Разговор о правильном питании
методическая разработка (3 класс) по теме

 

Рассказать детям о каше как традиционном блюде русской кухни, его пользе для здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_po_pravilnomu_pitaniyu.doc527 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по правильному питанию "Блюда из зерна" в 3 в классе

Цель:

  1. расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна;
  2. дать учащимся представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню;
  3. сформировать представление детей о многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна;
  4. рассказать детям о каше как традиционном блюде русской кухни, его пользе для здоровья;
  5. воспитывать культуру поведения за столом во время еды;
  6. способствовать формированию уважения к культуре собственного народа и других народов.

Оборудование: колоски, рисунки, крупа.

Ход занятия:

I. Вхождение в урок.

(Изображение пшеничного поля)

- Ребята, мы находимся на краю пшеничного поля. Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. Стоит яркий солнечный день, ветерок колышет спелые колосья. Пшеница передаёт вам тепло этого дня (пожимает руку одному из детей, ребёнок передаёт пожатие по кругу).

- Ну, вот теперь и мы согреты теплом этого дня, которого, надеюсь, нам хватит до конца занятия. (Дети садятся)

- Посмотрите ещё раз на пшеничное поле, скажите, какое у вас сегодня настроение, с чем вы его можете сравнить? Оно как нежное маленькое зёрнышко, которое хочет укрыться в тепле, как колосок, который тянется к солнцу.

II. Выведение темы и цели занятия.

- Какие продукты и блюда получают из зерновых культур? (хлеб, хлебобулочные изделия, каши)

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии? (о блюдах из зерна)

- Тема нашего занятия так и звучит:  «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной».

- Давайте определим цели занятия:

Что хотели бы узнать, что необходимо повторить, о чём нужно помнить.

УЗНАТЬ…(новое по теме, полезность данных продуктов, когда появились каши)

ПОВТОРИТЬ…(какие бывают  виды каш…)

ПОМНИТЬ! (о том, что нужно бережно относиться к еде)

III. Работа по теме урока.

1. Актуализация знаний.

- Ребята, как вы думаете, сколько раз в день должен питаться человек?

- Какими должны быть перерывы между приёмами пищи?

- Назовите основные правила гигиены питания, которые мы с нами вывели на прошлых занятиях.

  1. Мою руки перед едой с мылом.
  2. Мою фрукты и овощи перед едой кипяченной водой.
  3. Ем небольшими кусочками, не тороплюсь.
  4. Не разговариваю во время еды.
  5. Ем в меру.
  6. Не питаюсь всухомятку.
  7. Ем в одно и то же время.

2. Беседа.  Введение правила: завтрак – обязательный приём пищи.

- Какой приём пищи, по вашему мнению, является обязательным?

Завтрак – это обязательный приём пищи для каждого человека. Установлено, что регулярный приём пищи по утрам снижает риск возникновения желудочно-кишечных заболеваний. Завтракающий человек больше устойчив к стрессам, умственным и психическим нагрузкам. Во сколько часов должен быть завтрак? Во сколько завтракаете вы?

- Ребята, а что вы едите на завтрак дома?

На завтрак можно приготовить яичные блюда – омлет или яичницу; творожные блюда – сырники, ленивые вареники, а также овсяные хлопья с молоком.

- Что, по вашему мнению, служит лучшим блюдом на завтрак?

- Ребята, вспомните, кто из известных вам героев детской песенки варил замечательную кашу?

- Сорока-белобока! Где была?

- Далёко! По полю летала, зерна собирала, печку топила, кашу варила, детишек собирала, кашкой угощала.

3. Рассказ учителя о каше.

- Кто из вас сможет объяснить такое  выражение "Праматерь хлеба"? (Мать всех хлебов). Праматерью хлеба в народе величают кашу.

- Кто из нас хоть раз в жизни каши не пробовал. Каша – это исконно русское блюдо. На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в повседневном рационе; она являлась одним из основных блюд, как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица: "Каша - мать наша". Специальные каши варились в честь любого знаменательного события. Каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Так, жених и невеста должны были при гостях сварить кашу, а затем ее съесть. Так проверялась прочность их чувств. Свадебный пир на Руси так и называли "кашей".  При рождении ребенка готовилась «бабина каша» - крутая, пересоленная, ее должен съесть молодой отец.

У русских князей существовал обычай – в знак примирения с врагом варить кашу. Противники собирались за одним столом есть кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. Если же соглашения достичь не удавалось, то про несговорчивых людей говорят: «С ним каши не сваришь». Выражение дошло до наших дней.

- Как вы думаете, почему о некоторых людях говорят: «Он мало каши ел»?

- Каша – наиболее подходящее блюдо для завтрака. Она содержит наибольшее количество питательных веществ, которые легко усваиваются нашим организмом.

- Каша – это полезная еда, которая поможет вам стать здоровым и сильным.

- Ребята, а вы знаете, из чего же можно приготовить кашу?

4. Загадки по теме занятия.

- А теперь попробуйте отгадать загадки .

Черна, мала крошка,                Как во поле на кургане

Соберут немножко,                          Стоит курица с серьгами.

В воде поварят,                                                        (Овес)

Кто съест – похвалит.

                (Гречневая каша)

В поле – метелкой,                        Весь из золота отлит,

  В мешке – жемчугом.                  На солнышке стоит.

                (Пшеница)                                                        (Колосок)

                                                           Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Облако, облако!

Белое, хорошее!

Подари нам, облако, капельку дождя.

(Дети поднимают руки вверх)

Маленькое зернышко

Нами в землю брошено.

(Дети изображают сеятелей)

Маленькому зернышку

Без воды нельзя!

(Дети через стороны поднимают руки вверх)

- Ребята, а как вы понимаете пословицу: «Кашу маслом не испортишь»?

Масло делает вкус каши более мягким и нежным.

-Попробуйте отгадать загадки и узнаете, без чего не бывать каше:

                        Меня одну не едят

                        И без меня не едят.

                        На воду упала и сразу пропала.(Соль)

- Правильно, соль также хозяйки добавляют в кашу.

                        Я бел как снег,

                        В чести у всех.

                        И нравлюсь вам

                        Во вред зубам.(Сахар)

- Правильно, а это сахар.

                        Бело, а не вода,

                        Сладкое, а не мед.

                        От буренки берут,

                        Деточкам дают.(Молоко)

- А что еще можно добавить в кашу, чтобы она стала вкусной и полезной?

Правильно, в кашу можно еще добавить ягоды, фрукты, изюм, варенье, орешки. При помощи фруктовых и овощных соков можно изменить цвет каши, сделать ее внешний вид более привлекательным. От этого каша только выиграет.

Сейчас я вас приглашаю в гости к русской народной сказке "Каша из топора".

5. Сценка "Каша из топора".

 (Входят Солдат и Старуха.)

Ведущий: 

Пришёл солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке…

Солдат: 

Здравствуй, Божья старушка!

Дай мне чего-нибудь поесть.

Старуха: 

Вон там на гвоздике повесь.

Солдат: 

Аль ты совсем глуха, что не чуешь?

Старуха: 

Где хошь, там и заночуешь.

Солдат: 

Глухая! Подавай на стол!

Старуха: 

Да нечего, родимый!

Солдат: 

Свари кашицу!

Старуха: 

Да не из чего, родимый!

Солдат: 

Давай топор, я из топора сварю.

(Старуха несёт топор. Дальше Солдат и старуха делают всё, о чём говорит ведущий.)

Ведущий: 

Принесла баба топор. Солдат взял его, положил в горшок, налил воды и давай варить. Мешает ложкой, пробует…

Солдат: 

Всем кашица взяла, только бы маленько крупы подсыпать.

(Старуха, вздыхая, достаёт крупу, даёт Солдату.)

Ведущий: 

Солдат сыплет крупу, пробует.

Старуха: 

Готова ли?

Солдат: 

Совсем готова была, да только маслом сдобрить.

(Старуха, поколебавшись, достаёт масло, подаёт его Солдату.)

Солдат: 

Ну, Старуха, теперь подавай соли, хлеба да ложки неси - станем кашицу есть!

(Солдат и Старуха садятся за стол, едят кашу из чугунка.)

Старуха (смакуя кашу):

Служивый, а когда ж топор будет есть?

Солдат: 

Да вишь, не уварился он ещё, потом доварю да позавтракаю. (Встаёт.) Ну, будь здорова, хозяйка. (Берёт топор, кланяется Старухе, уходит.)

(Старуха встаёт вслед за Солдатом, провожает его, качая головой.)

Ведущий: Вот так-то Солдат и кашки поел, и топор унёс.

- А как вы думаете, ребята, какую крупу мог варить Солдат вместе с топором?

(Ребята называют крупы, которые можно варить на воде и без сахара: перловая, рисовая, гороховая). Любую кашу можно сварить на воде.

- Какие каши ещё известны?

- Самые "старшие" среди каш - пшеничная, перловая и овсяная, человек ест их уже 9 тысяч лет. Рисовую кашу - 5 тысяч лет; гречневую кашу - 4 тысячи лет.

6. Групповая работа. Игра «Детективы».

Класс делится на три команды. На столе раскладываются различные колоски (овес, пшеница, просо). На тарелках – крупы (рис, гречиха). Детям предлагается отгадать, из каких растений, зерен и круп получились манная, пшенная, гречневая, овсяная, рисовая каши.

7. Любимая каша.  (анкетирование)

- Кто из вас любит кашу? Как показали результаты анкетирования, в нашем классе кашу не любит только 1 человек, самые любимые каши: рисовая - 3 человек, гречневая - 7 человек и манная - 5 человек.

- Как кашу можно сделать вкусной? Какие добавки можно положить в кашу?

- Без добавок любят кашу - 3 человека, а любимые добавки - масло, варенье, сахар и сухофрукты.

- В какой приём пищи лучше употреблять каши? (На завтрак, т.к. они содержат необходимое количество питательных веществ. Каши легко усваиваются.)

Кашу любят все. Любимой кашей Петра I была ячневая каша. А вы знаете, что это за каша? (Ячменная каша)

Все мы с детства помним сказку Пушкина, в которой поп кормил своего работника Балду варёной полбой. Что же это такое? (Полбой на Руси называли особый вид пшеницы - с ломким колосом. Это каша их зёрен такой пшеницы.)

- Кто из вас слышал о Гурьевской каше?

Гурьевская каша

Казалось бы, что может быть проще манной каши. Достаточно вскипятить молоко, посолить, подсластить его, аккуратно засыпать манную крупу, и через несколько минут блюдо готово.

Фантазия же и мастерство русских кулинаров позволили превратить это прозаичное кушанье в подлинный шедевр.

Название каши связывают с именем графа Гурьева. Однажды графа Гурьева пригласили отобедать в гости. На десерт была подана очень красиво оформленная и прекрасная на вкус каша. Попробовав её, граф был настолько удивлён и растроган, что велел позвать в столовую повара и, когда тот явился, расцеловал его. Такой вкусной каши министр ещё никогда не ел. Граф выкупил крепостного повара и изобретателя  каши Захара Кузьмина.

Кого только не потчевал Гурьев удивительной кашей, и всегда она вызывала у гостей неподдельное восхищение.

Постепенно эту кашу научились готовить за пределами России, и везде она называлась кашей гурьевской, имя же действительного её изобретателя, повара Захара Кузьмина, как это часто случается, забылось.

(таблица)

Рецепт гурьевской каши.

  1. 1/2 стакана манной крупы
  2. 2 стакана молока
  3. 1/2 ст. измельчённых грецких орехов
  4. 2 стол. ложки сахара
  5. 2 ст. ложки сливочного масла
  6. 2 яйца
  7. соль, ванилин по вкусу

Суворовская каша.

-Кто из вас знает, кто такой Александр Васильевич Суворов? (Фельдмаршал, великий полководец)

- 60 сражений провёл великий полководец и ни разу не потерпел поражения.

- Как вы думаете, как связано имя этого выдающегося человека с темой сегодняшнего урока?

- Прочитайте об этом на карточках и приготовьте ответ.

(карточка  № 1)

- После одного из тяжёлых сражений, переходя Альпы - высочайшие и красивейшие горы Италии,  у солдат его войска не оставалось сил и в довершении ко всему закончилось пропитание. И командующий старик, а Суворову тогда исполнилось 70 лет, всю ночь не сомкнул глаз и принял решение: собрал  у солдат их собственные запасы – оставалось чуть-чуть гороха, перловки, пшена, гречихи, сложить все продукты в общие котлы и сварить кашу, добавив масла и лука,  какой чудной она бы не показалась. Каша получилась на удивление вкусной и полезной. И в народе её прозвали Суворовской.

- Какую информацию узнали?

(таблица)

Рецепт Суворовской каши: 

  1. лук репчатый - 6 шт.
  2. морковь - 2 шт.
  3. пшено - 4 ст. ложки
  4. перловая крупа - 4 ст. ложки
  5. горох - 4 ст. ложки
  6. растительное масло - 2 ст. ложки
  7. вода - 2 стакана
  8. соль - по вкусу

IV. Закрепление.

1. Чтение стихотворений о каше.

1-й ученик.        Кто кашу есть не любит,

        Тот просто себя губит.

        Говорят, что щи да каша –

        Это пища наша.

2-й ученик.        Гречневая каша

        Развивает ум.

        Кто не ест такую,

        Действует вслепую.

3-й ученик.        Рисовая – полезная,

        Не дает толстеть.

        Овсяную просто

        Нужно детям есть!

4-й ученик        Перловая, как и ячневая,

        Особый имеет вкус.

        Много ты не раздумывай,

        А мотай на ус!

5-й ученик        Пшенная, да если там

        Еще и тыква есть, –

        Это такая вкуснятина,

        Слов восторженных не счесть.

6-й ученик        Да, ребята, понял я,

        Каша – это сила,

        Каша – это рост,

        Если не употреблять ее

        Все усилия – коту под хвост!

- Давайте повторим правила поведения за столом.

2. Игра "Продолжи пословицу".

- Предлагаю вспомнить пословицы и поговорки о  каше. На красных карточках записано начало пословицы, на зелёных - продолжение. Одна группа читает начало пословицы, продолжение должна выбрать одна из оставшихся групп.

Если про кашу не забудешь - здоровым будешь.

Гречневая каша - матушка наша.

Когда каша в печи стоит, не страшен мороз, что на дворе трещит.

- Замечательно справились с заданием, а какие ещё знаете пословицы либо поговорки?

Кашу маслом не испортишь.

Щи и каша - пища наша.

Сам кашу заварил, сам её и расхлёбывай.

С ним каши не сваришь.

Просо не посеешь, блин не испечёшь.

- Давайте повторим правила поведения за столом.

V. Итоги занятия.

- Ребята, на какую тему мы с вами вели беседу?

- Что интересного вы узнали на занятии?

- Кто желает высказаться по уроку? Продолжите мысль:

"Я понял(а), что…..

"Я узнал(а), что…..

"Мне было интересно …..

"Теперь я буду …….

"К сожалению ……

"Я буду ……

- Что расскажете дома своим родителям?

- Для чего мы едим каши?

Домашнее задание: спросить у родителей рецепт самой вкусной каши в вашей семье и проиллюстрировать его. А еще я вам хочу предложить оригинальный рецепт вкусной каши. Компоненты: тыква, горсть изюма, сливы 10 шт., кураги 15 шт., сливочное масло 150 г, рис 1 стакан (отварить до полуготовности), 0,5 стакана сахара или 2 ст. ложки меда. Срезать верхушку тыквы, очистить от семян. Положить все компоненты, перемешать. Закрыть крышкой. Поставить в разогретую до 180о духовку на 40 минут. Каша получается очень ароматной и вкусной.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рецепт гурьевской каши.

  1. 1/2 стакана манной крупы
  2. 2 стакана молока
  3. 1/2 ст. измельчённых грецких орехов
  4. 2 стол. ложки сахара
  5. 2 ст. ложки сливочного масла
  6. 2 яйца
  7. соль, ванилин по вкусу

Рецепт Суворовской каши: 

  1. лук репчатый - 6 шт.
  2. морковь - 2 шт.
  3. пшено - 4 ст. ложки
  4. перловая крупа - 4 ст. ложки
  5. горох - 4 ст. ложки
  6. растительное масло - 2 ст. ложки
  7. вода - 2 стакана
  8. соль - по вкусу

Рецепт вкусной каши.

Компоненты: тыква, горсть изюма, сливы 10 шт., кураги 15 шт., сливочное масло 150 г, рис 1 стакан (отварить до полуготовности), 0,5 стакана сахара или 2 ст. ложки меда. Срезать верхушку тыквы, очистить от семян. Положить все компоненты, перемешать. Закрыть крышкой. Поставить в разогретую до 180о духовку на 40 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к занятию кружка УМК " Разговор о правильном питании" по теме " Полезное, разнообразное питание- залог здоровья"

Методическая разработка к занятию кружка УМК "РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ" (I часть) Тема: "Полезное, разнообразное питание- залог здоровья"...

Методическая разработка по программе "Разговор о правильном питании" (первая часть): праздничное (итоговое) представление "Правильно питаться, здоровьем отличаться!"

С помощью сказочных героев дети отправляются в кулинарное путешествие по городу Здоровянск. Они сортируют разные крупы и рассказывают, как приготовить овсяную кашу. Гово...

«Воспитание культуры здорового питания детей в семье и школе посредством реализации программы «Разговор о правильном питании».

Современный человек живет в быстро меняющемся природном и социальном мире, поэтому важна ответственность за жизнь и здоровье каждого члена общества, что отмечено в Конституции РФ, основах законодатель...

«Формирование представлений младших школьников о правильном питании во внеурочной деятельности по программе «Разговор о правильном питании»»

Рассуждение о пользе питания и тематическое планирование внеурочной деятельности по программе "разговор о правильном питании"."Правильное питание - залог здоровья" (1 класс)...

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ М.М.БЕЗРУКИХ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»

В статье раскрывается опыт работы по реализации программы М.Безруких "Разговор о правильном питании"...

Занятие по внеурочной деятельности во 2 классе «Разговор о правильном питании» Тема занятия: «Здоровое питание»

Знания полученные на этом занятии помогут учащимся выбирать продукты питания, полезные для здоровья, а также вырабатыватьположительное отношение к здоровому питанию...