Класный час "Волшебные картинки япанской поэзии. Искусство хокку"
классный час (4 класс) на тему

Кондратьева Марина Юрьевна

Внеклассное занятие для учащихся 4 класса, посвящённое японской поэзии хокку. Данные материалы могут быть интегрированны в курс окружающего мира, уроки литературного чтения, ИЗО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_volshebnye_kartinki_yaponskoy_poezii._.docx661.18 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

Тема: Волшебные картинки японской поэзии. Искусство хокку.

Цель: способствовать формированию  представлений учащихся о единстве человеческих ценностей, которые передаются посредством искусства; учить детей видеть и чувствовать мир.

Задачи:             -воспитывать уважение к другой культуре;

-развивать творческие способности учащихся;

-воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь  природе;

-формирование моральных и нравственных качеств личности;

-содействовать сплочению классного коллектива  посредством включения   в совместную творческую деятельность. 

Оборудование: презентация «Искусство хокку», японская музыка, листы бумаги, карандаши, восковые мелки.

На доске: стихи Басё и Теннисона.

  1. Рассказ о традициях японской поэзии. Сравнение западного  и восточного мировосприятия.

Ребята! Сегодня вы познакомитесь со стихами японских поэтов средних веков. Только стихи эти необычные. Они совсем коротенькие — всего три строчки. Называются такие стихи хокку или хайку.

Каждое такое стихотворение — маленькая волшебная картинка. С чем ее сравнить? Можно, к примеру, написать на холсте огромный пейзаж, тщательно прорисовывая все-все до мельчайших деталей, а можно несколькими штрихами набросать дерево, согнувшееся под ветром и дождем. Вот так и японский поэт. Он «рисует», намечая немногими словами то, что вы сами должны домыслить, дорисовать в воображении. Если получится, все стихотворение сразу оживет, заиграет красками.

В японских стихах вы не найдете рифмы, к которой так привыкли, читая русскую поэзию. Дело в том, что рифмы у японцев никогда и не было, обходились без нее. Такой уж язык, не принимает рифмы и все тут.

Сотни, тысячи поэтов увлекались и увлекаются сложением хайку. Среди этих бесчисленных имен можно выделить четыре великих имени, известных сейчас всему миру: Мацуо Басё, Ёса Бусон, Кобаяси Исса и Масаока Сики.

Может быть, как раз потому, что стихи были очень короткие и хорошо запоминались, знали их и стар и млад. Все грамотные японцы заучивали наизусть хайку, а некоторые и сами пробовали сочинять. Любители поэзии хайку часто собирались за чашечкой чая, показывали друг другу свои трехстишия.

О чем же можно было писать в хайку, в этих малюсеньких стишках? Да обо всем на свете: о родном крае, о работе, о развлечениях, об искусстве и, конечно же, о природе — о летней жаре, о зимних холодах, о букашках-таракашках, о зверях и птицах, о деревьях и травах.

Сочиняя хайку, поэт обязательно должен был упомянуть, о каком времени года идет речь. Если внимательно вчитаться в трехстишие, в нем всегда можно обнаружить «сезонное» словечко. Например, о талой воде, о цветах на сливе и вишне, о первых ласточках, о соловье, о поющих лягушках говорится в весенних стихах; о цикадах, о кукушке, о зеленой траве, о пышных пионах — в летних; о хризантемах, об алых листьях клена, о пугалах в поле, о печальных трелях сверчка — в осенних; об оголенных рощах, о холодном ветре, о снеге, об инее, о пылающем очаге — в зимних.

Однако вчитайтесь в хайку повнимательней, и вы увидите, что в них говорится не только о цветах, птицах, ветре и луне. Какое бы трехстишие мы ни взяли, всюду один главный герой — человек. Поэты Японии в своих хайку стараются рассказать, как человек живет на земле, о чем размышляет, как грустит и веселится.

А еще они помогают нам чувствовать и понимать прекрасное. Ведь в природе все прекрасно: и огромный дуб, и невзрачная травинка, и благородный олень, и зеленая лягушка. Даже мухи и комары, уж на что противные создания, а тоже...

Японские поэты учат нас беречь все живое, жалеть все живое, потому что жалость — великое чувство. Кто не умеет по-настоящему жалеть, тот никогда не станет добрым челове ком.

Японские поэты повторяют вновь и вновь: всматривайтесь в привычное — и увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое — и увидите красивое, всматривайтесь в простое — и увидите сложное, всматривайтесь в малое — и увидите великое.

Чтобы понять особенности западного и восточного миропонимания сравним два перекликающихся между собой стихотворения. Одно принадлежит японскому поэту 17-го века Басё, другое - английскому поэту 19-го века Альфреду Теннисону: (Стихи на доске)

Когда я внимательно всматриваюсь,

 Я вижу цветущую назуна

Около изгороди!

                                                        Басё

Цветок в щербатой стене.

Я вытащил тебя из щели.

Держал корни и стебли с цветами в руке.

 Маленький цветок - но если бы я понял

Тебя, корни и стебли с цветами, и всё во всём,

Я узнал бы, что есть Бог и человек.

                                                       Теннисон

- О чём эти стихотворения?

- Что общего?

- Чем отличаются?

Вывод: Восточный человек сначала всегда внимательно всматривается, западный – сначала действует, а затем исследует. Отсюда и различия, особенности восточного и западного подходов к миру. Мы должны учиться друг у друга – так мы станем богаче.

  1. Просмотр кадров презентации, слушание национальной музыки Японии.

  1. Слушание  хокку и словесное описание  возникших чувств и ассоциаций. Чтение учителем.

- Опишите, как можно точнее всё, что вы представили, почувствовали, ощутили во время чтения хокку.

Тиё-ни:

Полнолуние ночи!

Даже птицы не заперли

Двери в гнездах своих.

Кикаку:

Сливы аромат!
От лачужки нищего
Глаз не отвести.

Спрячься, как в гнездышке,
Здесь, у меня под зонтом,
Мокрая ласточка!

Исса:

Грязь под ногтями
Перед свежей петрушкой и то
Как-то неловко.

Мацуо Басе:

"Осень уже пришла!"-
Шепнул мне на ухо ветер,
Подкравшись к подушке моей.

В чашечке цветка
Дремлет шмель. Не тронь его,
Воробей-дружок

Весна уходит.
Плачут птицы. Глаза у рыб
Полны слезами

  1. Выбор и иллюстрирование хокку.

Дети получают на выбор несколько хокку классиков японской поэзии.

- Прочитайте, представьте прочитанное, постарайтесь услышать звуки, увидеть все оттенки, почувствовать запахи, к тому, которое представляется  ярче, сделайте иллюстрацию.

  1. Выставка работ.

Все желающие могут вывесить свою работу на доску.

- Какая иллюстрация кажется наиболее точной, поэтичной?

  1. Создание собственных хокку.

Пака ребята заканчивают свои работы, послушайте, какие хокку сочинили ваши ровесники (чтение хокку детей).

- Кому интересно, кто хочет попробовать свои силы, попробуйте сочинить свой вариант хокку. Дома запишите и сделайте иллюстрации к своим хокку (по желанию). Все работы мы соберём в наш классный сборник «Волшебные картинки японской поэзии»

Всматривайтесь, вслушивайтесь, вникайте, не проходите мимо. Увидеть прекрасное и не остаться равнодушным — вот к чему призывает нас поэзия хайку.

Наши работы

    

    

  

Наши хокку

Не плачь, не плачь, ивушка…

Как мне тебя

развеселить?

Баранова Настя, 11 лет

Облака-

синие барашки

как весело плывут по небу!

Ковалёв Ваня, 11 лет

Бутон одуванчика

Распустился -

Солнце над морем травы…

Вахтомина Кристина, 11 лет

Почему ты плачешь?

Что случилось,

Маленькая тучка?

 Лешукова  Настя

Под окном распустились

Ветви сирени.

Ах, какой аромат!

Филатова Аня, 11 лет

Летняя белая ночь.

В небе звёзды и луна

Сияют жёлтым светом.

Латыпова Настя, 11 лет

Жаркий день.

Ждёт, ждёт  бутон розы

Прохладный  дождик.

Берденникова Кристина, 10 лет

Летняя ночь.

Трещат беззаботные кузнечики.

Светит луна…

Алиева Сакина, 11 лет

Солнце светит.

Цветы цветут

Пусть этот миг не кончается…

Лучкин Данил, 11 лет

Не бойся,

принцесса,

я уберу эти шипы!

Вахтомина Кристина, 11 лет

Задумчивая осень

дарит нам букет

осенних листьев.

Филатова Аня, 11 лет

Ах, как падают листья…

Осенняя красота.

Холодно…

Шубина Юлия, 10 лет

Холодный ветер дует.

Деревья кланяются

Земле…

Ковалёв Ваня, 11 лет

Рюкзак, пенал, тетрадь,

И снова в школу…

Осень…

Шубина Юлия, 10 лет

Вот первый листик

Закружил.

Осень наступила...

Баранова Настя, 11 лет

Льёт, льёт  холодный дождик…

Дождик

на ветру….

Алиева Сакина, 11 лет

Осень… Старый дуб.

Остался на нём

Последний лист…

Петруничев Ваня, 10 лет

Дорогая антилопа,

Помоги мне!

Отправь весточку маме….

Рудаков Данила, 10 лет

Звёзды, звёзды и луна

Не светите так ярко!

Я спать хочу…

Петруничев Ваня, 10 лет

Летают хлопья снега -

Маленькие балерины

Концерт устраивают!

Сёмина Валерия, 11 лет

Зимний день.

Белый снежок

Радует глаз!

Латыпова Настя, 11 лет

Выглянуло солнце

И на душе

тепло стало…

Латыпова Настя, 11 лет

Тихая летняя ночь.

Луна шепчет солнцу:

«Вставай!»…

Латыпова Настя, 11 лет

Летняя светлая ночь.

Это звёзды и луна

Льют жёлтый свет…

Латыпова Настя, 11 лет

Солнышко,

Свети поярче –

Согрей душу…

Елисеева Катя, 11 лет

Темно в лесу.

Свети, свети поярче,

Светлячок!

Петруничев Ваня, 10 лет

Конец урока… Звонок!

Все побежали

В буфет.

Петруничев Ваня, 10 лет

Хлещет осенний дождь.

Бежит собачка…

Наверно, холодно бедняжке!

Петруничев Ваня, 10 лет



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Искусство оригами" 4 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта  подробно демонстрирует реализацию современных методов работы учащихся в группе на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС...

Технологическая карта урока изобразительного искусства (2 класс). Тема: Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа. УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: формирование художественно-графических умений в передаче выразительности графической композиции; развитие образного мышления и восприятия красоты окружающего мира и пр...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Платок для мамы", 3 класс, (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Платок для мамы»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования у учащи...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинное вышитое полотенце», 3 класс, УМК "Изобразительное искусство", автор Б.М. Неменский

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Старинное вышитое полотенце»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования п...

Технологическая карта урока изобразительного искусства . Красота природных форм в искусстве графики «Цветы» . УМК Перспектива

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: ознакомление с возможностями графики, формирование представление о работе художника- графика,  развивать графические умения и навы...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Искусство объединяет народы. Праздник "День Победы" (аппликация) «Учебник «Изобразительное искусство. 4 класс» авт. Коротеева Е.И.

Цель урока: создание условий для углубления представлений обучающихся о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне.Задачи урока Дидактические:1. Углубить представление детей о подвиге на...