Обобщение опыта работы по направлению «Семья»
статья по теме

Особым направлением педагогической деятельности в любой школе является работа с родителями. На сегодняшний день сформировалась неправильная установка на процесс сотрудничества школы с семьей. В данной статье обобщается опыт учителя по работе с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_semey.docx14.81 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по направлению «Семья»

Особым направлением педагогической деятельности в любой школе является работа с родителями. На сегодняшний день сформировалась неправильная установка педагогов и самих родителей на воспитательно-образовательные функции и процесс сотрудничества. Иногда возникают ситуации конфронтации: кто обязан, кто должен, кто прав, кто виноват ит.д.

Работу с родителями надо начинать с изменения существующей психологической установки педагогов на роль семьи в формировании личности. Необходимо возвратить семье статус «домашней академии», а родителям – функции главных воспитателей.

С чего начать работу?

Набирая 1-й класс, я провожу анкетирование родителей с целью выявления предпочтений в отношении тематики родительских собраний. Механизмов этого процесса множество. Я предлагаю перечень из 15-20 тем и прошу выбрать и подчеркнуть те, которые наиболее значимы для них. Возможно добавление тем, которые, на взгляд родителей, должны быть включены в этот список.

Родительское собрание – это одна из форм работы с семьей. На первом же собрании в любом классе я довожу до сведения родителей – чему должны научиться их дети к концу учебного года по каждому предмету и раздаю памятки с этой информацией.

Ежегодно я провожу 4 плановых родительских собрания. По мере необходимости можно провести и внеплановое, экстренное собрание. Традиционно первое собрание проводится совместно с психологом центра психолого-педагогической помощи семье «ДАР». Психолог просвещает родителей по вопросам возрастных особенностей развития детей (физического и психического).

На каждом собрании родителям вручаются памятки, предписания, алгоритмы действий, советы – т.о. пополняется методическая папка каждой семьи.

Собрания проводятся в форме диспута, обмена собственным опытом. Часто я предлагаю родителям анкеты, которые они тут же заполняют, обрабатывают и делают выводы о своих успехах или неудачах.

Ежемесячно проводятся консультации по интересующим родителей вопросам, устраивается «День открытых дверей», когда каждый желающий может присутствовать на уроках и увидеть собственного ребенка в работе, сравнить его с другими детьми.

Кроме того, создается база данных по каждой семье, где фиксируется состав семьи, возраст всех членов семьи, образование, место работы и должность каждого родителя, телефон, по которому можно связаться в случае необходимости, статус семьи, данные о каждом ребенке, состоянии  здоровья каждого члена семьи, его интересы и увлечения.

В течение учебного года я посещаю каждую семью, предварительно известив о своем визите. Знакомство с бытом семьи в непринужденной обстановке – одна из форм работы с семьей, которая дает ценную информацию о ребенке и его родителях.

На протяжении каждого учебного дня я внимательно отслеживаю успехи и неудачи каждого ребенка и, если возникает такая необходимость, ставлю родителей в известность по поводу любого отклонения, нужного скорректировать. Мы держим постоянную мобильную связь с родителями.

Родители моего класса всегда в курсе всех школьных дел: ежемесячно каждый получает печатную информацию о мероприятиях, проводимых в классе и  в школе, о городских акциях. Поэтому мы всегда с удовольствием принимаем участие во всех мероприятиях и занимаем призовые места. Наши ребята постоянные участники конкурса «Кузнецкая осень», фотоконкурса «Мой мир», смотра-конкурса «Наш стиль», конкурсов от компании «Подорожник», БФК, «Бабушкино печево», конкурса новогодних открыток, кормушек, стихов, газетных материалов, экологических акций. Мы принимаем участие в школьных научно-практических конференциях и поднимаем важные для ребят вопросы: почему трудно дышать в нашем городе, чем интересна сибирская сосна, вода в нашем городе (плюсы и минусы). Ребята нашего класса принимали участие в конкурсе «Я помню! Я горжусь!», который устраивало Министерство обороны РФ к 65-летию победы.

Ребята совместно с родителями создали альбомы: «Наши домашние любимцы», «Генеалогическое древо моей семьи», «Любимое блюдо нашей семьи», «Наши мамы», «Наши папы», выпустили поздравительные газеты к праздникам.

Родители принимают активное участие в проведении дней именинников, сопровождают детей в спортивный комплекс «Олимп» на занятия плаваньем, вместе ходим в краеведческий музей на цикл бесед об истории края и народных праздниках, посещаем цирковые представления и концерты. Совместно с родителями проходят праздники «День Матери», «Прощание с Азбукой», конкурс «А ну-ка, девочки!», «Вперед, мальчишки!», «Мама, папа и я – спортивная семья».

В начале каждого учебного года организуется фотовыставка «Летние приключения», а заканчивается учебный год праздником прощания с друзьями.

Огромная работа проводится родителями по благоустройству класса: мытье окон, замена доски, покупка стендов-уголков, копировальной техники, украшение класса к Новому году. Все это делается для того, чтобы детям было уютно и комфортно учиться.

Только при таком объединении усилий школы и семьи, при такой активной совместной работе учителя и родителей возможно успешное решение воспитательных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"

Презентация по обобщению опыта по теме"Работа над предложением как средство развития речи младших школьников нв уроках русского языка"...

Обобщение опыта работы Проект по работе с семьёй "Наша дружная семья-школа, родители и я!"

Сегодня учитель и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании детей, а это означает равенство сторон, их взаимное уважение и заинтересованность в успешном сотрудничестве, что неизбежно в...

Обобщение опыта работы по программе «Семь важнейших «Я». Направление «Я и МИР ВОКРУГ»

Чтобы организовать жизнь детей моего класса наполнено и интересно, я задалась целью создать программу по воспитательной работе «Семь важнейших « Я».Содержание этого раздела направлено на становл...

Обобщение опыта работы по теме "Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников"

Опыт своей  работы по совместной деятельности школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников я обобщила 23 сентября 2016 года в рамках краево...

Обобщение опыта работы по теме «Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»

Обобщение опыта работыпо теме «Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»...

Обобщение опыта работы классного руководителя по программе «Семь важнейших «Я». Направление «Я и МИР ВОКРУГ»

Младшие школьники, стремящиеся к познанию окружающей нас природы, находятся в том возрасте, который благодатен  для формирования элементарных экологических понятий. На экскурсиях в природу, в наб...