Проектная деятельность младших школьников
методическая разработка (1,2,3,4 класс) по теме

Стрелко Мария Валерьяновна

 Чтобы активизировать детей и способствовать реализации их творческого потенциала, понадобились современные образовательные технологии. Предлагаю проект для начальных классов «Снова осень стоит у порога».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osenniy_proekt.docx26.3 КБ
Файл tvorcheskiy_otchyot_o_proekte.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Общеобразовательная Устьянская средняя школа»

 

Проект  «Снова осень стоит у порога»

Автор проекта: учитель начальных классов I квалификационной категории Стрелко Мария Валерьяновна

МОУ «Общеобразовательная Устьянская средняя школа»

Адрес: 165230 п/о Шангалы Устьянский район Архангельская область д. Степанов Прилук, д.16;

эл. адрес mstrelko@yandex.ru

2009-2010 учебный год

с. Шангалы, Устьянский район Архангельской области

Пояснительная записка

В современной школе всё чаще можно увидеть пассивных, ничем не увлекающихся, не интересующихся молодых людей. Такая тенденция просматривается даже среди учащихся начальных классов. Чтобы активизировать детей и способствовать реализации их творческого потенциала,  понадобились новые современные образовательные технологии. Предлагаю на конкурс проект «Снова осень стоит у порога» с использованием цифровых методических ресурсов.

Проект (от лат. брошенный вперёд) – система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач.

Цели и задачи проекта

Цель:  активизация познавательной деятельности и творческого потенциала     младших школьников посредством современных образовательных технологий.

Задачи:

  1. Способствовать формированию знаний учащихся о творчестве русских поэтов, художников, музыкантов через использование цифровых образовательных ресурсов.
  2. Развивать творческие способности учащихся.

  1. Создать цифровые методические ресурсы детских творческих работ: презентации рисунков,  поделок, фотографий, костюмов осенней тематики.

Участники проекта:   ученики начальных классов (160 человек – 8 классов), родители, педагог-организатор, классные руководители, музыкальный руководитель, воспитатель группы продлённого дня,  заместитель директора по воспитательной работе, танцевальный коллектив, библиотекарь, работники школьной столовой.

Сроки реализации проекта – 1 месяц (октябрь)

Ожидаемый результат проекта –

  1. динамика роста дел и количества участников;
  2. динамика уровня развития (не умел – научился, не знал – узнал);
  3. повышение уровня познавательной деятельности, творческого развития, успешности, активности личности.

План реализации проекта

  1. Мотивационный этап:

создаётся рабочая группа (8 человек из четвёртых классов), педагог рассказывает об общем замысле, заинтересовывает детей в необходимости организации массового творческого дела, ученики обсуждают, предлагают собственные идеи, определяют тему.

  1. Планирующий этап

1 неделя:

5-10  октября – конкурс рисунков на тему «Снова осень стоит у двора»

рабочая группа самостоятельно готовит презентацию работ осенней тематики известных художников(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000102-1000-4ddd-39bf-1400469b3a7c/i02_04_01.swf) выступает в классах,  учащиеся готовят свои рисунки по заданной теме. Рабочая группа оценивает работы, определяет победителей, создаётся презентация детских работ H:\Осенний проект Снова осень стоит у порога\КОНКУРС РИСУНКОВ 1.ppt.

Критерии оценки: соответствие теме, качество исполнения, оригинальность.

Ответственные: рабочая группа, классные руководители.

2 неделя:

12-17 октября – конкурс поделок «Осенние дары природы» 

дети с родителями готовят поделки для выставки, рабочая группа  оформляет общешкольную выставку,  оценивает работы, определяет победителей, создаётся презентация детских работ H:\Осенний проект Снова осень стоит у порога\Конкурс поделок 1.ppt.

 Критерии оценки: соответствие теме, оригинальность.

Ответственные: рабочая группа, классные руководители, воспитатель группы продлённого дня.

3 неделя:

19-24 октября – конкурс стихов об осени 

дети самостоятельно подбирают стихотворения об осени, готовят выразительное чтение наизусть на классных конкурсах чтецов, определяется в классе один победитель – кандидат для общешкольного конкурса.

Критерии оценки: соответствие теме, выразительность.

Ответственные: представители рабочей группы, классные руководители.

4 неделя:

26-28 октября – фотоконкурс «Осень в родном селе» (участники – ученики 3-4 классов), создаётся презентация детских работ .

Критерии оценки: соответствие теме, оригинальность.

Ответственные: представители рабочей группы, классные руководители 3-4 классов.

В течение месяца учащиеся начальной школы готовят выступления «Тема осени в произведениях русских музыкантов» (http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=+%22%C2%F0%E5%EC%E5%ED%E0+%E3%EE%E4%E0%22.+%CE%EA%F2%FF%E1%F0%FC+%D7%E0%E9%EA%EE%E2%F1%EA%EE%E3%EE&tg=&interface=catalog),  на уроках музыки дети разучивают песни  об осени. Участники танцевального коллектива готовят танцевальные номера.

Ответственные:  музыкальный руководитель, руководитель танцевального  коллектива.

30 октября – творческий отчёт.  Участники – учащиеся начальной школы, родители, классные руководители, музыкальный руководитель,  педагог-организатор,  администрация школы, руководитель танцевального коллектива, воспитатель группы продлённого дня. В состав жюри входят представители   рабочей  группы, члены родительского комитета, представитель администрации.

  1. Информационно-операционный этап: ученики собирают материалы, работают с литературой и другими источниками (ЦОР), непосредственно выполняют проект; педагоги наблюдают, координируют, поддерживают, сами являются информационным источником, родители поддерживают и оказывают помощь детям.
  2. Рефлексивно-оценочный этап: творческий отчёт ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ О ПРОЕКТЕ.docx. В рамках праздничного творческого отчёта проходит заключительный этап конкурса чтецов, конкурс «Мисс и Мистер Осень», демонстрация концертных номеров, презентация работ учащихся,  подведение итогов и награждение победителей дипломами и призами, чаепитие.

Бюджет проекта: 400 рублей – призовой фонд школы; 800 рублей на чаепитие с пирогами – родительский фонд классов.

Вывод: увлекательно и заманчиво, а главное – есть стимул и ожидаемый результат. Использование технологии проектной деятельности и цифровых методических ресурсов  способствует активному становлению интеллектуально-творческих способностей и, в целом, обогащению личности; позволяет сделать процесс воспитания младших школьников ярким, доступным, информационно насыщенным, интересным и, безусловно, эффективным.

Снова осень стоит у порога».ppt

Ресурсы:

  1. http://school-collection.edu.ru/
  2. http://pedsovet.org/
  3. http://festival.1september.ru/


Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ

«СНОВА ОСЕНЬ СТОИТ У ПОРОГА».

Ведущий 1

Ведущий 2

Ведущий 1

Ведущий 2

Ведущий 1

Ведущий 2

Ведущий 1

Ведущий 2

Ведущий 2

Ведущий 1

Пугало:

Ведущий 2

Пугало:

Ведущий 1

Пугало

Ведущий 1

Ведущий 2

Ведущий 1

Ведущий 2

Ведущий 1

Ведущий 2

Ведущий 1

Ведущий 2

Ведущий 1

Ведущий 2

Ведущий 1

Пугало

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора –

Стоял ноябрь уж у двора.

Танец «Осенние листья».

Добрый день, дорогие друзья. На улице осень. После радостных летних трудов природа собирается на отдых: солнышко уже не греет землю своими лучами, желтеют травы, облетают с деревьев золотые листочки, не слышно весёлого пения птиц.

Грустная пора…

Но мы не будем сегодня унывать. Ведь в каждом сезоне есть своя прелесть. И наш праздник посвящён этому прекрасному и нежному времени года – осени.

У многих поэтов-классиков осень вызывала вдохновение. Под шум дождя и шелест падающих листьев рождались строки прекрасных стихотворений.

Поэтому наш первый конкурс называется «Осень – моё вдохновение». На сцену приглашаются победители классных конкурсов для прочтения стихотворений. В зале работает жюри:  

(                                                                                                                          ).

Осень на опушке краски разводила,

 По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник и зарделись клёны,

В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

Утешает осень: «Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!»

Наступает золотая пора. Художница-осень играет всеми цветами радуги.  На одном дереве можно найти жёлтые, оранжевые, красные, лиловые листья. Это богатство красок и привлекает к себе художников. И хотя мы с вами ещё не настоящие художники, мы тоже постарались передать в рисунках все краски осени.

Внимание на экран!

(Презентация лучших работ-рисунков, звучит музыка, работает жюри.)

А сейчас поиграем: если я произношу название краски – встаньте и хлопните в ладоши 1 раз, если нет – замрите:

Розовый… красный… оранжевый… синий…

Жёлтый…лимон…абрикосовый…милый…

Чёрный…зелёный…малина…

Осень, как сказка, красива.

В зал вбегает Пугало, ругается из-за того, что его не позвали на праздник.

Кто ты и откуда? Почему в таком виде на празднике?

Я одеваюсь не по моде,

Весь век стою как на часах,

В саду ли, в поле-огороде

На стаи нагоняю страх.

И пуще огня, хлыста или палки

Страшатся меня воробьи и галки.

Да я не какой-нибудь бездельник и лентяй, я – Пугало! Всё лето стою в саду-огороде, урожай хозяйский стерегу, не сплю, не ем. А меня даже на праздник не позвали! Говорят, наряд немодный. Какой уж выдали! А потом, ведь если я в модненьком костюмчике на огороде буду стоять, кто же меня испугается?

Не обижайся, Пугало! Проходи, присаживайся, будь гостем. Посмотри, какие работы принесли наши ребята на фотоконкурс «Осень в родном селе».

Внимание на экран!

(Презентация фотографий, звучит приятная музыка, работает жюри.)

   

Между прочим, я знаю, что наши дети хотят спеть частушки на осеннюю тему.

(Дети исполняют частушки, Пугало пританцовывает.)

 - Молодцы, ребятушки! А у меня ещё загадки есть, трудные, ни за что не отгадаете!

Наши ребята всё могут отгадать!

Давайте проверим!

   

  1. Клёны смотрят удивлённо: маляра и краски нет…

       Кто ж окрасил их, зелёных, в красный цвет?  (Осень)

  1. Всё лето над нами о чём-то шептали,

            К зиме под ногами они зашуршали.   (Листья)

  1. Пушистая вата плывёт куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе.   (Облака)

  1. Не удержались в сите сверкающие нити

И, выскочив на волю, пришили тучу к полю.   (Дождь)

  1. Ставят дом из травы и цветов

И постепенно увозят с лугов.   (Стога)

  1. Сосновая ветка, еловая ветка…

От ветки до ветки натянута сетка.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    (Паутина)

  1. Вот на ножке купол-гриб,

Он от ливня защитит.

Не намокнет пешеход,

Если спрячется под…     (зонт. )

  1. Осень в гости к нам пришла

И с собой нам принесла…

Что? Скажите наугад!

Ну конечно…     (листопад.)

 - Молодцы!

Уходит осень торопливо:

Придёт черёд и зимним снам.

Сегодня ж щедрою рукою

Она дары вручает нам.

Сейчас мы предлагаем участникам конкурса поделок «Осенние дары природы» представить и защитить свои осенние композиции.

(Ребята представляют свои поделки, звучит красивая мелодия, работает жюри)

Осень в народе  всегда была связана с урожаем, с сельскохозяйственным трудом. Поэтому люди создали много пословиц об осени и труде. А знаете ли их вы?

Ребята, я называю первую часть пословицы, начинаю её, а вы заканчиваете. Итак, начнём:(Поднимайте руку и отвечайте в микрофон)

(отборочный тур: правильно назвавшие концовку  пословицы выходят на сцену, следит за этим Пугало)

Что посеешь…    то и пожнёшь.

Труд человека кормит…   а лень портит.

Скучен день до вечера…   коли делать нечего.

Хочешь есть калачи…   не лежи на печи.

Кто рано встаёт…   тому Бог подаёт.

Без труда…   не выловишь и рыбку из пруда.

(На сцене 6 участников делятся на 2 команды, подбирают осенние названия.)

Внимание, внимание! Мини-конкурсы!

Первый конкурс пантомимы, в котором участник от команды будет изображать какое-то действие без слов, а болельщики должны будут угадать, что же это такое. За каждое удачно показанное задание 1 балл.

(Участники вытягивают по очереди жребий, изображают пантомиму, жюри оценивает.)

  1. опадающая с дерева листва;
  2. хочет сорвать ягоду с колючего куста;
  3. подсолнух, который клюют воробьи;
  4. полез за мёдом, а встретился с пчёлами;
  5. бежит человек под зонтом;
  6. Дует сильный ветер.

 

                                                           

Второй конкурс. Осень в этом году пришла к нам с богатым урожаем. Яблоки любят и взрослые, и дети. Сейчас мы проверим, любите ли их вы!

Вызываю  2 представителей от команды. Один держит яблоко, а второй без помощи рук ест его. 5 баллов получает та команда, которая быстрее справится с заданием.

(Играет задорная музыка.)

Третий конкурс «Узнай овощ». Вы по очереди по одному члену от команды подходите ко мне, я завязываю вам глаза и предлагаю по вкусу узнать овощ. За правильно угаданный овощ – 1 балл.

(помидор, огурец, капуста, морковь, свёкла, репа)

Молодцы команды, хорошо справились с заданиями, проходите в зал, жюри подведёт итоги и сообщит о них в конце мероприятия.

Девочки и мальчики!

На сцене представление –

Осенний маскарад!

Вернее, для веселья,

Осенних мод пора!

На сцену приглашаются конкурсанты. Итак, мы выбираем Мисс и Мистера Осень!!!

Звучит современная музыка, ребята представляют свои костюмы. Жюри присваивает каждому костюму свою номинацию, чтобы никто не остался неотмеченным. (Например, «Мисс Оригинальность», «Мистер Элегантность», «Мисс Очарование», «Мисс Фантазия, «Мисс Осенняя Грация», «Мистер Чародей» и др.)

Спасибо конкурсантам, проходите на свои места. А пока жюри подводит итоги, на сцену приглашаются артисты с песней «Несмеяна Осень». Встречайте!

А сейчас мы просим наше уважаемое жюри подняться на сцену!

(ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: объявление победителей и вручение призов.)        

Подошёл к концу наш праздник. И пусть за окошком бушует ветер, шумит дождь, мы надеемся, что у вас у всех хорошее настроение. А я позаботился об этом и принёс на праздник пироги с яблочками от своей хозяюшки. Ох, и вкусные получились!!! Пойдёмте пить чай!

(Классные руководители берут пироги и организованно ведут детей пить чай в школьную столовую.)

ЧАЕПИТИЕ.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность младших школьников

Проектная деятельность младших школьников...

«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребёнка»

Сущность, новизну и практическую значимость ИПО я вижу в том, что на уроке проектно- исследовательская деятельность создает стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательн...

Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»

Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС  одним из ра...

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности....

Мастер-класс по повышению качества образования во внеурочной деятельности по направлению народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников.

Народное декоративное искусство - одно из важнейших средств художественного воспитания детей, оно обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях не стандартность мышления...

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

Формирование проектных навыков во внеурочной деятельности младших школьников...