Этапы/ структурные элементы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
- Организацион-
ный момент.
1 Эмоцио-нальный настрой учащихся
| Здравствуйте ребята! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и проговорим такие слова: Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся, и всё у нас получится!
| Учащиеся становятся в круг, держась за руки, повторяют за учителем слова хором вслух: Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся, и всё у нас получится!
| Личностные УУД: формирование навыков самоорганизации; эмоциональной устойчивости к стрессовым ситуациям. Регулятивные УУД: умение контролировать свою готовность к уроку; осознавать себя как ученика. Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли
|
2Самоопределе-ние к деятельности. Беседа
| Слайд 2. На доске пословицы:
Семь раз отмерь, а один отрежь. Дело мастера боится. Умелые руки не знают скуки.
- Подходят ли пословицы к уроку технологии?
- Чему нас учит народная мудрость? Проверка домашнего задания. Заслушивает сообщения учащихся об убранстве древнерусской избы. – Печь для дома мы уже сложили. Теперь начнем избу обживать, то есть устраивать ее интерьер.
Слайд 3.Отгадайте загадки и вы узнаете, что за изделие мы с вами будем делать на уроке. Ни пера, ни крыла, А быстрее орла. Только выпустит хвост – Понесется до звезд. (Ракета)
Два конца, два кольца, А посередине гвоздик. (Ножницы)
Рыжий молокозавод, День жует и два жует Ведь траву не так легко Превратить в молоко. (Корова)
Мастер шубу себе сшил, Иглы вынуть позабыл. (Еж)
На пальце одном Ведерко вверх дном. (Наперсток)
Ключевое слово «Ковер».
|
Ответы детей. - Да, пословицы подходят к уроку. - Сначала как следует подумать, а затем выполнять задание. - Даже самая трудная работа получится, если делать её старательно, как мастер. - Если выполнять задание на уроке добросовестно, то время проходит интересно и быстро.
Слушают одноклассников, зачитывают сообщения
отгадывают загадки:
Ракета, ножницы, корова, еж, наперсток.
|
| К |
| К |
|
| О |
| О | Р |
| Р |
| В | А | Н | О |
| Е | К | О | В | Е | Р | Е | Ж | А | Ж |
| Т | Н |
|
|
| А | И |
|
|
|
| Ц |
|
|
|
| Ы |
|
|
|
| Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание, умение воспринимать информацию.
Познавательные УУД: умение рассуждать, осознанно строить речевое высказывание.
Личностные УУД: положительно относятся к занятиям предметно-практической деятельностью; понимают личную ответственность за будущий результат.
Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу |
III. Актуализация знаний. | В старину неотъемлемой частью внутреннего убранства дома были половики. Хозяйки не только украшали ими свои дома, но и плели их на продажу. Кто-нибудь знает, что такое половик? - Так вот, по словарю Ожегова Половик – это плетённый или сшитый из разноцветных обрезков ткани узкий длинный коврик, постилаемый на пол. Хозяйки не только украшали ими свои дома, но и плели их на продажу. Позже на полах в русских домах стали появляться ковры. - Откройте ваши учебники на с. 54. Слайд 4 Посмотрите, как уютно в деревенской избе с половиком. - Откуда мы можем получить информацию о ковриках, о том, как их плели?
Какими только способами не делали коврики-половики. Почему делали? И до сих пор делают! Слайд 5 Посмотрите на слайды и ответьте на вопрос: «Из чего сделаны коврики и каким способом?» Конечно, ковры были только в богатых домах, другие украшали жилище половичками. Наш коврик мы сегодня не будем вязать, не будем сшивать. Мы изготовим его, переплетая полоски так, как это делается на ткацком станке. – Вспомните, из чего состоит ткань. (Из нитей основы и утка).
На доске вывешены основные понятия и термины: переплетение, основа, уток. - Как получают из нитей ткань? (Путем переплетения нитей основы и утка) – Переплетения могут быть разными: простыми и сложными. Мы будем плести коврик полотняным переплетением.
- Скажите, а из чего плетут настоящие ковры?
Слайд 6 -7 Вообще ковры плетут в разных странах, существуют персидские, молдавские, узбекские, индийские ковры и много, много других. - Кстати, ковры часто встречаются в сказках. Помните ли вы, что это за сказочные ковры?
- Какие вы можете вспомнить сказки, где герои летают на таких коврах?
- Кто может сформулировать цель нашего урока?
-Ребята, мы с вами выяснили, что ковры можно плести крючком из нитей или на ковроткацком станке. У вас есть крючок, нити, станок? - Как же мы сможем сплести коврик? - Скажите, а какой материал нам сегодня доступен для работы?
|
Ответы детей: Из энциклопедии, Интернета, у взрослых спросить и т.д.
Слушают учителя, рассматривают коврик, половички; анализируют информацию, отвечают на вопросы; участвуют в коллективном обсуждении; рассматривают схему плетения, варианты узоров; определяют нити основы, утка, особенности переплетения - Мы видим коврики из лоскутков, сшитых на швейной машине, коврики, связанные крючком из полосок ткани, а есть и настоящие ковры, сотканные на ткацких станках.
Ответы детей:
- Ткань состоит из нитей основы и утка.
- Ее получают путем переплетения нитей.
- На ручном ковроткацком станке мастерицы вплетали толстые шерстяные и льняные нити в сетчатую основу, закрепляя их узелками. Чем больше узелков, тем дороже был ковер.
- Волшебные ковры-самолеты
- «Тысяча и одна ночь», «Старик Хоттабыч»
- Познакомиться с технологией плетения коврика, научиться самим плести коврик.
- Нет - Предположения детей: Схематично, из подручных средств. - Цветная бумага.
| Личностные УУД: имеют мотивацию к учебной деятельности; эстетически воспринимают изделия, понимают значение красоты в жизни людей; проявляют интерес к предмету.
Коммуникативные УУД: умеют строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог, рассуждать, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Познавательные УУД: общеучебные – строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о структуре тканей; анализируют варианты переплетения нитей в ткани, определяют их вид; осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о видах и способах переплетений.
Регулятивные УУД: умеют определять (совместно с учителем) цель деятельности на уроке, сохраняют учебную задачу урока
|
IV. Целеполагание. Постановка учебной задачи Анализ задания (образца изделия) | Анализ готового изделия. - Какой формы будет изделие? - Из каких материалов изготовлено? - Какими способами можно изготовить детали коврика? Выберите лучший способ для данного случая. - Как можно соединить детали (склеить, сшить, переплести)? Выберите лучший способ. - Как можно провести переплетение? - Какие варианты узоров можно получить, используя бумагу разного цвета? Нужна ли дополнительная отделка? Каким способом можно это сделать? - Назовите варианты применения поделки.
| Ответы детей: -Наше изделие будет прямоугольной, квадратной формы. - мы его изготовим из бумаги, картона. - переплетая поперечные и продольные нить.
| Личностные УУД: имеют мотивацию к учебной деятельности; Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, строить предположения. Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить речевое высказывание, осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение.
|
V. Изучение нового материала
| Знакомство с планом работы. Работа с учебником (Стр. 55) слайд 8 - Прочитайте, обсудите в парах и расскажите, в каком порядке будете выполнять работу. - Что вы уже умеете делать и с чем можете справиться самостоятельно? Проговорите как. - Что является в данной работе деталями основы? ( Шаблон рабочей тетради) - Как получить нити утка? (Нужно разметить по линейке полоски на цветной бумаге и вырезать)
- Чему ещё нужно научиться? - Кто может рассказать, как из цветной бумаги нарезать полоски шириной 1 см? - Как провести плетение?
Нужно положить шаблон из рабочей тетради на согнутый пополам альбомный лист вплотную к линии сгиба, как показано на фотографии. Аккуратно вырезаем основу по шаблону. Скрепками соединяем шаблон и основу для того, чтобы сделать надрезы. Разворачиваем основу.
Планирование предстоящей самостоятельной практической работы.
|
Ответы детей:
- деталями основы является шаблон рабочей тетради.
- Нужно разметить по линейке полоски на цветной бумаге и вырезать. Вносятся предложения и обсуждается их рациональность
- Нужно положить шаблон из рабочей тетради на согнутый пополам альбомный лист вплотную к линии сгиба, как показано на фотографии. Аккуратно вырезаем основу по шаблону. Скрепками соединяем шаблон и основу для того, чтобы сделать надрезы. Разворачиваем основу. | Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике, извлекать и анализировать информацию из учебника, из своего жизненного опыта, а также полученную на уроке, делать выводы, добывать знания, на основе полученной информации принимать несложные практические решения; Регулятивные УУД: умение высказывать свое предположение и соотносить его с информацией в учебнике. Коммуникативные УУД: аргументация своего мнения, умение слушать и слышать других, объяснять свою точку зрения. |
Физкультминутка
| - А теперь давайте немного отдохнём.
| Выполняют упражнения под музыку | Личностные УУД: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью
|
| - Мы продолжаем работу над нашим проектом и украсим комнату самостоятельно сплетенным ковром. Беседа «Что и как мы будем делать». Выстраивание последовательности изготовления изделия. - Для того чтобы вырезать полоски шириной 1 см, положите перед собой лист цветной бумаги вертикально цветной стороной вниз. Приложите линейку к верхнему краю листа так, чтобы деление «0» совпадало с левым верхним углом листа. Через каждый сантиметр поставьте карандашом засечку на листе.
- Напротив каких цифр нужно поставить засечку? - Теперь ту же операцию проделаем с нижним краем листа. Но сначала опустите линейку к нижнему краю. Как надо расположить линейку?
- Как вы думаете, какой следующий шаг в нашей работе?
- Как это сделать?
- Для этого поверните лист, чтобы он лежал перед вами горизонтально, и проведите карандашом соединительные линии между засечками, находящимися на одном уровне. Проделайте эту операцию с листами тех цветов, которые вы выбрали для работы.
слайд 9 План работы: 1. Организуй своё рабочее место. 2. Положи шаблон из рабочей тетради на согнутый пополам альбомный лист, вплотную к линии сгиба, как показано на фотографии. 3. По шаблону вырежи основу коврика и сделай надрезы. 4. Разверни основу. 5. Из разноцветной бумаги нарежь полоски шириной 1 см. 6. Протяни полоски разноцветной бумаги через полоски основы коврика. 7. Оформи изделие.
|
Положили перед собой лист цветной бумаги вертикально цветной стороной вниз. Приложили линейку к верхнему краю листа так, чтобы деление «0» совпадало с левым верхним углом листа. Через каждый сантиметр поставили карандашом засечку на листе.
Ответы детей: - 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 Соединяем верхние и нижние засечки между собой
Предположения
| Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике, извлекать и анализировать информацию, делать выводы, добывать знания.
Регулятивные УУД: умение высказывать свое предположение и соотносить его с информацией в учебнике, прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Коммуникативные УУД: аргументация своего мнения, умение слушать и слышать других, объяснять свою точку зрения.
|
VI. закрепление изученного материала. | Организация рабочего места - Какие материалы и инструменты необходимы для работы?
- Как правильно разместить инструменты и материалы на рабочем столе, чтобы они не мешали вам и вашим товарищам? слайд 10
| Цветная бумага, карандаш, ножницы, клей, скрепки, линейка.
Ученики рассказывают о правилах работы с ножницами, 1.Не размахивай рукой, в которой держишь ножницы. 2.При резании по прямой линии направляй ножницы по линии разметки. 3.По наружному криволинейному контуру режь против часовой стрелки, поворачивай материал, а не ножницы. 4.Режь сидя, повернувшись вполоборота от товарища, концы ножниц направляй вниз. 5. Для хорошего качества раскроя широко раскрывай лезвия ножниц, режь средней частью, плавно закрывай и не смыкай их до конца выполнения разреза. 6.6акончил работу – ножницы положи сомкнутыми лезвиями от себя. организуют свои рабочие места, распределяют «роли» в паре: кто обводит по шаблону основу коврика и делает надрезы, кто размечает полоски шириной 1 см, кто нарезает полоски из разноцветной бумаги, оформляют плетение по собственному замыслу, оформляют изделие.
| Познавательные УУД: общеучебные – умеют объяснять свои действия, доказывать правильность своей точки зрения; умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе.
Личностные УУД: имеют желание работать; понимают значимость правильной организации рабочего места; знают правила поведения на уроке.
Регулятивные УУД: контроль точности разметки деталей с помощью шаблона, коррекция, выделение и осознание того, что уже может сделать, а чему предстоит научиться; умеют вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта, адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами
|
| Творческая работа. Работа в парах.
- При работе в парах подумайте, какое участие в создании работы будет принимать каждый из вас. Учитель оказывает индивидуальную помощь, контролирует порядок на рабочем месте, экономный расход материалов, прием нанесения клея и наклеивания бумаги. Поощряет и отмечает качественную работу)
| Дети самостоятельно в парах изготавливают изделие. |
|
VII. Рефлексия
| - Оценка творческо- практической деятельности учащихся на уроке Выставка работ учащихся. - Продемонстрируйте свою поделку. Слайд 11 -Давайте обсудим и оценим готовые изделия по критериям: качество, оригинальность, самостоятельность.
Желтый смайлик – изделие сделано отлично. Зеленый смайлик – изделие сделано хорошо, но есть недостатки. Красный смайлик – над изделием надо ещё потрудиться. -Оцените работу своей пары. Была ли работа дружной? - Какую цель мы ставили в начале урока? -Удалось её решить? Каким способом?
- давайте вспомним, что такое переплетение, основа, уток? - Какое задание было интересным? -Что для вас было трудным? -Пригодилась ли вам народная мудрость, выраженная в пословицах, которые мы читали в начале урока?
Домашнее задание. Выполните задание на с. 23 рабочей тетради. Найдите информацию о конструкции стола, скамьи в древнерусском доме
| Ответы детей
Уборка рабочих мест Мусор выбрасывается, моются инструменты, все кладется по местам.
Дети прикрепляют готовые изделия на доску. Отмечаются достоинства каждой работы. Высказываются пожелания, как можно улучшить поделку (если это необходимо).
| Личностные УУД: сориентированы на эстетическое восприятие изделий.
Регулятивные УУД: оценивают свою работу, сравнивая с образцом; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом изделии.
Коммуникативные УУД: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
|
|
|
|
|