Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайны бумажного листа" для 2 класса
рабочая программа по технологии (2 класс)

Фоменко С.А.

Этот материал будет полезен для педагогов, работающих с детьми с нарушением интеллекта в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Алексеевская  общеобразовательная  школа-интернат»

«Согласовано»

руководитель МО

                            Л.И.Выходцева

протокол № 6

от «20» июня 2023 г.

«Согласовано»

зам. директора

                          Е.И.Лопатина

от «31» июля 2023 г.

«Рассмотрено»

на заседании педсовета

протокол № 1

от «31» августа 2023 г.

«Утверждаю»

директор школы    

                              Г.А.Бабуцких

приказ   № 33

от «31» августа 2023 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

педагога Фоменко Светланы Анатольевны

 «Тайны бумажного листа»

2 класс

на 2024-2025 учебный год

г. Алексеевка

Пояснительная записка

     

     Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Тайны бумажного листа» составлена на основе авторской программы Т.Н.Просняковой «Художественное творчество» в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования и является адаптированной для учащихся 1-4 классов.

Данная рабочая программа разработана  на основе следующих документов

- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).

- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. № 1599 «Об утверждении федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» 

- Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 №1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

     Перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся оригинальностью, неповторимостью.

       Программа "Тайны бумажного листа" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, пробуждает у учащихся инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

     Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, логического мышления, творческой индивидуальности. Это обучает детей способностью чувствовать гармонию, создавать ее в любой жизненной ситуации и распространять ее на отношения с людьми, с окружающим миром.

     Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.     Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывают ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

Активная работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.

Цель и задачи программы.

Цель: развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Задачи:

  • обучить конкретным трудовым навыкам;
  • обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;
  • познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду;
  • формировать интерес к декоративно- прикладному искусству;
  • формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;
  • формировать эстетический, художественный вкус;
  • развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность;
  • поддерживать проявления фантазии и самостоятельности детей при изготовлении поделок;                                                               
  • прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
  • воспитывать нравственные качества детей;
  • воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества;
  • содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Формы проведения занятий:

  • индивидуальная деятельность,
  • групповая деятельность,
  • выставки,
  • творческие конкурсы.

Основной вид  занятий - практический.

Основные методы:

  • объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию),
  • репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности),
  • частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с учителем)
  • исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся).

     

    Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

     Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

 Оборудование:

  • ножницы, клей ПВА;
  • цветная бумага, бархатная бумага, картон, альбом;
  • кисточки, циркули, линейки;
  • простые и цветные карандаши, фломастеры, маркеры, цветные гелевые ручки, акварельные краски;  
  • фольга, медная проволока, салфетки;
  • пуговицы, пластилин.

Основные составляющие занятий:

  • воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)
  • организация рабочего места
  • повторение пройденного материала

 Организация и проведение занятия включает следующие структурные элементы:

  • инструктажи:

-вводный - проводится перед началом практической работы, 

-текущий - во время выполнения практической работы,

 -заключительный

  • практическая работа;
  • физкультминутки;
  • подведение итогов, анализ, оценка работ;
  • приведение в порядок рабочего места.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

«Тайны бумажного листа»

Личностные базовые учебные действия

     У обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; адекватное понимания причин успеха творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успеха творческой деятельности.

Познавательные базовые учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  •  анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  •  проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте;
  • обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
  • устанавливать аналогии;
  • проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

   

   В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
  • расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  •  познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
  • познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • формировать систему универсальных учебных действий;
  • формировать навыки работы с информацией.

Место  курса в учебном плане

     Программа «Тайны бумажного листа» рассчитана на 1 год, 34 часа (1 час в неделю) согласно учебному плану. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

В связи с государственным праздником 01.05 и выходным днем 08.05 программа реально содержит 32 часа. Темы, которые приходятся на эти дни, объединяются с темами уроков, указанными в календарно-тематическом планировании. Материал программы будет изучен полностью.

Формы подведения итогов

     Выставки, творческие конкурсы.

Календарно-тематическое планирование программы «Тайны бумажного листа»

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

Тип занятия

1 четверть, 8 часов

 Аппликации геометрической формы.

1

Повторение правил по т/б при резании бумаги. «Полоски». Рамка для портрета.

1

05.09

комбинированный

2

«Паутина». Склеивание полосок по принципу лучевой симметрии.

1

12.09

комбинированный

3

«Прямолинейные контуры». Изготовление домов с помощью полосочек.

1

19.09

комбинированный

4

«Крепость». Заполнение формы. Вставить недостающие кирпичи в стену.

1

26.09

комбинированный

5

«Окошки». Формы окон. Изготовление дома из геометрических фигур.

1

03.10

комбинированный

6

«Окошки». Наклеивание окон. Переход от разрезания к вырезанию.

1

10.10

комбинированный

7

«Геометрический узор». Вырезание геометрических фигур.

1

17.10

комбинированный

8

«Геометрический узор». Наклеивание на плоскость.

1

24.09

комбинированный

2 четверть, 8 часов

1

Изготовление коллективного панно «Осень». Заготовка деревьев, тучек, солнца, птиц и т.д.

1

07.11

комбинированный

2

Изготовление коллективного панно «Осень». Наклеивание заготовок на панно «Осень».

1

14.11

комбинированный

 Аппликация с рваной бумаги.

3

«Семечки». Рисование контура подсолнуха. Украшение кончиков цветка. Заготовка семечек из черной бумаги.

1

21.11

комбинированный

4

«Семечки». Наклеивание во внутрь подсолнуха семечек.

1

28.11

комбинированный

Аппликация с элементами коллажа.

5

«Снежные дома».

1

05.12

комбинированный

6

«Новогодний сюрприз». Изготовление новогоднего подарка родителям.

1

12.12

комбинированный

7

«Открытка». Самостоятельная фантазия. Творческий эксперимент с различными приемами аппликации.

1

19.12

комбинированный

 8

Вырезание новогодних снежинок.

1

26.12

комбинированный

3 четверть, 9 часов

Работа на стекле с пластилином и элементами бумаги.

1

Лепка животных: лиса, еж.

1

16.01

комбинированный

2

Лепка животных: белка, зайчик.

1

23.01

комбинированный

3

Лепка зимнего пейзажа.

1

30.01

комбинированный

4

Лепка весеннего пейзажа.

1

06.02

комбинированный

5

Изготовление поделок, посвященных мужскому празднику – 23 февраля.

1

13.02

комбинированный

6

Аппликация из скрученных салфеток. «Красная гвоздика».

1

20.02

комбинированный

7

Аппликация из скрученных салфеток. «Букет для мамы».

1

27.02

комбинированный

8

Изготовление поделок, посвященных женскому дню – 8 Марта.

1

06.03

комбинированный

9

Изготовление коллективного панно «Ранняя весна». Заготовка деталей для панно.

1

13.03

комбинированный

10

Изготовление коллективного панно «Ранняя весна». Наклеивание деталей на панно.

1

20.03

комбинированный

4 четверть, 8 четверть

Аппликации  с кругами и овалами.

1

«Воздушные шары».

1

03.04

комбинированный

2

«Кроны деревьев».

1

10.04

комбинированный

3

«Цветочная гирлянда».

1

17.04

комбинированный

4

«Насекомые на лугу».

1

24.04

комбинированный

5

«Горные вершины».

1

01.05

скорректирован с уроком №7 от

15.05

комбинированный

6

«Вкусные» картины.

1

08.05 скорректирован с уроком №8 от

22.05

комбинированный

7

«Жар – птица».

1

15.05

комбинированный

8

 Выставка творческих работ. Подведение итогов.

22.05

обобщающий

Методическая литература для учителя:

1. Программа Т.Н.Просняковой «Художественное творчество» в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования и является адаптированной для учащихся 1-4 классов;

2.Н. Р. Макарова «Тайны бумажного листа» Москва, изд-во «Мозаика- Синтез» 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Бумажное моделирование"

Программа кружка "Бумажное моделирование" на 76 часов...

Рабочая программа кружка "Бумажное искусство"

Планирование кружка "Бумажное искусство" 1 год обучения 1-2 класс...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа кружка "Бумажные фантазии" 2 класс

Программа по внеурочной деятельности «Бумажные фантазии» составлена на основе и в соответствиями  с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования ...