Внеклассная работа
статья по теме

Петухова Ольга Рашитовна

Проектно – исследовательская деятельность во внеурочное время

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектно – исследовательская деятельность во внеурочное время

                                                                      О. Р. Петухова, учитель начальных    классов МКОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №1»,

 г. Петухово

Младший школьный возраст – благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, – значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.  Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов.

           Занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, учащиеся учатся:

· Самостоятельному, критическому мышлению.

· Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.

· Принимать самостоятельные аргументированные решения.

· Учатся работать в команде, выполняя разные социальные роли.

            Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.

             Что такое проект для учителя? Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.

              Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков. Это и социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают. Это и коммуникативные навыки: учиться не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё. Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности – это и мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т. д. Это исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.  

                Третий год  я работаю по развивающей системе Л. В. Занкова. Сама система ставит ученика в позицию исследователя, где он сам должен добывать знания  как на уроках, так и во внеурочное время. Все проекты можно разделить по направлениям  это:

Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы. Пример такого проекта: «Магическое число 7»  - выполнил ученик  2 класса Китаев Кирилл, который выступал на малой -  научной конференции «Юный исследователь.»  Его работа  была отмечена  дипломом.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника, брошюра. Мы с ребятами класса разработали и реализовали проект «Все работы хороши – выбирай на вкус». В дальнейшем было проведено внеклассное мероприятие в параллели вторых  классов. Ребята в течение месяца собирали всевозможный  материал по профессиям: это пословицы, поговорки, стихи. Был составлен словарь профессий,  проведен конкурс рисунков о профессиях. Итог проектной работы – это брошюра. В этой книге собирался весь материал, отобранный учениками.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. К такому виду проекта мы отнесли работу “Лесные опасности ”, в котором ученики  класса собрали интересные материалы об опасностях, которые подстерегают нас в лесу и дают советы как эти опасности избежать. Также учащиеся моего класса создали интересный проект «Колючий лекарь рядом с нами». Со своими проектами дети выступали перед учениками вторых классов, а также на родительском собрании.

Патриотические проекты.  Проект «Георгиевская лента» был посвящён 65 – летнему юбилею Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Предварительная исследовательская работа учащихся была направлена на изучение материалов, связанных с историей Великой Победы. Группа учеников занималась подборкой иллюстративного и музыкального материала. Ученики выступили с сообщениями по результатам исследований на классном часе. Фрагменты этих выступлений, иллюстративный и музыкальный материалы легли в основу презентации проекта. Учениками класса  на уроках изобразительного искусства были нарисованы небольшие Георгиевские ленты с памятными, торжественными надписями. Рисунки детей были склеены в одну большую ленту, которая разворачивалась постепенно во время презентации.  Ребята писали сочинение на тему «Помню, горжусь», которые затем печатались в районной газете « Заря ».

Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Не могу не привести пример игрового проекта «Классный кукольный театр», который помог раскрыться в первую очередь тем ребятам, которые трудно идут на контакт и не могут выстраивать отношения в коллективе. Большинство учеников  моего класса с удовольствием занимаются в этом театре; знакомятся с историей кукольного театра, мастерят куклы – игрушки, разучивают роли, стараясь передать в игре характер героя, которого представляют.

Эстетические проекты.  Цель  такого проекта: создание условий для развития у детей познавательных способностей, формирование  эстетического отношения и художественного вкуса учащихся. Во 2 классе проводила проект « Народные символы России». Для разработки  этого проекта я предложила учащимся разбиться на группы. Каждая группа выбрала свой символ, по которому отбирался нужный материал. Затем учащиеся представляют конечный продукт – оформленную папку по своему символу. Данный материал может использоваться на классных часах, уроках окружающего мира, литературы, изобразительного искусства.

           Работая с детьми, обучая, воспитывая их, организуя их досуговую деятельность, я следую словам Ш. А. Амонашвили: «Учитель не есть архитектор, инженер и строитель детской души, так как эта душа не представляет собой набора стройматериалов. Её нужно не строить, а обогащать, развивать, вселять в неё идеалы, убеждения, прививать ей любовь к людям, природе, жизни».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...

Применение здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности и внеклассной работе ( из опыта работы)

В работе описала, как применяю здоровьесберегающие технологии на практике в процессе учебной деятельности и внеклассной работе....

Отчет о работе классного руководителя 2 класса по внеклассной работе

отчет по  воспитательной  работе за 1 полугодие...

"Воспитание творческой личности ребёнка через внеклассную работу" работа по самообразованию классного руководителя

Как через внеклассную деятельность развивать и воспитывать личность ребёнка, способную к самостоятельной творческой деятельности...

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...

«Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.

Мастер-класс для педагогов  на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...