Правовая радуга выборов
методическая разработка по теме

 

v    сформировать у учащихся представление об избирательной системе РФ;

v    подвести учащихся к пониманию необходимости  участия в выборах;

v    на практике познакомить учащихся с различными сторонами предвыборной кампании,

v    развивать практические навыки участия в процедуре голосования, творческие способности, интерес к знаниям, общественной жизни;

v    подвести учащихся к пониманию Закона о выборах, осознанию влияния одного человека на политическую жизнь страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravovaya_raduga_vyborov.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Правовая радуга выборов

Цели и задачи:

  1. сформировать у учащихся представление об избирательной системе РФ;
  2. подвести учащихся к пониманию необходимости  участия в выборах;
  3. на практике познакомить учащихся с различными сторонами предвыборной кампании,
  4. развивать практические навыки участия в процедуре голосования, творческие способности, интерес к знаниям, общественной жизни;
  5. подвести учащихся к пониманию Закона о выборах, осознанию влияния масс на политическую жизнь страны.

Оборудование: медиасистема, необходимое оборудование для проведения голосования.

                                    Ход занятия

1.Организационный момент.

Минуты вхождения в занятие.

(Создание условий для чувственного восприятия учащимися атмосферы занятия. Звучит марш ,  на фоне музыки слова учителя).

Введение в тему.

-Ребята, вот и прошел месяц, в течение которого в нашем классе шла агитационная работа. В связи, с чем она началась?

Дети: Мы готовились выбрать в классе лидера.

2.Формулирование темы и целей занятия, путем создания проблемной ситуации.

- Посмотрите на экран.

Из того ли города из Мурома,

Из того ли села да с Карачарова

Выезжали удаленькие

Дородные добры молодцы.

Стали думать и гадать

В какую им сторону скакать…»

- Узнали этих молодцов? (Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец)

Учитель: Трое добрых молодцов выбирают, в какую им сторону скакать.

-Вспомните, в какой сказке главный герой должен был сделать выбор, прочитав надпись на камне: « Налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь…»

-Что предстояло сделать всем этим героям? (сделать выбор)

- Что такое выбор? (найти лучшее, хорошее)

- Обратимся к словарю.

Выбор – от выбрать:1)отобрать, ,2) избрать голосованием,3)взять нужное, предпочитаемое из наличного.

- Какое из найденных значений нам необходимо на занятии? (2)

- Действительно, сегодня мы будем говорить о выборах. Тема нашего занятия «Правовая азбука выборов». На первой части  занятия –обсудим как надо готовиться к выборам, в этом нам поможет  игра – путешествие, вторая часть  - проведем деловую игру . Итак, в путь. У нас есть карта.  (один из учеников выбирается штурманом и объявляет маршрут)

-Первая остановка «Сбор учащихся». Мы с вами уже собрались, а сейчас поделимся на две группы. У каждой группы будут листы – исследователей, которые во время путешествия вы будете заполнять. Вопросы есть? 4.Актуализация субъектного опыта учащихся.

-Кто из вас, ребята, ходил с родителями на выборы?

- Что запомнилось из посещения выборов, какие документы брали  с собой?  А почему вообще начались выборы?  Более конкретные ответы мы получим на следующей станции «Историческая».

5.Работа по теме занятия

Станция «Историческая»

Слово экскурсоводам.

Слово …………

Цель: рассказать о впечатлениях от  выборов  в  СССР, т. к. пионеркой, комсомолкой  она стояла около избирательной урны в почетном карауле. А с 18 лет и сама  принимала участие в выборах.

Слово …..., маме нашего ученика.
Цель: рассказать о своем первом участии в выборах, оно проходило в 1983году. 

Слово  Т….. Она впервые принимает участие в выборах - 14марта 2010 года . - Хотелось бы отметить, что впервые голосующим гражданам избирательная комиссия вручает небольшие памятные подарки: блокноты, еженедельники , чтобы этот день, когда гражданин РФ принимает непосредственное участие в жизни своей страны, стал для него более значим.

Станция «Законодательная»

Первыми документами, в которых были зафиксированы права человека в их современном понимании, были: французская Декларация прав человека и гражданина(1789год), и американский Билль о правах (1789год). Права человека зафиксированы в ряде международных документов, среди которых важнейшими являются: «Всеобщая Декларация прав», «Международный пакт о гражданских и политических правах». На внутригосударственном уровне права человека нередко фиксируются в конституции, которая, кроме всего прочего, определяет правила функционирования властей и другие государственные процедуры.

Обратимся к словарю. Конституция – Основной Закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему органов власти, порядок их образования и деятельности, права и обязанности граждан. В соответствии с Конституцией формируется все законодательство государства.

Есть в стране такая книга

Ты о ней все должен знать

Конституцию России

В детстве должен прочитать.

В ней увидишь ты законы,

Их ты должен выполнять

И свои права ты сможешь

Без усилий защищать.

В Конституции РФ правам и свободам человека и гражданина посвящена самая большая ее глава. Действительно «гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать и быть избранным (ст.32) «независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям». (ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав гражданина РФ». Можно обращаться к текстам конкретных законов, составляющих основу избирательного права: Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ»,  Федеральный Закон  «О выборах Президента РФ».

Учитель: В каждом из Законов повторяется слово гражданин, человек.  А разве это не одно и то же? Ответ на этот вопрос мы найдем на станции «Кто есть кто?»

Станция «Кто есть кто?»

Слово председателю участковой избирательной комиссии станицы Бузиновской.

- На прошлых выборах в органы местного самоуправления, в 2009 году, я была в составе участковой избирательной комиссии,  председателем. На ваши вопросы постараюсь дать ответы.

Кто такой гражданин? Так и хочется ответить словами Н.А.Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан».  Развернутую характеристику человека как гражданина дал русский философ, политолог И.А.Ильин. Гражданин – это тот, кто обладает: чувством собственного достоинства, уважительным и доверчивым отношением к другим гражданам и к государственной  власти; способностью воспринимать свои права как обязанности и обязанности как права. Обратимся к словарю.(по Ефремовой) Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся  его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. С юридической точки зрения, гражданин – тот человек, который  родился на территории страны.

Депутат – выбранный представитель, член представительного государственного учреждения, органа законодательной власти.

Избиратель – гражданин РФ, достигший 18 лет и имеющий прописку в данной местности.

День тишины – сутки до проведения дня голосования. В течение которых нельзя проводить предвыборную кампанию. ( для того, чтобы каждый избиратель еще раз обдумал за кого ему голосовать).

Переходим к следующей остановке.

Деловая игра «Выборы лидера»

Цель: формирование начальных понятий о гражданственности, ответственности за выбор; развитие коммуникативных способностей, навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми, ознакомление с процедурой подсчета голосов.

Оборудование: избирательная урна. Бюллетени, списки избирателей, кабинка для голосования, ученические билеты.

                         Ход игры

  1. Выдвижение кандидатов и их регистрация в Избирательной комиссии.
  2. Проведение предвыборной  кампании: защита предвыборных программ кандидатами, ответы на вопросы избирателей.
  3. Подготовка списков избирателей.
  4. Проведение выборов: регистрация членами избирательной комиссии, выдача бюллетеней, голосование.
  5. Подсчет голосов, заполнение протокола, объявление результатов голосования.
  6. Подведение итогов. Выводы.

Ты творец своей судьбы,

Строишь сам ее ты с детства,

Выбор твой, уже учти,

Есть решающее средство!

Ученик: Если ты еще не выбрал за кого голосовать,

              Посоветуем сначала информацию собрать!

Учитель: Участию в выборах надо учиться со школьной парты. Для этого необходимо осознавать свои интересы, иметь желание их реализовать. Быть политически активными. В рамках нашего класса учащиеся имеют возможность проявить такую активность во время выборов «Лидера класса». Месяц назад в нашем классе было объявлено о начале предвыборной кампании. В избирательную комиссию поступило три заявления от кандидатов, которым были вручены удостоверения, что они являются кандидатами на пост «Лидера класса»: ………….Они на переменах, после уроков проводили предвыборную агитацию: игра «Ромашка – выбирашка» (М…..), отгадай мою программу «Цветик – семицветик» ( …..С.), «Сказочная страна желаний» ( А…..). В течение месяца играли в настольные игры, отгадывали загадки, помогали одноклассникам рисовать, готовить исследовательские работы, т.е. показывали, как они будут работать, если их изберут «Лидером».

Учитель: Вот и настал долгожданный торжественный момент. Мы с вами находимся на избирательном участке. Первыми сюда пришли члены избирательной комиссии: председатель, секретарь  проверили списки, из сейфа достали бюллетени. В присутствии наблюдателей, членов комиссии осмотрели избирательную урну – она пуста, опечатали ее. Избирательная комиссия вы готовы встречать избирателей?

Председатель: Да, избирательная комиссия присутствует в полном составе, урна опечатана, списки избирателей готовы, бюллетени в наличии – значит можно начинать выборы.

(Ребята предъявляют свои ученические билеты, расписываются, получают бюллетень, проходят в кабинку для голосования, опускают его в урну).

Председатель объявляет о том, что настало 13 часов – время окончания выборов, а значит – закрывается избирательный участок и начинается подсчет голосов. (Так как мы только впервые проводили выборы в классе, то все ребята пожелали посмотреть, как это происходит).

Председатель: Уважаемые избиратели! На основании протокола избирательной комиссии 2 класса довожу до вашего сведения: общее количество избирателей, внесенных в список – 13;

Общее количество избирателей, принявших участие в голосовании – 12;

Количество выданных бюллетеней – 12.  Количество бюллетеней, оказавшихся в урне -12, недействительных –нет;

Количество избирателей, проголосовавших «За»:

С…..- 8; Н….-3; А…..-2.

Таким образом, «Лидером 2 класса» выбрана . С…….

Звучит торжественная музыка. Лидер произносит клятву.

Я,…….., «Лидер 2 класса» перед своими одноклассниками  торжественно клянусь:

- честно выполнять свои обязанности;

- быть справедливой;

- клянусь помогать избирателям в любое время, и подчиняться законам класса.

Голосуй за право жить,

Голосуй за право быть,

Голосуй за жизнь на свете

За себя мы все в ответе!

Рефлексия.

Учитель: Ребята, вот и закончилось наше путешествие под названием «Правовая радуга выборов». Каждая из групп заполнила листок  - исследования, сдайте их председателю участковой избирательной комиссии. На следующем первом сборе нашего класса обсудим результаты проделанной работы. А сейчас, если вы узнали для себя что – то новое, вам было интересно на занятии, прикрепите звезду яркого цвета, а если вы скучали – звезду темного  цвета.

Итог занятия

Учитель завершает урок обращением к школьникам:

Ребята, сегодня  вы приобрели теоретические знания и практические навыки участия в голосовании, поделитесь им с взрослыми. Приходите вместе на выборы 14 марта.  Пройдет немного времени, и вы, ребята, станете полноправными гражданами России – будете иметь право избирать или быть избранными. Осуществление простой, на первый взгляд, роли избирателя потребует от вас высокой политической культуры, умения разбираться в основных социально-политических вопросах.

От вас, сегодняшних школьников, от ваших знаний и активной жизненной позиции будет многое зависеть как в экономике, так и в общественной жизни  Кубани и России в целом. Возможно, некоторые из вас захотят попробовать свои силы и в депутатской работе.

      Россия  и Кубань нуждаются в молодых, энергичных, талантливых специалистах. Но успех приходит лишь к тому, кто умеет работать и не пасует перед трудностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ" пУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ"

«Путешествие в страну правовых знаний»Цель игры:знакомство детей с Конвенцией ООН «О правах ребенка», формирование представления об основных правах человека.Оборудование:компьютер и мультимедийная уст...

Программа по этико-правовому воспитанию "Правовой эрудит"

Программа направлена на обучение правилам общения, умению жить среди людей, быть достойным гражданином своего государства, осознанию своих прав и прав других людей....

Методические рекомендации классному руководителю по анализу анкет учащихся и составлению мониторинга правовой культуры учащихся (проект «Освоим правовое пространство»).

Методические рекомендации классному руководителю по анализу анкет учащихся и составлению мониторинга правовой культуры  учащихся (проект «Освоим правовое пространство»)....

Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию для учащихся 2 класса Тема: Путешествие в страну правовых знаний. Форма проведения: игра-викторина.

Знакомство учащихся с правами и обязанностями ребёнка, конвенцией о правах ребёнка в игровой форме....

Занятие-общение: "Выбор профессии-выбор будущего"

Данное занятие расширяет представления детей о профессиях; воспитывает уважение к труду взрослых....

«Воспитание правового сознания и правовой культуры участников образовательного процесса»

В условиях современного российского общества особую актуальность приобретает проблема воспитания гражданина правового государства – человека культуры, обладающего высоким уровнем самосозна...