«Одаренный педагог. Какой он?»
статья по теме

Щербакова Мария Дмитриевна

(отрывок из моей конкурсной работы )

  Среди множества книг в моём доме стоит на полке толстый, потрёпанный за долгие годы жизни словарь С.И. Ожегова, где «Одаренный» определено как «Талантливый». В современных словарях и психолого-педагогических статьях «одаренность» трактуется как «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». «Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». А вот понятие: «Одаренный педагог» - нигде не значится…
       Одаренный – от слова "дарить" - "навсегда отдавать безвозмездно" (В. Даль, Толковый словарь живого великорусского языка, т. 1). - дар понять, принять, простить. Одаренный учитель - это просто человек, одаренный талантом общения с ЛЮДЬМИ, это Дар Любви: к своим ближним, ко всему вокруг, прежде всего - к детям, т.е. одаренный способностью в каждом ребенке увидеть личность, принять её такой, какой она пришла из семьи к нему, обнять, погладить, пожалеть, поцеловать, если это будет необходимо ребенку в данный момент, и постараться помочь развиваться ему во всех направлениях, стать его другом и учителем в жизни, не сломав крылья Мечте. Мы все мечтаем... и от этого мы такие разные! В детстве мне хотелось "в небе искупаться, пробежать по туче босиком...", как я говорила маме, когда мне было 6 лет, - но мою мечту уже в 1-ом классе "спустили на землю" (хотя я очень благодарна своей 1-й учительнице за все, что она мне дала), потому что «люди не летают», сказали мне.

 
Главное -
Не обломайте крылья
Той Мечте, что освещает Жизнь,
И пусть Зло останется бессильным,
А Добро тебя вознаградит...

 

      Вы приходите в 1-й класс… На вас устремлены 2-3 десятка глаз… В них вопрос: что нам ждать?! Какая она, наша первая учительница?

       Вы когда-нибудь наблюдали за работой дирижера? Вспомните, как плавно и грациозно разрезает он воздух своей палочкой, заставляя весь оркестр повиноваться ее движению. Так и хочется, войдя в шумный класс, взмахнуть так же рукой – и вдруг все замолчат, сосредоточатся, будут внимать только вам, учителю... Но это дети, маленькие непоседы, и, в отличие от взрослых музыкантов, они не выдержат и одного акта, сорвутся, и концерт не удастся. Как же стать таким дирижером, чтобы первый класс "запел" одну песню в один голос? Видимо, придется потрудиться и сначала давать не столько знания, сколько приручать…

      Все дети – разные: одни – копии своих родителей, другие – "себе на уме", третьи – тихони, а четвертые... Об их индивидуальных особенностях и уровне психологической подготовки узнаёшь много позже первого сентября, а пока надо просто объяснить правила поведения в школе. Этих правил так много, что не следует сразу же обрушивать всю информацию на маленькие головки. Они еще "мамины", им страшно. Лучше расскажите о первой книге, проведите первый урок письма и математики. В процессе обучения дети постепенно постигнут правила поведения на своей "работе". Они уже не малыши, а "маленькие взрослые"; детский сад позади, и какие-то элементарные знания, как отвечать на вопрос, имеются. 

       Как быть, например, когда не только Таня хочет ответить, но и Маша, Леша, Илюша стремятся выплеснуть свои знания? Дети сами выводят правило: хочешь слова — подними руку. А вот Миша не слушает Настю, ему интересно, что делается сзади у соседа, можно схватить яркий карандаш и рассмотреть его. Но что это? Все смотрят на Мишу, в классе тишина, учитель почему-то сердится. Вот и еще одно правило: оказывается, нельзя вертеться и переговариваться во время урока, а надо слушать. "Вы меня слышите?" – "Да!" – отвечают сначала единицы, а после повтора вопроса – все. "Так получается слишком громко. Я спрошу вас еще раз, а вместо ответа вы покажете условный знак "да" (сжатый кулачок с отведенным вверх большим пальцем). Итак, слышите?" – тишина, и лишь видны оттопыренные пальчики и горящие глаза. На лицах – улыбки, смешно, но смех сдерживается, и радостно бьется сердце: "Меня заметят, если покажу так, когда соглашусь!" – "Ой, а Наташа ошиблась!" – "Разве можно пугать ее таким криком? Все согласны, что она ошиблась, но как бы показать ей это так, чтобы она не испугалась?.. Кто сказал? Конечно, опустить пальчик вниз". 

      Все уроки "правильноповеденческого" характера преподаны. Остается отработка. А это, пожалуй, самое сложное. Сначала напоминаешь классу: "Кто-то согласен? Покажите!" Затем несколько человек начинают "реагировать". "Да, я вижу, с тобой согласен только... и..." А дальше – все очень просто. Постепенно все больше детей начинают включаться в игру "учись слушать". 

      Как и любым родителям, наши дети кажутся нам ангелочками, а когда вместо белых крыльев показываются черные перышки, мы упорно отказываемся в это верить и в ужасе начинаем причитать, что это не наше воспитание, а влияние улицы, друзей, радио, телевидения... Но если это оказалось правдой и кончики крыльев действительно почернели, вы не находите себе места и терзаетесь догадками: "Как, почему, каким образом, кто же втянул его...". Да никто. Он сам. Каким бы милым ни было наше "чудо", порой оно сажает нас в лужу. До четырех лет – неосознанно, но в школе уже преднамеренно. Почему? Ведь вы так старались, выворачивались наизнанку, столько наказов дали! А все очень просто – это новая ступень взросления, самоутверждения у вашего ребенка. Он пробует на прочность новую жизнь, где вас нет рядом с ним, проверяет: так ли получится, как предупреждали вы?  

       Многие родители начинают паниковать: "Учитель не справляется, нас ребенок тоже не слушает..." А попробуйте сотрудничать вместе: вы и учитель. Формула проста – не воспринимайте в штыки негативную информацию о ребенке от других людей, ведь зачастую в коллективе он ведет себя совершенно по-другому. При вас всегда контроль, а ведь в дальнейшем вы не всегда сможете оказаться рядом. 

     Итак, первый шаг к пониманию своего малыша – контакт с учителем. Не бойтесь поделиться с ним домашним "неспокойствием", - так вам лучше сумеют помочь разобраться, как реагировать и вести себя с собственным ребенком...

     И ещё, придя на урок в 1-й класс, не забудьте о том, что все эти дети теперь – ваши, вы их «мама Кошка», а они «ваши котята». И раз теперь все вместе, так и правила жизни в новой семье будут составляться совместными усилиями, вноситься коррективы. Чтобы помочь подстроиться. И ничего, что за окном идет дождик: ребенок наденет резиновые сапожки, возьмет зонтик, за руку Вас, и скажет: «Пойдем, нам нельзя опаздывать в школу!». Это самое главное для педагога – видеть, как ребята идут  не только за знаниями – неотъемлемым прямым назначением школы и педагога – но и за живым общением друг с другом и со своим взрослым другом-учителем…которого они, забывшись, иногда называют мамой.

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Одаренный ребёнок. Какой он?»

Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? На мой взгляд, ответ не так прост, как кажется. Я считаю, что все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Но одаренность мо...

Одаренный педагог. Какой он?

Сочинение эссе о том , насколько значима профессия учителя начальных классов...

Выступление на международном фестивале Педагогического творчества "Одаренному ребенку - одаренный педагог"

Выступление на вебинаре на тему:"Инновационные формы и средства работы с одаренными детьми"...

эссе на тему: «Современный педагог. Каков он?»

В наше сложное, переломное для России время дети и молодежь потеряли нравственные ориентиры. Учитель – это всегда пример для подражания, поэтому он должен быть нравственным и духовным, чтобы соб...

Загадки одаренности. Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей.

Трудно представить работу практического психолога без использования психодиагностических процедур. Психодиагностика – установление определенного психологического диагноза. Это могут быть и психи...

Доклад «Развитие одаренности ребенка. Какой он? Иллюзия или реальность?»

Доклад «Развитие одаренности ребенка. Какой он? Иллюзия или реальность?  предназначен для учителей начальных классов....

Программа работы с одаренными детьми в начальной школе «Какой я? Мои способности»

Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность пе...