Внеурочная деятельность "Бумажная фантазия"
календарно-тематическое планирование по технологии (2 класс)

Кузнецова Ирина Михайловна

Календарно-тематическое планирование для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bumazhnye_fantazii_2a_2b_2_v.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа  564 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

«ПРИНЯТА»

«УТВЕРЖДАЮ»

Педагогическим советом

ГБОУ СОШ  564 Адмиралтейского района СПб

Приказ по школе от

«31»   августа  2017 г.    67-0

Протокол  от 31 августа 2017 г     _1_

Директор ГБОУ СОШ   564 Адмиралтейского района СПб:

_______________________

/ Корсакова Н.Л./

Внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

        срок реализации один год     2017 – 2018  учебный год

Общекультурное: Бумажная фантазия

для обучающих 2А, Б, В класса

Учитель: Кузнецова Ирина Михайловна

(ФИО полностью)

_________________________________

(подпись)

Санкт-Петербург

2017

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа предназначена  для учащихся 2 классjd, осваивающих основную общеобразовательную программу начального образования на базовом уровне,  составлена  с учетом ФГОС ООО.

На изучение факультатива «Бумагопластика» в начальных  классах отводится   34 часа, из расчета 1 учебный час  в неделю.

 Программа рассчитана на 1 год. Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей, как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого раздела от первых до последних моделей. Она развивается “по спирали”, изменяется степень сложности выполнения задания.

Цель программы : развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики.

Задачи:

  • Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги.
  • Создавать условия для развития творческой активности детей
  • Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие создаваемого предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их создания.
  • Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость.
  • Способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии.
  • Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Занятия художественной практической деятельностью решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Бумага - основной материал для всех видов художественного конструирования, таких, как оригами, вырезание всех типов, плетение, аппликация и объёмная пластика. Занятия по программе "Бумагопластика" способствуют развитию креативности, расширяют художественный кругозор, формируют творческое отношения к окружающему миру, художественно-эстетический вкус. По своему содержанию занятия с бумагой должны раскрывать индивидуальность ребёнка, развивать интуицию, воспитывать организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с бумагой, а также умение планировать творческий процесс.

Программа направлена на гармоничное развитие ребёнка, его психомоторных, художественных и интеллектуальных возможностей в процессе доступной для его возраста физического состояния деятельности.

  Большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям Повторение приемов складывания, вырезания. Повторение графического языка схем.

  • самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
  • ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
  • ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Выделяются и другие приоритетные направления, среди которых:

- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современного школьника;

- развитие коммуникативной компетентности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Исследования отечественных и зарубежных учёных говорят о тесной связи развития координированных движений рук, пространственного мышления и воображения с восстановлением, укреплением здоровья и ускорением общего развития детей.

Программа по курсу “Бумагопластика” состоит из 3х разделов:

- Оригами. Модульное оригами;

- Работа с салфетками и креповой бумагой

-   Аппликация

 

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

1. Подготовка методических материалов (плакатов, шаблонов, выкроек-развёрток, образцовых моделей по некоторым темам и т.п.).

3. Обеспечение тематической литературой обучающихся  (прежде всего через школьную библиотеку).

5.  Коллективное и индивидуальное участие учащихся в тематических выставках, смотрах, конкурсах, олимпиадах,

6. Непрерывное самообразование и творческая работа педагога (знакомство с новинками тематической литературы, а по возможности - и непосредственное общение с ведущими специалистами, внимание и стремление к разработке собственных фигурок, методик, программ, попытка профессионально и доступно изложить их для разных категорий читателей, участие в конкурсных отборах на профильные выставки, различные творческие проекты, педагогические конференции...)

7. Передача опыта заинтересованным в этом преподавателям и любителям бумажного моделирования через семинары повышения квалификации.

 Особенности методики учебной работы по каждому разделу программы следующие:

*           в начале каждого раздела проводится общее знакомство с моделями, которые могут быть получены в результате его освоения (модели в авторском исполнении).

*           знакомство с теоретическими положениями, которые необходимы при этом;

*           обращение к книгам (включая авторские) и тематическим журналам с материалами, посвящёнными тематике раздела;

*           знакомство с инструментами и материалами, требующимися для выполнения моделей и чертежей.

*           обеспечение готовыми выкройками-развёртками, модулями или другими деталями для занятий;

*           объясняются и показываются основные приёмы работы, выявляются общие и универсальные детали.

Результаты освоения курса за год

Личностные УУД

Метапредметные УУД

Предметные УУД

Проявление познавательных интересов и активности в данной области деятельности;

Выражение желания учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

Самооценка умственных и физических способностей;

Осознание необходимости общественного полезного труда;

Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

Определение адекватных способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

Самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов;

Соблюдение норм и правил культуры труда;

Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда;

Распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

Владение методами чтения и способами графического представления технической, технологической  информации;

Применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности.

Планирование технологического процесса и процесса труда;

Подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

Проведение необходимых опытов и исследований при подборе  материалов и проектирования объектов труда;

Подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии.

Учебно-тематический план

 п/п

Разделы

Количество часов всего

В том числе теория

Практика

I

Введение

1

1

-

II

Оригами

15

2

13

II.1

Оригами

8

1

7

II.2

Модульное оригами

7

1

6

III

Работа с салфетками и креповой бумагой

13

1

12

III.1

Объемные цветы из салфеток

7

1

6

III.2

Декупаж

4

1

3

III.3

Торцевание

2

1

1

IV

Аппликация

4

2

2

IV.1

Художественная

2

1

1

IV.2

Силуэтное вырезание

2

1

1

V

Заключение. Выставка

1

-

1

Всего

34 ч.

34 ч.

6 ч.

28 ч.

Тематическое планирование

Дата

Тема

1

06.09

04.09

01.09

Вводное занятие

Повторение приемов складывания, вырезания. Повторение графического языка схем.

2

13.09

11.09

08.09

Оригами. Вводное занятие

История и оборудование

3

20.09

18.09

15.09

Приемы складывания

Основные фигуры  оригами

4

27.09

25.09

22.09

Приемы складывания

Создание поделок на основе двойного квадрата и треугольника

5

04.10

02.10

29.09

Создание поделок по схеме

Журавлик

6

11.10

09.10

06.10

Создание поделок по схеме

Разные виды листьев

7

18.10

16.10

13.10

Растения в оригами

Цветы в оригами. Кусудамы

8

25.10

23.10

20.10

Животные в оригами

Пингвин

9

25.10

23.10

27.10

Выставка. Оформление работ

Самостоятельная творческая работа

10

08.11

13.11

10.11

Модульное оригами

История. Материалы, оборудование, складывание модулей

11

15.11

20.11

17.11

Треугольные модули

Соединение треугольных модулей.

12

22.11

27.11

24.11

Соединение модулей

Снежинка ажурная

13

29.11

04.12

01.12

Сборка поделок по схеме

Самостоятельная творческая работа

14

06.12

11.12

08.12

Сборка поделок по схеме

Самостоятельная творческая работа

15

27.12

Оформление работ

Выставка

Самостоятельная творческая работа

Выставка

16

13.12

18.12

15.12

Салфетки

История. Материалы, инструменты

17

20.12

25.12

22.12

Салфетки

Способы изготовления объёмных цветов

18

17.01

15.01

12.01

Салфетки

Панно «Цветы»

19

24.01

22.01

19.01

Изготовление поделок

Панно «Цветы»

20

31.04

29.01

26.01

Изготовление поделок

Декорирование салфетками

21

07.02

05.02

02.02

Изготовление поделок

Самостоятельная творческая работа

22

14.02

12.02

09.02

Творческая работа

Самостоятельная творческая работа

23

21.02

19.02

16.02

Декупаж

История. Инструменты и материалы

24

28.02

26.02

02.03

Технология выполнения

Технология выполнения

25

07.03

14.03

05.03

12.03

16.03

Нанесение рисунка на поверхность

Декупаж на ткани. Салфетка

26

   21.03

19.03

23.03

Оформление работ

Выставка

Декорирование контуром.

Оформление работ. Выставка

27

04.04

02.04

06.04

Торцевание

Эскиз для панно

28

11.04

09.04

13.04

Поделки

Самостоятельная творческая работа

29

18.04

16.04

20.04

Художественная аппликация

Техника «Айрис -фолдинг»

30

25.04

23.04

27.04

Художественная аппликация

Выполнение аппликации в технике «Айрис-фолдинг»

31

02.05

07.05

04.05

Силуэтное вырезание

Создание композиции с бабочками и цветами

32

16.05

14.05

11.05

18.05

Силуэтное вырезание

Подведение итогов

Самостоятельная творческая работа

Оформление работ

33

23.05

21.05

25.05

Оформление работ

Выставка

Декорирование контуром.

Оформление работ. Выставка

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для реализации программы по курсу “Бумажное моделирование” необходимы

следующие условия:

*    материально-технические условия

- Кабинет с большим рабочим столом.

- Наборы бумаги для занятий.

- Клей, ножницы, карандаши, ручки, линейки и т.п.

- В качестве дополнительного оборудования  компьютер

- Шаблоны

- Выкройки-развёртки

- Пояснительные плакаты, схемы и т.п.

- Тематическая литература

- Проведение тематических выставок

ЛИТЕРАТУРА

1.    Оригами и педагогика, материалы I Всероссийской конференции преподавателей оригами (СПб., 23-24 апреля 96 г.), М.: Аким, 96, 160 с.

2.    Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома, М.: Аким, 1997

3.    Афонькин С.Ю. и др. “Кусудамы - волшебные шары” М.: Аким, 1997

4.    Гальперштейн Л.Я. Папье-маше. Бумажные цветы, М.: 1998

5.    Афонькин С.Ю.- предс. СПб центра оригами, издал в соавторстве ещё более двух десятков книг по оригами, с 1996 по 2000 г. являлся гл. ред. ж/л “Оригами”.

6.    Гончар. В. Игрушки из бумаги, М.: 1997

7. Журнал “Оригами. Искусство складывания из бумаги”. Издаётся с 1996 года (к

8. Шумаков Ю.В., Шумакова Е.Р. “Полезные предметы и украшения для письменного стола”, М.: 1998

9.  Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги. Ташкент.:1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие внеурочной деятельности в рамках ФГОС "Фантазия дождя"

Архив содержит методическую разработку занятия внеурочной деятельности в рамках ФГОС для 1 класса, сопроводительную презентацию, а также буклет. Так как данный сайт не может отображать тяжелые файлы п...

Программа по внеурочной деятельности во 2 классе «Фантазия красок»

Мир искусства прекрасен и удивителен! А дорога туда начинается в твоей душе, в твоем сердце. Умение рисовать - это не только знание техники. Прежде всего, это умение разглядеть в окружающем...

Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности Мир фантазий

Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности Уроки здоровья...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Художественно-эстетическое направление «Пластилиновая фантазия» 2 класс .

   В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит...

Программа по внеурочной деятельности " Фантазия"

Программа по внеурочной деятельности, общекультурной направленности. Взаимосвязана с уроками технологии, изо, окружающего мира.  Данная программа помогает ученику развиться, как личность, помогае...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Фантазия" 4 класс

Программа кружка «Фантазия» представляет собой внеурочную деятельность учащихся, составлена для учащихся  4 класса  школы на 1 год обучения (34 часа)....

План занятия кружка внеурочной деятельности «Фантазия»

На занятиях кружка внеурочной деятельности "Фантазия" ребята средствами русского языка, изобразительного искусства, музыки конструируют предложения, тексты, различные фигуры и композиции. Он...