Конспект по технологии «Природные камни Урала». «Малахитовая шкатулка»,3 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по технологии на тему

Конспект по технологии «Природные камни Урала». «Малахитовая шкатулка»,3 класс, УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа:        Методист: Буторина В.В.

Класс:        Учитель:

Кабинет:        Студент: Захарова Юлия

Тема урока: «Природные камни Урала». «Малахитовая шкатулка».

Цель урока: Научиться делать «Малахитовую шкатулку», познакомить детей с камнями Уральской природы.

      Задачи урока:

1.Повторить основные сведения о полезных ископаемых; познакомить с техникой работы с пластилином.

2.Развивать умения самостоятельно выполнять изделия; совершенствовать технику работы с пластилином.

3.Воспитывать любовь к своему родному краю.

      Планируемые результаты обучения:

Личностные: Развитие мелкой моторики рук , делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Предметные: Освоить технику изготовления шкатулки (уметь передать цветовую гамму малахита с помощью пластилина).

Метапредметные: Ознакомиться с видом Уральских камней.

       Оборудование: коробка, пластилин, презентация.

Этап

Время.

Содержание

УУД

1.

Организационный момент

1 мин.

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Юлия Петровна, сегодня я проведу у вас урок.

Л:Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

2.

Сообщение темы и задач урока.

3 мин.

( слайд) Иллюстрация камней.

Что это? (камни, полезные ископаемые)

Какие камни вы знаете?(малахит, гранит, мрамор) Где добываются эти камни?(на горах, в пещерах, в разрезах горных пород)

Какой камень вам больше всего нравится? (малахит)

П: поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания.

3.

Подготовительная работа.

10мин.

 Ребята как вы думаете, что мы с вами сегодня будем выполнять на уроке? 

Малахит, один из главных минералов меди, содержит 57 % чистого металла.

Кроме меди, в его состав входят кислород, углерод и вода. Образуется он чаще всего там, где медные руды выходят на земную поверхность.

 Текстура его разнообразна: струистая, ленточная, круговая, звездчатая с чередованием разноцветных слоев. Распространенными формами малахита являются корочки, почковидные массы и разнообразные натеки. Минерал в виде кристаллов встречается в природе крайне редко.

Самой ранней малахитовой поделке  10 500 лет! Это скромная, простой овальной формы подвеска, найденная в одном из погребений неолитического могильника в долине Шанидар (Северный Ирак). В те времена в нём ценилась скорее не красота, а польза.

Наибольшей известностью пользуется Малахитовый зал Эрмитажа, На отделку зала потребовалось 125 пудов малахита. Малахитовые камины, колонны зала изумительны по красоте и рисунку.

По краям царских врат Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге стоит восемь малахитовых колонн — по четыре с каждой стороны — высотой около 10 м и диаметром 42 см

На уроке  литературного чтения вы прочитали  сказ  Павла  Божова  «Малахитовая шкатулка»,  где  описано с каким трудом добывался  этот  камень,  как  работали  над  ним  мастера,  как  переправляли  его в  Петербург  для украшения  зала  в  Зимнем  Дворце.  

И  конечно о судьбах   главных  героев:  Хозяйки  Медной горы,  Степане – работнике  с рудника и Степановой дочке  Танюшке.  

Теперь конечно стало понятно чем связаны  Медная гора и малахит.  Не зря мы назвали камень  малахит  сказочным. Урал – не единственное место в России, где обнаружены запасы малахита. Разработки месторождений ведутся и на Алтае. Некоторые образцы алтайского малахита по красоте сходны с уральским. Цветовая гамма алтайского малахита приближается к бирюзово-голубой.

В наши дни лидером по поставке природного малахита является республика Конго. Кроме южноафриканских месторождений малахит добывается и в Австралии, Великобритании, Франции, Чили и на Кубе, а также в Казахстане. Но камни из этих рудников не идут ни в какое сравнение с уникальным уральским малахитом

Запасы руд в знаменитых уральских месторождениях – Гумешевском и Медноруднянском – истощились. В конце 19 века Гумешевскую шахту затопило, и добыча медной руды прекратилась.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

4.

Словарная работа.

2 мин.

Малахит – минерал. Название получил от греческого (маляхэ) – мальва, окраска листвы которой похожа ни цвет малахита.. Образуется при растворении руд меди и отложении соединений меди в трещинах и пустотах горной породы.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

5.

Объяснение нового материала.

Планирование предстоящей деятельности.

3 мин.

Каково значение изделия? (можно подарить, украсить комнату…)

Простое изделие или сложное? (сложное)

Из какого количества деталей состоит изделие?  (1 )

Какова форма?  ( круглая , квадратная прямоугольная )

Каким способом заготовлены детали изделия?  ( способом скручивания пластин)

Ребята сейчас мы с вами будем делать шкатулку, а для этого нам нужно подготовить рабочее место. Уберите все лишнее и оставьте на парте только необходимые материалы для работы. Давайте с вами вспомним технику безопасности.(на слайде)

  1. Выделить место для работы с пластилином.
  2. Аккуратно пользоваться пластилином, не пачкать стол, одежду, лепить на дощечке, не брать пластилин в рот; засучивать рукава перед работой.
  3. Использовать в работе стеки только под руководством учителя.
  4. После работы с пластилином привести в порядок рабочее место; очистить от пластилина доски, протереть стол мокрой тряпочкой.
  5. По окончании работы дети должны сначала тщательно вытереть руки бумажной салфеткой, а затем вымыть руки теплой водой с мылом, насухо вытереть полотенцем.
  1. Хранить пластилин в специальных коробках, в строго отведенном месте.

Молодцы! Давайте начнем делать нашу шкатулку.

1.Выберите пластилин таких цветов, которые подходят для создания имитации малахита (зелёный, белый, чёрный). Отрежьте от каждого бруска пластилина небольшой брусок. (слайд)

2.Разомните так, чтобы у вас получились прямоугольные «лепешки». (слайд)

3.Сложите раскатанные пласты один на другой и скрутите их в трубочку. (слайд)

4.Разрежте полученный брусок на тонкие пластинки, имитирующие рисунок малахита. (слайд)

5. Прикрепите пластинки к стенкам, и крышке коробки, немного приплющивая. (слайд)

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

6.

Фмзминутка.

1 мин.

Громко тикают часы                 (Ходьба сидя.)

Тик-так, тик-так.                         (Наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова.)

В школу нам пора идти,        (Ходьба сидя.)

Тик-так, тик-так.                         (Наклоны головы вправо-влево.)

Мы учебники собрали,                 (Наклон назад, прогнувшись, руки развести в стороны.)

Тик-так, тик-так.                         (Повторить наклоны головы, руки на поясе.)

В школу дружно зашагали,         (Ходьба на месте.)

Тик-так, тик-так.                         (Наклоны головы.)

Л: нравственно-этическая ориентация(нормы поведения, исходя из социальных личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный  выбор).

7.

Самостоятельная работа.

18 мин.

Работа по данному алгоритму.

П: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления

Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

П: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.

8.

Итог урока.

2 мин.

Ребята, давайте сделаем выставку работ  и поставим всем оценки . Оценка будет ставиться за качества и степень самостоятельности. Итак , давайте вспомним в какой технике мы с вами сделали шкатулку?

Дети, поднимите руки кто разобрался с темой и может объяснить соседу.

Теперь поднимите руки те, кто не  до конца понял сегодняшнюю тему урока.

И поднимите руки те кто не понял тему.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по технологии "Малахитовая шкатулка" 4 класс

Презентация по технологии "Малахитовая шкатулка". Украшение коробочки в технике "Русская мозаика"...

Конспект урока технологии "Работа с ткаными материалами. Вышивание." 2 класс Школа России

Предмет: ТехнологияКласс: 2Тема урока: Работа с ткаными материалами. Вышивание.Цели урока:-  расширить представления учащихся о видах обработки ткани;Планируемые результаты:Личностные:·...

Конспект урока "Малахитовая шкатулка" (4 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по технологии на тему: "Полезные ископаемые. Изделие "Малахитовая шкотулка". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Шко...

Презентация по технологии на тему "Малахитовая шкатулка", 4 класс

Презентация подготовлена с использованием иллюстраций из учебника Роговцевой Н.И. Технология. Учебник для 4 класса. Содержит иллюстрации поэтапного изготовления изделия, имитирующего технику «ру...

Конспект урока по технологии "Полезные ископаемые. Изделие Малахитовая шкатулка" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: cоздать благоприятные условия для формирования умения выполнять изделие «Малахитовую шкатулку» с помощью техники, имитирующей «Русскую мозаику»....

Конспект урока по технологии.Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка».

Цель урока: создать благоприятные условия для формирования умения выполнять изделие «Малахитовую шкатулку» с помощью техники, имитирующей «Русскую мозаику»....