Публикации (Самообразование)
методическая разработка (1 класс) по теме

Тема по самообразованию для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx30.75 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание личности младшего

 школьника в классном коллективе.

Создание классного коллектива

Работа по созданию классного коллектива начинается с тщательного изучения каждого ученика.

Для того чтобы понять, какие поручения можно доверить ребенку, на какие стороны личности опереться при планировании общих школьных дел, необходимо обратить внимание на темперамент, общительность, интересы, любимые игры ребенка, участие в кружках. Обязательно учитывать состояние здоровья ребенка (общее состояние, зрение, хронические заболевания).

Диагностика коллектива

При диагностики обращается внимание на: межличностные отношения, психологический климат, отношение к школе, к учебе.

Одним из методов диагностики является непосредственное наблюдение за жизнью детей в классном коллективе.

Диагностика психологического коллектива

Психологический климат – это эмоциональный настрой коллектива, где отражаются складывающиеся в коллективе взаимоотношения, сотрудничество, отношение к окружающему.

В психологический климат каждый ребенок вносит свой персональный вклад: настроение, отношение к сверстникам.

Задача классного руководителя –создание благоприятного психологического климата, здоровой психологической атмосферы в коллективе.

Особое внимание следует обратить на детей не включенных в жизнь класса. Неудовлетворенность отдельных детей, на общем фоне радостных настроений коллектива, свидетельствует о неблагополучии в классе, о делении его на «свои» и «чужие».

Для оценивания основных проявлений  психологического климата в коллективе можно воспользоваться картой схемой Л.Н. Лутошкина (Приложение1).

Используя схему, следует прочесть предложение слева, затем справа и после этого «+»отметить в середине листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине.

Возможные оценки:

+3 – качество указанное слева, проявляется в данном коллективе всегда;

+2- качество проявляется в большинстве случаев;

+1 – качество проявляется достаточно часто;

0 -ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно, или то и другое проявляется в одинаковой степени;

-1 – достаточно проявляется противоположное качество (указанное справа)

-2 – качество проявляется в большинстве случаев;

-3 – качество проявляется всегда;

Сложить все положительные  и отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной характеристикой психологического климата.

Диагностика положения учащегося  в коллективе

и наличие микрогрупп

Сам наличие группировок в классе, полагают, что это не способствует сплочению коллектива. Между тем существование так называемых эмоциональных группировок ( объединение по симпатиям) в детском коллективе- явление обязательное. Но главное следует обратить внимание на атмосферу в этих группах. Если взаимодействие основано на стремлении к сотрудничеству, взаимопомощи, то и в классе царит бодрая, деловая атмосфера. Если группы конфликтуют друг с другом, если между ними идет скрытая или явная борьба, то такой психологический климат не кому не принесет удовлетворения.

Целенаправленно организовывать детей в небольших группах, которым поручается выполнения кратковременного дела. Именно в небольших группах ребенок понимает и осознает свои силы и свои способности, т.е возникает возможность для каждого выделить свою роль в общей деятельности и индивидуальным склонностям.

Для сплочения коллектива используются следующие методики:

Методика «Кого я выбираю»

Заранее на листочках пишется список учащихся класса в один столбик с правой стороны (для каждого ученика).

Учащиеся получая такой список пишут свою фамилию в центре листа .

Классный руководитель. Перед каждым из вас список класса. Соедините свою фамилию с каждым из одноклассников какой-либо цветной линией:

- красная линия – если тебе этот ученик нравится, ты хотел бы вместе  с им выполнять поручения, дружить;

- зеленая линия – если тебе ученик безразличен;

- черной линией – если тебе ученик не нравиться;

Далее листочки собираются, и педагог подсчитывает сумму выборов для каждого ученика – красных, зеленых, черных.

  1. Красный выбор - +1 балл
  2. Зеленый выбор – 0 баллов
  3. Черный выбор - -1 балл.

Таким образом определяется статус каждого ученика в классном коллективе. Можно также проследить взаимные выборы учащихся, составить микрогруппы.

Методика «Кто меня выбирает»

Для здорового психологического коллектива , а также хорошего самочувствия каждого учащегося в классе нужно, чтобы было как можно больше взаимных выборов учащихся.

Классный руководитель проводит процедуру, аналогичную предыдущей, только учащимся предлагается предложить, кто из одноклассников хочет с ним дружить, кому он безразличен, а кто не хочет с ним дружить: своя фамилия соединяется соответствующим цветом с фамилией одноклассников.

Если ученик считает, что его одноклассник хочет с ним дружить, то соединяет свою фамилию с его фамилией красным цветом, если считает, что безразличен – зеленый цвет, а если думает, что товарищ не выберет его, использует черный цвет.

После этого необходимо сопоставить предположения ученика с теми, которые сделали его одноклассники.

Степень осознания ребенком своего положения в системе межличностных отношений будем определять коэффициентом:

К= R/N

Где R – количество «выборов» ученика, совпадающих с «выборами» его товарищей,

N – число детей в классе, участвовавших в диагностике.

Важным фактором, определяющим степень удовлетворенности общением, является показатель взаимности выбора. Иначе говоря, для ученика не только то, сколько одноклассников питает к нем симпатию, но и то, какие именно дети отдают ему предпочтение: те, с которыми ему приятно самому (кого он выбрал сам), или же те, к которым он относится достаточно равнодушно ( кого не выбрал).

Степень удовлетворенности учащихся общением может быть охарактеризована с помощью коэффициента:

К (удовл.) =Х/N

Где Х – число всех одноклассников, у которых есть взаимные выборы,

N – число всех детей в классе, участвовавших в диагностике.

Методика «Конверт»

Для определения статуса учащихся в классном коллективе можно использовать несложную процедуру.

Классный руководитель заранее готовит конверты и кружки (любого цвета) по количеству учащихся в классе. На конверты крупно пишется фамилия и имя учащегося. Все конверты раскладываются на одном столе.

Учащиеся выходят из класса. Каждому из них дается в руки кружочек. Затем школьников просят по очереди заходить в класс и класть кружочки в конверт того, кто им больше всего нравиться.

После того как все учащиеся выполнят задание, учитель в их отсутствие подсчитывает, у кого сколько оказалось кружочков. Это число будет означать статус личности в системе межличностных отношений.

Методика «К кому бы ты обратился?»

Статус личности в коллективе зависит от вида деятельности, в которой происходит выбор. В отдыхе наиболее популярны одни дети, в труде – другие, в спорте –другие.

Чтобы увидеть эту разницу, используют выбор в разных видах общения детей.

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

  1. С кем из одноклассников ты хочешь вместе готовить какой-либо классный час (внеклассное мероприятие)? Напиши три фамилии.
  2. В классе планируют спортивные мероприятия. Кого из класса ты возьмешь в свою команду? Напиши три фамилии.
  3. Если тебе понадобиться помощь при выполнении уроков, кого из одноклассников ты попросишь объяснить тебе трудное задание? Напиши три фамилии.
  4. Ты хочешь, чтобы твой день рождения прошел интересно, весело, кого из одноклассников ты пригласишь? Напиши три фамилии.

Учащиеся пишут фамилии выбранных товарищей в строгом соответствии с порядком вопросов.

Классный руководитель собирает листки с ответами; подсчитывается суммарное число «выборов» по каждому вопросу отдельно. Таким образом для каждого учащегося определяется четыре статуса;

  1. В деловом общении
  2. В спортивной сфере
  3. В учебе
  4. В дружеских отношениях.

Методика «Внимательный взгляд»

Для того чтобы оценить, насколько безопасно чувствует себя ребенок в классе, можно использовать метод наблюдения.

При наблюдении за ребенком нетрудно уловить признаки смущения, неловкости – он говорит тихим голосом, избегает глазного контакта, переминается с ноги на ногу, теребит одежду, сосет палец или держит руки во рту.

Частые прогулы и опоздания ученика могут свидетельствовать о том, что он избегает быть в классе. Немало полезной информации об эмоциональном состоянии учащихся дают наблюдения над позой, которую он принимает в тех или иных ситуациях. Так, скрещивание рук и ног во время общения является защитной реакцией. Прикрывание рта рукой во время слушания свидетельствует о том, что человек не доверяет говорящему. Сжатые кулаки говорят о состоянии враждебности.

Методика «Поговорите с родителями»

В беседе с родителями учителю стоит выяснить, любит ли ребенок ходить в школу, что он рассказывает о своем классе. Часто ли он жалуется на недомогания после школы или по утрам. Как ребенок готовит уроки: делает это самостоятельно или с помощью родителей.

Анкетирование учащихся

Можно попросить детей ответить на вопросы анкеты. При этом необходимо предупредить, что ответы не станут известны одноклассникам.

Так как анкета преследует выяснить, насколько безопасно ребенок чувствует себя в школе, не стоит с ним обсуждать ответы на вопросы. Тем более не доступно ругать его за них.

После анализа ситуации в классе, необходимо предпринять следующие шаги для того, чтобы дети чувствовали себя более комфортно. Через какое – то время можно повторить анкетирование, чтобы убедится, насколько эти шаги были эффективны.

Анкета

  1. Я боюсь, что ребята будут смеяться надо мной, когда я отвечаю у доски. (Да, нет)
  2. Независимо от того, что происходит в моей жизни, когда я вхожу в класс, я чувствую себя лучше. (Да, нет)
  3. У меня часто болит голова или живот, часто мне кажется, что я вот-вот заплачу, (Да, нет)
  4. В моем классе есть человек, которому я могу рассказать о своих проблемах. (Да, нет)
  5. Я знаю, что в моем классе никто не сделает мне больно. (Да, нет)
  6. Я уверен, что мой учитель будет любить меня, даже если я сделаю ошибку (да, нет).
  7. Мне известны правила, которые нужно соблюдать в школе. Я знаю, что будет, если я их нарушу (да, нет).
  8. Я боюсь, что мои одноклассники будут меня дразнить за мою внешность (да, нет).

Начальные шаги

Атрибуты коллектива

Дети должны принять участие в выборе названия своего класса, сочинении гимна.

По мнению А. Маслоу – необходимым условие для ощущения защищенности и безопасности является наличие правил по которым, по которым функционирует группа, класс.

Выработка правил поведения в классе

  1. Потребности класса

Составление правил по которым будет жить класс

  1. Обязанности класса
  2. Жизнь с правилами и обязанностями.

Соблюдая нормы и правила поведения в школе и классе можно воспитать гармонично развитую личность. Быть рядом в те минуты, когда необходима помощь классного руководителя.

        Приложение1

Карта- схема для определения психологического климата

Положительные

особенности

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

Отрицательные особенности

Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение

Преобладает подавленное настроение, пессимистический

тон

Преобладают доброжелательность

во взаимоотношениях, взаимные симпатии

Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии

В отношениях между группировки внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание

Группировки конфликтует между собой

Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время

Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности

Успехи и неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива

Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство

Преобладают одобрение и поддержка, упреки и крики высказываются с добрыми побуждениями

Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов

Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга

В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей

В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение

В трудных случаях коллектив «раскисает»,появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обиды

Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные

Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей

Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться

Новички чувствуют себя лишними, чужими к ним нередко проявляется враждебность

Коллектив активен, полон энергии

Коллектив пассивен, инертен

Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело

Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах

В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту

Коллектив подразделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым высмеивают их

У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители

К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно

Реферат

Тема: «Воспитание личности школьника в классном коллективе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои публикации

Уведомление о публикации материала...

Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.

Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение  можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...

ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя начальных классов Наумовой Елены Ивановны на 2012 – 2013 год. Тема самообразования: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»

Тема «Развитие орфографической зоркости младших школьников»Разработчик программы учитель начальных классов Наумова Елена Ивановна.Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалифи...

Сообщение на педагогическом совете от 26.03.2015 г. «Проектирование профессионального самообразования педагога» на тему: «Продуктивность процесса самообразования» (практические рекомендации)

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт...

Электронные публикации. Создание электронной публикации по заданной теме в MS Power Point

Урок проводится в 4 классе, в классе есть ребенок с ЗПР. Конспект урока разработан на базе УМК Горячева А.В....

Методические компоненты программы самообразования по ФГОС для учителя начальных классов/ Как организовать рабочий процесс по самообразованию.

Повышение уровня профессионализма — это способ непрерывного развития личности педагога Образовательным стандартом определены основные направления самообразования: изучение новой информации и передов...