Неделя экологии. День4.
методическая разработка (4 класс) на тему

Сценарий " В гостях у  доктора Айболита"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_4._u_doktora_aybolita..docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕНЬ 4. В ГОСТЯХ У ДОКТОРА  АЙБОЛИТА.

Инсценировка:

бабка: Вот уже и устала, а раньше бывало,

          Я этих слов и вовсе не знала.

дед:  А меня, видать продуло –

         Знобит так , что мочи нет.

         То ноги, то живот, то голова.

         Что поделаешь, старость пришла.

         А таблетки аптечные мне пить непривычно…

         Мне отвары растений целебных помогают отлично.

бабка: Нет у меня сил за травами идти.

           Ты, старик, лечись чем есть и не ворчи!

колобок: Негоже мне без дела отдыхать,

               Нужно деду и бабушке лечиться помогать.

               Ну-ка спрыгну я с окошка, да покачусь вдоль дорожки.

               Лечебные растения отыщу.

               А вы, ребята, поможете мне?

 Весь в пыли, хоть сил немного, у дороги он торчит,

 У него согнулись ноги, неприметен он на вид.(подорожник)

1.Путника друг – подорожник,

Скромный, невзрачный цветок,

Ты на порезанный палец

Влажной заплаткою лег.

Многим из нас невдомек,

Что отыскалось лекарство

Тут же, на тропке дорог.

2.А если подорожники толочь,

То могут подорожники помочь от кашля.

А если подорожники сушить,

То могут подорожники служить примочкой.

                                          Л. Мартынов.

Колобок: Белая корзинка, золотое донце,

                В ней лежит росинка и сверкает солнце.(ромашка)

 Ученик:   Знакомые с детства , родные ромашки

Мы видим на каждом лугу.

Как белые звезды, средь розовой  кашки

Они развернули свои лепестки.

Вся в белое наша полянка одета,

Качает цветы ветерок на лугу…

Ромашки, ромашки, я знойного лета

Без вас и представить себе не могу.

Колобок: Голубой бубенчик на лугу стоит.

                 И под песню ветра весело шумит.(колокольчик)

Ученик: Колокольчик, колокольчик,

На лугу со всех сторон

Легкий – легкий, тонкий- тонкий!

Будто слышится мне звон.

Колокольчик, колокольчик,

Неужели это ты.

Так звенишь и так трепещешь

Там, где травы и цветы?

Колобок: Растет зеленый кустик, дотронешься, укусит.(крапива)

6.Прячется в траве крапива,

Ждет детишек терпеливо.

Злых и добрых- всех кусает,

Никого не пропускает.

7.С колокольчиком, с ромашкою

Клевер весело цветет,

И его «пчелиной кашкою»

Называет наш народ.

колобок: Горел в траве росистой, фонарик золотистый.

               Потом померк, потух, и превратился в пух. (одуванчик)

9.В летний солнечный денек золотой расцвел цветок,

На высокой тонкой ножке все дремал он у дорожки.

А проснулся – улыбнулся:

-Вот пушистый я какой!

Ах, боюсь, что разлечусь.

Тише, ветер луговой!

Колобок: Белые горошки на зеленой ножке.(ландыш)

11.Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Природой бережно спеленутый,

Завернутый в широкий лист,

Растет цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист.

Ведущий: полезны не только травы , но и ягоды при различных болезнях.

Стоит рядом с нами, смотрит черными глазами,

Черна, сладка, мала, а ребятам мила. (черника)

Растет в траве Аленка, в красной рубашонке,

Кто ни пойдет, всяк поклон отдает.(земляника).

От простуды., на стебле длинном

Выросла в лесу… (малина).

Мох не мох, в лесу перинка,

На перинке не малинка

И пригожа, и красна

Разрумянилась со сна…(клюква)

Ведущий:  а какие еще ягоды растут в лесу?

1. Много трав растет полезных на земле страны лесной.

Могут справиться с болезнью мята, пижма, зверобой.

(появляется травяная ведьма)

Ведьма -А я , ведьма травяная, я цветы вот тоже знаю.

Я хочу тебе , дружок, дать  еще один цветок.

(показывает дурман)

Колобок: Разгадал я твой обман, посмотрите, вот дурман,

Ядовитая трава, разболится голова от подарка твоего

Забирай назад его!

Ох уж эта ведьма , так и норовит сделать гадость. Ребята. а какие еще ядовитые растения вы знаете?

Ведьма: Я одумалась, ребята, лучше вместе в лес пойдем,

Соберем шалфей и мяту,. . нежных ландышей нарвем,

Дома их поставим в вазу…

Колобок: Разгадал ее я сразу. Нет, с тобой мы не пойдем!

2. Мы растенья эти знаем, бережем и охраняем

От таких лихих как эта, собирательниц букетов.

3. В книгу Красную они уж давно занесены.

Мы их рвем не на потеху, отнесем мы их в аптеку,

Из даров лесного царства люди сделают лекарства.

4.На лугу растет ромашка, лютик едкий, клевер – кашка,

Что еще? Гвоздика, смолка, колокольчик, хвощ, как елка.

5. А еще кошачьи лапки, одуванчиковы шапки,

Подорожник, васильки, грамофончики – вьюнки.

6.Еще много разных травок – у тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых, разноцветных и душистых.

Ведущий: Ребята, догадайтесь , к кому мы сейчас отправимся в гости?

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

А однажды из болота  вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит, добрый доктор…( Айболит)

Айболит: Хоть есть в лесу больные, для них аптеки нет.

Но жители лесные имеют свой секрет.

Ты рассмотри поближе травинки и кусты;

Цветет трилистник рыжий, но съедены цветы.

Тут волки куст кусали, и дикие коты

Лизали и жевали, лечили животы.

Здесь склевана рябина,

Там – свечи у сосны,

Пернатым витамины

 Полезны и нужны.

                                    Ю. Могутин.

1.По кустам шагает тихо

Мама, старая лосиха.

Вслед за нею шли лосята,

Ели вкусные маслята.

Лось – старик глодал осину,

Белый гриб губами брал,

А на шкуре на лосиной,

Зайчик солнечный играл.

2.Шмель качается на кашке,

Перепачкался в пыльце.

Собираются букашки у ромашки на венце.

У букашек – не игра,

Нынче не до лени им:

Медоносная пора – время опыления.

От цветка к цветку снуют

Пчелы хлопотливые.

Те, кому не в тягость труд,

Самые счастливые.

Айболит: А вы знаете, что каждое дерево в лесу чем-нибудь полезно:

одно – цветами, другое – листвой, третье – корой.

В народе так говорят: В сосновом бору только молиться, в березовом – веселиться, в еловом – трудиться. Но если этого не хочешь, тогда иди в смешанный лес.

Все знают, что березовый веник хворь изгоняет, кора годится для красивых изделий, а почки лечат внутренние органы. Липа избавит от простуды, сосна даст чистый воздух, а сосновые почки очень целебны. Даже горькая кора осины и дуба очень полезны.

Но и деревья тоже надо беречь и охранять.

1.Пастух кору надрезал у березы,

Склоняясь, тянет сладкий  сок.

За каплей капля падает в песок

Березы кровь прозрачная, как слезы.

Ведущий:

-Вот, что пишут об этом поэты и писатели:

2.Вы проходите мимо цветка?

Наклонитесь, поглядите на чудо.

Он умеет такое, что никто на земле не умеет.

Из одной и той же, черного цвета земли

он то красный, то синий. то сиреневый, то золотой.

                    В. Солоухин.

3.Не привез я таежных цветов, извини…

Но не верь, если скажут, что плохи они,

Если кто- то соврет,

Что об этом читал.

Просто эти цветы

Садовым -не чета.

Им не стать украшеньем

Городского стола,

Не для них отшлифованный блеск хрусталя,

Не для них.

О, они не поймут никогда,

Что вода из - под крана-

Это тоже вода.

       Р. Рождественский.

Ведущий:  Действительно , полевые, луговые, лесные цветы, сорванные для букетов, очень быстро вянут, красота их недолговечна, но зато в природе они цветут очень долго и красиво, поэтому лучше полюбоваться ими там, где они растут.

Сегодня доктор Айболит хочет дать нам несколько советов.

Айболит:

1. Очень полезны листья мать- и мачехи. Их собирают в первой половине лета, заваривают и пьют, как чай от кашля.

2.Если из ранки сочится кровь, надо размять листья тысячелистника и приложить к ранке.

3. Если нет тысячелистника, воспользуйтесь крапивой, это хорошее кровоостанавливающее средство.

4.Если вы намяли ногу и у вас мозоль, приложите лист подорожника, или сфагновый мох.

5.Нарывает палец – сорвите цветки мать- и- мачехи , приложите к ранке.

6.Пахучая ромашка защитит от укусов комаров, если бросить ромашку в костер, комары сразу разлетятся.

7. Плоды черемухи и черники помогут при расстройстве желудка.

ведущий: А какие рецепты знаете вы?

( Дети говорят рецепты.)

Колобок: Ну вот, теперь я отнесу эти растения бабушке и дедушке. Они сделают отвары и настои и скоро поправятся . Спасибо вам , ребята ,за

помощь!

Айболит: А знаете ли вы , ребята, что некоторые растения живут ночной жизнью?

Например, цветки жимолости начинают благоухать с наступлением сумерек, а днем  их аромат почти неуловим.

К таким растениям относится любка  двулистная, в народе ее называют ночной фиалкой. А еще ее называют орхидеей наших лесов. Она издает прелестный аромат ночью,  привлекая к себе бабочек еще и нежными белыми цветками, которые хорошо заметны в темноте.

К сожалению, она становится очень редкой и взята под охрану.

Ведущий:

Ребята, наверное не случайно многие цветы и другие растения , наряду с героями сказок, становились главными действующими лицами.

Вспомните, в каких сказках упоминаются растения?

ДЕТИ НАЗЫВАЮТ:

(Цветик – семицветик, Двенадцать месяцев, Карлик – нос, Аленький цветочек, Дикие лебеди и т. д.)

Айболит:

Помните, что в « Зеленой аптеке» надо вести себя тоже воспитанно. Ведь заменить лекарства природы мы ничем не можем На участке сбора нельзя срывать более 30 процентов растений, чтобы они могли нормально восстановиться. Редко встречающиеся отдельные экземпляры – вообще нельзя рвать. Нельзя рвать растения каждый год в одном и том же месте.

Лекарственные растения – это наше общее достояние, наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять.

1.По именам здесь знаю все цветы я.

Вот белена, как в пене, конский яд.

В туманных ореолах, как святые,

У стежки одуванчики стоят.

2.Вот незабудка в трепетности блика-

Синее бирюзового глазка.

Вблизи петлей – удавкой повилика

Юлит на тонкой шее колоска.

3.А васильки – они седеют тоже,

Вот цветик тыквы, яркий, как петух,

Глуха тайга ромашек, роскошь – строже:

Белок с желтком, сырой и пряный дух.

4.Тысячелистника мужичья внешность

Как грубый холст, что солнцем отбелен.

Татарник грозно защищает нежность,

Весь – как в броне, колючек миллион.

5.Их много в наших городах и селах,

Как и детей, цветов добра, не зла,

Как сами мы, и грустных и веселых,

К любимым с ними всех мечта несла.

6.Я чувствую их взгляд, я помню лица,

То словно вызов, то – «не тронь меня»

Жизнь у одних неделю в вазе длится,

Другие не продержатся и дня.

7.Одни, зажмурясь на ночь, гаснут, слабы.

Другие тоньше пахнут в темноте.

и те же васильки при свете лампы

Меняют цвет, и пышностью не те.

8.И нет дыханья чище и полезней,

Целебности их, скрытой до поры,

И нет спасительней от всех болезней.

Спасибо вам, луга, поля, боры!

9.Они, нам кажется, молчат, как рыбы,

Которых заковал метровый лед,

Они все тайны нам открыть могли бы…

Но к ним у нас любви не достает.

                           Д. Ковалев.

ПЕРЕКЛИЧКА:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты.

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

ХОРОМ:

И не будет красоты.

 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ   ЛИТЕРАТУРА:

1.Е.М.Тихомирова. Поурочные разработки по предмету « Окружающий мир.».1 класс .Москва. 2007г.

2.Л.Г.горькова.Сценарии занятий по экологическому воспитанию. « ВАКО».

Москва. 2005г.

3.О.Г.Муковникова.Природоведение.4класс.Волгоград.2002г.

4.Центр экологической инициативы. Как стать экологом.Новосибирск.1999г.

5.Центр экологической инициативы. Шаги по Земле.Новосибирск.1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий закрытия недели экологии

Представляю сценарий закрытия недели экологии в начальной школе в МОУ "СОШ №5" г. Балаково...

Сценарий праздника для проведения " Недели экологии"

Шаги по земле. В царстве царя Берендея....

Неделя экологии. День 2.

Сценарий " В гостях у старичка - Лесовичка"....

Неделя экологии. День 3.

Сценарий " В гости к Нептуну"...

Неделя экологии в начальной школе.

Данный материал может быть использован для проведения экологической недели в начальной школе....

неделя экологии

Программа недели экологии...

Внеклассное мероприятие "Берегите землю, берегите!"Неделя экологии 4 класс

Цели: Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, ко всему живому.Привлекать к природоохранной работе....