

Тема урока: технология выполнения строчки косых стежков. Изделие: «Кошелек»...

Конспект урока технологии «Виды швов в ручной вышивке, технология выполнения», 3 класс

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока «Технологии» с использованием ИКТ- технологий «Открытка-платье для мамы»

Конспект урока «Технологии» с использованием ИКТ- технологий «Открытка-платье для мамы»...

Конспект урока технологии на тему «Технология использования воздуха». Изделие: «воздушный змей»» (УМК «Перспектива», 4 класс)

Цели деятельности учителя:усвоение технологии использования воздуха в конструировании;развитие творческого мышления и аккуратности;воспитание интереса к материалу урока.Планируемые результатыПредметны...

Конспект урока технологии 2 класс " Технология выполнения строчки косых стежков. Изделие- чехол для телефона"

Цели деятельности учителя: изготовление модели чехла для телефона из фетра с помощью строчки косых стежков, закрепление навыка создания выкройки.Планируемые результатыПредметные:Знать: этапы выполнени...