Программа по внеурочной деятельности "Бумажные истории" 3-4 классы
рабочая программа по технологии (3, 4 класс)

МЫНЗАТ ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА

Программа внеурочной деятельности в начальной школе (3-4 классы) "Бумажные истории"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Бумажные истории" 3-4 классы145.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Южная СОШ»

Программа

 внеурочной деятельности в начальной школе

«Бумажные истории»

3-4 классы

в соответствии с ФГОС II поколения

Программу составила:

Мынзат Ирина Владимировна

учитель технологии

2017 год

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Актуальность

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Л.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со "старейшинами" - В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.              

Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, картоном, нитками и другими материалами имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.
Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.

Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения и  не стандартного мышления.

Краткая характеристика процесса обучения:

В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают планирование, разметку, заготовку,  изготовление, оформление поделок.

Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном¸ нитками. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении поделок, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей поделки до моделирования и конструирования новых поделок.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.

Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир работы с бумагой,  проявлять и реализовывать свои творческие способности.

Содержание программы

Для занятий объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности и направлено на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы.

Цель обучения:

Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения, а также развитие логического мышления и художественного вкуса. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению и воспитание любви и уважения к своему труду и труду  взрослого  человека.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению  является:

Я слышу – и забываю,

Я вижу -  и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.

Задачи обучения:

  • Формирование позитивной самооценки, самоуважения;
  • Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

  • Формирование способности к организации деятельности и управлению: воспитание целеустремленности и настойчивости;
  • Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
  • Формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
  • Формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения;
  • Формирование умения решать творческие задачи.
  • Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
  • Расширение запаса знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
  •  Развивитие памяти, внимания, глазомера, мелкой моторики рук, образного и логического мышления школьников.

Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю.

        

Планируемые результаты

освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

К концу обучения обучающиеся должны

знать

уметь

историю возникновения бумаги

подбирать бумагу нужного цвета

историю возникновения оригами

выполнять разметку листа бумаги

историю возникновения квиллинга

пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой

историю возникновения папье-маше

пользоваться чертежными инструментами, ножницами

название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов

экономно расходовать материалы, бережно относиться к инструментам, приспособлениям

необходимые  правила  техники  безопасности  в  процессе всех этапов работы

составлять композицию из готовых поделок

уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку

анализировать образец, анализировать свою работу

правила общения

правила  личной гигиены

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • сформировать навыки работы с информацией.

Формы контроля:

- рейтинг готового изделия;

- наблюдение;

- выставка работ;

- беседа, объяснения учащихся;

- практический контроль.

 

Условия реализации программы

Чтобы успешно обучить детей педагог, прежде всего сам, должен владеть необходимыми, знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.

В наличие должны быть разные материалы и инструменты, необходимые для работы. В процессе обучения учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

Форма реализации программы

Приоритет отдается активным формам преподавания. В программе эффективно сочетаются  индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.

          Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы. Она имеет общественно полезную направленность. Состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы – осваивание приёмов – по каждому виду отдельно. Это должны быть небольшие работы по объёму, выполняемые по образцу. Все практические работы строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по готовому образцу – изделию. При её выполнении учащиеся изучают технологические процессы изготовления изделия, приёмы работы. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого обучающегося в конструкторском, художественном и технологическом исполнении.

           Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его к практике. Он может включать в себя – краткое пояснение руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов работы.

        

Программа  «Бумажные истории»

1 год (34 часа)

Обучение по данной программе определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.

При обсуждении технологии изготовления изделия под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.

Вводная беседа  (1 час).

  • Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий.
  • Требования к поведению учащихся во время занятия.
  • Соблюдение порядка на рабочем месте.
  • Соблюдение правил по технике безопасности.

Работа с бумагой,  картоном и дополнительными материалами ( 33часа).

 

  • Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».
  • Художественное моделирование из бумаги путем складывания.
  • Изготовление поделок в технике оригами.
  • Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу.
  • Изготовление объёмных аппликаций.
  • Изготовление поздравительных открыток (по образцу).
  • Изготовление аппликаций с использованием дополнительных материалов (нитки, вата, салфетки, ткань)
  • Изготовление поделки из бумаги и дополнительных материалов (оберточная бумага, ватный диск, фетр, ленточка, бамбуковая шпажка)
  • Знакомство с квиллингом. Рассказ «История возникновения».
  • Изготовление мини-открытки в технике квиллинг.
  • Изготовление панно в технике квиллинг.
  • Изготовление объёмных цветов из различной бумаги (гофрированная, бумага для записей, папиросная)
  • Изготовление букета из объёмных цветов.
  • Сочетание бумаги с природными материалами.
  • Изготовление поделки из цветной бумаги и природных материалов.
  • Знакомство с папье-маше. Краткий курс в историю.
  • Изготовление поделки в технике папье-маше.

Материально-техническое обеспечение программы

 Для реализации программы необходимо следующее оборудование:

  • компьютер
  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Инструменты и приспособления:

  • простой карандаш
  • линейка
  •  ножницы канцелярские с закругленными концами
  •  кисточка для клея и красок

Материалы:

  • бумага цветная для аппликаций
  • двухсторонняя цветная бумага для оригами, квиллинга
  • картон белый и цветной
  • ткань: ситец однотонный и цветной
  • мешковина
  • шерстяная пряжа
  • клей ПВА
  • ватные диски
  • бисер, бусины
  • проволока
  • бумага гофрированная, папиросная. калька
  • копировальная бумага
  • природные материалы


        

Тематическое планирование

№ темы

Тема урока

Количество часов

1

Вводное занятие. Беседа: ознакомление детей с особенностями занятий, требования к поведению учащихся во время занятия, соблюдение порядка на рабочем месте, соблюдение правил по технике безопасности.

1

2

Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами». Выполнение простейших игрушек.(игрушка-шутка, кораблик детства, колокольчик, водяная бомбочка, лодка, пилотка)

1

3

Художественное моделирование из бумаги путем складывания.

Изготовление поделок в технике оригами.(бабочка, белка, водоплавающая птица, кот, лотос, гномик ходячий, лягушка)

2

4

Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу (утёнок или коровы на лугу)

2

5

Изготовление объёмных аппликаций (подсолнухи, осеннее дерево)

4

6

Изготовление поздравительных открыток по образцу (ваза с цветами)

2

7

Изготовление аппликаций с использованием дополнительных материалов (нитки, вата, салфетки, ткань)

(одуванчики, котёнок, овечка или паук)

2

8

Изготовление поделки из бумаги и дополнительных материалов (оберточная бумага, ватный диск, фетр, ленточка, бамбуковая шпажка)

(подарочек «Дед Мороз на палочке»)

2

9

Знакомство с квиллингом. Рассказ «История возникновения».

Создание фигурок.

1

10

Изготовление мини-открытки в технике квиллинг (сердечко).

2

11

Изготовление панно в технике квиллинг (тюльпаны или овечка)

3

12

Изготовление объёмных цветов из различной бумаги (гофрированная, бумага для записей, папиросная)

(георгин, розочки, пион)

2

13

Изготовление букета из объёмных цветов (корзина с цветами)

3

14

Сочетание бумаги с природными материалами. Изготовление поделки из цветной бумаги и природных материалов (цветущая веточка)

2

15

Знакомство с папье-маше. Краткий курс в историю.

1

16

Изготовление поделки в технике папье-маше (волшебный шар)

4

Итого: 34 часа

                      Календарно-тематическое планирование

№ темы

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

1

Вводное занятие. Беседа: ознакомление детей с особенностями занятий, требования к поведению учащихся во время занятия, соблюдение порядка на рабочем месте, соблюдение правил по технике безопасности.

1

2

Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами». Выполнение простейших игрушек.(игрушка-шутка, кораблик детства, колокольчик, водяная бомбочка, лодка, пилотка)

1

3

Художественное моделирование из бумаги путем складывания.

Изготовление поделок в технике оригами.(бабочка, белка, водоплавающая птица, кот, лотос, гномик ходячий, лягушка)

2

4

Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу (утёнок или коровы на лугу)

2

5

Изготовление объёмных аппликаций (подсолнухи, осеннее дерево)

4

6

Изготовление поздравительных открыток по образцу (ваза с цветами)

2

7

Изготовление аппликаций с использованием дополнительных материалов (нитки, вата, салфетки, ткань)

(одуванчики, котёнок, овечка или паук)

2

8

Изготовление поделки из бумаги и дополнительных материалов (оберточная бумага, ватный диск, фетр, ленточка, бамбуковая шпажка)

(подарочек «Дед Мороз на палочке»)

2

9

Знакомство с квиллингом. Рассказ «История возникновения».

Создание фигурок.

1

10

Изготовление мини-открытки в технике квиллинг (сердечко).

2

11

Изготовление панно в технике квиллинг (тюльпаны или овечка)

3

12

Изготовление объёмных цветов из различной бумаги (гофрированная, бумага для записей, папиросная)

(георгин, розочки, пион)

2

13

Изготовление букета из объёмных цветов (корзина с цветами)

3

14

Сочетание бумаги с природными материалами. Изготовление поделки из цветной бумаги и природных материалов (цветущая веточка)

2

15

Знакомство с папье-маше. Краткий курс в историю.

1

16

Изготовление поделки в технике папье-маше (волшебный шар)

4

Итого: 34 часа

Список пособий для учителя

1. Агапова И., Давыдова М. «Аппликация», М., «Лада», 2008 г.

2. «Секреты бумажного листа», М., «Мозаика-синтез», 2011 г.

3. Чиоти Д. «Оригинальные поделки из бумаги», М., «Мир книги», 2008 г.

4. Афонькина, Е. Ю,  Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005.

5. Соколова,  С.В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для родителей/      С.В.Соколова. - СПб.: Нева, 2007

6. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги - Ярославль: Академия развития, 2006.

7. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

8. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

9. Васина Н.С. Бумажная симфония. -  М.; Айрис Пресс. 2010.

10. Сайт Страна Мастеров

http://stranamasterov.ru

11 . Сайт Всё для детей

http://allforchildren.ru

Список пособий для детей

1. М.А.Гусакова “Аппликация”, Просвещение, 1987 г.

2. Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”

3. Сайт Страна Мастеров

http://stranamasterov.ru

4 . Сайт Всё для детей

http://allforchildren.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Программы ФГОС внеурочная деятельность 1 класс (2012-2013 уч.год)

Представляю Вашему вниманию: 4 программы внеурочной деятельности ( час здоровья, социальная деятельность, проектная деятельность, предметная деятельность ) для учащихся 1 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Программа по внеурочной деятельности 2 класс.

Программа по внеурочной деятельности, тематическое планирование 2 класс....