Рабочая программа по технологии , 2 кл. (для детей с у/о )
рабочая программа по технологии (2 класс)

Терехова Юлия Анатольевна

Рабочая программа по технологии предназначена для учащихся 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trud_h.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8 (495) 851-50-03                                                  e-mail: tro_school@dszn.ru

Утверждаю

директор ГБОУ ТРОЦ

«Солнышко»

____________ Л.И. Пономарева

Рабочая программа по

технологии

на 2016-2017 учебный год

для 2 б класса

(УОД)

Учитель: Терехова Ю.А.

 Рассмотрено на заседании ШМО                                            «СОГЛАСОВАНО»

протокол №____ от «___»______2016г.                  Зав.образовательного отделения Т.Е. Максименко

Руководитель ШМО_______________                           «___»______________________________2016г

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

          В педагогике огромное значение придаётся ручному труду. В нём заложены неиссякаемые резервы развития личности ребёнка. Ручной труд является благоприятным условием его обучения и воспитания, формирования необходимых трудовых и художественных умений и навыков, способствует социальной адаптации ребёнка в современном обществе и окружающей его предметно-бытовой среде.

         Настоящая Программа разработана в соответствии  с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановлением Правительства РФ от 10.03. 2000 г. №212.,  23.12.2002 г.,  Методическим письмом «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г., Единой  концепцией  специального Федерального государственного стандарта  для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.

        Рабочая программа по трудовому обучению составлена на основе программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида, В.В.Воронковой, рекомендованной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, выпущенной издательством «Просвещение» в 2009году; Базисного учебного плана специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (I вариант), составленного на основании приказа Министерства образования РФ от 10. 04.2002г. №29/2065-п.,  учебника Технология. Ручной труд:  2 класс для  специальных (коррекционных) образовательных учреждений, автора Л.А. Кузнецовой, рекомендованного  Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, выпущенного филиалом издательства «Просвещение» в 2011 году.

        Рабочая программа рассчитана на  67 часов, 2 часа в неделю.

Особую значимость ручной труд приобретает в обучении и воспитании детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Учитель обязан помнить обо всех трудностях и достижениях каждого ребёнка и тщательно подбирать задания и организовывать его труд с тем. чтобы учить тому, что для него представляет истинную ценность, подобрать эстетически значимые объекты труда, соответствующие возможностям детей с ОВЗ; осуществить ряд коррекционных мероприятий. направленных на исправление психических и физических недостатков, имеющихся у этих детей.

Цель: формирование трудовых умений и навыков, духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.

          В процессе трудового обучения решаются следующие задачи:

1. Коррекция интеллектуальных и физических недостатков обучающихся с учётом их возрастных особенностей.

2. Формирование знаний о различных материалах и умения выбирать способы обработки, в зависимости от свойств материалов.

3. Формирование трудовых умений и навыков.

4. Обогащение ребёнка знаниями и сведениями о поделочных материалах, об окружающем рукотворном предметном мире, созданном из этих материалов.

5. Воспитание у детей любви и привычки к разнообразным видам труда.

         Ведущей идеей целого обучения является формирование у детей с проблемами в интеллектуальном развитии трудовой культуры через установление в их сознании взаимосвязей между предметным миром и окружающей их жизнью.

         На занятиях по ручному труду учебные задачи решаются в практической деятельности обучающихся, организованной на основе изготовления ими изделий доступной сложности и понятного назначения. Особенностью обучения практической работе является первоначальное использование безорудийного ручного труда (разрывание, обрывание, сминание, сгибание, скатывание, наматывание, связывание, плетение, лепка и т.д.), затем выполнение работы (лепка, вырезание, конструирование, шитьё и т.д.) с применением инструментов (ножницы, стеки, иголка и т.д.). Учитывая это, учитель поможет детям с ОВЗ постепенно овладеть умением обрабатывать предлагаемые поделочные материалы, при этом рационально используя разнообразные технологические приёмы.

          Программой предусмотрены следующие виды труда: работа с бумагой; работа с пластилином, работа с природным материалом, работа с нитками. 

Принципы реализации программы:

· индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;

· коллективизм;

· креативность (творчество);

· ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;

· научность;

· сознательность и активность учащихся;

· наглядность.

Формы: игры, упражнения, практические задания, тренинги, конструирование ситуаций, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, конкурсы и др.

Методы:

  наглядность;

· взаимодействие;

· поощрение;

· наблюдение;

· коллективная работа, работа в парах;

· игра.

Приемы:

· анализ и синтез;

· сравнение;

· аналогия;

· обобщение.

          Уроки строятся на принципах взаимосвязи трудовой практики с другими видами деятельности (игрой, рисованием, развитием речи и др.)

 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ

          В программе представлен обязательный минимум требований к основным знаниям и умениям обучающихся в виде двухуровневого усвоения: базовый и сниженный.

К концу обучения во II классе обучающиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

I уровень:

названия материалов для поделок и их свойств;

возможность использования изученных материалов;

названия объектов работы;

умение выбирать и называть операции, специфические для обработки данного материала;

самостоятельная организация своих действий с опорой на образец, поделки, натуральный образец, предметную карту;

составление простейшего эскиза как элемент планирования.

II уровень:

названия основных материалов для поделок и элементарных их свойств;

умение установить соответствие поделки натуральному образцу, отражённое повторение практического показа учителем приёмов выполнения работы;

выполнение простейших операций по устной инструкции учителя.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  (68 ч, 2 ч в неделю)

РАБОТА С БУМАГОЙ (23 ч)

Практические работы

Ознакомление учащихся с изделиями, которые планируется выполнить в течение учебного года. Называние материалов для поделок (бумага, пластилин, нитки). Сообщение правил поведения во время занятий ручным трудом, требований к организации рабочего места.

Сгибание бумаги. Разрывание по линии сгиба. Аппликация из обрывных кусочков. Сминание бумаги. Наклеивание смятых из бумаги шариков на основу. Складывание из бумаги. Складывание объёмного объекта из листа бумаги: пакетик, конвертик. Получение квадратиков путём сгибания по средней линии и   разрезание заготовки прямоугольной формы.

Получение треугольников путём сгибания квадрата с угла на угол и разрезания по линии сгиба. Получение круга путём произвольного округления углов заготовки квадратной формы. Заготовка деталей для аппликации геометрической формы описанными способами. Составление ритмической композиции в полосе, симметричной композиции в квадрате - аппликация опора на образец.

Плоскостное и объёмное конструирование. Выполнение сложных игрушек из 3-4 деталей круглой, овальной, треугольной, квадратной формы. Вырезание по одной линии симметрии, по короткой вертикальной (наклонной, длинной, вертикальной, кривой линии (круг, овал). Плоскостная и полуобъёмная аппликация.

Технические сведения. Название материала. Свойства бумаги: сгибается, мнётся, разрывается. Основные цвета бумаги. Виды бумаги. Использование инструментов при работе с бумагой: ножницы. Правила безопасной работы с ножницами. Соединение деталей из бумаги с помощью клея. Кисточка. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с клеем.

Приёмы работы. Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук при резании. Приёмы резания по прямой линии. Округление угла. Смазывание поверхности бумаги клеем с помощью кисти. Наклеивание.

       Практические работы. Симметричное линейное вырезание из бумаги, сложенной пополам. Вырезание по одной линии симметрии. Вырезание (симметричное предметное)  из бумаги, сложенной несколько раз. Орнамент в полосе. Коллективная аппликация. Полуобъёмная аппликация. Объёмное конструирование на основе конуса и цилиндра. Плоскостное конструирование.

Технические сведения. Понятие об орнаментах. Правила составления растительного орнамента. Сочетание цветной бумаги, правила составления аппликации. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами. Организация рабочего места.

Приёмы работы. Размещение на листе бумаги элементов аппликации. Наклеивание. Приём «гармошка». Складывание бумаги пополам и несколько раз. Приёмы создания объёма в аппликации и конструировании.

РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ (11 ч)

Экскурсия в природу, сбор природного материала.

Практические работы

Изготовление аппликации из природных материалов (листья) – «Птица» («Бабочка»).

Аппликация из пластилина и гороха «Рыбка».

Игрушки, выполненные из шишек и пластилина – «Ёжик».

Наклеивание на подложку засушенных листьев и цветов. Составление композиции, пользуясь собственными или предложенными учителем эскизами.

Технические сведения. Названия используемых природных материалов, их свойства, определение формы деталей, соотнесение с формой реального объекта. Понятие «эскиз». Особенности наклеивания засушенных листьев и цветов на бумагу.

Приёмы работы. Подбор деталей для игрушки. Подбор природного материала для композиции. Последовательное наклеивание деталей композиции. Высушивание под прессом.

Практические работы.

Конструирование из пушистой травы и пластилина «Ёжик». Работа с природным материалом (горох) и пластилином. «Вазочка», «Радуга». Конструирование из разных материалов (еловая шишка, крылатки клёна, пластилин). «Пингвин», «Петушок».

Технические сведения. Возможности природного материала в быту и в ручном труде. Цвета спектра. Приёмы обмазывания основы пластилином. Ритмичность узора при выполнении декоративных ваз. Организация рабочего места.

Приёмы работы. Втыкание деталей из природного материала в пластилиновую основу. Заготовка и накладывание полос из пластилина на основу, размазывание их, отбор материала для отделки вазы. Приём скатывания пластилина столбиком (палочкой). Подбор деталей для игрушки. Подбор природного материала для игрушки.

РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ (13 ч)

Практические работы

Лепка по образцу фруктов, овощей. Аппликация из пластилина – плоскостная лепка «Яблоко».

Лепка предмета из отдельных частей, шаровидных частей (конструктивный способ).

Лепка предметов шаровидной, овальной, конической формы пластическим способом.

Технические сведения. Название материала – «пластилин» и его свойства. Холодный пластилин – твёрдый, тёплый пластилин – мягкий и вязкий. Цвета пластилина. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Способы подготовки пластилина к работе: подогрев и разминание. Соединение деталей примазыванием.

Приёмы работы. Раскатывание пластилина в ладонях и на подкладной доске. Приём размазывания пластилина по поверхности, «скатывание пластилина столбиком (палочкой)», скатывание пластилина кругообразными движениями (в шар). Соединение деталей примазыванием. Закрепление деталей на подставке.

Примерный перечень изделий: Аппликация «Яблоко», предметы («Домик», «Ёлочка», орнамент в круге, «Барашек Бяша», помидор, огурец, морковь, свёкла, репка).

Практические работы.

Лепка предметов из отдельных частей (конструктивный способ). Объёмная лепка многодетальных изделий конструктивным способом. Соблюдение пропорций в изделии и умение соединять детали в единую конструкцию.

Технические сведения. Инструменты, применяемые при лепке, их названия и назначение (стеки). Виды лепки: на плоскости (рельеф) и скульптура. Расположение инструментов и материалов на рабочем месте. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении лепки.

Приёмы работы. Приёмы лепки: «скатывание шара из пластилина кругообразными движениями», «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы» (наконечник пирамидки), «сплющивание пластилина ладонью», «прищипывание пластилина», соединение деталей «примазыванием».

РАБОТА С  ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ ( 19 ч )

Практические работы

Подбор цветных ниток по цвету. Связывание. Сматывание ниток. Наматывание в клубок, на картонку. Соединение узлом нескольких нитей (прядей). Плетение косички-закладки в три пряди. Закрепление плетения узлом. Витьё шнура из одной нити. Умение вдевать нитку в иголку. Закрепление её в начале и в конце строчки (прошивание 2-3 раза на одном месте). Выполнение кисточки. Шитьё по вертикальным, горизонтальным и наклонным линиям. Вышивание треугольника, квадрата, круга. Вышивание по проколам.

Технические сведения. Применение ниток. Свойства и особенности ниток: толстые, тонкие, связываются, скручиваются, окрашены в разные цвета, легко режутся. Ножницы. Иголка. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками, ножницами, иглой.

Приёмы работы. Приём наматывания ниток на основу. Связывание ниток, завязывание бантиком, петлёй. Приёмы витья шнурка. Начало работы – завязывание узла, выполнение кисточки, закрепление нити. Приёмы завершения работы. Подравнивание концов завязывающих нитей ножницами. Правильная хватка инструментов. Приёмы вдевания нитки в иглу и закрепление нитки повторением 2-3 стежков на одном месте. Шитьё по проколам приёмом «игла вверх-вниз» по намеченным линиям. Приём «заполнение расстояния между стежками» (линейное и предметное вышивание) ниткой того же или другого цвета.

УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

УЧЕБНИК:

1. Технология. Ручной труд. 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  Л.А.  Кузнецова.. - С-П. «Просвещение» 2016.

Дополнительная литература:

1. Обучение учащихся 1 – 4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей. Под ред. В.Г. Петровой. – М., «Просвещение», 2006.

2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. подготовительного и 1 – 4 классов –  М.,  «Просвещение», 2012.

3. Программы для 0 – IV классов школы VIII  вида ( для детей с нарушениями интеллекта) в 2-х книгах. – М., «Просвещение», 1998.

 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Дата

1

Вводный урок. Повторение пройденного в 1 классе. Экскурсия по школе.

1

01.09.

2

Работа с пластилином. Лепка геометрических тел прямоугольной формы «брус».

1

06.09.

3

Складывание из вылепленных деталей (брусков) ворот.

1

08.09.

4

Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольную геометрическую форму.

1

13.09.

5

Работа с природными материалами. Экскурсия. Организация сушки и хранения собранных материалов.

1

15.09.

6-7

Изготовление игрушек из желудей по образцу и самостоятельно.

2

20,22.09.

8-9

Изготовление по образцу и самостоятельно игрушек из скорлупы ореха.

2

27,29.09.

10

Работа с бумагой и картоном. Повторение пройденного в 1 классе по теме «Виды и сорта бумаги».

1

11.10

11

Работа с бумагой и картоном. Закрепление навыков сминания бумаги. Технология изготовления аппликации из мятой бумаги по образцу.

1

13.10.

12

Работа с бумагой и картоном. Закрепление навыков сгибания бумаги. Технология складывания фигурки из бумаги.

1

18.10.

13

Работа с бумагой и картоном. Закрепление навыков разметки геометрических фигур по шаблонам.

1

20.10.

14

Изготовление пакета из плотной бумаги с аппликацией из геометрических фигур.

1

25.10.

15-16

Работа с текстильным материалом.

Изделия из ниток.

2

27.10.

01.11.

17-18

Работа с текстильными материалами. Пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями.

2

03.,08.11

19

Работа с текстильными материалами. Сматывание ниток в клубок.

1

10.11.

20

Работа с пластилином. Познавательные сведения о глине, пластилине и геометрическом  теле «цилиндр». Лепка из пластилина предметов цилиндрической формы.

1

22.11.

21

Работа с глиной и пластилином. Познавательные сведения о глиняной посуде и геометрическом теле «конус». Лепка из пластилина предметов конической формы.

1

24.11.

22,23

Работа с природными материалами. Познавательные сведения о листьях. Изготовление предметной аппликации из засушенных листьев по образцу.

2

29.11.

01.12.

24

Работа с природными материалами.

Изготовление рамки для фотографии, украшенной листьями.

1

06.12.

25,26

Работа с бумагой и картоном. Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной  конфигурации.

2

08,13.12.

27,28

Работа с бумагой и картоном. Изготовление плоских елочных игрушек, украшенных  аппликацией.

2

15,20.12.

29,30

Работа с текстильными материалами. Изготовление стилизованных фигурок из связанных пучков нитей.

2

22,27.12.

31

Работа с бумагой и картоном. Познавательные сведения об объеме: плоский, объемный. Изготовление из бумаги (из 2 кругов) игрушек в форме шара.

1

29.12.

32

Работа с бумагой и картоном. Закрепление познавательных сведений об объеме. Изготовление из бумаги  игрушек в форме шара.

1

10.01.

33

Работа с пластилином. Познавательные сведения о скульптуре. Лепка по образцу стилизованных фигур животных, птиц (конструктивный способ).

1

12.01.

34

Лепка по образцу стилизованных фигур животных, птиц ( пластический способ).

1

17.01.

35

Работа с природными материалами. Познавательные сведения о  шишках. Изготовление из шишки стилизованной  фигурки человечка.

1

19.01.

36

Работа с природными материалами. Закрепление сведений о  шишках. Изготовление из шишки, листьев дуба, пластилина стилизованной  фигурки птички.

1

24.01.

37

Изготовление композиции с использованием шишки , листьев и пластилина.

1

26.01.

38

Работа с бумагой и картоном. Познавательные сведения о  линейке. Разметка по линейке.

1

31.01.

39,40

Изготовление аппликаций с разметкой деталей  по линейке.

2

02.,07.02.

41

Работа с текстильными материалами. Познавательные сведения о  тканях. Составление коллекции тканей.

1

09.02.

42

Раскрой из ткани заготовки изделия.

1

14.02.

43,44

Работа с текстильными материалами. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой (сметочными стежками).

2

16.,02.

28.02.

45

Работа с бумагой и картоном. Познавательные сведения об открытке. Изготовление открытки.

1

02.03.

46,47

Работа с бумагой. Изготовление аппликации «Сказочный цветок» по шаблону.

2

07,09.03.

48,49

Работа с пластилином. Изготовление композиции из пластилина к сказке «Колобок»

2

14,16.03.

50,51

Работа с бумагой и картоном. Изготовление композиции(макета) из складных бумажных фигурок к сказке «Колобок».

2

21,23.03

52,53

Работа с бумагой и картоном. Познавательные сведения о   дорожных знаках. Изготовление модели дорожного знака.

2

28,30.03.

54,55

Работа с текстильными материалами. Вышивание сметочным стежком.

2

04,06.04.

56,57

Работа с текстильными материалами. Вышивание с перевивом (шнурок).

2

18,20.04.

58,59

Работа с текстильными материалами. Познавательные сведения о  тесьме.Салфетка.

2

25,27.04.

60,61

Работа с текстильными материалами. Пришивание пуговицы с двумя сквозными отверстиями с подкладыванием палочки.

2

02,04.05.

62,63

Работа с бумагой и картоном. Салфетка с прорезным орнаментом.

2

11,16.05.

64,65

Работа с пластилином. Лепка чайной посуды в форме шара.

2

18,23.05.

66,67

Работа    с пластилином. Лепка цветов (конструктивный способ).

2

25.05.

Всего за учебный год: 68 часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для подготовки детей к школе.

Рабочая программа для детей предшкольного возраста ( к образовательной программе "Школа 2100")...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Симфония творчества»

  Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинал...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Спортивные и подвижные игры" (возраст детей: 8-10 лет)

Достоинство программы заключается в том, что она способствует физическому оздоровлению детей, профилактике простудных заболеваний, доступна для детей из семей со средним достатком, является альтернати...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа группы адаптации детей к условиям школьной жизни

Рабочая Программа «Тропинка к школе» способствует развитию познавательной активности, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к творчеству, к новой социал...

Рабочая программа Тамбовские писатели детям

Рабочая программа Тамбовские писатели детям...