« ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
статья по технологии на тему

Громова Наталья Васильевна

Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации,  он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, применяя в   современные образовательные технологии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

« ТЕХНОЛОГИИ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО   ПРОЦЕССА   НА УРОКАХ   ОКРУЖАЮЩЕГО   МИРА»

                                            Из опыта работы Громовой Н.В.

                                                            учителя начальных классов

                                                            МОУ «Уваровсая СОШ»

                                                            Можайского р-на  Московской обл.

           В Концепции модернизации образования  «…модернизация  предполагает ориентацию образования  не  только  на усвоение   обучающимся  определенной суммы знаний,  но и на развитие его личности,  его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная  школа  должна формировать целостную систему универсальных знаний,  умений,  навыков,  а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».

          Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации,  он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, применяя в   современные образовательные технологии.

         В поисках решения проблемы я использовала  в своей педагогической деятельности личностно-ориентированную технологию, при котором  в центр образовательной системы ставится личность ребёнка, а педагог старается обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей.

           Моя задача - не преподносить готовые знания ученику, а компетентно организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому считаю необходимым использовать на уроках окружающего мира технологии, реализующие личностно-ориентированное обучение, обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс.  Приведу пример данных технологий:

1.Проблемное обучение  использую на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение.

2.Игровые  технологии на уроках.  Игра — это естественная для       ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Игровая  деятельность используется мной в следующих случаях:                           - для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета   (урок-игра «Путешествие по России», урок–путешествии «В космос», «Страны Европы», «Красная книга Кубани»);

- в качестве урока  или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) игры, игровые элементы.

3.Использую информационно-коммуникативные технологии на уроках окружающего мира.

 Обучение в начальной школе - это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Одной из целей обучения и воспитания уже в начальной школе должна стать готовность детей к овладению информационно-коммуникационными технологиями и формирование потребности и способности к самостоятельному приобретению знаний. 
             У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции. 
            Применение компьютерных технологий в учебной и внеурочной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации учения. Знания приходят только к заинтересованному человеку. Недаром народная мудрость говорит: "Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может”.
                Использование ИКТ помогает учителю начальной школы перейти от объяснительно-иллюстративного метода обучения к личностно-деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебно-познавательной деятельности, а также позволяет совместить игровую и учебную деятельности.
            На уроках окружающего мира могут использоваться следующие формы организации учебной деятельности младших школьников на уроках с применением информационных технологий:
• демонстрация компьютерной презентации по конкретной теме (или отдельных мультимедиа иллюстраций, в том числе физкультминуток);
• тесты и тренажёры с выбором ответа, с вставкой пропусков и т.п.;
• информационно-обучающие программы.
              При организации урока нужно прежде всего решить, целесообразно ли применение компьютерной техники на данном уроке. На этапе подготовки к уроку учителю необходимо проанализировать электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать его, определить место его применения на уроке.
               Готовые электронные пособия (энциклопедии, справочники, учебники, тренажёры) могут оказать большую помощь в подготовке и проведении уроков. Так мы используем интерактивные энциклопедии "Занимательная наука. Биология” и "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, а также программно-методический комплекс "Мир природы. Познавательные материалы по окружающему миру” содержат не только текстовую информацию, но и фото-, аудио-, видеоряды, анимацию, карты, схемы, позволяют продемонстрировать в динамике опыты с водой, воздухом, почвой, эксперименты с растениями, модели движения космических объектов, круговорот воды и веществ в природ е и многое другое.

                  Тесты я использую на этапах проверки домашнего задания и закрепления пройденного материала. Они могут быть индивидуальными и фронтальными. Такой вид работы не только выявляет уровень знаний детей по изученной теме, но и вызывает огромный интерес к познанию, повышает мотивацию обучения. Индивидуальные тесты позволяют ученикам выполнять работу в собственном скоростном режиме, что положительно сказывается на результате и ведет к росту самооценки, повышению комфортности обучения, особенно детей, у которых занижена скорость мыслительных процессов. Тесты могут быть на соответствие, в закрытой форме (множественный выбор), с коротким ответом, с выбором “Верно/неверно”. При создании тестов так же можно предусмотреть возможность повторного выбора ответа.

                   Так же на этих этапах урока можно использовать и кроссворды, которые составляются при помощи программы Hot Potatoes. Они кроме наглядности и проверки знаний вносят элементы игры.

                 Рабочая тетрадь используются на этапе проверки знаний. Здесь можно предложить ученикам такие задания как: исправить ошибки в данном тексте или вставить пропущенные слова, заполнить таблицу или составить схему.

                Проведение уроков с использованием информационных технологий наблюдается повышение качества успеваемости школьников. Таким образом, использование на уроках окружающего мира в начальной школе информационных технологий:

  • усиливает положительную мотивацию обучения;
  • активизирует познавательную деятельность учащихся; развивает кругозор;
  • позволяет проводить уроки на высоком эстетическом уровне, обеспечивает наглядность;
  • повышает объем выполняемой работы на уроке в 1,5–2 раза;
  • обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам.

                  Но нужно отметить, что при подготовке к уроку необходимо продумать, насколько оправданным является применение информационных технологий. Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения.

 4. Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л.С.Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Ориентация на “зону ближайшего развития” ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий.

5. Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

6.Педагогику сотрудничества.

          Активно вовлекаю в подготовку выполнения домашних заданий  родителей учеников. Они с удовольствием помогают готовить детям доклады и выступления к урокам окружающего мира, подготовку проектов.

        Анализируя опыт использования образовательных технологий на уроках окружающего мира, можно с уверенностью сказать, что их использование  позволяет:

  • Активизировать познавательную деятельность учащихся
  • Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне
  • Обеспечить высокую степень дифференциации обучения
  • Повысить объём выполняемой на уроке работы
  • Усовершенствовать контроль знаний
  • Рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока
  • Формировать навыки исследовательской деятельности
  • Обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам

                                        СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Анисимов П.Ф. Новые информационные и образовательные технологии Как фактор модернизации учебного заведения//СПО. – 2004.

Беспалько В.П., Беспалько Л.В. Педагогическая технология. Новые методы и средства обучения. – Вып. 2. – М.: Знание, 1989.

Климов В.Г. Психолого-педагогические проблемы эффективности использования информационных и коммуникационных технологий обучения// СПО. - 2004.-

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат. – М.: Академия, 1999.

Роберт И.В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации.//Журнал «Информатика и образование». 2008 г. № 5, № 6.

Селевко Г. Современные образовательные технологии. М., «Народное образование». 1998 г.

Филатов О.К. Основные направления информатизации современных технологий обучения.//Информатика и образование. 1999 г. № 2.

Ярвилехто Т. Учение, роль учителя и новые технические средства обучения. «Школа 2100» Концепции, программы, технологии. Вып.2 – М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Использование технологии проектного обучения на уроках окружающего мира как средство самореализации младших школьников"

Применение технологии проектной деятельности способствует развитию коммуникативных умений младших школьников, определённой  "интеллектуальной  зрелости", опыта развёрнутой, содержательной, д...

Мастер-класс "Использование технологии критического мышления на уроках окружающего мира"

Цель мастер-класса - познакомить участников  с технологией развития критического мышления (ТРКМ) на уроках окружающего мира как технологией, ориентированной  на формирование УУД; осмыслить в...

Статья "Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира"

В статье представлен теоретический материал,  описывающий вопросы технологии и подготовки  проблемного урока- урока "открытия" новых знаний, а также конспект урока по окружающему миру в 4 кл...

Применение технологии проблемного обучения на уроках окружающего мира.

Доклад на тему «Применение технологи проблемного обучения на уроках окружающего мира». Методическая тема над которой я работаю – «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮ...

Статья "Изучение растений младшими школьниками с использованием электронных образовательных ресурсов на уроках окружающего мира".

Данная статья будет полезна учителям начальной школы при проведении уроков окружающиего мира....

Использование приёмов ТРИЗ (паспорт) с обучающимися разных образовательных возможностей на уроке окружающего мира

Использование приёмов ТРИЗ (паспорт) с обучающимися разных образовательных возможностей на уроке окружающего мира...