Конструирование и моделирование на уроках технологии в начальной школе.
статья по технологии (1 класс)

Немтинова Юлия Владимировна

В данной статье рассмотрены необходимость,методы, этапы конструирования и моделирования в начальной школе на уроках технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструирование   и моделирование на уроках технологии в начальной школе.

   Уроки по технологии, как и по любому школьному предмету, представляют собой целостный, ограниченный временными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса, логическую единицу темы, раздела , курса. В процессе обучения педагог создает необходимые условия, которые помогают вооружить учащихся технологическими знаниями и практическими умениями, организует работу по их освоению материала и руководит ею. В результате этого процесса учащиеся проходят путь от «неумения» к «умению». Обучение будет успешным, если знания и умения усваиваются учащимися в строгой последовательности, постепенно, в порядке возрастания трудностей.

 Каждый ребенок любит конструировать и моделировать, но не каждый может научиться это делать самостоятельно. Работа учащихся по конструированию и моделированию содействует развитию у них технологического мышления. Поэтому педагогу важно на каждом уроке технологии учить детей сравнивать изделия по разным параметрам, обобщать их в группы, соотносить свою работу с образцом, логически рассуждать и делать выводы. Значение конструирования и моделирования состоит еще и в том, что в процессе изготовления изделий дети практически уточняют и расширяют свои представления о внешних признаках и принципах действия, о назначении и устройстве, об использовании в жизни натуральных технических объектов и сооружений.

  Самый эффективным способом для решения этой основной задачи является конструирование. Конструировать можно не только из готовых деталей ( из наборов КОНСТРУКТОРОВ) но и применять в процессе работы детали изделия, которые необходимо создать, разработать, т.е. сконструировать .значит, обучающиеся смогут изготовить все детали самостоятельно.

 Кроме того отметим, что конструировать можно не только технические модели или макеты, а любое изделие: художественную открытку, записную книжку, игрушку. Сконструировать, например, игрушку- это значит не только представить в материале ее внешний вид, но и определить форму, цвет и.т.д.

 Каждому человеку , вступающему в этот сложный противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, уметь давать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать.

 Возникает вопрос: «Какими из педагогических технологий целесообразно применять в начальной школе, чтобы помочь ребенку овладеть этими умениями?»

Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям, по замыслу .Конструирование по образцу- когда есть готовая модель того, что надо построить ( например, изображение или схема)  При конструировании  оп условию- образца нет, даются необходимые условия( например, коробочка для подарка должна быть ярко оформлена и соответствовать размерам). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, ориентируясь на свою фантазию, создаст образ будущего интересного сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности. В связи с этим на уроках должна проводиться правильная работа, направленная на формирование у обучающихся определенных знаний и представлений. Их содержание определяется сущностью задания, которое предстоит выполнять.

 Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания. Она имеет большой значение и для воспитания эстетических чувств. Чтобы воспроизвести какую-то конструкцию, необходимо прежде всего внимательно ее рассмотреть и проанализировать, выделив основные части, определив форму и размеры, взаиморасположение и особенности соединения. Таким образом, в этой деятельности формируются основные познавательные процессы ребенка: восприятие, внимание, анализ, синтез, память. Ребенок попадает в конструктивную среду, в которой он решает определенные задачи при помощи взрослого или во взаимодействии со сверстниками ( «зона ближайшего развития»), это та среда, где ребенку предоставляется самостоятельность.

 Развитие творческих способностей заключается именно в том, чтобы раскрыть суть моделирования, его принципы и закономерности. Для этого в начале нужно объяснить ход создания моделей.

Далее наметить объект моделирования. Следующим этапом определяем вид модели: контурная, стилизованная, модель-копия, объёмная или плоская. После этого определяется нужный масштаб, намечаются основные части, детали, выполняется эскиз, на основе которого создается рабочий чертеж. Затем полученные размеры и детали переносятся на обрабатываемый материал. Заключительный этап моделирования- отделка изделия и испытание его в действии.

 Таким образом, процесс моделирования можно расчленить на несколько этапов в зависимости от уровня подготовки учащихся. Если дети имеют опыт работы, моделирование может иметь следующие этапы:

1.определение объекта моделирования;

2.подготовка рабочих чертежей,

3.составление плана работы, подборка материала;

4.исполнение намеченного плана.

На первых порах обучения дети работают по готовым эскизам и чертежам с использованием преимущественно репродуктивных, воспроизводящих методов. Частично применяются методы, способствующие умственному развитию учащихся: проблемные, исследовательские и др.

  Моделирование и конструирование- это неотъемлемые части всей системы трудового обучения и воспитания, и здесь важно соблюдать все принципы дидактики. Учитель сообщает детям достоверные факты с учётом возрастных особенностей детей. Машины и механизмы- это сложные конструкции, воплотившие в себе достижения науки и техники многих поколений. Младшим школьникам сообщают лишь основные исторические сведения, дается краткая характеристика, объясняется лишь общее устройство объекта, без детализации. Таким образом, реализуются и сочетаются между собой принципы научности и доступности.

   В моделировании важно соблюдать принцип наглядности, так как создание моделей предполагает, хотя и в упрощённой форме, копирование существующих в действительности технических объектов. Средства наглядности готовят обычно заранее. С этой целью можно использовать технологические карты, рисунки (напечатанные и выполненные от руки), готовые образцы, детские игрушки. Чтобы практическая деятельность могла получить название конструирования, то есть имела бы развивающий смысл, практические задания для обучающихся должны содержать в себе задачи, требующие мышления.

Список использованных источников

1. Конышева Н.М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда / Н.М. Конышева. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000.

3. Виды учебного конструирования на уроках технологии в начальной школе – Режим доступа: https://urokinachalki.ru/vidi-uchebnogo-konstruirovaniya-na-urokah-tehnologii-v-nachalnoy-shkole-5569.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД.

Краткий экскурс в историю вопроса, современный взгляд на проектную деятельность на уроках технологии....

Мастерим из глины. Урок технологии в начальной школе.

Мастерим из глины. Урок технологии в начальной школе....

"Моделирование на уроках математики в начальной школе"

Данный городской семинар проводился для зам. директоров, зав. методических объединений, учителей начальных классов.  Математика имеет все возможности для раскрытия потенциала у учащихся. Реализац...

Презентация (продолжение) к семинару "Моделирование на уроках математики в начальной школе" Часть 2 Моделирование при решении задач.

Данная презентация является продолжением к выступлению на семинаре "Моделирование на уроках математики в начальной школе"  и раскрывает суть применения моделирования при решении текстовых задач....

Различные виды моделей и способы моделирования на уроках математики в начальной школе

Данная методическая разработка поможет учителям систематизировать различные модели на всех этапах работы с текстовыми задачами....

’’Новые технологии развивающего обучения «Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД»’’

В начальной школе широкое поле для проектной деятельности открывает внеурочная деятельность в клубах и кружках. Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса ...

ВКР "Формирование УДД моделирования на уроках математики в начальной школе"

ВКР на тему "Формирование УУД моделирования на уроках математики в начальной школе" (при решении задач во 2 классе)...