Статья Что мы знаем об аппликации
статья по технологии

Мигунова Елена Владимировна

Статья об аппликации, ее значении для развития ребенка, ее видаз и технологиях изготовления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья об аппликации19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Что мы знаем об аппликации

  Аппликация (от лат. «прикладывание») — интересный вид художественной деятельности — это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, высушенные листья. Аппликация родилась давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища.

     Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить ее. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация. Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни.

     Аппликации доступны даже детям раннего возраста: создать целое из имеющихся частей гораздо проще, чем тот же рисунок создать из мозаики. Ведь всегда интересно наблюдать, как из радужных квадратиков и треугольничков получается узнаваемая картинка. Красивой "аппликацией" можно украшать не только учебники и тетради, но также табуретки, холодильники, праздничную одежду для себя и своих кукол, пасхальные яйца и многое другое.  

      Занятия аппликацией предоставляют широкие возможности для художественного, эстетического и духовного развития ребёнка. Изготовление поделок включает в себя следующие виды деятельности: работа с использованием цветной бумаги, картона, ножниц, клея ПВА, художественных красок (гуашь, акварель), пластилина, крупы (гречка, манка, кукурузная, рис, соль, пшено), фасоль всех сортов, яичной скорлупы, пуговиц, сушеных листьев, ниток, салфеток, туалетной бумаги, обёрточной бумаги, гофрированной бумаги, журналов, фольги, фантиков, поролона, кальки и других самых неожиданных материалов.

     Клеить можно буквально все! Такое разнообразие творческой деятельности в значительной степени раскрывает творческий потенциал ребенка, дает возможность творческой самореализации.

Детские аппликации являются одним из любимых занятий наших детей. Детки с большим увлечением вырезают и приклеивают различные фигуры, создавая красивые аппликации из цветной бумаги.

    Аппликация из бумаги - это вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из бумаги. Основа для аппликации подбирается в зависимости от цвета изображения. Чаще всего используется цветной картон или плотная бумага, можно использовать бархатную.

    Аппликация связана с познавательной деятельностью и имеет большое значение для умственного воспитания детей.

     Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия,  наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вырезать, а затем наклеить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию, расположение частей.

     Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.

   Аппликация тесно связана с сенсорным воспитанием.

   Развитию сенсорного восприятия способствуют операции по обработки бумаги:

  • сгибание;
  • резанье;
  • разрывание и обрывание;
  • наклеивание.

Для создания аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с глиной и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.

     Самое главное обеспечить безопасность во время процесса. Приготовьте рабочее место. Стол накройте коленкой, разложите весь материал, чтобы не пришлось отвлекаться. Оденьте на ребенка рабочую одежду. Не торопитесь делать все за ребенка. С самого начала приучайте малыша к чистоте, пусть он помогает вам готовить стол для аппликации и убирать его после работы.
       Какой же материал может пригодиться для аппликации? Да все, что угодно. Бумага, (цветная и белая, глянцевая, бархатная, "мраморная", самоклеющаяся и пр); пластилин; краски; клей; скотч; карандаши; бусинки; старые журналы; кусочки ткани; шаблоны разных предметов; вата; обертки; фантики от конфет; этикетки; упаковки от покупок; одноразовые бумажные тарелки; кусочки ткани, кожи, меха; цветные нитки, обрезки пряжи, пуговицы (аккуратно пришиваются к картону мамой); крупы, мелкие макароны, вермишель; фольга, скотч, обрезки полиэтилена; сухие ветки, иголки, листья, травы, цветы, соломка, апельсиновые корки; опилки от карандашей.
Что подготовить для работы.
  Ножницы. Подходящие по размеру к ручке ребенка, легкие, с тупыми концами, не тугие, в меру острые - их можно дать даже полуторагодовалому ребенку и показать, как они действуют. Есть и еще один вариант: подберите большие ножницы с такими кольцами для пальцев, куда поместились бы одновременно и ваши пальцы, и пальчики ребенка. Вложите ножницы в ручку ребенка, сверху возьмитесь сами и - режьте вместе. Несколько таких упражнений - и действие будет освоено. Сперва малыш делает ножницами одиночные надрезы (вроде бахромы), но довольно быстро осваивает и разрезание больших листов. И вот тогда уже можно учить его резать по линиям - сперва по прямым, потом по волнистым.
  Основа - листы бумаги или картона (цветного или белого). Любого размера и формата, толщины или фактуры, самых разнообразных конфигураций. Например, можно использовать те же картонные коробки. Кроме того, можно делать объемные поделки из цветной бумаги, для которых основа не требуется.
   Клей: - с кисточкой. Для самых маленьких лучше заварить крахмал - наиболее безопасный вид клея. С двух лет уже можно пользоваться обычным канцелярским клеем или (что лучше) ПВА. Последний хорош тем, что легко отмывается, почти не оставляет пятен и клеит прочно.
- без кисточки.

    С 3-4-летками мы очень успешно приспособились делать аппликации клеящими карандашами: малыши осваивают работу с ними быстро и легко, "произведение" получается более аккуратным, клей не проливается, не подтекает, не оставляет пятен. Недостаток один - такие аппликации менее прочные, после засыхания детали могут отваливаться (впрочем, это зависит от качества клеящего карандаша).
   Для первых занятий используйте несложные задания. Возьмите белый лист бумаги. Из цветной бумаги вырежьте квадрат, треугольник и прямоугольник. Наклейте эти формы, образовав из них домик с трубой, можете вырезать солнце и облака и также наклеить. На домике можно нарисовать дверь, а из трубы дым. Поверьте, эта не сложная работа принесет кучу положительных эмоций вашему малышу. Подарите эту картинку папе или бабушке.
   Ребенку постарше можно дать свободу действий, или предложить более сложные аппликации, с применение множества вариантов. Сделайте картину из крупы и макарон. Картон намажьте клеем и посыпьте крупой и макаронными изделиями. Затем раскрасьте изделие. Таким образом, можно сделать рамку для фотографии. Фантазируйте вместе со своим ребенком.
   А знаете ли Вы, что аппликация:

- развивает художественное воображение и эстетический вкус;
- развивает конструкторское мышление – из частей собрать целое;
- развивает моторику и тактильные ощущения, особенно если помимо бумаги используются другие материалы – ткань, крупа, сухоцветы, соломка;
- помогает выучить цвета и формы;
- знакомит с понятием "технология" - чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин?
     
Детские аппликации из цветной бумаги порой наивны и просты, но тем не менее – это весьма мощное средство, которое помогает развиться фантазии крохи и развить очень многие умения и способности. Кроме того, дети получают массу удовольствия от приклеивания цветных фигурок на белую бумагу или картон.
   Сперва ребенок просто приклеивает к бумаге фигурки вырезанные взрослыми, но время идет и вот уже сам карапуз берет в руки ножницы и начинает творить. И тогда ребенка необходимо познакомить со всем многообразием видов аппликаций.
   Обрывная аппликация. При помощи этого метода можно великолепно передать фактуру образа, например, сделать облачко или пушистого цыпленка. Ребенку просто нужно разорвать бумагу на кусочки (а малышам это очень нравится) и составить из них изображение.
   Накладная аппликация. Используя
аппликация из цветной бумаги шаблоны можно создать настоящую картину, наклеивая детали таким образом, чтобы сперва шли все большие, а на них клеились маленькие.

    Модульная аппликация. Сперва ребенку нужно будет вырезать множество одинаковых разноцветных геометрических фигурок, а потом уж создать из них цельный образ.
   Симметричная аппликация. Из бумаги нужно вырезать прямоугольник или же квадрат нужного размера, согнуть его пополам, и, держа за сгиб, вырезать половину нужного изображения.
    Ленточная аппликация. При помощи ленточной аппликации мы получаем настоящую гирлянду из нужного изображения.
   Силуэтная аппликация. Ребенок вырезает по воображаемому или нарисованному контуру сложные силуэты.

      А как часто вы делаете с ребенком аппликации? Наверняка, реже, чем рисуете. Просто потому, что рисовать проще – взяли краски, взяли кисть… А вот к аппликации надо подготовиться заранее – приготовить бумагу, придумать сюжет…На самом деле, аппликацию делать очень просто! Занимайтесь аппликацией чаще, это поспособствует разностороннему развитию ребенка и подготовит его руку к письму в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Знаем – повторим, не знаем- узнаем".

Урок  обучения  грамоте  в  1 классепо букварю авторов ШтецА.А., ИсаеваС.А., Сабодах Р.В.  по УМК «Школа России» ....

Урок русского языка.2 класс Обобщение по теме «Знаем - повторим, не знаем - узнаем». программа "Гармония"

Урок для 2 класса программа "Гармония" можно использовать и по другим программам. Разработан с целью закрепления способов обозначения звука Й, а также о словах, обозначающих предмет, признак, действие...

Статья: "Аппликация как один из видов изобразительной техники."

Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное...

Изготовление аппликации из пластилина фигурки петушка (символ года 2017) на бумаге и инкрустация аппликации бисером

Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию конспект занятия и презентацию мастер-класса предназначенные для работы воспитателей групп продленного дня с детьми младшего школьного возраста. Также эта р...

Методическая разработка для урока технологии, ИЗО или внеурочного занятия. Раздел "Объемная аппликация". Тема «Изготовление объемной портретной аппликации. Панно».

Методические материалы содержат план-конспект занятия, технологическую карту, инструкционную карту, шаблоны и демонстрационный материал.Межпредметные связи: ИЗО, технология, окружающий мир, информатик...