Неделя экологии. День 2.
методическая разработка (4 класс) по теме

Сценарий " В гостях у старичка - Лесовичка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v__gostyah__u__starichka.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ДЕНЬ 2. В  гостях  у  старичка - Лесовичка.

Старик: – Здравствуйте, ребята!

Это я , седой старик,

Называюсь Лесовик.

Это я лес сторожу,

За порядком здесь слежу.

Сегодня я расскажу вам одну историю.

Когда-то жили мудрые и очень добрые люди, Которые понимали не только язык зверей и птиц, но и всех трав и деревьев. Они не могли рубить лес, потому , что слышали, как кричит и стонет дерево, когда его валят на землю.  И вот деревьев стало так много, леса сделались такими густыми, что людям негде стало жить. И тогда верховному правителю всей Земли пришлось лишить людей понимания языка деревьев. С тех пор люди больше не слышали голосов леса, а леса заметно поредели. Оказывается теперь ученые установили, что растения могут слышать и разговаривать.

Свои голоса имеют и сосновый бор, и лиственный лес, и ветер, и река, и дождь. Прислушайтесь – и вы услышите музыку в многообразных лесных звуках.

1. Не верю, что звери не говорят,

Что думать не могут певчие птицы,

 Что только инстинкты у хитрой лисицы,

И пчелы не знают, что творят…

Ведущий: Лес полон жизни. А кто живет в лесу?

1. Без работы, хоть убей,

Жить не может (муравей)

2.Летит, пищит, ножки длинные тащит,

Случай не упустит, сядет и укусит.(комар)

3.Целый день летает, всем надоедает,

Ночь настанет, тогда перестанет.(муха)

4.А в траве живет скрипач,

Носит фрак, и ходит вскачь.(кузнечик)

5.Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел. он вспорхнул и улетел.(бабочка)

6.Летит, гудит, сядет – молчит.(шмель)

7.Всех жучков она милей, спинка алая на ней.

На спине кружочки, черненькие точки.(божья коровка)

-А как их назвать одним словом? (насекомые)

1.Хоть я не молоток – по дереву стучу,

В нем каждый уголок обследовать хочу.(дятел)

2.Меж кустов как тень скользит,

Караулит , кто не спит,

Ловит каждый шорох чутко,

А как крикнет, станет жутко.(сова)

3. Пестрая  крякушка, ловит лягушек,

Ходит вразвалочку, вспотыкалочку. (утка)

4.Спинкою зеленовата, животиком желтовата,

Черненькая шапочка и полоска шарфика.(синица)

5.Трещала с самого утра:

-Пор-ра, пор-ра! А что –пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит…(сорока)

6.Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистее. нежней?

Кто же это? (соловей)

7.Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец
Это пестренький…(скворец)

8.Встали птицы на ходули,

Ищут корма по пути

На бегу ли, на ходу ли -
Им с ходулей не сойти.(журавли)

9.У меня – ходули-

Не страшит болото

Лягушат найду – ли –

Вот моя забота. (цапля)

10.Кто, усевшись на суку

Сорок раз кричит «ку-ку? (кукушка)

Ведущий-А как назвать одним словом, кто это? (птицы.)

Дети:

1.Кто так ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?

Это поползень проворный

Перед стайкою синиц.

2.У опушки в старых елках

От зари и до зари

Разговор ведут чечетки.

Громко спорят снегири.

3.Пестрый дятел крикнет громко,

Разогнав лесную тишь.

А на вырубках, на липах,

Отзовется бойкий чиж.

4.Я б могла еще не так про лесных сказать певцов,

Как средь стужи и морозов вывел клест своих птенцов.

5. Как с утра и до заката на репьях гостят щеглы.

И торопятся куда – то ярко – красные щуры.

-А теперь отгадайте этих лесных жителей:

1.Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе орешки я грызу.(белка)

2.Хозяин лесной  просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.(медведь)

3.За деревьями, кустами  - промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало – нет ни дыма, ни пожара. (лиса)

4.Водяные мастера строят дом без топора,

Дом из хвороста и глины, рядом с ним еще плотину.(бобры)

5.Колючий клубочек под елкой лежит.

Взять пожелаешь- вмиг убежит.(еж)

6.Вот и вырыто метро, вход в метро закрыт хитро.

Под травой подземный житель – он механик и водитель.

Сам тоннель он проложил, сам – монтер, сам – пассажир.(крот)

7.Кто зимой холодной

Ходит злой. голодный?(волк)

8.Куцехвостик, длинноушка,

На пеньке ты как игрушка.

Лапки ты свои поджал…

От лисички убежал.(заяц)

9.Полосатая спинка,

На спинке – щетинка.(кабан)

Ведущий: Ребята, как назвать всех, о ком мы говорили одним словом?

-А это кто?

1.Вьется веревка, на конце головка,

Та веревка шипит, подходить не велит.(змея)

2.Она ,как змейка, в траве мелькает,

Хвостом виляет.

Если хвост оторвет – другой наживет.(ящерица)

-А как их назвать одним словом?

1.Эти резвые подружки, попрыгуньи и крикушки

Песни громко распевают и комариков глотают.(лягушки)

-А как их назвать одним словом?

(вывешиваются таблички)

Лесовичок:  Ребята, я хочу поиграть с вами. Чтобы убедиться, что вы различаете животных, назовите, кто здесь « четвертый лишний» и почему.

1. заяц, еж, лиса, шмель.

2.трясогузка, паук, скворец, сорока.

3.бабочка, стрекоза, волк, пчела.

4.кузнечик, божья коровка, воробей, комар.

5.таракан, муха, пчела, майский жук.

6.лягушка, комар, жук, бабочка.

7.стрекоза, гусь, утка, журавль.

8.еж, муравей, енот, медведь.

( Дети отвечают)

Лесовичок:  Молодцы, ребята!

Я вами доволен.

Инсценировка:

Белка: Я белка, веселый зверек, по деревьям скок да скок,

Мне приходится бегать, скакать,

Силы надо беречь, сохранять.

Я всю осень дупло утепляла,

Пуха, соломки туда натаскала.

К зиме готовила запас – орехи, ягоды, грибы,

Чтоб зимой не голодать. Где ж еду зимой достать?

Еж: Зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору.

Готовил с осени запас: грибы и ягоды припас.

Трудился, не ленился!

Медведь: Я в берлоге крепко сплю,

И меня нельзя будить

С осени свой жир коплю,

Много ем и много пью.

Медведю зимой одна работа –

Крепко спать и весны ждать.

Заяц: Я заяц, расскажу. как живется мне в лесу.

К зиме, ребята, побелел, шубку новую одел.

Очень трудно зимой бывает,

Когда мороз и еды не хватает.

А питаюсь я корой, ягодой замерзшей,

Что под снегом заяц найдет –

Все ему впрок пойдет.

Лиса: Я зимы не боюсь, в шубу теплую ряжусь,

Хвост красивый какой - он мне нравится самой!

Живу в норе, там сплю, отдыхаю,

А затем охотиться начинаю.

Ищу мышку полевую, или живность какую.

Об этом, наверно, мало кто знает

Но и мне зимой трудно бывает.

Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.

Волк.  А я сейчас расскажу, как зимует волк в лесу.

Волк зимой очень злой.

В одиночку не ходит, волки стаями бродят.

Серые, худые, голодные, злые.

Лучше им не попадаться, надо их остерегаться,

Волку трудно зимой…

Еды не хватает и он голодает.

Лесовичок: Ребята, вы не знаете , кто это здесь оставил свои автографы?

(дети отгадывают, чьи это следы по картинкам)

Вы знаете, ребята, звери не случайно оставили вам эти письмена.

Многие из них  в беде. Очень трудно им в лесу живется. То лютый холод их губит, то голодно им в лесу, особенно зимой; то охотники и браконьеры стреляют, убивают , беспощадно губят их и маленьких детенышей, то лесные пожары налетают и сжигают все живое. Гибнут лесные жители и чаще всего по вине людей.

( Далее дети читают стихотворения)

1.Жалейте птиц, они не оскорбятся жалостью.

Поймите птиц, пожалуйста.

Как жить зимой без червяка и мошки?

Бросайте птицам крошки.

Помочь певцам, покуда вьюги не растаяли!

Ведь песни гибнут! Гибнут птицы стаями.

                                   П. Ефимов.

2.Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайкой на крыльцо.

Не богаты их корма!

Горсть зерна нужна.

Горсть зерна – и не страшна

Будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

                Я. Аким.                    

3.Шмель качается на кашке.

Перепачкался в пыльце.

Собираются букашки у ромашки на венце.

У букашек не игра,

Нынче не до лени им.

Медоносная пора – время опыления.

От цветка к цветку снуют

Пчелы хлопотливые.

Те – кому не в тягость труд – самые счастливые!

                                   Ю. Могутин.

4.Хозяйка белочка в лесу орехи собирала.

Она в лесу том каждый сук и каждый кустик знала.

Однажды в лес противный тип пришел с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб и выругался громко.

Стал гнуть орешину – сломал, зажал под мышкой ветви,

Нашел один орех, сорвал, сорвал второй и третий…

Отбросил куст, и ,как  медведь,

Пошел себе довольный,

А бедной белке и смотреть на это было больно.

5..Густой зеленый ельник у дороги

Глубокие, пушистые снега.

В них шел олень могучий, тонконогий,

к спине откинув тяжкие рога.

Вот след его. Здесь натоптал тропинок,

Здесь елку гнул и белым зубом скреб-

И много хвойных крестиков , остинок

Осыпалось с макушки на сугроб.

Вот снова след, размеренный и редкий,

И вдруг – прыжок! И далеко в лугу

Теряется собачий гон – и ветки,

Обитые рогами на бегу…

О, как легко он уходил долиной!

Как бешено , в избытке свежих сил.

В стремительности радостно – звериной

Он красоту от смерти уносил!

                                           И. Бунин.

6. Маленький ежик, зарывшись в листочки,

Будет под деревом спать.

В теплой постельке. на мягкой перинке

Будет наш еж зимовать.

Злые морозы, ветры, метели

Домик не тронут его.

Весна лишь наступит – здесь у дорожки

Снова мы встретим его.

Лесовичок: Ребята, а вот эти правила должны все знать и выполнять.

7.Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай.

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверушки, убегут с лесной избушки.

8.Ветки дуба не ломай, никогда не забывай

Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять! В лес приходят отдыхать!

9.Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

10.Вот в лесочке у пенечка выросла большая кочка.

Муравьиный это дом, и жильцов без счету в нем.

11.Муравьи спешат, снуют по дорожкам там и тут,

То травинку, то личинку вместе тащут по тропинке.

Этот город муравьиный охранять с тобой должны мы.

Лесовичек: Вы все , ребята должны помнить и эти правила.

Нельзя брать яйца из птичьих гнезд.

Нельзя трогать птенцов и приносить их домой.

Нельзя разорять муравейники и раскапывать норы.

Разжигать костры можно только там, где это разрешено, обычно на месте старого кострища, а затем костер потушить и заложить дерном.

От непогашенного костра может загореться лес, погибнут деревья и все живые существа.

Если вы нашли маленького детеныша, нельзя брать его домой.

Взрослые животные сами найдут его, а дома он погибнет.

Правила поведения в природе запрещают включать на полную мощность приемники и магнитофоны, поднимать крик и шум. Животные убегают, а молодь не поспевает, теряется и гибнет.

 

( Исполняется песня Е. Птичкина « Не дразните собак».

Ведущий: Пора прощаться с Лесовичком. Завтра нас ждет новая встреча .

Вы побываете в гостях у водяного царя Нептуна.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ   ЛИТЕРАТУРА:

1.Е.М.Тихомирова. Поурочные разработки по предмету « Окружающий мир.».1 класс .Москва. 2007г.

2.Л.Г.горькова.Сценарии занятий по экологическому воспитанию. « ВАКО».

Москва. 2005г.

3.О.Г.Муковникова.Природоведение.4класс.Волгоград.2002г.

4.Центр экологической инициативы. Как стать экологом.Новосибирск.1999г.

5.Центр экологической инициативы. Шаги по Земле.Новосибирск.1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий закрытия недели экологии

Представляю сценарий закрытия недели экологии в начальной школе в МОУ "СОШ №5" г. Балаково...

Сценарий праздника для проведения " Недели экологии"

Шаги по земле. В царстве царя Берендея....

Неделя экологии. День 3.

Сценарий " В гости к Нептуну"...

Неделя экологии. День4.

Сценарий " В гостях у  доктора Айболита"...

Неделя экологии в начальной школе.

Данный материал может быть использован для проведения экологической недели в начальной школе....

неделя экологии

Программа недели экологии...

Открытие НЕДЕЛИ ЭКОЛОГИИ - 1 день.

Экологическая неделя проводится для расширения общего кругозора учащихся, воспитанию у детей бережного отношения к окружающему миру....