Рабочая программа по технологии, 1-2 классы
рабочая программа по технологии (2 класс) на тему

Сазонова Наталья Игоревна

Рабочая программа по технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_tehnologii_1-2_klassy.docx62.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

      Рассмотрено                        Согласовано:                    Принято                            Утверждаю:

на заседании ШМО              заместитель директора         на педагогическом            директор МБОУ «СОШ №5»:

__________цикла                  по УВР  _______                  совете № _____                  Н.А. Вартанян

Руководитель:_____  

__________________          __________________            от ____________                _________________          

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по     технологии

для   1-4   классов

Сазоновой Н.И.

Новомосковск, 2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по технологии разработана на основе Федерального образовательного государственного стандарта, авторской программы Е.А. Лутцевой «Технология» (Лутцева Е. А.   Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. М. : Просвещение, 2014.),Примерной образовательной программы начального общего образования, Положения о рабочей программе МБОУ «СОШ №5».

Цель изучения курса технологии — развитие социальнозначимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.

 Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:

— стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств

; — формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

— формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;

 — формирование первоначальных конструкторскотехнологических знаний и умений;

— развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);

 — развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

 — формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий; — развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

 — ознакомление с миром профессий (в том числе профессии близких и родных), их социальным значением, историей возникновения и развития;

— овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. В данной программы обучения в области формирования знаний по технологии: достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения учащихся благодаря специально подобранному и выстроенному содержанию и его методическому аппарату

Урок технологии проводится 1 раз в неделю (33 учебные недели в 1 классе, 34 учебные недели во 2-4 классах).

1.Планируемые результаты обучения

Результаты изучения технологии в 1 классе

 Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:

положительно относиться к учению;

проявлять интерес к содержанию предмета технологии;

принимать одноклассников, помогать им, отзываться на помощь от взрослого и детей;

чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;

самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного самим для родных, друзей, для себя;

бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;

осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;

с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;

под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.

 Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;

учиться проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные универсальные учебные действия:

наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;

сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);

с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;

ориентироваться в материале на страницах учебника;

находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.

Предметные результаты (по разделам)

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Знать (на уровне представлений):

о роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;

об отражении форм и образов природы в работах мастеров художников, о разнообразных предметах рукотворного мира;

о профессиях, знакомых детям.

Уметь:

обслуживать себя во время работы: поддерживать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их;

соблюдать правила гигиены труда.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Знать:

общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.);

последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

способы разметки на глаз, по шаблону;

формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;

клеевой способ соединения;

способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;

названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.

Уметь:

различать материалы и инструменты по их назначению;

качественно выполнять операции и приемы по изготовлению несложных изделий:

экономно размечать сгибанием, по шаблону;

 точно резать ножницами;

 собирать изделия с помощью клея;

 эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой;

использовать для сушки плоских изделий пресс;

безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);

с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон.

3. Конструирование и моделирование

Знать: 

о детали как составной части изделия;

конструкциях — разборных и неразборных;

неподвижном клеевом соединении деталей.

Уметь:

различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;

конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку


2. Содержание учебного курса по технология

1 класс (33ч)

Давайте познакомимся (3 ч)

Инструктаж по технике безопасности. Рукотворный и природный мир города. Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека.

Рукотворный и природный мир села. Рукотворный мир как результат труда человека. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира

На земле, на воде и в воздухе. Функциональное назначение транспорта. Разнообразие предметов рукотворного мира (техника).

Природная мастерская (8 часов)

Природа и творчество. Природные материалы. Подготовка материалов к работе.  Общее понятие о материалах, их происхождении.

Листья и фантазии. Отбор и составление групп листьев по их форме. Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов.

Веточки и фантазии. Составление композиций с использованием семян, листьев

Веточки и фантазии. Составление чисел или букв и доступных математических выражений

Фантазии из шишек, желудей, каштанов. Составление фигур и малых композиций из собранных плодов

Композиция из листьев. Знакомство с понятием "композиция", с центровой композицией. Составление композиции из листьев

Орнамент из листьев. Знакомство с понятием "орнамент", вариантами орнаментов (в круге, квадрате, полосе). Составление разных орнаментов из одинаковых деталей-листьев.

Природные материалы. Обобщение понятия "природные материалы". Освоение способов соединения деталей из природных материалов. Составление объемных композиций. Проверочная работа по теме «Природная мастерская»

Пластилиновая мастерская (3 часа)

Пластилиновая мастерская. Материалы для лепки. Знакомство с пластичными материалами. Исследование свойств пластилина, получение из него различных форм

В мастерской кондитера. Введение понятия "технология". Знакомство с профессией кондитера. Изготовление "пирожных", "печенья" из пластилина. Мастера и их профессии

В море. Изготовление морских обитателей из пластилина. Проект "Аквариум".  Анализ задания, организация рабочего места Проверочная работа по теме «Пластилиновая мастерская»

Бумажная мастерская (15 часов)

Бумажная мастерская Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Проект "Скоро Новый год". Изготовление ёлочных игрушек из бумажных полосок. Работа в малых группах

Технология ручной обработки материалов. Бумага. Введение понятия «бумага — материал». Знакомство с видами бумаги, их использованием.

Бумага и картон. Введение понятия «картон — материал». Знакомство с разновидностями картона, их использованием в промышленности и творчестве мастеров.

Художественная техника – оригами. Изделие «Фигурки оригами». Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов

Аппликация «Кто живет в пруду». Закрепление приёмов сгибания и складывания бумаги. Формообразование деталей (сгибание, складывание)

Изделия «Бумажный зоопарк» в технике оригами. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов.

Беседа «Наша армия родная». Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку. Изделие «Подарок защитнику» в технике оригами

Инструменты и приспособления для обработки материалов, выполнение приемов их рационального и безопасного использования. Ножницы — режущий инструмент.. Выполнение резаной мозаики

Беседа «Весенний праздник 8 Марта». Изделие «Подарок - портрет».

Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону) Введение понятия «шаблон». Аппликация «Праздник цветов».

Изготовление изделий из деталей, сложенных гармошкой, и деталей, изготовленных по шаблонам. Изделие «Бабочка».

Изделие закладка с орнаментом.

Образы весны. Первоцветы. Аппликация «Подснежник и тюльпан».

Настроение весны. Знакомство с понятием «колорит». Подбор цветосочетаний материалов. Изготовление рамок для аппликаций

Праздники и традиции весны. Подбор материалов для коллажа.  Изделие «Праздничное яйцо». Проверочная работа по теме "Бумажная мастерская"

Текстильная мастерская (4 часа)

Виды и свойства ткани. Введение понятия «ткани и нитки — материалы».  Завязывание узелка

Швейные инструменты и приспособления. Выполнение строчки прямого стежка

Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация). Изделие «Закладка и салфетка».

 Итоговая проверочная работа

2 класс (34 ч)

Художественная мастерская (10 ч)

Повторение знаний и умений, полученных в 1 классе. Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Изготовление изделий  в технике оригами. 

Знакомство со средствами художественной выразительности: тон, форма и размер. Подбор семян по тону, по форме.  Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Изготовление композиций из семян растений

Знакомство со средством художественной выразительности — цветом. Цветовой круг, цветосочетания. Изготовление аппликаций, композиций с разными цветовыми сочетаниями материалов

Знакомство с видами композиций: центральная, вертикальная, горизонтальная. Центр композиции. Изготовление композиций разных видов. Распределение рабочего времени.

Средства художественной выразительности. Светотень. Сравнение плоских и объёмных геометрических форм. Изготовление рельефных композиций из белой бумаги

Введение понятия «симметрия». Разметка симметричных  деталей складыванием заготовок в несколько слоёв и гармошкой, разметкой на глаз, наклеивание за фрагмент, точечно.  Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Изготовление композиций из симметричных бумажных деталей

Повторение сведений о картоне (виды, свойства). Общее представление о технологическом процессе: разметка деталей по шаблону, выделение деталей (резание ножницами), простейшая обработка деталей (биговка). Освоение биговки. Разметка деталей по шаблонам сложных форм. Выполнение биговки по сгибам деталей.

Наши проекты. Африканская саванна.  Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей. Обсуждение конструкции силуэтов животных, технологий изготовления из деталей. Распределение работы внутри групп с помощью учителя. Работа с опорой на рисунки. Обсуждение результатов коллективной работы. Изготовление изделий сложных форм в одной тематике

Получение объёмных деталей путём надрезания и последующего складывания части детали. О многообразии животного мира, формах клювов и ртов разных животных. Закрепление умения выполнять биговку. Изготовление изделий с использованием вышеуказанного приёма получения объёма с разметкой по половине шаблона

Криволинейное сгибание картона. О древних ящерах и драконах. Закрепление умения выполнять биговку. Разметка деталей по половине шаблона. Точечное наклеивание деталей. Изготовление изделий с деталями, имеющими кривые сгибы, с разметкой по половине шаблона.

Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме

Чертёжная мастерская (7 ч)

Введение понятия «технологические операции».  Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Знакомство  с технологической картой. Изготовление изделий с деталями, сложенными пружинкой

Введение понятия «линейка — чертёжный инструмент». Контроль точности измерений по линейке. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей.  Использование измерений и построений для решения практических задач.

Введение понятия «чертёж». Линии чертежа: основная, толстая, тонкая, штрихпунктирная с двумя точками.  Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Изделия и их чертежи. Изготовление изделий с основой прямоугольной формы по их чертежам

Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? Знакомство с народным промыслом плетения изделий из разных материалов, с понятиями «ремесленник», «ремёсла», названиями ряда ремёсел.  Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам. Разметка одинаковых бумажных полосок. Изготовление изделий с плетёными деталями

Введение понятия «угольник — чертёжный инструмент». Функциональное назначение угольника, разновидности угольников. Изготовление изделий с основой прямоугольной формы с помощью угольника по их чертежам

Введение понятий: «циркуль — чертёжный инструмент», «круг», «окружность», «дуга», «радиус». Построение окружности циркулем. Откладывание радиуса окружности циркулем по линейке. Изготовление изделий с круглыми деталями, размеченными с помощью циркуля

Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Знакомство с чертежом круглой детали. Соотнесение детали и её чертежа. Проверка конструкции в действии. Изготовление изделий из кругов, размеченных с помощью циркуля, и частей кругов, из деталей прямоугольных форм, размеченных с помощью угольника и линейки. Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме

Конструкторская мастерская (10 ч)

Введение понятий «подвижное и неподвижное соединение деталей», «шарнир», «шило».  Способы соединения деталей.  Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов и их рационального и безопасного использования.   Приёмы безопасной работы шилом и его хранение. Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу качения детали

Введение понятий «разборная конструкция».  Различные виды конструкций и способов их сборки. Расширение знаний о шарнирном механизме. Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу вращения

Расширение знаний о шарнирном механизме.  Анализ устройства и назначения изделия. Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу марионетки — «дергунчик»

Об использовании пропеллера в технических устройствах, машинах. Назначение винта (охлаждение, увеличение подъёмной силы, вращение жерновов мельницы).  Выстраивание последовательности практических действий и технологических операций. Изготовление изделий, имеющих пропеллер, крылья (мельница)

Введение понятий «модель», «щелевой замок». Основные конструктивные части самолёта.  Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку. Изготовление модели самолёта. Сборка щелевым замком

День защитника Отечества. Общее представление об истории вооружения армий России в разные времена. О профессиях женщин в современной российской армии. Изготовление изделия на военную тематику (например, открытки со вставками)

Назначение машин. Общее представление о видах транспорта трёх сфер (земля, вода, небо). Спецмашины.  Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).  Введение понятий «макет», «развёртка». Изготовление моделей машин по их развёрткам

Поздравляем женщин и девочек. Изготовление поздравительных открыток с использованием разметки по линейке или угольнику и других ранее  освоенных знаний и умений

Представление о работе архитектора, об архитектуре.  Наши проекты. Макет города.  Элементарная творческая и проектная деятельность (создание и реализация замысла, его детализация и воплощение). Несложные  коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Результат проектной деятельности — изделия. Изготовление макета родного города или города мечты.

Проверка знаний и умений по теме

Рукодельная мастерская (7 ч)

Ткачество и вязание. Ткани и трикотаж. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Нетканые материалы, их строение и свойства. Использование тканей, трикотажа, нетканых материалов.  Мастера и их профессии. Профессии швеи и вязальщицы. Изготовление изделий из нетканых материалов (ватных дисков, синтепона)

Виды ниток: шёлковые, мулине, швейные, пряжа. Их использование. Изготовление пряжи — прядение. Изготовление колец для помпона с помощью циркуля. Изготовление помпона из пряжи. Изготовление изделий, частью которых является помпон

Виды натуральных тканей: хлопчатобумажные, шёлковые, льняные, шерстяные. Их происхождение. Сравнение образцов. Свойства тканей. Изготовление изделий, требующих наклеивания ткани на картонную основу

Вышивки разных народов. Повторение   понятий «строчка», «стежок», правил пользования иглой и швейными булавками. Безузелковое закрепление нитки на ткани. Изготовление изделий  с вышивкой крестом

Лекало. Введение понятия «лекало». Изготовление изделий, размеченных по лекалам и соединённых изученными ручными строчками.

Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме

Что узнали, чему научились. Проверка знаний и умений за 2 класс

3-4 класс

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания

Разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2–3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).

Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности – изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.

Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приемов их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты).

Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

Конструирование и моделирование

Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.

Практика работы на компьютере

Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях.

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и Power Point.


3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС

№  урока

Наименование раздела (темы) / Тема урока

№ урока в разделе

Основные виды деятельности учащихся

Давайте познакомимся (3 ч)

Инструктаж по технике безопасности. Рукотворный и природный мир города. Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека.

1

 слушать, понимать и выполнять предлагаемое задание;

 наблюдать предметы окружающего мира, связи человека с природой и предметным миром; сравнивать и классифицировать предметы окружающего мира по их происхождению (природное или рукотворное);  проводить количественное сравнение наблюдаемых предметов (в учебнике, в реальности); делать выводы о наблюдаемых явлениях;

Рукотворный и природный мир села. Рукотворный мир как результат труда человека. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира

2

 слушать, понимать и выполнять предлагаемое задание;  наблюдать предметы окружающего мира, связи человека с природой и предметным миром; сравнивать и классифицировать предметы окружающего мира по их происхождению (природное или рукотворное); проводить количественное сравнение наблюдаемых предметов (в учебнике, в реальности);

делать выводы о наблюдаемых явлениях;

На земле, на воде и в воздухе. Функциональное назначение транспорта. Разнообразие предметов рукотворного мира (техника).

3

слушать, понимать и выполнять предлагаемое задание;

 наблюдать технические объекты окружающего мира; называть функциональное назначение транспортных средств, известных детям;

 сравнивать и классифицировать транспортные средства; объяснять свой выбор предметов окружающего мира;  делать выводы о наблюдаемых явлениях; осмысливать необходимость бережного отношения к природе, окружающему материальному пространству

Природная мастерская (8 часов)

Природа и творчество. Природные материалы. Подготовка материалов к работе.  Общее понятие о материалах, их происхождении.

1

слушать, понимать и выполнять предлагаемое задание; наблюдать и отбирать природные материалы;

называть известные природные материалы; сравнивать и классифицировать собранные природные материалы по их видам; объяснять свой выбор предметов окружающего мира; делать выводы о наблюдаемых явлениях; осмысливать необходимость бережного отношения к природе, окружающему материальному пространству

Листья и фантазии. Отбор и составление групп листьев по их форме. Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов.

2

слушать, понимать и выполнять предлагаемое задание;  наблюдать и отбирать листья; называть известные деревья и кустарники, которым

принадлежат собранные листья; сравнивать и классифицировать собранные листья по их форме; рассуждать о соответствии форм листьев и известных геометрических форм

Веточки и фантазии. Составление композиций с использованием семян, листьев

3

рассуждать о соответствии форм листьев и известных геометрических форм; делать выводы о наблюдаемых явлениях; осмысливать необходимость бережного отношения к природе, окружающему материальному пространству

Веточки и фантазии. Составление чисел или букв и доступных математических выражений

4

слушать, понимать и выполнять предлагаемое задание;  наблюдать ветки различных растений; называть известные растения по их веткам; сравнивать и классифицировать собранные ветки по их форме;

 узнавать деревья и кусты по их веткам;

объяснять свой выбор предметов окружающего мира; делать выводы о наблюдаемых явлениях;

Фантазии из шишек, желудей, каштанов. Составление фигур и малых композиций из собранных плодов

5

слушать,         понимать         и

выполнять предлагаемое задание; наблюдать семена различных деревьев; называть известные растения по их семенам; сравнивать собранные семена по их форме; узнавать деревья и кустарники по их семенам; объяснять свой выбор природного материала

Композиция из листьев. Знакомство с понятием "композиция", с центровой композицией. Составление композиции из листьев

6

организовывать рабочее место для работы с природными материалами; наблюдать и называть особенности композиций; сравнивать композиции по расположению их центра; узнавать центровую композицию по её признакам ;

 анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного; открывать новые знания и практические умения через пробные упражнения отбирать необходимые материалы для композиции; объяснять свой выбор природного материала; изготавливать изделие с опорой на рисунки и подписи к ним; делать выводы о наблюдаемых явлениях; оценивать результат своей деятельности (качество изделия)

Орнамент из листьев. Знакомство с понятием "орнамент", вариантами орнаментов (в круге, квадрате, полосе). Составление разных орнаментов из одинаковых деталей-листьев.

7

организовывать рабочее место для работы с природными материалами; наблюдать и называть особенности композиций; анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного; открывать новые знания и практические умения через пробные упражнения отбирать необходимые материалы для композиции; объяснять свой выбор природного материала; изготавливать изделие с опорой на рисунки и подписи к ним; делать выводы о наблюдаемых явлениях; оценивать результат своей деятельности (качество изделия)

Природные материалы. Обобщение понятия "природные материалы". Освоение способов соединения деталей из природных материалов. Составление объемных композиций. Проверочная работа по теме «Природная мастерская»

8

 организовывать рабочее место для работы с природными материалами; наблюдать и называть особенности композиций; анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель открывать новые знания и практические умения через пробные упражнения (точечное наклеивание листьев на основу, соединение с помощью пластилина, соединение с помощью клея и ватной прослойки); отбирать необходимые материалы для композиции;  объяснять свой выбор природного материала; изготавливать изделие с опорой на рисунки и подписи к ним; делать выводы о наблюдаемых явлениях;

оценивать результат своей деятельности (качество изделия)

Пластилиновая мастерская (3 часа)

Пластилиновая мастерская. Материалы для лепки. Знакомство с пластичными материалами. Исследование свойств пластилина, получение из него различных форм

1

организовывать рабочее место для работы с пластилином;  наблюдать и называть свойства пластилина; сравнивать свойства пластилина, выделять основное пластичность; анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного; открывать новое знание и практическое умение через пробные упражнения (свойства пластилина); изготавливать изделия с опорой на рисунки и подписи к ним; отбирать пластилин по цвету, придавать деталям нужную форму; изготавливать изделие с опорой на рисунки и подписи к ним; оценивать результат своей деятельности (качество изделия); обобщать (называть) то новое, что освоено; осмысливать необходимость бережного отношения к окружающему материальному пространству.

В мастерской кондитера. Введение понятия "технология". Знакомство с профессией кондитера. Изготовление "пирожных", "печенья" из пластилина. Мастера и их профессии

2

 организовывать рабочее место для работы с пластилином;  анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, открывать новое знание и практическое умение через пробные упражнения (свойства пластилина); изготавливать изделия с опорой на рисунки и подписи к ним; отбирать пластилин по цвету, придавать деталям нужную форму; изготавливать изделие с опорой на рисунки и подписи к ним; оценивать результат своей деятельности (качество изделия); обобщать (называть) то новое, что освоено; осмысливать необходимость бережного отношения к окружающему материальному пространству; осознавать необходимость уважительного отношения к людям труда

В море. Изготовление морских обитателей из пластилина. Проект "Аквариум".  Анализ задания, организация рабочего места Проверочная работа по теме «Пластилиновая мастерская»

3

осваивать умение переносить известные знания и умения (свойства пластилина) на схожие виды работ; организовывать рабочее место для работы с пластилином; осваивать умение работать в группе изготавливать детали композиции и объединять их в единую композицию; придумывать и предлагать свои варианты деталей рыбок, водорослей по форме, цвету, материал для деталей камней; анализировать образцы изделий, осваивать умение помогать друг другу в совместной работе; понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного оценивать результат своей деятельности (качество изделия); обобщать (называть) то новое, что освоено 

Бумажная мастерская (15 часов)

Бумажная мастерская. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Проект "Скоро Новый год". Изготовление ёлочных игрушек из бумажных полосок. Работа в малых группах

1

организовывать рабочее место для работы с бумагой; осваивать умение переносить известные знания и умения (точечное склеивание деталей) на освоение других технологических навыков; запоминать правила техники безопасной работы с ножницами отбирать необходимые материалы для композиций; изготавливать изделие с опорой на рисунки и план; осуществлять контроль по шаблону; оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность складывания, аккуратность наклеивания, общая эстетичность); обобщать (называть) то новое, что освоено; выполнять данную учителем часть задания, осваивать умение договариваться и помогать друг другу в совместной работе; осмысливать необходимость бережного отношения к окружающему природному и материальному пространству

Технология ручной обработки материалов. Бумага. Введение понятия «бумага — материал». Знакомство с видами бумаги, их использованием.

2

наблюдать и называть свойства разных образцов бумаги и картона; сравнивать конструктивные особенности отдельных изделий и схожих групп изделий, технологий их изготовления; открывать новое знание и практическое умение через пробные упражнения (придание формы деталям путём складывания и сгибания, резание бумаги ножницами, вытягивание и накручивание бумажных деталей, наклеивание мелких деталей на всю поверхность; делать выводы о наблюдаемых явлениях; осуществлять контроль по шаблону; оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность складывания, аккуратность наклеивания, общая эстетичность); обобщать (называть) то новое, что освоено

Бумага и картон. Введение понятия «картон — материал». Знакомство с разновидностями картона, их использованием в промышленности и творчестве мастеров.

3

наблюдать и называть свойства разных образцов бумаги и картона; открывать новое знание и практическое умение через пробные упражнения  делать выводы о наблюдаемых явлениях; оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность складывания, аккуратность наклеивания, общая эстетичность); обобщать (называть) то новое, что освоено

Художественная техника – оригами. Изделие «Фигурки оригами». Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов

4

открывать новое знание и практическое умение через пробные упражнения (придание формы деталям путём складывания и сгибания); делать выводы о наблюдаемых явлениях; осуществлять контроль по шаблону; оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность складывания, аккуратность наклеивания, общая эстетичность); обобщать (называть) то новое, что освоено

Аппликация «Кто живет в пруду». Закрепление приёмов сгибания и складывания бумаги. Формообразование деталей (сгибание, складывание)

5

открывать новое знание и практическое умение через пробные упражнения (придание формы деталям путём складывания и сгибания); делать выводы о наблюдаемых явлениях; осуществлять контроль по шаблону; оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность складывания, аккуратность наклеивания, общая эстетичность); обобщать (называть) то новое, что освоено

Изделия «Бумажный зоопарк» в технике оригами. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов.

6

открывать новое знание и практическое умение через пробные упражнения (придание формы деталям путём складывания и сгибания); делать выводы о наблюдаемых явлениях; осуществлять контроль по шаблону; оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность складывания, аккуратность наклеивания, общая эстетичность); обобщать (называть) то новое, что освоено

Беседа «Наша армия родная». Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку. Изделие «Подарок защитнику» в технике оригами

7

осваивать умение использовать ранее приобретённые знания и умения в практической работе (сгибание и складывание); организовывать рабочее место; сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологий их изготовления;  анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель,; отбирать необходимые материалы для композиций; изготавливать изделие с опорой на рисунки и подписи к ним; делать выводы о наблюдаемых явлениях; оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность складывания, аккуратность наклеивания, общая эстетичность); обобщать (называть) то новое, что освоено; осознавать необходимость уважительного отношения к военным, ветеранам войны

Инструменты и приспособления для обработки материалов, выполнение приемов их рационального и безопасного использования. Ножницы — режущий инструмент.. Выполнение резаной мозаики

8

соотносить профессии людей и инструменты, с которыми они работают; организовывать рабочее место; исследовать конструктивные особенности ножниц; открывать новые знания и умения — правила безопасного пользования ножницами и их хранения, приём резания; анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного; отбирать необходимые материалы для композиций; изготавливать изделие с опорой на рисунки и подписи к ним; делать выводы о наблюдаемых явлениях; оценивать результат своей деятельности; обобщать (называть) то новое, что освоено

Беседа «Весенний праздник 8 Марта». Изделие «Подарок - портрет».

9

организовывать рабочее место; исследовать и сравнивать приёмы резания ножницами по разным линиям; анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного; открывать новые знания и умения — приёмы резания бумаги ножницами по линиям, приёмы вытягивания, накручивания бумажных полос (через пробные упражнения);  отбирать необходимые материалы для композиций; изготавливать изделие с опорой на рисунки и подписи к ним; делать выводы о наблюдаемых явлениях; оценивать результат своей деятельности; обобщать (называть) то новое, что освоено; осознавать необходимость уважительного отношения к девочкам и женщинам

Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону) Введение понятия «шаблон». Аппликация «Праздник цветов».

10

организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном; исследовать материалы и отбирать те, из которых могут быть изготовлены шаблоны (картон и другие плотные);  сравнивать приёмы разметки деталей по шаблонам разных форм; анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного; открывать новые знания и умения — приёмы разметки деталей по шаблонам (через пробные упражнения);  делать выводы о наблюдаемых явлениях; осваивать умение работать по готовому плану; отбирать необходимые материалы для композиций;  изготавливать изделие с опорой на рисунки и план;  осуществлять контроль по шаблону; оценивать результат своей деятельности; обобщать (называть) то новое, что освоено

Изготовление изделий из деталей, сложенных гармошкой, и деталей, изготовленных по шаблонам. Изделие «Бабочка».

11

организовывать рабочее место; осваивать умение переносить известные знания и умения (свойства пластилина) на схожие виды работ; сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления;  сравнивать приёмы разметки деталей по шаблонам, складыванием; формы деталей бабочек с геометрическими формами; анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного; открывать новые знания и умения через пробные упражнения (приёмы формообразования складыванием бумажной заготовки гармошкой); делать выводы о наблюдаемых явлениях; осваивать умение работать по готовому плану; отбирать необходимые материалы для композиций;  изготавливать изделие с опорой на рисунки и план; осуществлять контроль по шаблону; оценивать результат своей; обобщать то новое, что освоено; понимать необходимость бережного отношения к природе

Изделие закладка с орнаментом.

12

организовывать рабочее место; наблюдать и сравнивать образцы орнаментов, выполненных в разных техниках, из разных материалов; сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления;  анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного; делать выводы о наблюдаемых явлениях; осваивать умение работать по готовому плану; отбирать необходимые материалы для композиций изготавливать изделие с опорой на рисунки и план;  осуществлять контроль по шаблону; оценивать результат своей деятельности; обобщать то новое, что освоено; осознавать необходимость уважительного и бережного отношения к природе и культуре своего народа

Образы весны. Первоцветы. Аппликация «Подснежник и тюльпан».

13

организовывать рабочее место;  анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель; осваивать умение работать по готовому плану; отбирать необходимые материалы для композиций изготавливать изделие с опорой на рисунки и план;  осуществлять контроль по шаблону; оценивать результат своей деятельности; обобщать то новое, что освоено; осознавать необходимость уважительного и бережного отношения к природе и культуре своего народа

Настроение весны. Знакомство с понятием «колорит». Подбор цветосочетаний материалов. Изготовление рамок для аппликаций

14

организовывать рабочее место;  анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель; осваивать умение работать по готовому плану; отбирать необходимые материалы для композиций изготавливать изделие с опорой на рисунки и план;  осуществлять контроль по шаблону; оценивать результат своей деятельности; обобщать то новое, что освоено; осознавать необходимость уважительного и бережного отношения к природе и культуре своего народа

Праздники и традиции весны. Подбор материалов для коллажа.  Изделие «Праздничное яйцо». Проверочная работа по теме "Бумажная мастерская"

15

организовывать рабочее место;  анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель; осваивать умение работать по готовому плану; отбирать необходимые материалы для композиций изготавливать изделие с опорой на рисунки и план;  осуществлять контроль по шаблону; оценивать результат своей деятельности; обобщать то новое, что освоено; осознавать необходимость уважительного и бережного отношения к природе и культуре своего народа; осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике

Текстильная мастерская (4 часа)

Виды и свойства ткани. Введение понятия «ткани и нитки — материалы».  Завязывание узелка

организовывать рабочее место для работы с текстилем;  наблюдать и называть свойства ткани; сравнивать свойства разных видов ткани и бумаги; соотносить профессии мастеров с материалами, с которыми они работают; открывать новое знание и практическое умение через практическое исследование и пробные упражнения (несколько видов тканей, строение и свойства ткани, крепление нитки на ткани с помощью узелка); оценивать результат своей деятельности; обобщать то новое, что освоено

Швейные инструменты и приспособления. Выполнение строчки прямого стежка

организовывать рабочее место для работы с текстилем;  составлять план и последовательность действий при работе с иглой, использовать общие приемы, сравнивать приемы работы приспособлениями (шаблон, трафарет) и инструментами, анализировать и читать графические изображения (рисунки, схемы),осуществлять декоративное оформление и отделку изделия, применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами. ; оценивать результат своей деятельности; обобщать то новое, что освоено

Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация). Изделие «Закладка и салфетка».

отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей; экономно расходовать используемые материалы; оценивать результат своей деятельности; обобщать то новое, что освоено

 Итоговая проверочная работа

осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике


2 класс

№  урока

Наименование раздела (темы) / Тема урока

№ урока в разделе

Основные виды деятельности учащихся

Художественная мастерская (10 ч)

Инструктаж по технике безопасности. Повторение знаний и умений, полученных в 1 классе. Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Изготовление изделий в технике оригами. 

Самостоятельно:

— организовывать рабочее место;

 — узнавать и называть материалы, инструменты и приёмы обработки материалов, изученные в 1 классе;

—применять ранее освоенное для выполнения практического задания.

С помощью учителя:

 — анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;

 — делать выводы о наблюдаемых явлениях;

— изготавливать изделие с опорой на готовый план, рисунки;

— оценивать результат своей деятельности

— обобщать (называть) то новое, что освоено

Знакомство со средствами художественной выразительности: тон, форма и размер. Подбор семян по тону, по форме.  Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Изготовление композиций из семян растений

Самостоятельно:

 — организовывать рабочее место;

— сравнивать природные материалы по форме и тону;

 — анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; — осуществлять контроль по шаблону.

 С помощью учителя:

 — классифицировать семена по тону, по форме;

— решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения

— составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану;

— отбирать необходимые материалы для композиций;

 — изготавливать изделие с опорой на рисунки и план;

— оценивать результат своей деятельности

Знакомство со средством художественной выразительности — цветом. Цветовой круг, цветосочетания. Изготовление аппликаций, композиций с разными цветовыми сочетаниями материалов

Самостоятельно:

— организовывать рабочее место;

— наблюдать и сравнивать различные цветосочетания, композиции;

— осуществлять контроль по шаблону.

С помощью учителя:

— отделять известное от неизвестного; — открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (подбирать материал по цветосочетаемости, придавать объём деталям накручиванием на карандаш, складыванием);

 — делать выводы о наблюдаемых явлениях

Знакомство с видами композиций: центральная, вертикальная, горизонтальная. Центр композиции. Изготовление композиций разных видов. Распределение рабочего времени. 

- составлять план предстоящей практической работы, работать по составленному плану;

 — отбирать необходимые материалы для композиций;

— изготавливать изделие с опорой на рисунки и план;

— оценивать результат своей деятельности;

— обобщать (называть) то новое, что освоено;

— обсуждать и оценивать результаты труда одноклассников;

 — искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых);

 — бережно относиться к окружающей природе

Средства художественной выразительности. Светотень. Сравнение плоских и объёмных геометрических форм. Изготовление рельефных композиций из белой бумаги

— составлять план предстоящей практической работы, работать по составленному плану;

— изготавливать изделие с опорой на рисунки и план;

— осуществлять контроль по шаблону;

 — оценивать результат своей деятельности;

— обобщать (называть) то новое, что освоено;

— обсуждать и оценивать результаты труда одноклассников.

Введение понятия «симметрия». Разметка симметричных  деталей складыванием заготовок в несколько слоёв и гармошкой, разметкой на глаз, наклеивание за фрагмент, точечно.  Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Изготовление композиций из симметричных бумажных деталей 

— организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном,

— осуществлять контроль по шаблону; — отбирать необходимые материалы для композиций.

С помощью учителя:

 — сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления;

— открывать новые знания и умения,  решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (понятие «симметрия», ось симметрии, проверка симметричности деталей складыванием);

— составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану;

 — изготавливать изделие с опорой на рисунки и план;

— оценивать результат своей деятельности;

— обобщать (называть) то новое, что освоено;

 — обсуждать и оценивать результаты труда одноклассников;

Повторение сведений о картоне (виды, свойства). Общее представление о технологическом процессе: разметка деталей по шаблону, выделение деталей (резание ножницами), простейшая обработка деталей (биговка). Освоение биговки. Разметка деталей по шаблонам сложных форм. Выполнение биговки по сгибам деталей.

— соотносить картонные изображения животных и их шаблоны;

 — анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; — организовывать рабочее место

— осуществлять контроль по шаблону; — отбирать необходимые материалы для композиций;

- использовать полученные знания и умения в схожих ситуациях.

Наши проекты. Африканская саванна.  Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей. Обсуждение конструкции силуэтов животных, технологий изготовления из деталей. Распределение работы внутри групп с помощью учителя. Работа с опорой на рисунки. Обсуждение результатов коллективной работы. Изготовление изделий сложных форм в одной тематике

-сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления;

— отделять известное от неизвестного; — открывать новые знания и умения,  решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (биговка, получение объёмной формы деталей);

 — делать выводы о наблюдаемых явлениях;

— составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану;

 — изготавливать изделие с опорой на рисунки и план;

 — оценивать результат своей деятельности;

— проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию;

 — обобщать (называть) то новое, что освоено;

— выполнять данную учителем часть задания, осваивать умение договариваться и помогать друг другу в совместной работе.

искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых)

Получение объёмных деталей путём надрезания и последующего складывания части детали. О многообразии животного мира, формах клювов и ртов разных животных. Закрепление умения выполнять биговку. Изготовление изделий с использованием вышеуказанного приёма получения объёма с разметкой по половине шаблона

- сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления;

- решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (биговка, получение объёмной формы деталей);

— составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану;

 — изготавливать изделие с опорой на рисунки и план;

 — оценивать результат своей деятельности.

Криволинейное сгибание картона. О древних ящерах и драконах. Закрепление умения выполнять биговку. Разметка деталей по половине шаблона. Точечное наклеивание деталей. Изготовление изделий с деталями, имеющими кривые сгибы, с разметкой по половине шаблона.

Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме

- сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления;

- решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (биговка, получение объёмной формы деталей);

— составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану;

 — изготавливать изделие с опорой на рисунки и план;

 — оценивать результат своей деятельности.

Чертёжная мастерская (7 ч)

Введение понятия «технологические операции».  Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Знакомство  с технологической картой. Изготовление изделий с деталями, сложенными пружинкой

Самостоятельно:

 — использовать ранее приобретённые знания и умения в практической работе (разметка по шаблону, резание ножницами, складывание, наклеивание бумажных деталей);

 — анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; — организовывать рабочее место;

— осуществлять контроль по шаблону; — отбирать необходимые материалы для композиций.

 С помощью учителя:

 — сравнивать конструкции и технологии изготовления изделий из одинаковых и разных материалов, находить сходство и различия;

 — отделять известное от неизвестного, — открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения (понятия «технологические операции», «способы выполнения технологических операций»);

— выполнять работу по технологической карте;

— оценивать результат своей деятельности;

— обобщать (называть) то новое, что освоено

Введение понятия «линейка — чертёжный инструмент». Контроль точности измерений по линейке. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей.  Использование измерений и построений для решения практических задач.

Самостоятельно:

— организовывать рабочее место для работы с бумагой (рационально размещать материалы и инструменты); — отбирать необходимые материалы для изделий.

С помощью учителя:

 — сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления;

 — осваивать умение работать линейкой (измерять отрезки, проводить прямые линии, проводить линию через две точки, строить отрезки заданной длины); — сравнивать результаты измерений длин отрезков;

— отделять известное от неизвестного;

— открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи (назначение, приёмы пользования линейкой);

— делать выводы о наблюдаемых явлениях;

— осуществлять контроль по линейке; — оценивать результаты работы (точность измерений);

 — обобщать (называть) то новое, что освоено

Введение понятия «чертёж». Линии чертежа: основная, толстая, тонкая, штрихпунктирная с двумя точками.  Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Изделия и их чертежи. Изготовление изделий с основой прямоугольной формы по их чертежам

Самостоятельно:

— организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном  (рационально размещать материалы и инструменты);

 — осуществлять контроль по шаблонам;

— отбирать необходимые материалы для изделий.

С помощью учителя:

— сравнивать изделия и их чертежи;

— открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения, пробные упражнения (понятие «чертёж», линии чертежа — контурная, выносная, линия сгиба, как читать чертёж, как выполнять разметку детали по её чертежу, угольник, приёмы работы угольником, циркуль, приёмы работы циркулем, понятия «круг», окружность», «дуга», «радиус»);

 — делать выводы о наблюдаемых явлениях

Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? Знакомство с народным промыслом плетения изделий из разных материалов, с понятиями «ремесленник», «ремёсла», названиями ряда ремёсел.  Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам. Разметка одинаковых бумажных полосок. Изготовление изделий с плетёными деталями

— осваивать умение читать чертежи и выполнять по ним разметку деталей;

 — составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану;

 — выполнять работу по технологической карте;

 — осуществлять контроль по линейке, угольнику, циркулю;

 — оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы);

— проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления; — обобщать (называть) то новое, что освоено;

— искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых);

 — уважительно относиться к людям труда и результатам их труда;

Введение понятия «угольник — чертёжный инструмент». Функциональное назначение угольника, разновидности угольников. Изготовление изделий с основой прямоугольной формы с помощью угольника по их чертежам

Введение понятий: «циркуль — чертёжный инструмент», «круг», «окружность», «дуга», «радиус». Построение окружности циркулем. Откладывание радиуса окружности циркулем по линейке. Изготовление изделий с круглыми деталями, размеченными с помощью циркуля

Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Знакомство с чертежом круглой детали. Соотнесение детали и её чертежа. Проверка конструкции в действии. Изготовление изделий из кругов, размеченных с помощью циркуля, и частей кругов, из деталей прямоугольных форм, размеченных с помощью угольника и линейки. Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме

Конструкторская мастерская (10 ч)

Введение понятий «подвижное и неподвижное соединение деталей», «шарнир», «шило».  Способы соединения деталей.  Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов и их рационального и безопасного использования.   Приёмы безопасной работы шилом и его хранение. Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу качения детали

Самостоятельно:

 — анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; — организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты);

— осуществлять контроль по шаблонам, линейке, угольнику.

С помощью учителя:

 — сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления;

— классифицировать изделия и машины (по конструкции, назначению, функциям);

— отделять известное от неизвестного; — открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения, пробные упражнения, испытания (виды и способы соединения деталей разных изделий, приёмы работы шилом, доступные шарнирные механизмы, соединительные материалы,  понятие «щелевой замок», понятие «макет машины»);

— составлять план предстоящей практической работы, работать по составленному плану;

— отбирать необходимые материалы для изделий;

— выполнять работу по технологической карте;

— осуществлять контроль по линейке, угольнику, циркулю;

 — оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы);

— проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления;

— уважительно относиться к людям  разного труда и результатам их труда, к защитникам Родины, к близким и пожилым людям, к соседям и др.

Введение понятий «разборная конструкция».  Различные виды конструкций и способов их сборки. Расширение знаний о шарнирном механизме. Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу вращения

Расширение знаний о шарнирном механизме.  Анализ устройства и назначения изделия. Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу марионетки — «дергунчик»

Об использовании пропеллера в технических устройствах, машинах. Назначение винта (охлаждение, увеличение подъёмной силы, вращение жерновов мельницы).  Выстраивание последовательности практических действий и технологических операций. Изготовление изделий, имеющих пропеллер, крылья (мельница)

Введение понятий «модель», «щелевой замок». Основные конструктивные части самолёта.  Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку. Изготовление модели самолёта. Сборка щелевым замком

День защитника Отечества. Общее представление об истории вооружения армий России в разные времена. О профессиях женщин в современной российской армии. Изготовление изделия на военную тематику (например, открытки со вставками)

Назначение машин. Общее представление о видах транспорта трёх сфер (земля, вода, небо). Спецмашины.  Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).  Введение понятий «макет», «развёртка». Изготовление моделей машин по их развёрткам

— организовывать рабочее место;

— осуществлять контроль по шаблонам, линейке, угольнику.

— сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления;

— классифицировать изделия и машины (по конструкции, назначению, функциям);

— открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения, пробные упражнения, испытания (виды и способы соединения деталей разных изделий, понятие «макет машины»);

— составлять план предстоящей практической работы, работать по составленному плану;

— отбирать необходимые материалы для изделий;

— выполнять работу по технологической карте;

— оценивать результат своей деятельности;

— проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления

Поздравляем женщин и девочек. Изготовление поздравительных открыток с использованием разметки по линейке или угольнику и других ранее  освоенных знаний и умений

— организовывать рабочее место;

— осуществлять контроль по линейке, угольнику и шаблонам;

— отбирать необходимые материалы для изделия.

— составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану;

  — оценивать результат своей деятельности.

Представление о работе архитектора, об архитектуре.  Наши проекты. Макет города.  Элементарная творческая и проектная деятельность (создание и реализация замысла, его детализация и воплощение). Несложные  коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Результат проектной деятельности — изделия. Изготовление макета родного города или города мечты.

Самостоятельно:

— организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты);

 — осуществлять контроль по линейке, угольнику и шаблонам;

— отбирать необходимые материалы для изделия.

 С помощью учителя:

 — осваивать умение использовать ранее приобретённые знания и умения в практической работе (разметка с помощью чертёжных инструментов и др.);

 — сравнивать конструктивные и декоративные особенности зданий разных по времени и функциональному назначению;

— работать в группе, исполнять социальные роли, осуществлять сотрудничество

— обсуждать изделие, отделять известное от неизвестного, открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (получение сложных объёмных форм на основе известных приёмов складывания, надрезания, вырезания);

— составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану;

 — выполнять работу по технологической карте;

 — оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность сборки, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, формы, общей композиции макета);

 — обобщать (называть) то новое, что освоено;

 — выполнять данную учителем часть задания, осваивать умение договариваться и помогать друг другу в совместной работе;

— осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике

Проверка знаний и умений по теме

Рукодельная мастерская (7 ч)

Ткачество и вязание. Ткани и трикотаж. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Нетканые материалы, их строение и свойства. Использование тканей, трикотажа, нетканых материалов.  Мастера и их профессии. Профессии швеи и вязальщицы. Изготовление изделий из нетканых материалов (ватных дисков, синтепона)

Самостоятельно:

 — анализировать образцы изделий по памятке;

— организовывать рабочее место для работы с текстилем (рационально размещать материалы и инструменты); — осуществлять контроль по шаблонам и лекалам.

 С помощью учителя:

 — наблюдать и сравнивать ткань, трикотажное полотно, нетканые материалы (по строению и материалам основ), нитки, пряжу, вышивки, образцы тканей натурального происхождения,

 — классифицировать изучаемые материалы (нетканые, ткани, трикотажное полотно) по способу изготовления, нитям основ; нитки по назначению и происхождению,  изучаемые материалы по сырью, из которого они изготовлены;

 — отделять известное от неизвестного;

— делать выводы о наблюдаемых явлениях;

— составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану;

— выполнять работу по технологической карте;

— оценивать результат своей деятельности

— проверять изделие в действии;

 — корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления;

— обобщать (называть) то новое, что освоено;

— осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике

Виды ниток: шёлковые, мулине, швейные, пряжа. Их использование. Изготовление пряжи — прядение. Изготовление колец для помпона с помощью циркуля. Изготовление помпона из пряжи. Изготовление изделий, частью которых является помпон

Самостоятельно:

— анализировать образцы изделий по памятке;

— организовывать рабочее место для работы с текстилем (рационально размещать материалы и инструменты); — осуществлять контроль по шаблонам и лекалам.

С помощью учителя:

— наблюдать и сравнивать ткань, трикотажное полотно, нетканые материалы (по строению и материалам основ), нитки, пряжу, вышивки, образцы тканей натурального происхождения, конструктивные особенности изделий, технологические последовательности изготовления изделий из ткани и других материалов;

— классифицировать изучаемые материалы (нетканые, ткани, трикотажное полотно) по способу изготовления, нитям основ; нитки по назначению и происхождению,  изучаемые материалы по сырью, из которого они изготовлены;

 — отделять известное от неизвестного; — открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, обсуждения, исследование (ткани и трикотаж, нетканые полотна, натуральныекани, виды ниток и их назначение, лекало, разметка по лекалу, способы соединения деталей из ткани, строчка косого стежка и её варианты); — делать выводы о наблюдаемых явлениях; — составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; — выполнять работу по технологической карте; — оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы); — проверять изделие в действии; — корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления;

— обобщать (называть) то новое, что освоено;

— искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых);

— уважительно относиться к труду мастеров;

— осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике

Виды натуральных тканей: хлопчатобумажные, шёлковые, льняные, шерстяные. Их происхождение. Сравнение образцов. Свойства тканей. Изготовление изделий, требующих наклеивания ткани на картонную основу

Вышивки разных народов. Повторение   понятий «строчка», «стежок», правил пользования иглой и швейными булавками. Безузелковое закрепление нитки на ткани. Изготовление изделий  с вышивкой крестом

Лекало. Введение понятия «лекало». Изготовление изделий, размеченных по лекалам и соединённых изученными ручными строчками.

Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме

Что узнали, чему научились. Проверка знаний и умений за 2 класс

Учиться использовать освоенные знания и умения для решения предложенных задач

Материально-техническое обеспечение

Литература

1.   Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. 1 класс. Учебник для общеобразовательных  

      учреждений. – М.: Просвещение, 2015.

2.   Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Просвещение, 2016.

3. Лутцева Е. А.   Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. М. : Просвещение, 2014.

4. .   Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. 2 класс. Учебник для общеобразовательных  

      учреждений. – М.: Просвещение, 2016.

5. Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. Рабочая тетрадь. 2 класс. – М.: Просвещение, 2016.

Оборудование

  1. Заготовки природного материала.
  2. Классная доска.
  3. Компьютер.
  4. Комплекты тематических таблиц.
  5. Набор инструментов для работы с различными материалами.
  6. Набор металлических конструкторов.
  7. Наборы цветной бумаги, картона, кальки, гофрированной бумаги.

 Интернет-ресурсы.

1. Электронная версия газеты «Начальная школа». – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/index.php

2. Я иду на урок начальной школы: основы художественной обработки различных материалов (сайт для учителей газеты «Начальная школа»). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=150010

3. Уроки творчества: искусство и технология в школе. – Режим доступа: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&lib_no=30015&tmpl=lib

4. Уроки технологии: человек, природа, техника. 1 класс. – Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Rogovceva_Uroki-tehnologii_1kl/index.html

5. ИЗО и технический труд. Медиатека. Педсовет: образование, учитель, школа. – Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1275/

6. Технология. Начальная школа. – Режим доступа: http://vinforika.ru/3_tehnology_es/index.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1 класса по программе Н.А.Малышевой

Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по программе Н.А.Малышевой. Составлена на 2011-2012 учебный год по новым требованиям ФГОС.Программу составила Решня О.В....

Рабочая программа по технологии для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС.

Рабочая программа по технологии для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования, расчитана на 34 часа ( 1 час в неделю). Прог...

Рабочая программа по технологии для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изго...

Рабочая программа по технологии для 2 класса в соответствии с ФГОС для УМК "Система развивающего обучения Л.В. Занкова" (Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Уроки творчества.)

Структура программы включает разделы: пояснительная записка, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного пре...

Технология. Рабочая программа по технологии для 2 класса (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по технологии для 2 класса УМК "Планета знаний"...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...