Никола зимний.
методическая разработка (3 класс) по теме

Внеурочная деятельность

Нравственное воспитание

Школьный праздник

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Nikola_zimniy.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

 

                      Воспитатель

                      Ермохина Любовь Владимировна

                     

Санаторная школа – интернат

Г. Вязники

-  Дорогие гости! Речь сегодня пойдёт о русской старине, о том, как жили наши прабабушки и прадедушки. Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся наполнена добром, миром, теплом домашнего очага, а это очень важно сегодня, в наши тревожные дни.

   Мы приглашаем вас на посиделки «Никола зимний».

В горнице за работой хозяин и хозяйка.

Хозяйка:

- Ну, вот и пришёл Никола со снегами сыпучими да морозами трескучими.

Хозяин:

- Да, Никола на реках мосты мостит, деревья в лесах и оврагах трещать заставляет.… Ну-ка, посмотри, Акулина, никак красны девицы к нам идут?

Хозяйка:

- Ну, конечно, Митрофан, рукодельницы помочь нам спешат.

Девушки (кричат):

- Тётушка Акулина! Акулина Семёновна!

1 девушка:

- Тётушка Акулина! Пустишь нас в свою избу?

Хозяин:

- Просим в избу. Красному гостю – красное место!

Хозяйка:

- Милости просим!

Хозяин:

- За хлебом и солью всякая шутка хороша…  

Хозяйка:

- Где потешней, там и веселее…

2 девушка:

- Что ты, хозяюшка, нам прясть дашь?

Хозяйка:

- Старым старушкам – шерсти клочок, а красным молодушкам – белый ленок. Ну, проходите к огню, усаживайтесь, да за работу принимайтесь. Поди, работы-то и матери всем надавали с собой немало!?

(Девушки садятся, берут пяльцы).

3 девушка:

- Вышиваю светел месяц со лунами, со чистыми звёздами

4 девушка:

А я вышиваю красно солнце со слугами,

 Красно солнце со лучами, с тёплыми облаками.

5 девушка:

- Вышиваю чисто поле со кустами, со рыскучими зверями.

1 девушка:

- Я  вышиваю сине море со волнами, сине море со волнами, со белыми кораблями, середину украшаю светло-синими цветами.

(Раздаётся стук в дверь. Входят юноши.)

1 юноша:

- Дома ли хозяева?

2 юноша:

- Можно ли войти?

Хозяин:

- Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте! У нас для каждого есть местечко и доброе словечко!

3 юноша:

- Добрый вечер!

4 юноша:  - Здравствуйте!

5 юноша:

- Каков мороз!

1 юноша:

- Мы на огонёк!

2 юноша:

- Веселья всем да радости!

Хозяйка:

- Уж давно вас поджидаем,

Без вас речей не начинаем.

(рассаживает юношей)

Входят 2 сударушки.

Сударушка:

- Можно ли к вам, хозяева?

Хозяин:

- Рады видеть вас у печки.

Без неё и дом пустой,

В ней и жарить, в ней и парить,

И зимой с ней как весной.

Даниловна:

- Смех – потешки услыхали –

Сразу к вам мы побежали.

Гавриловна:

- Где потешки поют –

Там и весело живут!

Правда, Даниловна?

Даниловна:

- Правда, Гавриловна!

Гавриловна:

- Ой, да молодцы, ребятушки,

Пора и зимушку потешить!

Даниловна:

- После Николиного дня зимушку нахваливают, чтоб денёк был ясный да морозный; чтобы снега пушистого зимушка не жалела, чтобы кутала-берегла землицу-матушку к будущему урожаю.

Заклички.

  1. Зимушка-зима,

На кусок пирога,

Чтоб ты к нам пришла,

Все дороги замела.

  1. Зима-зимушка, зима!

Приходи скорей сюда!

  1. Ждём твоих метелей!

Ждём твоих морозов!

  1. Ждём твоих снежинок –

Беленьких пушинок!

  1. Будем мы в снежки играть,

Будем горки заливать!

  1. А ещё хотим кататься

На коньках и на салазках.

Гавриловна:

- А сейчас споёмте-ка, ребятушки, песню русскую!

Даниловна:

- Красны девицы, делу – время, но и потехе – час! Вставайте-ка, милые, в наш кружок!

Русская народная песня

«Ой, зимушка – зима».

  1. Ой, ты,зимушка-зима,

Ты холодная пришла.

Ой, люли, ой, люли,

Ты холодная пришла.

  1. Ты холодная пришла.

Все дорожки замела.

Ой, люли, ой, люли,

Все дорожки замела.

  1. Негде молодцу пройти,

Своего коня вести.

Ой, люли, ой, люли,

Своего коня вести.

  1. Я дорожку размету,

Сама к молодцу пройду.

Ой, люли, ой, люли,

Сама к молодцу пройду.

   5. Ой, ты,зимушка-зима,

Ты холодная пришла.

Ой, люли, ой, люли,

Ты холодная пришла.

Гавриловна:

- Спасибо вам, ребятушки! Хорошо, славно вы поёте.

Все рассаживаются по местам.

1 девушка:

- Играть, петь – не устать, не ушло бы дело!

2 девушка:

- Ай, нет, весело поётся - весело прядётся!

3 девушка:

- С шуткой и смехом делать дело с успехом!

3 юноша:

_ А мы, красавицы, тоже много знаем пословиц и поговорок. Подарим их славной хозяюшке.. Пусть положит их в свою корзинку-копилку.

Пословицы и поговорки.

  1. Долог день до вечера, коли делать нечего.
  2. Поспешишь – людей насмешишь.
  3. Труд человека кормит, а лень – портит.
  4. Умелые руки не знают скуки.
  5. Была бы охота, будет ладиться и работа.
  6. Землю красит солнце, а человека труд.
  7. Кончил дело – гуляй смело.

Хозяйка:

- Ах, спасибо, вам молодцы, за пословицы мудрые.

Хозяин:

- Смотрите, удальцы, это красна девица Параша. Только моя, а не ваша! Хотел на ней жениться да вспомнил: всем хороша Параша, да вот беда, - часто щёки натирает, то-то на селе кирпича не хватает. Ну и раздумал.

Русская народная песня

«Лапцы».

1. Во селе то было в Ольховке,

    Во селе то было в Ольховке,

    Лапцы, да лапцы, да лапцы мои,

    Лапцы, да лапцы, да лапцы мои.

2. Там жил-был парень Андриашка,

    Там жил-был парень Андриашка,

    Лапцы, да лапцы, да лапцы мои,

    Лапцы, да лапцы, да лапцы мои.

3. Полюбил Андриашка Парашку,

    Полюбил Андриашка Парашку,

    Лапцы, да лапцы, да лапцы мои,

    Лапцы, да лапцы, да лапцы мои.

  1. Не велел ему тятька жениться,

 Не велел ему тятька жениться,

    Лапцы, да лапцы, да лапцы мои,

    Лапцы, да лапцы, да лапцы мои.

  1. Тут заплакал парень Андриашка,

А за ним заревела Парашка…

   Лапцы, да лапцы, да лапцы мои,

    Лапцы, да лапцы, да лапцы мои.

  1. Эх, лапцы мои, лапцы липовые,

Вы не бойтесь-ка, ребятки,

Тятька новые сплетёт.

Эх, ну! Да тьфу!

Хозяйка:

- Ай, да ребятушки, ай, да молодцы! Порадовали нас этой песней.

Даниловна:

- Сядем рядышком на лавке,

  Вместе с вами посидим.

Гавриловна:

- Загадаем вам загадки,

 Кто смышлёный – поглядим.

Загадки.

  1. На дворе горой,

А в избе водой.   (Снег)

    2. В огне не горит,

        И в воде не тонет. (Лёд)

    3. Гуляет в поле, да не конь,

        Летает на воле, да не птица.  (Метель)

4.Дом тот с горницей, сенями.

Он в деревне, знаем с вами.   (Изба)

  1. В избе – изба, на избе – труба.

Зашумело в избе, загудело в трубе.

Видит пламя народ, а тушить не идёт.  (Печь)

  1. Кто уходит, кто приходит,

Все её за ручку водят.   (Дверь)

    7. В воздухе летают,

        На ладошке тают,

        Легче, чем пушинки,

        Звёздочки - ………. (снежинки).

    8. Кто деревья белит белым,

        И на окнах пишет мелом? (Мороз)

    9. Всё лето стояли,

        Зимы ожидали.

        Дождались поры –

        Помчались с горы.   (Санки)

   10. Две новые, кленовые

        Подошвы двухметровые.

        На них поставил две ноги

       И по большим снегам беги.  (Лыжи)

    11. С неба падают зимою

          И кружатся над землёю

          Лёгкие пушинки,

          Белые ……….. (снежинки).

  Юноша:

- Четверг, пятницу, субботу

   Мы не ходим на работу.

 Девушка:

- Заняты частушками,

   Песней с топотушками.

 Хозяйка:

- Кто частушки петь умеет

  Выходите поскорей!

Частушки.

Вязниковская земля

Славится опушками,

А ещё она всегда

Славится частушками.

                      Сколько раз я зарекалась

                      Под гармошку песни петь.

                      Как гармошка заиграет,

                      Разве сердцу утерпеть?

Гармониста Петю я

Давно заприметила.

Играет он старательно,

Моргает завлекательно.

                      Гармонист до самой зорьки

                      Нам играть ручается.

                      Дайте новую гармонь,

                      Эта вся кончается.

И слагаются частушки

По любому поводу.

Пойте, милые подружки,

Наша жизнь певучая.

                     Подбирали мы частушки,

                     Долго-долго топали:

                     Изорвали все галоши,

                     Чтобы вы похлопали.

 Гавриловна:

 - Лето для старания,

   А зима для гуляния!

Даниловна:

- Раз – два! Раз – два!

   Ждёт вас русская игра!

Игра «Колечко, колечко»

1 водящий, 1 угадывающий.

  - Вот по кругу я иду,

    Всем колечко я кладу.

    Руки крепче зажимайте,

    Да следите, не зевайте!

Если 2 водящий угадывает, у кого колечко, то он садится на его место.

Если нет, то все дружно произносят:

- Раз, два, три,

  Колечко, беги!

Тот, кто угадывал бросается вдогонку. Все кричат:

- Колечко, колечко,

  Катись на крылечко,

  Через поле, через луг,

  Возвращайся, сделав круг!

Ведущий садится на лавку, а неправильно угадавший становится ведущим.

Гавриловна:

Кто со мной пойдёт –

В интересную игру попадёт!

А в какую нее скажу,

Как соберётесь покажу!

Игра «Баба Яга»

Дети встают в круг. По считалке выбирается водящий – Баба Яга. Баба Яга становится в центр круга. В руках у неё помело. Дети прыгают вокруг Бабы Яги и дразнят её:

Бабка Ёжка,

Костяная ножка,

С печки упала,

Ножку сломала.

А потом и говорит:

«У меня живот болит».

Пошла она на улицу,

Раздавила курицу.

Пошла на базар –

Раздавила самовар.

Пошла на лужайку –

Раздавила зайку.

Баба Яга помелом (веткой) старается дотронуться до детей – заколдовать – как коснётся ребёнка, тот застывает в любой позе.

Самый последний становится Бабой Ягой.

Выступление гостей праздника – ребят из детского сада «Белочка».

Чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект "Николай Носов - кто он?"

Презентация учебного проекта  "Николай Носов - кто он?"Открытый урок по литературе в 3 классе Тема урока: Творчество Н.Н.НосоваЦель урока: систематизация и обобщение знаний учащихся о жизни ...

Презентация "Николай Николаевич Носов"

Знакомство с жизнью и творчеством Н.Н.Носова...

Урок литературного чтения в 4 классе I отделения «Поэзия Николая Алексеевича Некрасова. Работа над содержанием и выразительностью стихотворений: «В зимние сумерки нянины сказки», «Школьник»

На уроке учащиеся анализируют  литературные произведения, опираясь на вопросы учителя. На занятии  закрепляется произношение звуков [c] - [з], проходит работа по развитию слухового внимания....

Сценарий ко Дню Святого Николая "В день Святого Николая много радости желаем!"

Цели и задачи:познакомить обучающихся с особенностями  почитания нашим народом Святителя Николая;формировать впечатления о зимних изменениях в природе;создавать условия и вызвать желание тво...

Технологическая карта урока литературного чтения «А.С Пушкин. Зимний вечер. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера» (УМК «Перспектива», 3 класс).

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» Задачи урока:Дидактические:1. Познакомиться со стихотворением «...

Урок по литературному чтению. 3 класс. А.С. Пушкин «Зимний вечер». Картины зимней природы. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера.

Урок по литературному чтению. 3 класс.  А.С. Пушкин «Зимний вечер». Картины зимней природы. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера....