Рабочая программа по ручному труду
рабочая программа по технологии (2 класс)

Мария Александровна Чушкина

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, В. В. Воронковой 1-4 классы,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ruchnoy_trud_28.1.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет администрации Косихинского района Алтайского края по образованию и делам молодёжи,

Глушинская основная общеобразовательная школа – филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Косихинская средняя общеобразовательная школа имени А.М. Топорова»

Утверждено методическим советом школы

Протокол

№___ от «____» ________ 201__ г

Согласовано:

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

____________ /__________________

«____» ________ 201__ г

Утверждаю:

Директор школы ________Н.А. Костенкова

Приказ № ______ от ______ 201__г

Рабочая программа по ручному труду

2 класс

 (1 час в неделю, всего 34 часа)

Ручной труд 1-4 классы. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, В. В. Воронковой 1-4 классы,

4-е издание - М.: Просвещение, 2013.

Составитель: учитель начальных классов Чушкина М.А.

учитель первой квалификационной категории

с. Глушинка

2019 год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса ручной труд 1 класса составлена на основе следующих документов:

         1.ФГОС НОО;

        2.Основная общеобразовательная программа основного общего образования МБОУ «Косихинская СОШ им. А.М. Топорова»;

        3.Учебный план Глушинской ООШ – филиала МБОУ «Косихинская СОШ им. А.М. Топорова»»;

        4.Положение о рабочей программе МБОУ «Косихинская СОШ им. А.М. Топорова»»;

        5. Рабочая программа по ручному труду 1-4 классы  предметной линии учебников В. В. Воронковой «Ручной труд 2 класс»  (пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,  М; Просвещение, 2013г, 4-е издание).

         Базисный учебный план на изучение ручного труда во 2 классе начальной школы отводит 1 час в неделю, всего 34 урока в год.

Обоснование выбора программы 

Данная программа и УМК к ней полностью соответствуют требованиям ФГОС начального общего образования и требованиям освоения ООП НОО по ручному труду в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.

Целью данной программы является:

- воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе;

- уважение к людям труда;

- получение элементарных знаний по видам труда.

С учетом уровня обученности воспитанников данного класса основными задачами являются:

- формирование трудовых качеств;

- обучение доступным приемам труда;

- развитие самостоятельности в труде;

- привитие интереса к труду;

- формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы.

Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционном образовательном учреждении VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

-  ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

-  предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития.

Состав базовых учебных действий обучающихся:

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Личностные базовые учебные действия:

-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

-целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

-понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;

-стремление к безопасному поведению в природе и обществе;

-положительное отношение к окружающей действительности, способность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

-самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Регулятивные базовые учебные действия:

-входить и выходить из учебного помещения со звонком;

-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

-пользоваться учебной мебелью;

-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

-работать с учебными принадлежностями(инструментами)

-организовывать рабочее место;

-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

-активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;

-оценивать действия одноклассников;

-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия:

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

         -устанавливать видо - родовые отношения предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

-уметь выполнять элементарные работы с глиной и пластилином, природными материалами, клеем, бумагой;

-наблюдать;

-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс): по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий;

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников данного класса. Школьникам предлагается материал, содержащий доступные для усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья, понятия.

Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.

Работая над методической темой «Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» и учитывая важность проблемы, на каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.

Вся работа на уроках труда должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

Необходимо обращать особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.

При оценке знаний, умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).

В целях ознакомления учащихся  с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.

Изучение содержания каждого раздела (блока) начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:

значение производства  товаров для жизни людей;

сведения о профессиях, соответствующих содержанию раздела;

демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;

соблюдение установленных правил и порядка в мастерской – основа успешного овладения профессией;

знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.

Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняют макетами и рисунками.

Основные направления коррекционно-развивающей работы.

1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- развитие пространственных представлений ориентации;

- развитие слухового внимания и памяти;

2. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации ;

- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умения планировать деятельность;

- развитие комбинаторных способностей.

3. Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы 

5.Развитие речи, овладение техникой речи.

6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

В процессе реализации образовательной программы по ручному труду решаются коррекционно-развивающие задачи:

  • коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объёма внимания) путём выполнения различных заданий
  • коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение коррекционных заданий
  • коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) путём выполнения упражнений на развитие памяти.
  • коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия
  • коррекция и развитие тактильного восприятия
  • коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)
  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки).
  • умение выражать свои чувства.

Изменений в авторскую программу не внесено.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Ручной труд» на конец обучения в 2 классе:

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства,

приемы, формообразования, соединения деталей;

расплющивания глины и пластилина;

различать по текстуре глину и пластилин;

знать, какой бывает природный материал;

уметь работать с нитками;

ориентироваться в задании, сравнивать образец с натуральным объектом с частичной помощью учителя;

соблюдать технику безопасности при работе с ножницами, иглой, клеем

знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства,

приемы формообразования, соединения деталей;

правильно и точно знать отличия пластилина и глины, работы с ними;

работать аккуратно с природным материалом;

соблюдать технику безопасности на уроках;

ровно вырезать из бумаги заданные фигуры;

правильно работать с клеем;

уметь выполнять элементарные работы с иглой и нитками;

оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

уметь по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий;

при изготовлении изделий планировать ближайшее операции по технологической таблице;

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Авторская  программа

Рабочая программа

1

Работа с природными материалами

6

6

2

Работа с пластилином

9

9

3

Работа с бумагой и картоном

9

9

4

Работа с текстильными материалами  

10

10

Всего:

34

34

Содержание учебного предмета

1

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Составление композиции по образцу и представлению из засушенных листьев, цветов, трав, соломы, бересты, мха, рыбьей чешуи, перьев, меха, ракушек, зерен, опилок на плотной подложке (декоративные узоры, сюжетные композиции к прочитанным сказкам и рассказам, фигурки животных).
Слабые учащиеся выполняют работу по образцу.
Технические сведения. Свойства засушенных листьев, цветов, трав, мха, перьев, используемых в работе. Клеящие составы:ПВА, казеиновый клей. Инструменты: нож, ножницы, игла, кисть. Правила работы с режущими инструментами и клеем. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Приемы работы. Прикрепление засушенных листьев, цветов, мха, соломы, коры, опилок, перьев на подложку (наклеивание, пришивание, прикрепление полосками бумаги). Составление композиции.
Изготовление по образцу утки, лебедя,  птички, черепахи,  рыбки, фигур девочки и мальчика из желудей, перьев , палочек, крылаток ясеня.
Самостоятельное изготовление по образцу зайца, щенка из желудей, палочек, крылаток ясеня и проволоки. Слабые учащиеся выполняют работу при частичной помощи учителя.

2

Работа с пластилином

Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольные геометрические формы: бруса, рубанка,молотка с квадратным бойком. Первое изделие выполняется по образцу, остальные с натуры.

 Лепка предметов цилиндрической формы: кружки, стаканы для карандашей. Нанесение с помощью стеки геометрического орнамента из треугольников в полосе. Для слабых учащихся нанесение узора необязательно. Первое изделие выполняется по образцу, остальные — с натуры.

  Лепка с натуры и по представлению чайной посуды в форме шара, цилиндра, конуса и круга (чайника для заварки, чашки). Нанесение узора с помощью стеки по выбору учащихся. Проведение игры «Накрой на стол». Слабые учащиеся выполняют работу с натуры.
Технические сведения. Применение глины для изготовления посуды. Ознакомление учащихся с керамическими изделиями из глины: чайной и столовой посудой, декоративной посудой — кашпо, горшками, глиняными игрушками. Отделочные работы на изделиях из глины — нанесение орнамента стекой, окраска, роспись. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке.
Приемы работы. Лепка посуды способом вдавливания и расплющивания стенок изделия пальцами. Обработка изделия стекой. Нанесение рисунка с помощью стеки. Отделка изделия цветным пластилином.
Лепка по образцу или с игрушек. Слабые учащиеся лепят по образцу автобус, имеющий упрощенную форму.  Лепка игрушек медвежонка, утки.
Лепка предметов цилиндрической формы: кружки, стаканы. Нанесение с помощью стеки геометрического орнамента из треугольников в полосе. Для слабых учащихся нанесение узора необязательно. Первое изделие выполняется по образцу, остальные — с натуры.

3

                             

Работа с бумагой и картоном

 Изготовление  подставки, пакета, маски собачки. Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации. Резание бумаги и картона по линиям разметки, наклеивание на изделия из картона аппликации.
Изготовление из картона плоских елочных игрушек и шаров в форме различных стилизованных изображений грибов, овощей, фруктов, рыб, птиц, , игрушек.  Обклеивание их цветной бумагой с одной стороны. Слабые учащиеся ограничиваются изготовлением изделий с несложным контуром .

Вычерчивание вертикальных, горизонтальных, наклонных линий. Вычерчивание квадрата, прямоугольника.

Изготовление поздравительных открыток, грузового автомобиля, модель дорожного указателя «Переход». В конце занятия можно провести игру «Правила уличного движения», используя изделия детей.  
Технические сведения. Сырье, из которого вырабатывают бумагу и картон. Элементарные сведения о сортах картона: переплетный и коробочный картон; организация рабочего места. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Разметка бумаги и картона по трафарету и шаблону, рациональная разметка. Склеивание игрушки из согнутых под прямым углом частей изделий. Закрепление нитки-петли.

4

Работа с текстильными материалами  

Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков нитей: плетение косички.
Изготовление стилизованных фигурок (мальчика, девочки) из связанных пучков нитей, шпагата, тесьмы.

Пришивание пуговиц с двумя отверстиями — повторение приемов шитья (игла вверх-вниз).  Завязывание узелка.
Изготовление :шарики из ниток разной величины. Коллекция тканей. Квадраты ткани 5х5. Игольница. Закладки. Салфетки.

Технические сведения. Применение и назначение ниток, тесьмы, шпагата, тонкой веревки, сутажа.
Свойства ниток: цвет, толщина, разрезаются, разрываются, скручиваются, сплетаются (повторение). Виды пуговиц. Инструменты. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.Приемы работы. Намотка ниток на картон, связывание, перевязывание, разрезание, скручивание, плетение, витье шнурка. Завязывание узелка на конце нити. Пришивание пуговиц с подкладыванием палочки.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Дата

Виды контроля и

обратной связи

1

Работа с глиной и пластилином Правила поведения и техника безопасности на уроках труда. Лепка на плоскости форм геометрических фигур (куб, параллелепипед)

06.09

Самостоятельная работа

2

Лепка столярных инструментов

14.09

3

Лепка с натуры игрушек: автобуса, грузового и легкового автомобиля

13.09

Практическая работа

4

Работа с природными материалами (многодетальные объемные изделия)

Изготовление птички

20.09

Практическая работа

5

Изготовление рыбки

27.09

Практическая работа

6

Работа с бумагой и картоном

Изготовление пакета из бумаги

04.10

Практическая работа

7

Изготовление счетного материала (квадраты, треугольники, круги)

11.10

8

Работа с текстильными материалами

Изготовление стилизованных ягод из ниток

18.10

Практическая работа

9

Плетение косички из веревочек

25.10

Практическая работа

10

Работа с глиной и пластилином

Лепка стакана для карандашей

08.11

Практическая работа

11

Лепка с натуры цветочного горшка

15.11

Практическая работа

12

Лепка по представлению чайной посуды

22.11

Практическая работа

13

Работа с природными материалами (аппликационные работы и панно)

Составление композиции из засушенных растений

29.11

Практическая работа

14

Изготовление ежика из сухих листьев

06.12

Практическая работа

15

Изготовление колпачка для карандашей из каштанов

13.12

Практическая работа

16

Работа с бумагой и картоном

Изготовление закладки для книг

20.12

Практическая работа

17

Изготовление из картона плоских елочных игрушек и гирлянд

27.12

Практическая работа

18

Работа с глиной и пластилином

Лепка по образцу цыпленка и утенка

Практическая работа

19

Лепка с натуры игрушек: медвежонка, зайца, лисы

Практическая работа

20

Работа с природными материалами

Изготовление персонажей к сказке «Теремок»

Практическая работа

21

Работа с бумагой и картоном

Изготовление закладки из тонкого картона. Оклеивание картона бумагой

Практическая работа

22

Изготовление аппликации «Грузовик»

Практическая работа

23

Изготовление поздравительных открыток

Практическая работа

24

Работа с текстильными материалами

Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в форме квадрата или прямоугольника

Практическая работа

25

Составление коллекции тканей

Практическая работа

26

Ознакомление с ручными стежками (сметочный стежок)

Практическая работа

27

Изготовление игольницы

Практическая работа

28

Работа с глиной и пластилином

Лепка по представлению свободных композиций («Колобок и лиса», «Маша и медведь», «Лиса и журавль»)

Практическая работа

29

Работа с бумагой и картоном

Изготовление по образцу мебели (стол, кресло) из коробочек

Практическая работа

30

Изготовление трехсекционного светофора

Практическая работа

31

Работа с текстильными материалами

Выполнение стежка «шнурок»

Практическая работа

32

Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением

Практическая работа

33

Вышивание салфетки из канвы стежками сметочным и «шнурок»

Практическая работа

34

Урок выставка

Практическая работа

Итого;34 часа

Материально – техническое обеспечение

  1. Дидактический материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета; таблиц на печатной основе; программного обеспечения для персонального компьютера.
  2. Демонстрационный материал: таблицы, муляжи фруктов, овощей, грибов; коллекция образцов тканей и ниток, бумаги и картона.
  3. Простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами, кисти для работы с клеем и с красками, подставка для кистей, иголки, ножницы, коробочки; измерительные приборы (шаблоны, линейки, чертежные треугольники)
  4. Материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная, для аппликаций и оригами); картон (обычный, цветной); ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.); пластилин (или глина, пластика, солёное тесто); фольга, калька, природные и утилизированные материалы, клей ПВА.
  5. Технические средства обучения – компьютер, интерактивная доска.

Учебно-методический комплекс:

- Л.А. Кузнецова. Ручной труд. Учебник по трудовому обучению для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. С.-Пб.: Просвещение. 2016.

Лист корректировки рабочей программы по ручному труду 2 класс Пр.№1599 вариант 1, (2019-2020 учебный год)

№ п/п

Название раздела

Тема урока

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

Подпись зам. по УВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ручному труду для 4 класса (VIII вид)

Рабочая программа по ручному труду для 4 класса составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с умственной отсталостью» под редакцией Воронков...

Рабочая программа по ручному труду 1 класс для детей с ОВЗ

Рабочая программа по ручному труду 1 класс для детей с ОВЗ...

Адаптированная рабочая программа по ручному труду

Адаптированная рабочая программа по ручному труду 2 класс для детей с РАС...

Рабочая программа по ручному труду, 1 (доп) класс вариант 8.3

Рабочая программа по ручному труду, 1 доп класс вариант 8.3 для детей с райстройством аутистического спектра...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Ручной труд Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Индивидуальная рабочая программа  Предмет: Ручной трудВид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7...