Календарно-тематическое планирование
методическая разработка на тему

Барыбина Наталья Владимировна

В  календарно-тематическом планировании предоставлены темы по направлениям работы детского дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое  государственное образовательное учреждение для детей –сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей.

Топчихинский  специальный(коррекционный) детский дом для детей с ограничен-

ными возможностями здоровья.

                              Тематический  план работы  по программе:

«Воспитание нравственной личности, семьянина, профессионала, гражданина в условиях детского дома»

                                                      Воспитателя группы №5

                                            Барыбиной  Натальи  Владимировны.

                                            Направления  работы:

«Культура общения», «Гражданское  самоопределение»,  «Культура                                    семейных  взаимоотношений»

                                                                                               Утверждаю:

                                                                                                     Зам.Директора по УВР:

                                                                                                       Гирюшкина Е.С.

                                           2010-2011 учебный год.

                1.   Цель и задачи воспитательной работы в детском

                                                                                         доме.

                   

       Цель:  Создать оптимальные условия для успешной социализации и интеграции в обществе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; воспитать детей способных в будущем создать нормальную семью, путём развития различных форм их семейного жизнеустройства; научить ориентироваться в различных жизненных ситуациях;

      Задачи:

  1. обеспечить детям условия проживания, максимально приближенные к домашним.
  2. оказать помощь в решении жилищных, финансовых и других социальных вопросов, касающихся жизнеобеспечения детей;
  3. создать условия для физического и духовного развития детей, стимулировать позитивные изменения в их личностном развитии;
  4. создать условия для успешного осуществления процессов самовыражения ребёнка и развития его способностей;
  5. формировать у детей основные понятия об этикете, психологии семейных отношений и семейных ролях, осуществляя, таким образом, подготовку к будущей семейной жизни;
  6. развивать у педагогов внутренние позитивные установки к детям группы риска с целью формирования единых подходов к воспитанию;
  7. осуществить поиск новых способов и приёмов работы по нейтрализации влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребёнка и его развитие; проводить  комплексные мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений.
  8. осуществить в учреждении постепенный переход от интернатных условий к семейным формам сопровождения детей.

                                             2.  Пояснительная    записка

                                                                                                        Многотрудная сложность детского дома и решительное отличие его от всех остальных педагогических систем в том, что он не просто воспитывает, а уже перевоспитывает, и не одного из десяти, а всех поголовно, причем житейский опыт здешней малышни такой горечи и боли, какой другому взрослому за всю жизнь не испытать».

                                                                                                                                       А. Лиханов.

В наше непростое время социально-экономической нестабильности во всех сферах жизни. Особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь, дети. С каждым днем растет количество детских домов и находящихся в них воспитанников, уже сейчас превышая послевоенный уровень.

        У воспитанников детских домов – масса проблем. Одна из основных – успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного Человека. И основная миссия детского дома – помощь в социальной адаптации воспитанников.

Работая с детьми живущими в детском доме нужно развивать и воспитывать гражданские качества, прививать в каждом ребенке культуру общения , растить семьянина. Воспитание подрастающего  поколения волновало и волнует  людей всегда, но это вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. И кому, как ни мне воспитателю, нужно восстанавливать  в детях веру в бедующее,   осознания  чувства собственного достоинства,  умение сопоставлять свои интересы с интересами общества.  Продолжая  работать по направлениям прошлого года, я не ставлю цель - воспитать идеальную личность в условиях детского дома. Но хотелось, на протяжении года углублять и закреплять полученные знания , умения и навыки. А конечный результат работы заключается в том, чтобы ребенок смог жить в современном мире, создав свою семью, полностью реализуя свои возможности и способности, став полноценным членом общества.

   События последнего времени подтвердили, что резко снизилось формирование духовно-нравственных качеств. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, неуважительное отношение к государству.

 Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться работать на благо ее и встать на защиту. Важно воспитать личность , которая соответствует современным требованиям общества.  

Проблема несомненно заслуживает пристального внимания, так как, по сути , речь идет о завтрашнем дне. Приоритетным направлением воспитательной программы является патриотическое воспитание. Важно помочь ребенку раскрыть значение малой Родины  в своей жизни, и в то же время понять, что он сможет сделать для нее.

 Работая с младшими школьниками, понимаешь, что это период впитывания накоплений знаний, период усвоения по преимуществу. Возраст 7 лет по своей психологической характеристике является первым сенситивным периодом для восприятия этических норм в силу появления самосознания и эмоциональной восприимчивости. Занятия дают возможность детям сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть внутренний личностный потенциал, позволяющий понять себя и другого, пережить радость открытия своего «Я» в лучшем проявлении. Последнее связано с развитием самооценки, так как дети оценивают другого, особенно сверстников, полнее и правильнее, чем себя, поэтому, сравнивая себя с другим, они осознают свои особенности, свою уникальность, понимают, что у каждого есть ценные качества личности, которые следует любить и развивать. В этом им помогает решение проблемных ситуаций, взятых из детской жизни. Важно не давать детям заранее «правильного» ответа, а ставить их в ситуацию выбора. Проговаривая перед сверстниками свой выбор, ребенок приобретает уверенность в своих силах, учится отстаивать свои ценности, что способствует сознательному усвоению правил жизни, к которым он пришел сам, через варианты собственных предположений, а значит, и усвоению тех понятий, которые вытекают из анализа ситуаций. 
На занятиях большое внимание уделяется сохранению тесной взаимосвязи знания, чувства, поведения в раскрытии и осмыслении решаемых проблем. То, что познается детьми, проводится через эмоциональную сферу, чтобы ребенок мог почувствовать другого человека, его проблемы, откликнуться на его состояние, обогащая этим свою личность.
Ребенок оказывается в атмосфере принятия его другим, что позволяет испытать состояние успеха, ощутить заинтересованность других собственной личностью. Психологические занятия по развитию общения со сверстниками выполняют и компенсаторную функцию, восстанавливая позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром, снижается тревожность, пропадают страхи. Ребенок начинает жить в ладу с самим собой и окружающими людьми. 
Деятельное сопереживание обогащает личные чувства. Поэтому «вкладывание себя в другого» В.А. Сухомлинский рассматривал как важнейший путь развития эмоциональной культуры. Холодное сердце, отмечал он, не может нести высоких чувств, стремлений, идеалов. 
Таким образом, создаются условия для накопления детьми эмоционально-образных представлений среди себе равных. Без этого происходит атрофия потребности в эмоциональном контакте с другими, что самым отрицательным образом сказывается на развитии гуманистических качеств растущей личности.
Для продвижения ребенка в развитии нужно, чтобы осуждение недостатков шло в большей мере со стороны его самого, а утверждение веры в положительное начало его личности — со стороны окружающих. С.Г. Якобсон указывал, что «основная... психологическая особенность этической регуляции связана с тем, что... образ себя как некоторой целостности, соответствующей положительному эталону, является центральным психологическим образованием».

С августа  2010 , я работаю  воспитателем в группе  №5 – группа разновозрастная   состоит из 7 воспитанников:  2 учащиеся  3класса,  5- учащиеся  1 класса.

    В группе № 5 проводилось диагностическое исследование. Данное исследование проводилось с помощью методики  Артура Керна, позволяющая  определить уровень  умственных способностей детей, выявить уровень воспитанности .

Вид  работы- групповой.

Количество человек- 7.

Результаты  проведения исследования:

Уровень зрелости- высокий- 2

                                 средний-3

                                 низкий-   2

У воспитанников-Нехорошевой.С и Сухининой О- высокий уровень умственных способностей, хорошо развито внимание, зрительное восприятие, память.  У Макшанова А., Бачурина  М-  средний  уровень внимания , памяти.  Никулин М.  Егоршин И- имеют низкий уровень.  

В ходе исследования дети вели себя активно, возбужденно.

Проведя диагностику считаю, что необходимо проводить  занятия   в ходе которых отслеживались результаты успехов или неуспехов каждого воспитанника, а также разбирать их.

Для  стабилизации эмоционального фона поддерживать ситуацию успешности,   дать детям возможность выговориться,  поделиться тревогой, сомнениями.

   С воспитанниками проводить индивидуальные беседы.

3.Цели и задачи воспитательной работы на новый учебный год.

                                  Цели:
 - подготовка учащихся к самостоятельной жизни, воспитание человека и гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти своё место в нём, самостоятельно принимать решения, выражать своё мнение, творчески мыслить.


                               Задачи:
1)содействовать формированию благоприятного эмоционально – психологического и нравственного климата в детском учреждении;
2)формировать активную жизненную позицию, осуществлять личностное развитие воспитанников путём внедрения в работу новых воспитывающих систем;
3)совершенствовать условия для развития потребностей в самопознании, самовоспитании, саморазвитии и самоопределении на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров;
4)воспитывать чувство гражданственности и приобщения к духовным ценностям своего Отечества; 5) развивать познавательный интерес и повышать интеллектуальный уровень воспитанников .

                       

                                     

                                                                                                                     

4.Педагогическая                                              характеристика        группы

   Ф.И

Социальный

статус

Успеваемость

Дисциплина, поведение

Группа здоровья

Физическая

подготовка

Кузнецов

Александр

ОБПР

Объем ЗУН соответствует

школьной программе,

может чуть больше.

Задиристый, конфликтный, бывает проявляет агрессию, подвижный.

        3

основная

Егоршин

Иван

ОБПР

Учебные навыки не

сформированы  на уровне 3 класса. Слабый .

Подвижный,  порой задиристый, конфликтный.

Требует контроль и внимание.

        3

основная

Нехорошева

Саша

ОБПР

Учебные навыки сформированы на уровне- хорошо.

Активная, внимательная, послушная. Замечаний по поведению нет.

        3

основная

Сухинина

Оля

ОБПР

Учебные навыки сформированы на уровне- 1 класса

Активная, подвижная, общительная, хитрая. Требует контроль и внимание.

        2

основная

Бачурин

Михаил

ОБПР

Объем ЗУН  соответствует  школьной

программе

Подвижный,  порой задиристый, конфликтный.

Требует контроль и внимание.

        3

основная

Никулин

Михаил

ОБПР

Объем ЗУН  соответствует  школьной

программе

Вспыльчивый, обидчивый, легко ранимый.

        3

основная

Макшанов

Артем

ОБПР

Объем ЗУН  соответствует  школьной

программе

Задиристый, конфликтный, бывает проявляет агр.

        3

основная

                                                                                     

5.Содержание  воспитательной  деятельности.

 

                               «Культура  общения» (11часов)

Воспитанники должны знать:

  1. правила поведения при встрече и расставании
  2. формы обращения с просьбой, вопросом, и поздравлением, сопереживанием
    благодарности
  3. как вести себя в общественных местах
  4. иметь представление об этикете и манерах

Воспитанники должны уметь:

  1. правильно вести себя при встрече и расставании
  2. вежливо обращаться с вопросом, просьбой, поздравлять и сопереживать,
     благодарить.
  3. тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и
    сверстниками
  4. культурно вести себя в общественных местах

Дата

         Тема

Форма

      Цели

1

08.09

«Культура  Общения».

Беседа

-Воспитанники должны понять, что каждый человек индивидуален. Знать значение слов- «общение», «чувства», «уважение», «вежливость».

2

14.09

«Культура общения»

Деловая  игра

-Дети должны сформировать для себя  навыки доброжелательного общения.

3

23.09

«Человек и его имя»

Беседа, обсуждение

-Дети должны объяснять  содержание понятий «имя», «отчество», «фамилия».

4

29.09

«Хорошие  манеры в картинках и примерах»

Беседа, обсуждение

-организовать работу по обработке поведенческих и коммуникативных умений и навыков. Научить анализировать свои поступки.

5

05.10

«Речевой  этикет»

Беседа, игра

- Научить анализировать и оценивать общение, речь, поведение среди окружающих.

6

14.10

«Речевой  этикет»

Деловая игра

-Закрепление  знаний правил поведения  и речевого этикета, составление их.

7

20.10

«Идем  в гости и принимаем гостей»

Беседа

-Дети должны  знать правила поведения  когда идут в гости, и самим  быть гостеприимными.

8

26.10

«Правила  поведения  в школе»

Беседа, обсуждение

-Дети должны уяснить – как правильно нужно вести себя на уроке, перемене, в классе и с одноклассниками.

9

10.11

«Поведение в общественных местах»

Беседа, игра.

-Воспитанники  должны уяснить правила поведения в общественных местах.

10

16.11

«Поведение  за столом»

Чайная церемония

-Дети должны  научиться правильно вести себя за столом  и правильно пользоваться чайными приборами.

11

25.11

«Мы стали лучше!»

Мониторинг

Сравнивание прежних знаний по общению

               6. «Гражданское  самоопределение» (11 часов)    

Цели  и задачи:

  1. Научить детей  интересоваться историей своей Родины и своего края, места, где они живут, приобщаться к духовным и национальным традициям.
  2. Воспитывать   личности с богатым духовным, социально-нравственным  потенциалом.
  3. Воспитывать  достойного гражданина своей страны.

П./П.

Дата

Тема

Форма

Цели:

1

1.12.

«С любовью к России»

Беседа

Дети должны ознакомиться с краткими эпизодами истории России , ее символикой

2

7.12.

«Москва- столица нашей Родины»

Беседа,  с использованием презентации.

Дети должны ознакомиться с историей и видами Москвы , формировать чувство любви к Родине.

3

16.12.

«Край родной»

Беседа,  с использованием презентации.

Сформировать  у детей чувство уважения и любви к природе  и людям края.

4

22.12

«Топчиха - милое село»

Экскурсия  в районный музей .

Дети должны познакомиться с историей  людьми и природой села, с животными которые обитают на территории  нашего района

5

28.12.

«Наша дружная семья»

Экскурсия в библиотеку   детского дома

Дети должны ознакомиться с историей детского дома, выпускниками , людьми работающими в детском доме.

6

12.01.

«Твои права и обязанности»

Беседа. Презентация.

Дети должны знать свои права и обязанности . Уметь их применять в нужных жизненных ситуациях.

7

18.01

«Будь  природе другом»

Экологическая беседа

Сформировать  у детей любовь к природе, повысить знания в области законов  о природе.

8

27.01.

«Красная   книга  Алтайского края»

Презентация, конкурс тематических листовок - «Охрана растений и животных».

Воспитание личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом. Расширение кругозора воспитанника.

9

2.02.

«Хвала  рукам, что пахнут хлебом»

Беседа, презентация

Раскрыть творческие моменты, красоту романтику труда в селе; воспитать чувство хозяина своей земли, непримиримое отношение к расточительству, привитие культуры потребления хлеба.

10

8.02.

«Книги - наши друзья»

Экскурсия  в районную детскую библиотеку.

Расширить кругозор воспитанников.  Познакомить с расположением  детской библиотеки.

11

17.02.

« О красоте и мужестве»

Беседа, презентация.

Формировать представление о долге, мужестве, героизме, вызвать чувства восхищения.

12

23.02.

Праздник , посвященный Дню Защитника Отечества»

Групповой праздник.

Сплочение коллектива, формирование чувства уважения к мужчинам .

                             7.  Подготовка  к семейной  жизни»  (11 часов)

         Цели программы:

  1. формирование представлений о семье, её значении в жизни человека;
  1. формирование нравственных и   семейно-бытовых установок;
  1. формирование умений и навыков межличностного взаимодействия.

Задачи программы:

  1. расширить знания детей о функциях семьи, её значении в жизни каждого человека;

  1. повысить значимость роли матери и отца в жизни детей;

  1. воспитывать чувства уважения и любви к членам своей семьи, пробуждать интерес к жизни старшего поколения;

  1. сформировать представления о родственных отношениях, основанных на любви и взаимопонимании.

Формы реализации программы.

  1. Психолого-педагогическая диагностика.
  2. Моделирование ситуаций.
  3. Ролевое проигрывание.
  4. Индивидуальная и групповая работа.
  5. Беседы.
  6. Информирование.

         

Дата

 Тема

Форма

   Цели:

1

01.03

«Что  такое  семья?»

Ролевые проигрывания,

беседы

Сформировать понятие о семье, о членах семьи, значимости друг друга

2

10.03

«Родственные отношения в семье».

Беседа. Презентация.

Сформировать понятия о социальной значимости семьи, о родственных связях в семье.

3

13.03.

«Бабушка и дедушка – источник мудрости».

Дискуссия, беседа

Развивать положительное отношение к старшему поколению.

4

22.03

«Роль отца».

Моделирование ситуации, анкетирование

Сформировать правильное понимание ведущей роли матери и отца в семье;

повысить значимость роли матери и отца в жизни детей.

5

06.04

«Роль матери».

Беседа, групповая работа

Сформировать позитивное отношение к обязанностям ребенка в семье

6

12.04

«Уважение и любовь»

Дискуссия ,игра

Сформировать правильное отношение в семье, к ее членам семьи их взаимоотношения.

7

21.04

«Наши сёстры и братья».

 беседа

Воспитывать добрые, тёплые отношения между старшими и младшими детьми, умение получать удовольствие от общения друг с другом.

8

27.04

«Счастливая семья».

беседа

Сформировать понятие «Счастливая семья»;

выявить уровень представлений о семейном счастье;

подготовить ребёнка к взрослой жизни.

9

03.05

«Хорошее воспитание».

Информирование,

анкетирование

 Сформировать знания о воспитании человека, способного в будущем создать нормальную семью.

10

12.05

«Семья- это семь я».

Ролевая игра

Способствовать формированию правильного отношения в семье, развитие кругозора.

11

18.05

«Как нужно любить детей»

Беседа, мозговой штурм

Формирование убеждения в важности планирования семьи. Объяснение, что значит любить детей и почему детям так необходима любовь родителей.

             

                            8. «Организация досуга»(23ч.)

   Цель работы  - создание условий для проявления воспитанниками группы инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к вне групповой  деятельности.

   Задачи:

-  создание условий для равного проявления воспитанниками своей индивидуальности ;

-  использование необычных  творческих форм  деятельности с учетом возрастных особенностей воспитанников;

-  изучение индивидуальных интересов и потребностей воспитанников во вне групповой деятельности;

-  просвещение и консультация воспитанников в выборе кружков, клубов, секций;

-  постоянные выставки  достижений, результатов, способностей воспитанников  в досуговой деятельности  педагогам, сверстникам;

-  развитие способностей  справедливо оценивать  свои результаты чужие достижения;

-  использование активных форм воспитательной  работы на основе учета возрастных особенностей воспитанников.

Дата

Тема

Форма

Результаты

11.09.

«Час веселого настроения»

Конкурсная программа

  Создать для себя картину  творческих и интеллектуальных возможности детей.

26.09.

«Цветы нашей Родины »

Поход на осенний луг.

Расширить кругозор о цветах Алтая, правильном и бережном отношении к ним; ознакомить с правилами составления букета.

.

2.10.

«Угадай мелодию»

Игра- викторина

Сплочение коллектива, привитие  интереса к  музыке , к  музыкальным инструментам.

17.10.

«Все о животных»

Конкурсная программа

Повысить интерес ко всему нас окружающему, повысить любовь к живому.

23.10.

«Да здравствует вежливость»

Познавательная  беседа с чаепитием.

Сплочение коллектива, повышение интереса к совместным делам, правильная сервировка стола, ,

правильное поведение  в гостях.

13.11.

«Золотая волшебница Осень»

Экскурсия

Закреплять у детей  знания признаков природы, развивать наблюдательность, смекалку, эстетическое восприятие природы.

28.11.

«Праздник поговорок и пословиц»

Праздничный КВН

Повысить творческий и интеллектуальный уровень воспитанников, воспитывать у детей любовь к Родине , ее традициям, народному творчеству.

4.12.

«День  именинника»

Праздничное чаепитие.

Сплочение детей, соблюдение правил этикета за столом,  поздравление  детей рожденных осенью, закрепления навыков в дарении и получении подарков.

19.12

«Путешествие в зимний лес»

Экскурсия с обсуждением

Формировать  и закреплять знания о зимней природе, учить помогать  птицам и животным в зимний период времени

25.12.

“Хорошая книга- твой друг на всю жизнь»

 Беседа  

Привить любовь к книгам , чтению, способствовать  развитию мышлении я, памяти , внимания

15.01.

«Я и мои права»

Правовая  интеллектуальная

игра

Сформировать стремление активно содействовать защите прав человека.

30.01.

«Сказочный денек»

Шоу- программа

Знакомить детей с веселыми играми и розыгрышами.

5.02.

«Доброе семя – добрый всход»

Конкурсно - игровая программа

Сформировать у детей элементарные представления о родословной семьи, воспитывать  у детей доброе и уважительное отношение к семье

20.02.

«Поговорим о доброте»

Дискуссия с играми

Способствовать развитию  представлений воспитанников о доброте и зле, развивать стремление делать хорошие дела

26.02.

«Сказки водят хоровод»

Игра - КВН

Обобщать знания о русских народных сказках,

развивать стремление делать хорошие дела

13.03.

«Клуб юных экологов»

 Экологическая дисскусия

Обобщить знания воспитанников  об охране окружающей среды

19.03.

«Счастливый случай»

Игры

Развивать творческие способности детей, мышления, речи, памяти, любознательности

3.04.

«Веселая грамматика»

Грамматический КВН

Закрепить навыки и знания детей по родному языку, прививать любовь к русскому языку

9.04.

«Я люблю тебя Россия !»

Игра - викторина

Ознакомить детей  с народными традициями , обрядами, историей и культурой русского народа.

24.04.

«Города -это лица Земли»

Занятие - знакомство

Познакомить детей с красивейшим  городами мира, расширить кругозор детей.

30.04.

«Давайте поговорим о войне»

Экскурс в историю

Воспитывать у детей патриотические чувства к нашей истории.

15.05.

«Слабое звено»

Игра

Расширить кругозор по  окружающему миру.

21.05.

«В гостях у лесничего»

Конкурсная программа

Развивать творческие способности детей, повышать интеллектуальный уровень, расширять кругозор в области  окружающей природы

                                                9.План  мероприятий  на каникулы.

№п/п

Дата

Тема

Форма проведения

Результат

Осень

1

1.11.

Совместное мероприятие с библиотекой «Эврика»

Познавательная экскурсия

Ознакомить детей с различными достижениями в мире техники.

2

4.11.

Мероприятие по пожарной безопасности «Факел»

Экскурсия в районную  пожарную часть

Ознакомить детей  с правилами пожарной безопасности, с трудом пожарных их функциями.

3

7.11.

 «Грязнофета»

Познавательная программа

Формировать   и вырабатывать основные  качества  чистоты, чистоплотности, аккуратности у детей.

4

зима

3.04.

«Творческая мастерская»

Изготовление подарков к Рождеству

Развитие творческих способностей у детей.

5

6.01.

«Сказочное путешествие»

Экскурсия в  снежный городок

Познакомить детей с различными

снежными фигурами

6

9.01.

 «Кукольное представление»

инсценировка

Проигрывание ролей из детских сказок- расширение кругозора.

7

весна

25.03.

«Весёлый праздник»

Юморина

Научить детей правильно реагировать на шутки, розыгрыши.

8

28.03.

«Пасхальная

Радость»

Познавательный час

Расширить представление  о православной традиции русского народа

10.План мероприятий детского дома на 2010-2011год.

       

№ п/п

месяц

мероприятие

дата

1

Сентябрь

«Всемирный день красоты»

9.09

2

Октябрь

«С праздником дорогие педагоги»

«Голос сердца»- акция милосердия .

Праздник в доме ветеранов

4.10

29.10

3

Ноябрь

Развлекательно познавательная программа «Исторический бутерброд»

26.11

4

Декабрь

«Чума 20 века» мероприятие, посвященное всемирному дню со СПИДом.

Тематическая дискотека «Мы за здоровый образ жизни»

1.12

10.12

5

Январь

«Пришла Коляда- открывай ворота»

Тематическая дискотека

13.01

28.01

6

Февраль

Тематическая дискотека «Направления в музыке»

25.02

7

Март

«Литературная гостиная»

30.03

8

Апрель

День смеха « 1 апреля не кому не верю»

День космонавтики « Смело в космос!»

01.04

12.04

9

Май

Конкурс актерского мастерства « Дерзайте, вы талантливы»

День отказа от табака « Бросай курить»

21.05

31.05

11.  План массовых традиционных праздников детского дома на 2010- 2011 год

№ п/п

месяц

мероприятие

дата

1

Сентябрь

  « День села»

10.09

2

Октябрь

  « Праздник осени»

15.10

3

Ноябрь

  « День рождение детского дома»

12.11

4

Декабрь

  « Здравствуй добрый Новый год»

29.12

5

Январь

  « Рождество Христово»

13.01

6

Февраль

  « День святого Валентина»

           « Масленица»

  « День защитника отечества»

11.02

14.02

24.02

7

Март

  « Международный женский день»

  « Неделя детской книги»

07.03

28.03- 04.04

8

Апрель

  « Светлый праздник пасхи»

  « Всемирный день здоровья»

04.04

07.04

9

Май

    День победы « Памяти павших, будем достойны»

Международный день защиты детей

06.05

31.05

                                   12.    Профилактика правонарушения


Особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих отягощающие факторы становления, наследственную патологию, многочисленные отклонения, заложенные еще в раннем возрасте, обуславливают необходимость проведения с ними активной профилактической работы по предупреждению правонарушений, преступлений и самовольных уходов.

Профилактическая работа – процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. В деятельности по предупреждению центр тяжести переносится на раннюю профилактику. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей определенного возраста. Значение ранней профилактики определяется тем, что при правильной организации она более эффективна и экономична по сравнению с другими уровнями профессиональной деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых общественных изменений личности подростков, не ставших еще устойчивыми. При условии своевременного проведения она может дать значительные положительные результаты и тем самым исключить необходимость применения более суровых мер, в том числе и уголовно-правового характера.

Детский дом обладает возможностью для проведения профилактической работы, в частности он имеет возможность влиять на развитие личности ребенка. Анализ состава детского контингента показывает, что в них больше половины поступающих составляют дети из неблагополучных семей, чьи родители ведут аморальный образ жизни, ненадлежащим образом исполняют свои родительские обязанности. Дети из таких семей нуждаются в участии и поддержке со стороны государства. Отрицательный микроклимат в неблагополучных семьях создает объективные предпосылки для появления асоциального поведения. У детей из неблагополучных семей, в силу их повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости, имеется повышенная склонность к возникновению социально отрицательных форм поведения, как сквернословие, хулиганские поступки, бродяжничество, а также курение и употребление алкоголя.

У этих детей отмечаются раздражительность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, агрессивность и негативизм. В целом их поведение непредсказуемо. Характерной особенностью является то, что такие дети не признают своих отрицательных эмоций в связи с неправильным поведением, и поэтому у них с трудом формируются адекватные формы социального поведения.

В нашем детском доме созданы условия для нормального воспитания и развития личности ребенка:

  1. гуманный стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;
  2. демократические принципы и стиль управления детским домом, включающие адекватную реакцию на общественный заказ;
  3. разумная дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве;
  4. возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых.

Меры предупреждения, профилактики должны быть направлены не на то, чтобы выждать, когда дети и подростки, оступившись или попав под дурное влияние, совершат проступки, которые могут перерасти в преступление, а на то, чтобы уберечь их от действий начальной стадии, предупредив тем самым совершение правонарушения. Вопросом предупреждения правонарушений несовершеннолетних, ранней профилактики в настоящее время должно уделяться большое внимание.

В плане профилактики правонарушений перед коллективом детского дома ставятся следующие задачи:

  1. Выявление детей склонных к девиациям и оказание коррекционно-профилактического воздействия с целью устранения отрицательных влияний на личность ребенка.
  2. Организация мониторинга эффективности организуемой работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних воспитанников детского дома.
  3. Создание системы в работе по профилактике правонарушений.
  4. Законопослушное поведение воспитанников детского дома.

Планирование работы по профилактике безнадзорности, правонарушений и самовольных уходов воспитанников в нашем детском доме ведется по следующим направлениям:

I. Контрольно-аналитическая деятельность администрации детского дома:

  1. изучение социального состава воспитанников детского дома (социальный педагог);
  2. планирование и организация воспитательно-образовательных программ;
  3. проверка дневников, личных дел воспитанников детского дома (заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальный педагог, воспитатели);
  4. анализ занятости воспитанников в свободное время, анализ планов воспитательной работы воспитателей, педагогов дополнительного образования.

II. Исследовательская работа, изучение воспитанников:

  1. проведение педагогических консилиумов по результатам наблюдений психолога, социального педагога, воспитателей, учителя-логопеда, для координации действий педагогов по отношению к ребенку;
  2. проведение анкетирования, тестов, опросов с целью изучения психолого-педагогических особенностей, уровня воспитанности, взаимоотношений со сверстниками.

III. Профилактическая работа с родителями:

  1. изучение семей воспитанников - социальных сирот;
  2. установление контактов с психологом, социальным педагогом, специалистами отдела семьи Управления социальной защиты населения;
  3. привлечение специалистов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, Управления социальной защиты населения, органов внутренних дел для оказания помощи в переориентации личности родителей, возвращения детей в семью;
  4. формирование нетерпимого отношения родителей к вредным привычкам детей, наркотизации через ведение индивидуальных бесед психолога, социального педагога;
  5. семейное консультирование.

IV. Индивидуальная работа с воспитанниками:

  1. проведение заседаний Совета профилактики по возникающим проблемам;
  2. индивидуальные собеседования при заместителе директора по учебно-воспитательной работе с детьми «группы риска»;
  3. индивидуальные беседы с воспитанниками о недопустимости совершения противоправных действий, об ответственности за правонарушения и преступления;
  4. профориентационная работа.

V Организация досуга в детском доме:

  1. реализация годового плана воспитательной работы;
  2. реализация плана по организации кружковой работы в детском доме и учреждениях дополнительного образования.

Досуг – огромное пространство приобретения знаний и расширения духовного горизонта, развитие интересов, способностей, талантов. Досуг становится пространством принятия собственных решений.

Когда ребенок попадает к нам, он настолько ущербным себя чувствует, брошенным, обиженным, что к нему никак не пробиться, он закрыт. Нужно поднять его интересы, предложить ему то занятие, которое не только будет ему нравиться, но и позволит увлечься. Особенно важно это в случае не очень хорошо идущей учебы в школе. Что-то у детей должно получаться отлично. В детском доме можно научиться многому интересному: и чтению стихов, и рисованию, и танцам, и всякому рукоделию.

Педагогический коллектив старается, чтобы у ребят не было бесцельного досуга, внеурочное время должно быть наполнено содержанием, интересным, увлекательным, полезным. Нет хуже зла, чем безделье. И коллектив детского дома для организации разностороннего познавательного досуга проводит разнообразную работу.

Изменение ребенка очень сложный вопрос, который требует особых знаний, владения приёмами и методами работы, особого устройства детей, умения проводить комплексной профилактической и реабилитационной работы, строить совместную работу со многими специалистами. Все эти мероприятия индивидуальны, с учетом возраста, физического и нервно-психического состояния ребенка.

                                               13.  Работа по самообразованию

Тема  по самообразованию:

«Развитие  личности воспитанников детского дома в процессе духовно-        нравственного воспитания».

Открытое  занятие:   02.02 .2011года

 Тема занятия:  «Хвала рукам, что пахнут хлебом».

                             

                             Список литературы

  1. Степанов Н. С., Шайдо Т. Н. Моя семья.
  2. Амбросьева М. Н. Классный час с психологом.
  3. Ананьева Е. И., Лобанова Л. В., Мельникова Р. В. Методическое пособие по проведению интерактивной игры для детей-сирот.
  4. Плясова Г. И. Воспитание семьянина в условиях детского дома.
  5. Рожков М. И., Байбородов Л. В., Ковальчук М. А. Проблема социального воспитания детей-сирот.
  6. Хилько А. А., Ермощенко М. Е, Смирнова А. Д. Преподавание социально-бытовой ориентировки.
  7. А. М. Прихожан, Н. М. Толстых «Психология сиротства».
  8. Министерство образования и науки Российской Федерации, Главное управление народного образования администрации Курганской области, В. А. Поварницына «Воспитателю о развитии личности ребёнка» Кэтрин Тейлор «Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей».
  9. Н. Н. Дробинина «Классные часы».
  10.  Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина «Учим детей общению».
  11. В. А. Родионов, М. А. Ступницкая «Прививка от стресса. Профилактика негативных последствий воздействия стресса на детей».
  12.  В. Орлова, Н. В. Кастюк «Социально-психологическая помощь».
  13. Е. Г. Гусева, О. В. Ковельская, Ю. А. Ворошило, И. П. Носивская «Психологическое сопровождение приёмной семьи»

                                               

                                   

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса

Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....