Воспитательная работа в классе
методическая разработка по теме

Ожмекова Наталья Юрьевна

Планирование воспитательной работы в классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie____vospitatelnoy____raboty.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАНИРОВАНИЕ    ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ    РАБОТЫ

Под  планированием  следует  понимать  процесс  совместной  деятельности   классного руководителя,  детей  и  взрослых  по  определению  целей,  содержания  и  способов  организации  воспитательного   процесса  и  жизнедеятельности  в  классном  сообществе.  Выбор  вариантов  плана  зависит  от  представлений  учителя  о  сущности,  закономерностях  и  роли  воспитания  в  развитии  личности  ребенка,  от  сложившихся  в  школе  традиций  планирования  и  организации   воспитания,  от  личного  педагогического  опыта  классного  руководителя. Основу   этой  деятельности  составляет  моделирование,  так  как  план  работы  -  это  модель  состояния  воспитательного  процесса. Чтобы  успешно  осуществить  планирование,  необходимо  соблюдать  следующие   принципы  педагогического  моделирования.

  1. Принцип  системности.   В  состав  воспитательной  системы  класса  входят   педагоги  и  их  воспитуемые,  их  индивидуальные  и  коллективные  интересы,  потребности;  цели,  принципы,  содержание,  формы  и  способы  организации  совместной  деятельности,  общения  и  отношений;  критерии,  показатели,  приемы  и  методы  изучения,  анализа  и  оценки  состояния  и  результатов  воспитательного  процесса.
  2. Принцип  конкретности.
  3. Принцип  оптимальности.  Классный  руководитель  должен  найти  наилучший  вариант  участия  детей  и  взрослых  в  коллективной работе  по  планированию,  формы  и  структура  плана.
  4. Принцип  диалога.
  5. Принцип  индивидуальности.
  6. Принцип  непрерывности.

Опираясь  на  перечисленные  принципы,  классный  руководитель  составляет  календарный  или  перспективный  план  работы. Согласно  рекомендациям  известных  методистов,  план  воспитательной  работы  классного  руководителя  состоит  из  шести  разделов.

  1. Анализ  воспитательной  работы  за  прошедший  год.
  2. Цели  и  задачи  воспитательной  деятельности.
  3. Основные  направления  и  дела  класса.
  4. Индивидуальная  работа  с  учащимися.
  5. Работа  с  родителями.
  6. Изучение  состояния  и  эффективности  воспитательного  процесса  в  классе.

В  первом  разделе  плана  педагог  анализирует  опыт  совместной  работы,  выявляет достижения  и  недочеты   работы,  без  анализа  которых  невозможно  правильно  наметить  целевые  ориентиры, определить  приоритетные  направления  воспитания  на  следующий  год,  выбрать  оптимальные  формы,  методы  и  приемы  построения  воспитательной  деятельности. Предлагаем  вариант  программы  анализа  воспитательной  работы  в  классе,  представленной  в  пособии «»…

Примерная  программа  анализа  воспитательного  процесса  в   классе

  1. Анализ  эффективности  целеполагания  и  планирования  воспитательного  процесса  в  классе  в  минувшем  году.
  1. Результаты  решения  воспитательных  задач  прошлого  года,  целесообразность  их  постановки,  действенность  идей,  которые  выдвигались  при  планировании.
  2. Правильность  выбора  основных  направлений,  содержания,  форм  и  методов  работы,  средств  педагогического  влияния,  приемов  включения  учащихся   в  деятельность  и  общение.
  1. Анализ  развития  учащихся  класса.
  1. Воспитанность  учащихся,  их  нравственно-эстетическое,  интеллектуальное  и  физическое  развитие ( указать,  какие  факторы  повлияли  на  это  в  большей  мере ).
  2. Развитость  познавательных  интересов  и  творческих  способностей,  проявляемых  учащимися  в  интеллектуальной,  художественно-эстетической,  трудовой  и  других  видах  деятельности.
  3. Уровень  знаний,  умений  и  навыков  учащихся  класса,  их  успеваемость  ( желательно  сравнить  с  результатами предыдущих  лет ).
  4. Изменения  в  мотивационно-потребностной  сфере  ( динамика  учебных  мотивов,  мотивов  участия  в  тех  или  иных  видах  жизнедеятельности  класса,  школы,  проявления  новых  потребностей  школьников  и т.д.).
  5. Сформированность  у  учащихся  потребности  заниматься  самовоспитанием.
  6. Изменения  в  социокультурном  развитии  учащихся ( развитие  культуры  общения,  правовой,  интеллектуальной  и  информационной  культуры,  художественной,  экологической,  физической,  культуры  семейных  отношений,  экономической  и  культуры  труда,  адаптированность  к  современной  жизни,  развитие  самостоятельности,  умения  благотворно  влиять  на  социум,  а  в  итоге -   развитие культуры  жизненного  самоопределения ).
  7. Успехи  и  достижения  учащихся  класса,  личностный  рост,  наиболее  яркие  проявления  индивидуальных  особенностей.
  8. Учащиеся  группы  риска  (их  индивидуальные  особенности,  потребности,  ведущие  мотивы  поступков;  влияние  на  них  ближайшего  социального  окружения;  наиболее  действенные  приемы работы  с  ними,  задачи  воспитания  и  коррекции  поведения  этих  учащихся;  прогноз  их  дальнейшей  социализации).
  1. Анализ  динамики  социальной  ситуации  развития  учащихся.
  1. Особенности  отношений  учащихся  класса  с  окружающим  их  социумом,  наиболее  заметные  изменения  в  этих  отношениях,  имевшие  место  за прошедший  учебный  год.  Какие  факторы  (условия)  повлияли  особенно  сильно?
  2. Основные  ценностные  ориентации  учащихся  класса,  особенности  отношения         учащихся   к  людям,  труду,  учебе,  школе,  классу  и  т.д.
  3. Изменения  круга  наиболее  значимых  людей  (референтного  окружения)  учащихся  класса.  Кто  для  них  является  наиболее  значимым?  Какова  степень влияния  ближайшего  социального  окружения  (родителей,  сверстников),  занятий  в  кружках,  секциях  и  других  объединениях  на  процесс  и  результат  социализации  школьников?
  1. Кто  и  что  влияет  в  большей  мере  на  развитие  личности  учащихся  (эмоциональных,  интеллектуальных,  физических,  организаторских  и  т.д.)  дарований  и  способностей?
  2. Какую  роль  в социальном  развитии  школьников  играет  классное  сообщество?
  1. Анализ   развития  коллектива  класса.
  1. Социально-психологический  микроклимат  в  классе.  Какие  факторы  (люди,  условия)  оказывают  влияние  на его  формирование?  Особенности нравственно-психологического климата  в  классе:  характер  взаимоотношений  учащихся,  преобладающее  отношение  учащихся  к  учителю,  к  школе,  доминирующий  эмоциональный  настрой,  особенности  общения  в  классном  коллективе.
  2. Социометрическая,  ролевая   и  коммуникативная  структуры  класса,  уровень  развития  коллективных  взаимоотношений  и  коллективной  творческой  активности,  степень  включенности  учащихся  в  жизнедеятельность  класса,  в  процесс  планирования,  организацию  и  анализ  совместной  деятельности.
  3. Развитие  общественной  активности  учащихся (их  инициативность,  творчество,  организованность,  самостоятельность  в  деятельности,  участие  в  самоуправлении  класса).
  4. Изменения  состава  класса,  индивидуальные  особенности «новеньких»,  их  адаптация  и  интеграция  в  классном  коллективе.
  5. Особенности  общественного  мнения  класса  и  его  влияние  на  интересы  и  поведение  учащихся.
  1. Анализ  организации  воспитательного  процесса  в  классе  и  эффективности  работы  классного  руководителя.

положительно  повлияли  на  развитие  учащихся?

  1. Что  из  содержания  воспитательных  мероприятий  было  принято  учащимися  наиболее  охотно?  В  каких  делах  они  участвовали  с  наибольшим  удовольствием,  в  каких  проявили  себя  активными  организаторами,  а  в  каких были  пассивными.  Почему?
  2. Насколько  логичной  была  последовательность  мероприятий  прошлого  года?
  3. Какие  совместные  мероприятия  наиболее  сплотили  класс?
  4. Какие  формы  и  методы  воспитательного воздействия  положительно  повлияли  на  развитие  учащихся?
  1. Анализ  участия  учащихся  класса  в  жизнедеятельности  школы.
  2. Анализ  педагогического  взаимодействия  с  семьями  учащихся  класса,  с  родительским  активом.
  1. Частота  и  характер  контактов  с  семьями  учащихся.
  2. Изменения  отношения  родителей  к  школе  за  учебный  год.
  3. Влияние  родителей  на  воспитательную  деятельность  класса.
  4. Результативность  педагогического  просвещения  родителей (индивидуальная  работа  и  через  родительские  собрания).
  5. Результаты  педагогических  наблюдений  за  воспитанием  в  семьях школьников.
  6. Взаимодействие  с  «проблемными»  семьями.
  1. Выводы.

Во  втором  разделе   планируются  целевые  ориентиры  воспитательной  деятельности  педагога.  Под  целью  понимается  ожидаемый  результат осуществляемой  деятельности,  которая  должна  быть  направлена  на  развитие  личности  ребенка,  формирование  коммуникативного,  эстетического  и  физического  потенциалов.  Наряду  с  целью  формулируются   задачи,  решение  которых  позволит  достичь  поставленной  цели.  Например,  при  намеченной  цели -  формирование  творческой  личности  учащихся,  обладающей  интеллектуальной,  этической  и  педагогической  культурой, целесообразно  определить  следующие  задачи:  создать  условия  для  проявления  творческой  индивидуальности  ученика;  способствовать  формированию  основ  культуры  общения  и  построения  межличностных  отношений;  развивать  познавательную  активность  учащихся;  содействовать  формированию  нравственной  позиции  школьников.

Третий раздел плана  содержит  ведущие  направления,  формы  и  способы  организации  жизнедеятельности  класса.  Классный  руководитель  может  избрать  разные  формы  направлений,   в  том  числе  и  целевые  программы  (“Здоровье”,  “Досуг”,  “Общение”  и  т.д.).

Четвертый  раздел  посвящен  индивидуальной  работе  с  учащимися.  Как  правило,  он  оформляется  в  виде  таблицы

 

   

№      

  Имя, фамилия        ученика

Мир  увлечений  и интересов

Основные  личностные  достижения

Главные  проблемы  в  развитии

Формы   и способы педагогической поддержки

Пятый  раздел  плана  воспитательной  работы  посвящен  работе  с  родителями. Успешность  работы   зависит  от  выполнения  следующих  направлений  деятельности  классного  руководителя:

  1. Изучение  семей  школьников
  2. Педагогическое просвещение  родителей
  3. Обеспечение  участия  родителей  в  подгоговке  и  проведении  коллективных  дел
  4. Педагогическое  руководство  деятельностью  родительского  совета  класса
  5. Индивидуальная  работа  с  родителями

Информирование  родителей  о  ходе  и  результатах  обучения,  воспитания  и  развития  учащихся

Шестой  раздел    должен  содержать  анализ  развития  личности  учащихся, формирования  коллектива,  состояния  и  результатов  воспитательного  процесса.  

Вопрос  о  диагностических  разработках  ученых (Маслова Н.Ф.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ воспитательной работы. 1 класс.

Анализ воспитательной работы. 1 класс....

Воспитательная работа План воспитательной работы 3 класс

План воспитательной работы в 3 классе на  20011-2012 учебный год ...

Программа воспитательной работы с классом с родителями "Академия любящих родителей" (1- 4 классы)

Программа воспитательной работы  с классом с родителями  "Академия любящих родителей" (1- 4 классы)...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ. Средства, формы и способы воспитательной работы с классом. (из опыта работы) Ермилова Н.Н., классный руководитель 4в класса

   Как сформировать портрет выпускника начальной школы? Какие средства, формы и способы применить, чтобы организовать деятельность классного коллектива?  Применение акт...

Отчет классного руководителя 0-А класса по итогам организации воспитательной работы в классе за 2016 – 2017 учебный год

Анализ и результаты воспитательной работы, проведенной в нулевом (подготовительном классе)...

2.4)План воспитательной работы 1 класс. Работа по выявлению и развитию способн

2.4)План воспитательной работы 1 класс. Работа по выявлению и развитию способн...