Всероссийский конкурс "Недаром помнит вся Россия" "Бородинская битва-русская доблесть и слава"
методическая разработка (3 класс) по теме

Внеклассное занятие в з классе посвящено 200-летнему юбилею Бородинского сражения. Учащиеся не только узнают подробности этих событий, но и проверяют свои знания в конце занятия в виде викторины и веселых эстафет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arhiv_winrar.rar203.66 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс

«Недаром помнит вся Россия»

БОРОДИНСКАЯ БИТВА –

РУССКАЯ ДОБЛЕСТЬ И СЛАВА

ГАЛИМОВА АЛЬФИРА АНГАМОВНА

МБОУ «ПЕТРОВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

БУИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН


  1. Прочитайте фамилии

- Пушкин, Крылов, Толстой, Кутузов, Пришвин.

Кого можно выделить из этого списка? Почему?

Что вы знаете об этом человеке?

  1. Презентация ученика «Да, были люди в наше время» (Биография М.И. Кутузова)
  2. А кто возглавлял французскую армию?

- Наполеон

(Показ портрета Наполеона)

  1. Сообщение ученика:

Наполеон Бонапарт родился 15 августа 1769 года в Аяччо на острове Корсика. Еще мальчиком он отождествлял себя с великими героями древней истории, о которых он читал. Ему было всего лишь 16 лет, когда он окончил военную академию в Париже.
Он пользовался большой популярностью среди своих подчиненных.
 Его иначе как “великий император”, ”великий полководец” не называли, хотя это был человек маленького роста, а все его генералы были выше его на целую голову. Наполеон мечтал покорить весь мир. Много государств покорилось ему – он завоевал почти все страны Европы. Но ему этого было мало. Огромные просторы России манили его.

  1. Посмотрите внимательно, как пришла в Россию французская армия

            (Рассматривание картины)

  1. Сравним численность российской и французской армии

Французская армия - 600 000 человек

Русская армия - около 230 000 человек

Во сколько раз превышала численность французов?

  1. Мы долго молча отступали,
    Досадно было, боя ждали,
    Ворчали старики:
    "Что ж мы? на зимние квартиры?
    Не смеют, что ли, командиры
    Чужие изорвать мундиры
    О русские штыки?"

         - Как продвигались военные действия в начале вторжения французов в Россию?

(Русские отступали)

- Как вы думаете, почему?

(Учащиеся высказывают свои предположения)

  1. И вот нашли большое поле:
    Есть разгуляться, где на воле!
    Построили редут.
    У наших ушки на макушке!
    Чуть утро осветило пушки
    И леса синие верхушки -
    Французы тут как тут.

- О каком поле идет речь?

(Бородинское поле)

- А почему оно так называется? И почему именно это место выбрал Кутузов для сражения?

(показ картины с изображением села Бородино)

  1. Сообщение ученика:

Избранная в окрестностях села Бородино позиция имела важные преимущества. Ее правый фланг был надежно прикрыт высоким берегом реки Колоча, достигавшим более чем 20-метровой высоты. Холмы и курганы были удобны для артиллерийских батарей. Большинство притоков реки Колоча — речка Война, ручьи Семеновский, Каменка, Огник и другие — пересекали Бородинское поле с юга на север, на их берегах рос густой кустарник, и здесь могли быть подготовлены позиции для стрелков. В глубине позиции местность была лесистой, и здесь могли скрытно расположиться сильные резервы. Левый же фланг подходил вплотную к лесу, поросшему густым кустарником и местами заболоченному. Лес прикрывал русскую позицию слева и являлся естественным препятствием для неприятельской пехоты и конницы в случаи их попытки совершить обход русских войск с этой стороны.

  1. И вот наступило 8 сентября 1812 года. Это была великая битва, которая по своим масштабам, упорству сражающихся и кровопролитию не знала себе равной.

Восемь раз поднимались французы в атаку, но безуспешно. Русские сражались не на жизнь, а насмерть. Это было страшное сражение.

(Рассматривание картины с изображением бородинского сражения

Чтение отрывков учащимися:

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.


Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...

Только темная ночь остановила бой! Потери русских солдат в Бородинской Битве были огромны.

(Русские – 45 тыс. человек, но и французы потеряли 58 тыс. человек)

Моральная победа была на стороне русских.

Стараясь сохранить русскую армию, Кутузов решает отступить, оставив Москву французам:

“С потерей Москвы еще не потеряна Россия, а с потерей армии Россия потеряна”, - эти слова Кутузова вошли в историю.

2 сентября русская армия оставила Москву. Следом за ней город покинуло и население, сжигая дома и истребляя все запасы продовольствия.

(показ картины с изображением горящей Москвы)

Наполеон торжествовал. Он вступил в опустевший город. Но московский пожар и мародёрство истребили все запасы продовольствия.   Французам нечего было есть. Они мерзли и голодали. И тогда Наполеон решил уйти из Москвы.

         А Кутузов в это время, пополнив войска, запасы и вооружения, готовился дать новое сражение. В городах шло формирование народных ополчений в помощь армии.

- Что такое народное ополчение? Вспомните события русской истории, когда созывалось народное ополчение. (Ополчение – военное формирование, создаваемое в помощь действующей армии на добровольных началах. Народное ополчение созывалось в начале XVII в. для изгнания поляков из Москвы и России.)

Народное ополчение сыграло большую роль в разгроме французской армии.

- Как называли по-другому ополченцев?

- Партизаны.

(Рассматривание картины с изображением народных ополченцев)

Началось отступление французской армии по смоленской дороге, инициатива в войне окончательно перешла в руки русских войск. Покидая Москву, французский император имел в строю 100 тыс. воинов, выходя из Смоленска – около 50 тыс. человек. За армией тянулось около 30 тыс. безоружных воинов.

(Показ картины с изображением отступления французской армии)

Так и не удалось Наполеону покорить Россию. Бросив остатки своей армии, он бежал в Париж.

В первый день Нового, 1813 года в Петербурге прогремел салют в честь полного освобождения России. 6 января 1813 года царь Александр I издаёт манифест об окончании войны.

А теперь вспомним и подведем итоги нашего занятия.

 Представьте себя участниками знаменательных событий 1812 года. Вы тоже можете внести свой вклад в победу русского народа над армией Наполеона. Нужно показать знания событий этих дней, проявить быстроту, ловкость, сноровку и умение преодолевать различные препятствия.

Сейчас вы окажетесь в самой гуще Бородинских событий.

Соревнования команд.

1 команда «Народное ополчение»                                                          2 команда «Регулярная армия»

 

Вопросы для команд:

  1. Когда началась война с французами?

            1941г., 1812г., 1945г.

  1. Кто был командующим русских войск?

           Суворов, Жуков, Кутузов

  1. Кто привел французскую армию в Россию?

            Гитлер, Наполеон, Батый

  1. Каков был характер войны для России?

           Захватническая война, освободительная война, гражданская война

  1. Где произошло выдающееся сражение?

            Бородино, Смоленск, Москва

  1. Почему выбрали именно это место?
  2. Почему Кутузов решил оставить Москву?
  3. Война 1812 года носила народный характер. Докажите.

Эстафеты.

  1. «Артиллеристы»

- Попасть мячом в корзину

 

  1. «Конники»

– Обежать стул верхом на коне (спортивная палка)

 

  1. «Сооружение укреплений»

– построить из подручных материалов укрепления

  1.  «Переправа»

– перейти на другой берег, переставляя вперед листы бумаги

  1. «Стрелки»

- сбить кегли

  1. «Победа»

– Кто быстрее водрузит знамя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мужества "О подвигах, о доблести, о славе"

Урок мужества посвящён защитникам города Сталинграда, великой битве на Волге. Мероприятие сопровождается презентацией....

"О чем рассказал бородинский хлеб" на конкурс "Недаром помнит вся Россия"

Работа представляет собой презентацию, в которой рассматривается версия возникновения рецептуры и названия бородинского хлеба.      Основную часть работы занимает рассказ о герое ...

"Недаром помнит вся Россия..."Классный час к 2оо-летию Бородинской битвы.

Мероприятие, проведенное в рамках празднования 200-летия Бородинской битвы....

Презентация «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» (1сентября - урок окружающего мира в 4 классе, посвященный 205-й годовщине Бородинского сражения в ходе Отечественной войны 1812 года)

Презентация «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» (1сентября - урок окружающего мира в 4 классе, посвященный 205-й годовщине Бородинского сражения в ходе Отечественной войны 1812 г...

Классный час по теме «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» (1сентября - урок окружающего мира в 4 классе, посвященный 205-й годовщине Бородинского сражения в ходе Отечественной войны 1812 года)

Классный час по теме:«Недаром помнит вся Россия про день Бородина»(1сентября - урок окружающего мира в 4 классе, посвященный 205-й годовщине Бородинского сражения в ходе Отечественной войн...

Урок города «Кемерово - город трудовой доблести и славы Кузбасса и России»

laquo;Кемерово - город трудовой доблести и славы Кузбасса и России»...