Технология проблемного обучения
статья по технологии на тему

Цель:Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем. Развитие профессионального проблемного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_problemnogo_obucheniya.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемное обучение

         Уже в 1950–1960-х гг. педагогическую мысль «перестал удовлетворять характер и уровень усвоения, достигаемой прежней школой путем сообщения готовых знаний и показа способов деятельности, воспроизводимых затем учащимися». Не удивительно, что важнейшим направлением развития методической мысли стала разработка теории проблемного обучения, одним из основоположников которой является Исаак Яковлевич Лернер (1917–1996).

      Его исследования в этом направлении рассматриваются как значительный вклад в развитие педагогической мысли второй половины ХХ в. Личность Лернера значительна не только по продолжительности научной деятельности ученого, но главное, по актуальности и масштабности его инновационных дидактических идей.  

      Он раскрыл дидактические основы и разработал систему методов обучения, став наряду с М. Н. Скаткиным и Н. М. Шахмаевым создателем научной школы «Дидактика общего образования»

        В современной научно-энциклопедической литературе можно найти разные определения понятия «проблемное обучение».

        В одном случае проблемное обучение определяется как обучение, в котором знания не представляются в готовом для усвоения виде, а служат предметом поиска – совместно с педагогом или самостоятельно; стимулирует активность и интерес, развивает поисковые умения и навыки.  В другом – проблемное обучение характеризуется как организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения.  В третьем – проблемное обучение рассматривается как вид обучения, в основе которого лежит творческое решение проблемы, вытекающей из специально созданной в рамках учебного процесса проблемной ситуации. То есть, в одном случае проблемное обучение рассматривается как прием, в другом – как способ, в третьем – как вид и т.д.

     И. Я. Лернер определял проблемное обучение, как процесс творческого решения учащимися проблем и проблемных задач в определенной системе, в которой происходит творческое усвоение знаний и умений, овладение опытом творческой деятельности, накопленным обществом, формирование граждански активной, высокоразвитой и сознательной личности социалистического общества.

      Рассматривая особенности проблемного обучения, автор отмечал, что данная технология является методом обучения и выделял следующие его функции:

- подготовку молодого поколения к творческому труду, к появлению творческих по- тенций во всех сферах будущей деятельности;

- творческое усвоение и применение знаний в новой, незнакомой ситуации;

- подготовку учащихся к самостоятельному применению доступных методов науки.

        И. Я. Лернер отмечал, что советская методическая мысль стоит перед проблемой разработки и систематизации проблемных ситуаций. Многие авторы в зависимости от предметного поля своей деятельности делали попытки систематизации проблем и построенных на их основе задач.  Но, как писал ученый, «система задач не может быть создана каждым учителем. Она должна быть разработана методистами каждого учебного предмета на основе общих принципов, которые должны установить дидакты».

      Проблема разработки системы заданий проблемного обучения до сих пор остается актуальной. Большое значение в применении проблемного обучения И. Я. Лернер отводил самой личности педагога, который, по его мнению, является направляющим звеном всего процесса обучения.

       В зависимости от возрастных особенностей учащихся, их уровня подготовленности учитель выбирает конкретный метод проблемного обучения.

      В зависимости от выбора вида проблемного обучения, степень самостоятельной работы учащихся меняется, а руководство учителя приобретает различные формы:

- построение проблемного изложения;

- создание системы заданий, направляющих движение учащихся к решению той или иной проблемы;

- конструирование задач, обуславливающих характер, сложность и эффективность поисковой деятельности учащихся.

       И. Я. Лернер отмечал, что реальная практика работы школы порождает три вида проблемного обучения, каждый из которых характеризуется своими системами действий учителя и ученика, то есть методами обучения.

      В современной методической литературе выделенные И.Я. Лернером виды методов проблемного обучения определяются как самостоятельные технологии обучения. Г. К. Селевко предлагает три вида: научное творчество (теоретическое исследование), практическое творчество (поиск практического решения, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение), художественное творчество (художественное отображение действительности на основе творческого воображения).

      Многие исследователи главной особенностью проблемного обучения называют то, что оно всегда вызывает у ученика затруднение в учебном процессе, поэтому на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. Разработка этой технологии требует от преподавателя большой теоретико-методической подготовки. Поэтому особое внимание И. Я. Лернер уделял подготовке учителя, который должен знать не только утвердившиеся в науке знания, но и ее проблемы, разные точки зрения по тем или иным вопросам, систему доказательств этих точек зрения. Учитель должен быть глубоко осведомлен в вопросах общей методологии научного познания, в специфике познания в преподаваемой науке, ее методах и обобщенных способах решения проблем.

       В целом, данный метод обучения отвечает главной задаче образования – воспитания и развития качеств личности, отвечающих требованиям общества, задачам развития способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки. 

Литература

1. Большая психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007. 544 с.

2. Лернер И. Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных «Педагогических чтениях» // Советская педагогика. 1968. № 7. С. 45–56.

3. Лернер И. Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. 64 с.

4. Научная школа М. Н. Скаткина – И. Я. Лернера – Н. М. Шахмаева «Дидактика общего образования». URL: http://www.instrao.ru/index.php/nauchnaya-deyatelnost/nauchnyeshkoly/item/2115-nauchnaya-shkola-m-n-skatkina-i-ya-lernera-n-m-shahmaeva.

5. Новейший психолого-педагогический словарь / под ред. А. П. Астахова. Минск: Современная школа, 2010. 928 с.

6. Педагогический словарь / под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М.: ИЦ «Академия», 2008. 352 с. 104

7. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.

8. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. М.: Народное образование, 2005. Т. 1. 556 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения."

Использование элементов технологии  проблемного обучения, основанных на создании проблемных ситуаций....

Реферат "Технология проблемного обучения"

в данном реферате раскрыта тема: «Проблемное обучение на уроках русского языка». Хотя современная технология проблемно-диалогического обучения достаточно обстоятельно рассматривается в психолого-педаг...

Технология проблемного обучения

В статье отражены: система методов проблемного обучения, способы создания проблемной ситуации и структура современного урока с использованием технологии проблемного обучения....

Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе

Использование проблемного диалога на уроках изучения нового материала....

Использование игровых технологий, проблемного обучения и организация проектной деятельности в логопедической практике

Представляю опыт работы по организации проектной деятельности на логопедических занятиях для организации коммуникативной деятельности младших школьников ....

Статья «Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Технология проблемного обучения: теоретические основы»

Знания только тогда знания, когда они приобретаютсяусилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.Л.Н.Толстой...

Мастер-класс Современные педагогические технологии: технология проблемного обучения

педагогические термины, исполҗзование технологию проблемного обучения...