РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по технологии

Кремис Лилия Анатольевна

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_fgos_na_urokah_tehnologii.docx38.42 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Кремис Л.А.

учитель начальных классов

« Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства ,

показатель его кругозора, эрудиции»

В.А. Сухомлинский

   Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Урок технологии во многом отличается от уроков  по другим предметам,  особенно гуманитарным.

В методике  трудового обучения различают четыре группы методов:

  1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, лекция, устный и письменные инструктажи.

  2. Наглядные методы: демонстрирование изучаемых объектов и их изображений (моделей, таблиц, схем, кинофильмов, компьютерных графиков и др.), трудового процесса и его компонентов.

  3. Методы самостоятельной работы школьников: упражнения, лабораторно-практические работы, наблюдения, самостоятельная работа с учебно-технической литературой, конструирование и моделирование на компьютере и др.

  4. Методы проверки знаний, навыков и умений: устный и письменный опрос, выполнение практических заданий.


Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

   Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения, где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».   
      Принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:  
•        анализировать свои действия;
 
•        самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
•        отличаться мобильностью;
•        быть способны к сотрудничеству;
 
•        обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Придерживаясь требований нового стандарта в своей работе  я чаще организовываю  индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолеваю  авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Групповые формы работы на уроке требуют временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач.  Я ученикам предлагаю  обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей школьников, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

Перечислим главные особенности организации групповой работы на уроке:

- класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает определенное задание (одинаковое или дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или преподавателя;

- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения учеников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами одинакового для них задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

При групповой форме работы учащихся         на уроке значительно возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней как со стороны преподавателя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем слабый ученик, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1.Подготовка к выполнению группового задания:

а) постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

б) инструктаж о последовательности работы;

в) деление на группы;

г) раздача дидактического материала по группам.

2.Групповая работа:

д) знакомство с материалом, планирование работы в группе;

е) распределение заданий внутри группы;

ж) индивидуальное и групповое (малые группы) выполнение задания;

 з) обсуждение индивидуальных результатов работы в группе; общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения):

и) подведение итогов выполнения группового задания.

3. Заключительная часть:

к) сообщение о результатах работы в группах;

л) общественный анализ выполнения задачи группами, рефлексия;

м) получение общего вывода о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация преподавателя на группу.

Сегодня перед образовательными учреждениями стоит задача повышения качества  обучения учащихся, развитие и воспитание конкурентоспособного ученика, имеющего твердую позицию относительно своего профессионального становления. Я считаю, что без создания психологического комфорта для  учащихся на уроке, без использования инновационных технологий добиться этого трудно. То есть на каждом  уроке  и  на каждом внеурочном мероприятии по предмету  я стараюсь   создавать  условия для развития ученика. Основная цель  моего  подхода  – воспитание личности, развитие его на основе собственной самостоятельной учебной деятельности.  Таким образом, в рамках этого подхода  я   стараюсь  на уроках реализовать  метод проектов. 

Проектная работа  в рамках образовательной деятельности технология  есть особое результативное действие, которое  даёт ребёнку возможность действовать самостоятельно и получать результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей на уроке  самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Таким образом, метод проекта  на моих уроках предполагает:

- связь обучения с жизнью;

- развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе;

- развития умения адаптироваться к действительности;

- умение общаться, сотрудничать с детьми в различных видах деятельности.

   Замысел проекта возникает внутри учебной деятельности как логическое завершение учебной темы, но в то же время, имея практическую направленность, он выходит за рамки учебного процесса и является значимым для ученика. Это позволяет мотивировать учащихся на создание проекта и достичь положительного результата. О чем свидетельствуют работы учащихся на уроках.

   Проектная деятельность — это всегда четкий алгоритм учебных действий, строгое выполнение технологии реализации и в то же время достаточная свобода творчества ученика. Я стараюсь  организовать выполнение плана, правил, инструкций и в то же время помочь учащимся реализовать свою творческую индивидуальность в работе, применить умения и знания, полученные на уроках технологии.

В мою   обязанность на уроках  входит   формирование у учащихся навыков работы с новыми инструментами, материалами.  Рассказываю детям о производстве и происхождении того или иного материала,  краткую историческую справку  довожу до каждого,  чтобы учащиеся знали: зачем,  для чего, почему, откуда?   Рассказываю детям о трудовых традициях,    династиях, о трудовой деятельности человека.   Природные  материалы,  собранные самими ребятами в лесу  и материалами, являющимися результатом труда человека, знакомят детей с  видами профессиональной деятельности человека.  А главное — знакомство это происходит через практическую деятельность.     Еще одной важной особенностью  является наличие материала, позволяющего на практическом уровне обучать детей проектной деятельности. Основной задачей обучения становится освоение алгоритма построения проектной деятельности сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно.  Результатом обучения становится не только освоение приемов работы с новыми материалами и инструментами, но и формирование навыков работы над проектом: продумывание идеи проекта, что можно сделать с того или иного материала ,  анализ готового изделия, построение плана работы, непосредственно выполнение работы и, наконец, ее презентация, анализ и оценка, т.е. приемов работы от замысла до презентации поделки.  Проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества, когда учитель превращается в консультанта, опытного руководителя творческой деятельностью учащихся.

   Проектная деятельность учащихся  состоит из трех этапов: организационно-подготовительного, технологического и заключительного.

   На первом этапе они  проводят мини - маркетинговые исследования, осуществляют выбор и обоснование проекта, анализируют предстоящую деятельность, определяют оптимальный вариант конструкции, подбирают материал, осуществляют планирование технологического процесса, разрабатывают конструкторско-технологическую документацию. 

   На втором этапе ребята выполняют технологические операции, предусмотренные технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением технологической и трудовой дисциплины, культуры труда.  На заключительном этапе проводят  контроль и испытание изделия, при необходимости корректируют технологическую  документацию, оформляют пояснительную записку  с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, проводят  защиту проекта.                                                                                                                                                                                          Вся проектная деятельность учащихся требует строгого учета их возраста, спектра интересов. Это важно и при выборе темы проекта,  и при организации работы по его выполнению.    Для младших школьников характерны стремление к воспроизведению вызвавших интерес объектов, подражание, ожидание личного успеха, поэтому ученики должны выполнять в основном конструкторско-технологические проекты.  

  Сегодня, многие  спорят  о том, нужен ли предмет «Технология» в современной школе. Изменения в сфере образования, в связи с  введением новых стандартов, современных  приоритетов социального развития общества смещают акценты  трудового обучения. Но независимо от типа экономики труд был, есть и будет главным условием жизнедеятельности человека, важнейшим средством самоутверждения и самовыражения его как личности. Поэтому предмет «Технология» необходим в общеобразовательной школе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС НОО средствами УМК "Перспективная начальная школа"

В данной статье рассматриваются  возможности УМК "Перспективная начальная школа" в реализации ФГОС НОО....

Публикация "Краеведческий компонент на уроках технологии в начальной школе" в сборнике "Реализация краеведческого принципа в системе школьного образования"

Материалы областного семинара по результатам деятельности инновационной образовательной площадки Института развития образования Кировской области в МКОУ СОШ с УИОП пгт Тужа Кировской области...

Ход реализации ФГОС на уроках математики в начальной школе

Школу делает школой учитель. Учителя разные  - ведь они вырастают из учеников. Художник учится смешивать краски и наносить их на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают прие...

Грушина Т.О. Луканова Н.Ю. Трудности реализации ФГОС на уроках математики в начальной школе. (статья) Публикация ЕНО

В статье освещаются  трудности реализации ФГОС НОО в начаьной школе на примере уроков математики. Предлагаются возможные пути решения данной проблемы....

Научно-практическая конференция "Ход реализации ФГОС на уроках математики в начальной школе"

Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за и...

’’Новые технологии развивающего обучения «Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД»’’

В начальной школе широкое поле для проектной деятельности открывает внеурочная деятельность в клубах и кружках. Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса ...