обобщение педагогического опыта
методическая разработка по технологии (4 класс)

Описание педагогических технологий из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Благовещенская специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида »

Методическое объединение учителей начальных классов:

«Использование современных педагогических технологий в процессе обучения»

(обобщение опыта- презентация)

                                                                                Составитель:

  учитель нач. кл.

                                                                                  Шкурупий Н.В.

  2019-2020 учебный год

«Использование современных педагогических технологий в процессе обучения»

( слайд)

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.

На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д. И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий.

Задача учителя начальных классов – создание необходимых и полноценных условий для эффективного обучения каждого ребёнка, поэтому я считаю , что педагог специальной (коррекционной) школы должен создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появится механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.( слайд)

«Педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве. Исходя из этого, можно выделить современные технологии, элементы которых возможно применять на уроках в коррекционной школе:

  1. технология личностно ориентированного обучения
  2. технология уровневой дифференциации
  3. коррекционно - развивающие технологии
  4. технология проблемного обучения
  5. игровые технологии
  6. информационно-коммуникационные технологии
  7. здоровьесберегающие технологии

Технология личностно ориентированного обучении, в которой позиция ученика существенно изменяется. Он не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Целью этого обучения является создание условий для формирования познавательной активности учеников.

На уроках русского языка использую некоторые упражнения по технологии личностно  ориентированного обучения:

Упражнения словесно - логического характера.

На основе этих упражнений развивается логика детей, оперативная память, связная доказательная речь, сосредоточенность внимания. Они представляют собой специально составленный текст, соответствующий изученной теме. Этот текст служит основой для проведения урока. С опорой на его содержание могут проводиться все последующие структурные этапы урока: минутка чистописания, словарная работа, повторение, закрепление изученного материала. Учащиеся воспринимают текст на слух. Первоначально это тексты небольшие по объему.

Упражнения на развитие мышления, умения делать умозаключения по аналогии.

( слайд)

Береза-дерево, фиалка-…; лещ-рыба, пчела-… и т.п.

Упражнения творческого характера.

По опорным словам или сюжетным картинкам составить рассказ.

Для того чтобы сделать процесс обучения личностно ориентированным, нужно немногое, а всего лишь признать право каждого ребенка на индивидуальность,   самоценность, стремление   самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности.

Технология уровневой дифференциации . Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития.  Существует три группы обучения, задание ученик получает в соответствии с группой. У одного учащегося на разных предметах могут быть разные группы обучения. Дети знают свои группы обучения по предметам. Важно, что при дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую, т.е. состав группы не закреплен навсегда. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, способностью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражавшейся в интересе к получению знаний. Дифференцированный подход используется на всех этапах урока, это работа по карточкам по группам, выполнение заданий в учебнике дозировано, проведение контрольных работ в соответствии с группой обучения, (слайд) домашнее задание даю дифференцированно, очень важно, чтобы объём был умеренным, иначе возникнут проблемы перегрузки или слабое звено учащихся. Задания должны быть выполнимыми всеми учениками, поэтому планирую по группам обучения. Дифференцированный подход создает благоприятные условия для развития личности учащихся, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки. 

В практике своей работы я использую еще одну форму обучения, которая привлекает младших школьников - это групповая работа. ( слайд)Групповая работа это полноценная самостоятельная форма организации обучения младших школьников. По мере овладения учащимися умениями совместной работы в парах, вовлекаю их в работу группами. Групповая работа наиболее эффективна тогда, когда учебный материал соединяет известное ученикам с неизвестным.

Это побуждает детей к взаимодействию друг с другом: обращению за помощью, обсуждению возникшей догадки.

Групповые технологии использую обычно на повторительно-обобщающих уроках. Продумываю состав групп, их количество. В зависимости от темы и целей занятия количественный и качественный состав групп может быть различен. Можно сформировать группы по характеру выполняемого задания: одна может быть численно больше другой, может включать в себя учащихся с различной степенью сформированности умений и навыков, а может состоять из «сильных», если задание сложное, или из «слабых», если задание не требует творческого подхода. Это способствует формированию дружного коллектива, умения работать сообща, распределять роли, договариваться, планировать свою деятельность, сорадоваться успехам товарища или сопереживать в случае неудачи другого.  

 Одна из главных задач в моей работе – сохранение и укрепление здоровья детей через правильную организацию учебного процесса. При организации учебного процесса в здоровьесберегающем режиме опираюсь на систему В.Ф. Базарного, учитываю основные направления физиологической коррекции: На своих уроках использую элементы здоровьесберегающих технологий, цель которых - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, провожу физкультпаузы, эмоциональную разрядку, зарядку для глаз, минутки для шутки, рефлексию, строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки. (слайд 6-9)

-расширение зрительно-двигательной активности (в этом направлении применяю «сенсорный шар»),

-обучение в режиме «зрительных горизонтов» («подвесная рейка»),

-изучение по «экологическому букварю» предметов и явлений окружающего мира.

Внедрение элементов здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе позволяет мне (слайд 10-13)

-обеспечивать сенсорную свободу психомоторную раскрепощённость,

-корректировать высшие психические функции,

-воспитывать мотивацию к учению,

-создавать условия для закрепления ЗУН,

-создавать ситуацию успеха,

-обеспечивать обратную связь на уроке,

-повышать уровень успеваемости и эффективности учебного процесса,

-создавать психологический комфорт на уроках.

Использование здоровьесберегающих технологий обучения в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.

При создании  условий дети могут активно включаться в учебный процесс и активизировать свои потенциальные возможности. Одним из таких условий является использование игровых технологий  на уроках.

У умственно отсталых детей вызывает определённые трудности освоение программного материала на уроках математики. Математический материал необходимо анализировать, обобщать, делать определённые выводы. Тема моей работы «Коррекционно-развивающие игры и упражнения на уроках математики в начальных классах». Цель: развитие психических процессов для успешного овладения программным материалом и оптимизации учебного процесса.

Разработанная мною система игр и упражнений на программном материале конкретно по теме и этапам урока показала следующие результаты:

-у детей возникла потребность внимательно слушать объяснение учителя;

-Все дети владеют счётными и вычислительными навыками в пределах 20;

-Учащиеся объясняют своё решение, делают выводы, сравнивают, анализируют, что способствует коррекции недостатков их психического развития.

Игры использую на различных этапах: ( слайд 14-15)

-при устном счёте: например, «Молчанка», «Подумай», «Математический бег», «Рыбалка», «Поработай карандашиком» и др.

-при закреплении: например, «Весёлые задачи», «Найди лишнее выражение» и др.

Результативный и интересный урок отличается многообразием учебных ситуаций, которые способствуют активизации познавательной деятельности и коррекции психических процессов.

Уроки стараюсь сделать интересными, познавательными, развивающими мышление детей, их способность контролировать свое психоэмоциональное состояние.

В течение года провожу мониторинг уровня сформированности обязательных результатов по предметам в виде контрольных и самостоятельных работ. ( слайд белый)

Активно использую информационно – коммуникационные технологии как при подготовке к урокам, так и на самих уроках. Внедрение ИКТ в специальных (коррекционных) школах, прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.

Информационные технологии на уроках я использую в следующих вариантах. Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. ИКТ на уроках и во внеклассной деятельности позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал учащихся. Построение шаблонов, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания- карточки по предметам с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование иллюстраций, рисунков, анимации, различных заданий воспитывают интерес к уроку, делают урок более интересным. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Наблюдения показали, что ИКТ формирует у  школьников умение отвечать на поставленные вопросы полным ответом. ИКТ способствует развитию творческих способностей, воображения, практических умений. Расширяет кругозор представлений об окружающем мире, обеспечивается взаимодействие и  общение с окружающим миром. Под воздействием ИКТ происходит преодоление негативных качеств формирующегося характера, коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере, поведенческих отклонений. Дети с нарушением интеллекта лучше воспринимают информацию и запоминают учебный материал, когда на уроке используется наглядность.   Использование ИКТ помогает мне эффективно использовать пространство урока. ИКТ способствует:

-стимулированию умственной деятельности учащихся;

-развитию речи, расширению словарного запаса;

-повышению интереса к изучаемому материалу;

-стимулированию развития воображения;

-созданию эмоционально-нравственных ситуаций на уроке;

-развитию эмоциональной сферы учащихся;

-активизированию познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта.

При использовании этих технологий повышается уровень мотивации к учебе; каждый ребенок обучается на уровне его возможностей и способностей; реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех.( слайд 17)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.  Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика 1999. 192 с.

2.  Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки// Директор школы. № 2. 2006. – с. 53-57.

3.  Кураченко З.В. Личностно-ориентированный подход в системе обучения математике // Начальная школа. № 4. 2004. – с. 60-64.

4.  Лежнева Н.В. Урок в личностно- ориентированном обучении // Завуч начальной школы. № 1. 2002. – с. 14-18.

5.  Лукъянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока // Завуч. № 2. 2006. – с. 5-21.

6.  Разина Н.А. Технологические характеристики личностно-ориентированного урока // Завуч. № 3. 2004. – 125-127.

7.  Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1999. – 96 с. 

8.Рожков М.И., Байбородова Л.В.. Теория и методика воспитания, 2010г.

9.С. Ю. Ильина, А. С. Чижова. Использование личностно-ориентированных технологий в обучении русскому языку детей с интеллектуальной недостаточностью//Специальное образование, 2013г .№2, стр. 38-47.

  1. Игровое упражнение «Найди лишний пример».

Цель: коррекция логического мышления, внимания.

 Учащимся предлагается карточка с примерами на умножение или на сложение /вычитание/ так, чтобы в примерах был одинаковый ответ и один ответ не соответствует.

         

                

2. Игра «Решето».

Цель: стимуляция мыслительной деятельности, развитие внимания, логического мышления.

Ученики одного ряда встают и по очереди воспроизводят таблицу умножения, деления /сложения, вычитания/ по порядку. Первый ученик: 3х1 или 1+1, второй ученик: 3х2 или 1+2 и т.д. Ученик, который правильно назвал пример из таблицы и его ответ, садится на место, а тот, кто ошибся стоит, т.е. остаётся в «решете2.

3. Использование демонстрационных карточек.

Цель: Коррекция внимания, мышления.

Учитель показывает две карточки с числами 8 и 7 и спрашивает, какие, действия можно выполнить с данными числами? (Сложение и вычитание.) Затем предлагает задания:

Найди сумму этих чисел.

Найди разность этих чисел.

Увеличь число 80 на 2, на 20.

Уменьши число 80 на 2, на 20.

После этого учитель выставляет на доске три карточки с числами 20, 9 и 11 и спрашивает:

—  Какое число из данных трех чисел может быть уменьшаемым? Составь пример. Реши его устно. Какие числа из данных трех чисел могут быть слагаемыми? Составь примеры. Реши их устно.

 4. «Кто быстрее?»

Цель: коррекция внимания, памяти.

Карточки висят на доске, одна карточка – один ряд. Соединить стрелками множимое – множитель, произведение. Чей ряд быстрее справиться с заданием.

В виде игры может быть проведена и работа над повторением и закреплением пройденного материала. Например:

1.  Работа с перфокартами.

Каждый ученик получает индивидуальную перфокарту, содержащую одинаковые примеры с различными заданиями. Учащиеся выполняют задания самостоятельно.

     №1                            №2

75+€=79                €+4=79

90-€=81                            €-9=81

54+€=62                €+8=82

48+€=39                €-9=39

       №3                            №4

75        4=79                75+4=€

90        9=81                90-9=€

54        8=62                54+8=€

48        9=39                48-9=€

—  Прочитайте примеры, в которых находили разность. Прочитайте примеры, в которых находили сумму. К какому результату надо прибавить 9, чтобы получить 90? К какому результату надо прибавить 8, чтобы получить 70?

  1. Игра «Молчанка».

Цель: коррекция внимания, зрительного и слухового восприятия.

Эту можно проводить после ознакомления детей с некоторыми цифрами.

Варианты «Молчанки»:

А) учитель показывает карточку с числовой фигурой, дети поднимают соответствующую цифру;

Б) учитель ударяет определённое количество раз в ладоши; дети внимательно слушают, затем выбирают из имеющихся у них цифр такую, которая соответствует числу ударов, и показывают её.

3.  Использование   индивидуальных  карточек с числами.

У каждого ученика на парте лежат числовые веера:

0                1        2        3        4        5        6        7        8        9

Учитель читает выражение, например три умножить на восемь, ученики поднимают веер, показывая соответствующее число (ответ).

3*8 (24)

6*5 (30)

8*2 (16)

4.  Выбор ответов.

На доске выписаны числа:

32        34        53        84        41        78        96

Учитель читает выражения, учащиеся должны выбрать и прочитать соответствующее этому выражению значение:

4*8                (32)

35 + 6                (41)

80-2                (78)

5.  Использование сигнальных карточек.

Учитель предлагает учащимся вопросы, связанные с нахождением значений выражений. Прочитав выражение, он показывает на одно из чисел, записанных на доске. Если ответ совпадает с указанным числом, ученик показывает зеленую карточку, если не совпадает — красную.

Например, на доске записаны числа:

23        43        35        48        14        87        69

Учитель предлагает увеличить на 4 число 39 и показывает на число 43. Ученик поднимает зеленую карточку. Далее учитель просит уменьшить на 5 число 29 и показывает на число 23. Ученик поднимает красную карточку. Учитель спрашивает, что ответ больше или меньше числа 23? На сколько больше? На сколько нужно уменьшить 29, чтобы получить 23?

6.  Обоснование   полученных   ответов   (с  использованием различных записей на доске).

Цель: коррекция мышления, зрительного восприятия.

На доске дается запись:

5*3=15

5*3 = 8

5*3 = 2

Учитель спрашивает:

— Какой знак действия нужно поставить в первом случае? (Знак умножения.) Почему? (Чтобы получить 15, нужно 5 повторить слагаемым 3 раза, 5 умножить на 3 равно 15.) Какой знак действия необходим во втором случае? (Знак сложения) Почему? (В ответе число 8, значит, 5 нужно увеличить на 3.) Сравни второе равенство с первым.

В виде игры может быть проведена и подготовительная работа к усвоению нового материала. Например, знакомство с новой цифрой предваряется чтением стихотворений о ней, отгадыванием загадок.

От одного до десяти

Вот один, иль единица,

Очень тонкая, как спица.

А вот это цифра два,

Полюбуйся какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

А за двойкой – посмотри –

Выступает цифра три.

Тройка – третий из значков

Состоит из двух крючков.

За тремя идут четыре,

Острый локоть оттопыря.

А потом пошла плясать

По бумаге цифра пять.

Руку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.

Цифра шесть – дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.

Вот семёрка – кочерга.

У неё одна нога.

У восьмёрки два кольца

Без начала и конца.

Цифра девять, иль девятка, -

Цирковая акробатка:

Если на голову встанет,

Цифрой шесть девятка станет.

* * *

Пошёл Серёжа в первый класс.

С Серёжей не шути!

Считать

Умеет он у нас

Почти до десяти!

Не грех такому мудрецу

Задрать курносый нос.

Вот как-то за столом отцу

И задал он вопрос:

- Два пирожка тут, папа, да?

А хочешь – на пари! –

Я доказать могу всегда,

Что их не два, а три!

Считаем вместе:

Вот ОДИН,

А вот и ДВА, смотри!

Один да два, - закончил сын, -

Как раз и будет ТРИ!

- Вот молодец! – сказал отец. –

И в самом деле три!

И потому

Я два возьму,

А третий – ты бери!

Б. Заходер

Считалки

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Можно всё пересчитать,

Сосчитать, измерить, взвесить:

Сколько пальцев на руках,

Сколько пальцев на ногах,

Сколько в комнате дверей,

В переулке фонарей,

Сколько лодок на реке,

Крупных ёлок на горе,

Сколько ног у двух коней,

Сколько во дворе детей.

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Можно всё пересчитать,

Сосчитать, измерить, взвесить:

Сколько литров молока,

Сколько метров полотна,

Сколько хлеба на весах,

И времени на часах.

  1. Игровое упражнение «Найди лишний пример».

Цель: коррекция логического мышления, внимания.

 Учащимся предлагается карточка с примерами на умножение или на сложение /вычитание/ так, чтобы в примерах был одинаковый ответ и один ответ не соответствует.

         

                

2. Игра «Решето».

Цель: стимуляция мыслительной деятельности, развитие внимания, логического мышления.

Ученики одного ряда встают и по очереди воспроизводят таблицу умножения, деления /сложения, вычитания/ по порядку. Первый ученик: 3х1 или 1+1, второй ученик: 3х2 или 1+2 и т.д. Ученик, который правильно назвал пример из таблицы и его ответ, садится на место, а тот, кто ошибся стоит, т.е. остаётся в «решете2.

3. Использование демонстрационных карточек.

Цель: Коррекция внимания, мышления.

Учитель показывает две карточки с числами 8 и 7 и спрашивает, какие, действия можно выполнить с данными числами? (Сложение и вычитание.) Затем предлагает задания:

Найди сумму этих чисел.

Найди разность этих чисел.

Увеличь число 80 на 2, на 20.

Уменьши число 80 на 2, на 20.

После этого учитель выставляет на доске три карточки с числами 20, 9 и 11 и спрашивает:

—  Какое число из данных трех чисел может быть уменьшаемым? Составь пример. Реши его устно. Какие числа из данных трех чисел могут быть слагаемыми? Составь примеры. Реши их устно.

 4. «Кто быстрее?»

Цель: коррекция внимания, памяти.

Карточки висят на доске, одна карточка – один ряд. Соединить стрелками множимое – множитель, произведение. Чей ряд быстрее справиться с заданием.

В виде игры может быть проведена и работа над повторением и закреплением пройденного материала. Например:

1.  Работа с перфокартами.

Каждый ученик получает индивидуальную перфокарту, содержащую одинаковые примеры с различными заданиями. Учащиеся выполняют задания самостоятельно.

     №1                            №2

75+€=79                €+4=79

90-€=81                            €-9=81

54+€=62                €+8=82

48+€=39                €-9=39

       №3                            №4

75        4=79                75+4=€

90        9=81                90-9=€

54        8=62                54+8=€

48        9=39                48-9=€

—  Прочитайте примеры, в которых находили разность. Прочитайте примеры, в которых находили сумму. К какому результату надо прибавить 9, чтобы получить 90? К какому результату надо прибавить 8, чтобы получить 70?

  1. Игра «Молчанка».

Цель: коррекция внимания, зрительного и слухового восприятия.

Эту можно проводить после ознакомления детей с некоторыми цифрами.

Варианты «Молчанки»:

А) учитель показывает карточку с числовой фигурой, дети поднимают соответствующую цифру;

Б) учитель ударяет определённое количество раз в ладоши; дети внимательно слушают, затем выбирают из имеющихся у них цифр такую, которая соответствует числу ударов, и показывают её.

3.  Использование   индивидуальных  карточек с числами.

У каждого ученика на парте лежат числовые веера:

0                1        2        3        4        5        6        7        8        9

Учитель читает выражение, например три умножить на восемь, ученики поднимают веер, показывая соответствующее число (ответ).

3*8 (24)

6*5 (30)

8*2 (16)

4.  Выбор ответов.

На доске выписаны числа:

32        34        53        84        41        78        96

Учитель читает выражения, учащиеся должны выбрать и прочитать соответствующее этому выражению значение:

4*8                (32)

35 + 6                (41)

80-2                (78)

5.  Использование сигнальных карточек.

Учитель предлагает учащимся вопросы, связанные с нахождением значений выражений. Прочитав выражение, он показывает на одно из чисел, записанных на доске. Если ответ совпадает с указанным числом, ученик показывает зеленую карточку, если не совпадает — красную.

Например, на доске записаны числа:

23        43        35        48        14        87        69

Учитель предлагает увеличить на 4 число 39 и показывает на число 43. Ученик поднимает зеленую карточку. Далее учитель просит уменьшить на 5 число 29 и показывает на число 23. Ученик поднимает красную карточку. Учитель спрашивает, что ответ больше или меньше числа 23? На сколько больше? На сколько нужно уменьшить 29, чтобы получить 23?

6.  Обоснование   полученных   ответов   (с  использованием различных записей на доске).

Цель: коррекция мышления, зрительного восприятия.

На доске дается запись:

5*3=15

5*3 = 8

5*3 = 2

Учитель спрашивает:

— Какой знак действия нужно поставить в первом случае? (Знак умножения.) Почему? (Чтобы получить 15, нужно 5 повторить слагаемым 3 раза, 5 умножить на 3 равно 15.) Какой знак действия необходим во втором случае? (Знак сложения) Почему? (В ответе число 8, значит, 5 нужно увеличить на 3.) Сравни второе равенство с первым.

В виде игры может быть проведена и подготовительная работа к усвоению нового материала. Например, знакомство с новой цифрой предваряется чтением стихотворений о ней, отгадыванием загадок.

От одного до десяти

Вот один, иль единица,

Очень тонкая, как спица.

А вот это цифра два,

Полюбуйся какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

А за двойкой – посмотри –

Выступает цифра три.

Тройка – третий из значков

Состоит из двух крючков.

За тремя идут четыре,

Острый локоть оттопыря.

А потом пошла плясать

По бумаге цифра пять.

Руку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.

Цифра шесть – дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.

Вот семёрка – кочерга.

У неё одна нога.

У восьмёрки два кольца

Без начала и конца.

Цифра девять, иль девятка, -

Цирковая акробатка:

Если на голову встанет,

Цифрой шесть девятка станет.

* * *

Пошёл Серёжа в первый класс.

С Серёжей не шути!

Считать

Умеет он у нас

Почти до десяти!

Не грех такому мудрецу

Задрать курносый нос.

Вот как-то за столом отцу

И задал он вопрос:

- Два пирожка тут, папа, да?

А хочешь – на пари! –

Я доказать могу всегда,

Что их не два, а три!

Считаем вместе:

Вот ОДИН,

А вот и ДВА, смотри!

Один да два, - закончил сын, -

Как раз и будет ТРИ!

- Вот молодец! – сказал отец. –

И в самом деле три!

И потому

Я два возьму,

А третий – ты бери!

Б. Заходер

Считалки

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Можно всё пересчитать,

Сосчитать, измерить, взвесить:

Сколько пальцев на руках,

Сколько пальцев на ногах,

Сколько в комнате дверей,

В переулке фонарей,

Сколько лодок на реке,

Крупных ёлок на горе,

Сколько ног у двух коней,

Сколько во дворе детей.

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Можно всё пересчитать,

Сосчитать, измерить, взвесить:

Сколько литров молока,

Сколько метров полотна,

Сколько хлеба на весах,

И времени на часах.

Примеры игр, применяемых при объяснении нового материала:

Математическая эстафета” (игры, с помощью которых изменяют примеры и задачи в другие логически связанные с ними)

Цель игры: ознакомление с образованием чисел из десятка и единиц, способствовать формированию умения работать в команде.

Средства обучения: 10 кругов и 10 треугольников.

Содержание игры: учитель делит класс на 3 команды по рядам и проводит игру-соревнование. Первый ученик из первой команды иллюстрирует число с помощью кругов и треугольников, второй из этой же команды называет цифрой обозначенное число, третий – его состав, четвёртый показывает число на карточках.

Аналогичные упражнения выполняют из второй и третьей команд. Победит та команда, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее их число.

При изучении нумерации чисел в пределах 100 задача состоит в том, чтобы научить считать и записывать числа.

“Молчанка”  ( игры, с помощью которых изменяют примеры и задачи в другие логически связанные с ними)

Цель игры: формирование умения устанавливать связь между устной и письменной нумерацией, способствовать развитию чувства выдержки.

Содержание игры: учитель иллюстрирует на абаке или карточках двузначные числа, а учащиеся обозначают их с помощью разрезных цифр и показывают их молча учителю или записывают в тетради.

“Сбежавшие числа”  (игры, включающие элементы поиска и творчества)

Цель игры: усвоение порядка следования чисел в натуральном ряду; развивать внимание, наблюдательность.

Материал игры: таблички с числами.

1

3

6

9

11

13

16

19

2

6

10

14

Содержание игры:

Учитель вывешивает на доску готовые таблицы (или чертит их на доске), в пустые клетки которых надо вписать пропущенные числа. Ученики должны определить закономерность в записи цифр и вписать нужные. Учитель говорит: “Здесь каждое число живет в своём домике. Но вы видите, что некоторые домики пусты - из них сбежали числа.  Какие это числа? Надо подумать и вернуть беглецов в свои дома”. Выигрывает тот, кто вставит числа правильно.

При изучении и закреплении темы “Числа от 21 до 100” была использована игра “Весёлый счёт” или “Борьба за цифру”. (игры, требующие воспроизведения действий)

Цель игры: закрепление порядка следования чисел; развивать внимание, наблюдательность.

Средства обучения: два больших листа плотной бумаги, на которых написаны разным цветом цифры большого размера.

Содержание игры: перед каждой таблицей становится один из учеников. Учитель предлагает громко назвать числа по порядку от 1 до 24 и от 52 до 75, одновременно показывая каждое из них на таблице. Тот, кто быстрее назовёт числа, считается победителем. Через каждую таблицу проходит несколько пар.

Пример таблицы:

14

8

12

4

65

59

63

55

10

23

1

15

61

74

52

66

3

17

21

7

54

68

72

58

19

6

9

11

70

57

60

62

24

2

16

22

75

53

67

73

13

20

5

18

64

71

56

69

С помощью этих игр в процессе обучения были не только закреплены знания учащихся, но и активизировано внимание учащихся. С помощью игры “Весёлый счёт” развивалось также и зрительное восприятие детей.

Примеры игр, применяемых при закреплении материала.

        На уроках закрепления нового материала важно применять игры  на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов и т.д. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и направить внимание на проговаривание вслух правил, свойств, вычислительных приёмов. При закрепление материала форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной. Целесообразно проводить игры в группах и в виде соревнования. Для проведения соревнования учитель в таблице  на доске звёздочками отмечает дружную работу команд в течение урока. Если активность и интерес детей какой-либо команды ослабевает (например, из-за того, что команда набрала меньшее число очков, учитель должен спросить такого ученика из этой команды, который ответит правильно и заработает звезду. В конце урока учитель вместе с детьми подводя итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать общего впечатления от игры.

При закреплении состава десятичного состава двузначных чисел используются игры “Сколько палочек в другой руке?”, “Хлопки”.

“Сколько палочек в другой руке?” ( игры, с помощью которых изменяют примеры и задачи в другие логически связанные с ними)

Цель игры: закрепление знания десятичного состава двузначного числа; развивать мелкую моторику рук.

Средства обучения: набор отдельных палочек и пучков палочек.

Содержание игры: вызванный ученик берёт пучок палочек в одну руку, а отдельные палочки – в другую руку и показывает их классу. Дети угадывают их количество и показывают карточку с соответствующим числом.

Затем задание усложняется: надо угадать, сколько отдельных палочек в руке, если в другой – пучок, и составить пример на сложение. Например, ученик взял 15 палочек, положив пучок из 10 палочек в правую руку и 5 отдельных палочек в левую. Дети составляют пример на сложение 10+5=15.

“Хлопки”   (игры, требующие воспроизведения действий)

Цель игры: закрепление знания десятичного состава двузначного числа; способствовать формированию умения работать в паре; способствовать развитию внимания.

Средства обучения: набор определённых палочек и пучков палочек.

Содержание игры: учитель вызывает двух детей к доске. Ученик, стоящий справа, обозначает единицы, а стоящий справа – десятки. Учитель называет двузначное число, правый ученик хлопками обозначает число единиц в этом числе, а левый – число десятков. Все остальные ученики выполняют роль контролёров. Они сигналят, если десятичный состав числа показан учениками неверно.

Считай дальше с любого числа”. (игры, требующие воспроизведения действий)

Цель игры: способствовать формированию умения называть числа от 11 до 100, развивать внимание.

Эта игра поможет избавиться от ошибки, когда ученик называет число с переходом через круглый десяток, например, 67, 68, 69, 70 (а не шестьдесят десять).

“Назови соседей числа”. ( игры, с помощью которых изменяют примеры и задачи в другие логически связанные с ними)

Цель игры: совершенствовать вычислительные навыки, развивать познавательную активность.

Эта игра даёт возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно,  а в связи с предыдущим и последующим числом.

Средства обучения: мяч или два мяча – большой и маленький (или разного цвета).

Содержание игры: учитель бросает мяч то одному, то другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать один, играющий должен назвать смежные числа – 20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).

Возможен и другой, более сложный вариант игры. Возвращая мяч, играющий должен сначала отнять от названного учителем числа единицу, потом прибавить к нему полученную разность. Например, учитель назвал число 11, а играющий должен назвать числа

10 (11-1=10) и 21 (11+10=21).

Эту игру можно провести и с двумя мячами: большим и маленьким (или разного цвета). Когда учитель бросает большой мяч, то отвечающий должен, к примеру, прибавить 9 и вернуть мяч обратно, а когда маленький – то отнять 3. Здесь дети не только считают, но и развивают внимание, чтобы не перепутать действия.

“Рыболовы”  (игры, требующие воспроизведения действий)

Цель игры: анализ однозначных и двузначных чисел; развивать наблюдательность, способствовать формированию правильной речи при построении ответа.

Содержание игры: на наборном полотне изображен пруд; в прорези полотна вставлены изображения рыбок, на которых написаны двузначные и однозначные числа. Соревнуются две команды по 4 человека в каждой. Поочерёдно каждый член команды “ловит рыбку” (громко называет число) и проводит его анализ: сколько знаков в числе, его место в числовом ряду, разбор чисел по десятичному составу. Если все ответы правильны, то он поймал рыбку (берёт её), если нет – рыбка сорвалась. Выигрывает команда, поймавшая больше рыбок.

Также на этапе закрепления можно предложить следующие игры:

“Загадка”.  (игры, включающие элементы поиска и творчества)

Цель игры: закрепить нумерацию чисел в пределах 100; десятичный состав числа; способствовать развитию внимания, наблюдательности.

Содержание игры: учитель загадывает загадку “Серебристая пила в небе ниточку вила. Кто же смелый нитью белой небо шил, да поспешил: хвост у нитки распушил?”. Замени число десятками и единицами и в таблице найди буквы. Прочитайте слово и запишите его.

5 ед.

6 ед.

8 ед.

3 дес.

К

Д

Ч

76,  98,  75,  38,  95,  35

7 дес.

Т

Л

М

9 дес.

И

Ю

Ё

Ответ: лётчик.

“Гном”. (игры, включающие элементы поиска и творчества)

Цель игры: закрепить умение детей заменять двузначное число суммой его разрядных слагаемых; развитие внимания, наблюдательности.

Содержание игры: Помоги гному найти дорогу к дому. Куда идти: вперёд или назад – об этом числа говорят. Замени каждое число суммой разрядных слагаемых и в таблице найди букву. Составь слово, прочитай.

4

5

7

80

В

Ё

П

84,  87,  27,  55,  85,  54

50

Д

Р

М

20

О

О

Е

Ответ: вперёд.

“По порядку номеров” (игры, требующие воспроизведения действий)

Цель игры: закрепление порядка следования чисел при счёте; способствовать формированию умения работать в команде; способствовать развитию умения наблюдать.

Содержание игры: две команды по 10 человек выстраиваются шеренгами лицом к классу. У ведущего – два комплекта карточек разного цвета с числами от 1 до 10 (можно использовать любые варианты чисел). Перед началом игры ведущий перемешивает карточки каждого комплекта и по одной прикрепляет на спины играющих. Ни один из играющих не знает, какое число на его карточке. Узнать это каждый может лишь у своего соседа. По сигналу игроки команд должны построится так, чтобы числа на их карточках были расположены по порядку. Команда, выполнившая задание быстрее и точнее, выигрывает.

     Примеры игр, применяемых при обобщении материала:

На этапе обобщения знаний целесообразно проводить уроки в форме путешествия в сказочную страну или условной экскурсии в лес с элементами игры.

 “Поймай бабочку” ( игры, с помощью которых изменяют примеры и задачи в другие логически связанные с ними)

Цель игры: обобщение знаний о разрядном составе числа; развивать внимание, наблюдательность.

Содержание игры: на доску вывешивается иллюстрация с изображением луга и макеты бабочек. На каждой бабочке написан разрядный состав чисел до 20. У каждого ребёнка бабочка из картона жёлтого цвета, на обратной стороне которой записаны числа. Один  из вызванных к доске учеников ловит бабочку, прикреплённую на ниточке, на которой указан разрядный состав числа, остальные ученики поднимают (ловят) тех бабочек, на которых написаны числа, соответствующие разрядному составу.

Потом все отправляются в магазин, (проголодались на прогулке). Далее проходит игра в “Магазин”. (игры, включающие элементы поиска и творчества)

Цель игры: обобщение знаний учащихся о составе числа; развивать внимание, расширять кругозор, развивать познавательную активность.

Содержание игры: вывешивается два плаката: один с рисунками монет, другой с изображением предмета и его ценой (хлеб – цена, батон, булочка, рогалик и т.п.). Дети подходят к плакатам, показывают хлеб, и расплачиваются за покупку набором из существующих монет.

Также при обобщении знаний по теме “Нумерация чисел в пределах 100” можно использовать следующие игры:

“Войди в ворота” (игры, включающие элементы поиска и творчества)

Цель игры: обобщение знаний о составе числа; развивать мышление и внимание.

Содержание игры: дети берут карточки с числами 0, 1, 2, … , 10. Два ученика образуют ворота (оба поднимают вверх сцепленные руки), в свободных руках они держат карточки с цифрами.  В результате образуется несколько пар детей и один лишний. Он входит в ворота, выбирает ученика с такой карточкой, чтобы их числа в сумме составили число 10. Оба ученика проходят назад. Оставшийся без пары ученик также входит в ворота и подбирает пару себе. Все дети сидевшие за столами, следят за правильностью подбора пар.

“Незадачливый математик” (игры, включающие элементы поиска и творчества)

Цель игры: обобщение знаний учащихся о замене числа суммой его разрядных слагаемых; развивать наблюдательность, внимание.

Средства обучения: кленовые листья, вырезанные из бумаги, с записанными на них числами и знаками, фигура Медвежонка.

Содержание игры: на доске записаны примеры с пропущенными числами и знаками.

43 = + 3

= 20 + 9

57 = 50 + 

35 = 30  5

1 = 10 + 5

4 = 40 + 

Немного в стороне крепятся вырезанные из бумаги кленовые листья с записанными на них цифрами и знаками и иллюстрация Медвежонка.

Учитель предлагает следующую ситуацию: “Ребята, Медвежонок решил примеры на кленовых листочках. Подул ветер, и листочки разлетелись. Очень расстроился Медвежонок. Как же теперь быть? Надо помочь ему” Ребята по очереди выходят к доске, ищут листочки с правильными ответами и заполняют ими пропуски. Данные игры помогают понять, насколько хорошо учащиеся усвоили пройденный материал.

“Цепочка” (игры, требующие воспроизведения действий)

Цель игры: закрепление устной нумерации в пределах 100; способствовать формированию умения работать в команде; развивать чувства взаимопомощи.

Содержание игры: учитель выставляет для каждого ряда (команды) на подставку доски карточки, изображающие числа вида:

Дес.

Ед.

Дес.

Ед.

Дес.

Ед.

         

    Учащиеся каждого ряда (команда) считают единицы каждого разряда и по цепочке называют проиллюстрированные числа (сначала ученик первой, потом второй и третьей команды). Потом учитель ставит другие карточки, иллюстрирующие числа второго десятка и ученики по цепочке называют их. Игра продолжается аналогично.

Выигрывает команда, которая допустит  меньше ошибок в образовании двузначных чисел. Для подведения итогов игры учитель отмечает в таблице звёздочками правильные ответы учащихся.

“Кто быстрей сосчитает?” (игры, требующие исполнительской деятельности)

Цель игры: закрепление устной нумерации в пределах 100; развивать зоркость, внимание.

Содержание игры: на доске вывешиваются два одинаковых плаката, на которых записаны в произвольном порядке числа. Например, от 61 до 90 (от 11 до 30 и т.п.). Например, требуется назвать и указать на таблице  по порядку все числа от 61 до 90. Можно соревноваться и двумя командами, по одному человеку от каждой. Затем победители соревнуются между собой, и определяется лучший счётчик.

Примерный вид плаката:

90

75

71

63

66

67

82

86

68

76

87

61

73

89

81

74

88

65

77

84

80

69

78

62

70

64

83

72

79

85

Игры и игровые упражнения по математике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта " Этапы исследовательской деятельности младших школьников."

Я обобщила (очень кратко) свой опыт работы по данной актуальной теме.Он с интересом был заслушан на семинарах учителей начальных классов....

Обобщение педагогического опыта по теме: "Основные подходы к организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО".

Статья содержит материал о наиболее эффективных структурах уроков используемых для организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО....

Обобщение педагогического опыта по теме: «Современные педагогические технологии»

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное обра...

обобщение педагогического опыта на тему: «Педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся 1 классов к новым условиям обучения и воспитания».

Адекватное и своевременное определение уровня психологической адаптации к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление...

Обобщение педагогического опыта по проблемной теме учителя "Использование педагогических технологий , способствующих развитию УУД младших школьников"

Одним из главных направлений образовательной системы являются новые стандарты обучения., которые ставят перед начальным образованием новые цели. В начальных классах ученик должен освоить способы позна...