Час общения «Моя родословная»
классный час по теме

Железнякова Любовь Дмитриевна

Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода. Род — ряд поколений, происходящий от одного предка. Предок — это древний предшественник по роду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chas_obshcheniya.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

Час общения
«Моя родословная»

Звучит фонограмма песни «Родительский дом » (из репертуара Л. Лещенко.)

Учитель:

Дорогие друзья! Бабушки и дедушки, мамы и папы, девочки и мальчики! Сегодня мы проведем тематический вечер о семье «Моя родословная». Всех нас объединяет одно слово, которое будет звучать на вечере, — «семья».

Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода. Род — ряд поколений, происходящий от одного предка. Предок — это древний предшественник по роду.

В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево. А рисовалось оно так. (Показ плаката на доске.)

В низу ствола — герб рыцаря, далее ствол делился на две условные ветви: справа рисовался герб отца, а слева — герб матери. Каждая из этих ветвей, в свою очередь, также делилась на две меньшие ветви, на которых размещались гербы деда и бабки с отцовской и материнской стороны. И для того, чтобы составить такое родословное дерево, нужно хорошо знать своих предков.

А можете ли вы назвать имя своей прабабушки? Знаете ли вы, откуда она родом? Очень жаль.

Ведь никто из вас не свалился с луны. Все мы — ветви и листья огромного и переплетенного общечеловеческого дерева. В народе не уважают «Иванов, не помнящих родства». Не обязательно быть рыцарем и обладать гербом (отличительный знак сословия), чтобы нарисовать свое генеалогическое древо. Расспроси своих родителей, бабушек и дедушек и постарайся продлить ветви родства как можно дальше.

Между прочим, выясняется интересная вещь. У каждого человека два родителя — мать и отец, а вот бабушек и дедушек уже вдвое больше — четверо, прабабушек и прадедушек еще вдвое больше — восемь. И так далее. Вот сколько у человека предков. И это мы сейчас увидим на примере двух семей... (Представление выступающих.)

Выступление двух родителей: рассказ о своих предках, о генеалогическом древе, показ фотографий.

Учитель:

Славная вещь — родословное дерево. Но если присмотреться к нему, то можно заметить одну несообразность. Выходит, что из ... (имя ребенка) вырастают мама с папой, а из них — бабушки и дедушки. Странная получается картина. Как же исправить эту странность? Очень просто. Перевернем рисунок вверх ногами. Тогда дерево превратится в корень — в большой разветвленный корень, из которого и вырос....(имя). И недаром, когда хотят похвалить человека, говорят: « У него крепкие корни». Значит, такой человек родился в дружной хорошей семье, и семья его воспитала.

Так что правильнее говорить о родословном корне, когда речь идет о предках, а если мы говорим о потомках какого-нибудь человека, тогда это действительно родословное дерево. Тут уж мы рисуем столько ветвей, сколько у этого человека детей, а каждая ветвь разветвляется на меньшие ветви: это будут внуки, а дальше — правнуки.

Для любого человека можно нарисовать и родословный корень, и родословное дерево, если мы знаем его предков и потомков.

Много интересного можно узнать о своих дальних предках, но все же каждому из вас дороже и ближе те родственники, которые сейчас живут вместе с вами, те, кого вы зовете своей семьей. Семья, по определению, данному в словаре Ожегова, — это группа живущих вместе родственников. Сколько же их, этих родственников? Давайте считать.

Ученик читает стихотворение « Раз, два, три, четыре» А. Кардашова

Кто живет в большой квартире?

Четверо мужчин.

Живет в квартире дедушка,

И папа, и прадедушка,

И Миха, папин сын.

Еще красавица живет

С родными неразлучно.

Один из них ее зовет

Своей любимой внучкой,

Дочкой дорогой

Зовет ее другой,

А третий — милой Машей

И хозяйкой нашей!

И называет мамой

Мужчина младший самый.

Учитель:

А кто живет в вашей семье? Про папу, маму, брата и других членов семьи вы можете рассказывать долго. А сегодня у нас мини — рассказы о бабушках и дедушках.

(Дети читают сочинения о дедушках и бабушках. Рассказ родителей о своих бабушках и дедушках. Дети дарят подарки дедушкам и бабушкам и читают для них стихи.)

Стихотворный монтаж

Любимые наши

Бабушки и дедушки, мамы и папы!

Желаем мы вам, дорогие, здоровья,

Чтобы не было причины грустить.

И в полном здравии, конечно,

До свадьбы правнуков дожить.

Я с бабушкой своею

дружу давным-давно.

 Она во всех затеях

 Со мною заодно.

 Я с ней не знаю скуки,

 Мне все приятно в ней,

А бабушкины руки

Люблю всего сильней.

 А у бабушки моей волосы седые.

А у бабушки моей руки золотые.

 И в заботах целый день рук не покладает:

То на спицах вяжет шарф, то носки латает.

 Ни одной минуты нет у нее свободной.

Я без дела не сижу, помогаю тоже,

 Потому что быть хочу на нее похожей.

Стала бабушка старой, хворою,

От ходьбы она устает.

Храбрым летчиком стану скоро я,

Посажу ее в самолет.

Не тряхну ее, не качну ее,

Отдохнет она наконец.

Скажет бабушка: « Ай да внучек мой!

Ай да летчик мой! Молодец!»

За все, что есть сейчас у нас,

За каждый наш счастливый час,

За то, что солнце светит нам,

Мы благодарны нашим дорогим дедам.

От чистого сердца, простыми словами

Давайте, друзья, потолкуем о маме.

Мы любим ее, как хорошего друга,

За то, что у нас с нею все сообща,

 За то, что, когда нам приходится туго,

 Мы можем всплакнуть у родного плеча.

Мы любим ее и за то, что порою

Становятся строже в морщинках глаза,

Но стоит с повинной прийти головою,

Исчезнут морщинки, умчится гроза.

За то, что всегда без утайки и прямо

Мы можем доверить ей сердце свое,

 И просто за то, что она — наша мама,

Мы крепко и нежно так любим ее.

Папа может, папа может все что угодно:

Плавать брасом, спорить басом,

Дрова рубить.

Папа может, папа может

Быть кем угодно,

Только мамой, только мамой

Не может быть.

Наши папы-мастера, Машинисты, доктора...

Одним словом — удальцы!

Наши папы — молодцы!

В праздник наш такой желанный

Что же вам еще сказать?

Разрешите всем сейчас нам

Вам здоровья пожелать!

        Не болейте! Не старейте!

        Не сердитесь никогда!

        Вот такими молодыми

        Оставайтесь навсегда!

Частушки

Мы веселые ребята,

Мы частушки вам споем.

Коль понравятся куплеты,

Мы еще их пропоем.

           Дорогие наши мамы,

        Мы всегда гордимся вами,

        Умными, спокойными.

        Будем вас достойны мы!

Наши папочки веселые

Могут петь, стихи читать,

Ну а если надо будет,

Могут «яблочко» сплясать.

           Любит музыку мой папа,

        От него не отстаю:

        Он играет на гармони,

        А я песенки пою.

Торты, бублики, ватрушки

Все мы любим от души.

Если любишь пироги,

Состряпать бабушку проси.

           Папа пишет сочиненье,

        Дед решает уравненье э-

        Все с уроками сидят.

        Вот семейный наш подряд!

Деда очень уважаю,

Смело вам могу сказать!

Очень трудные задачи

Будем вместе мы решать.

           Мы частушки вам пропели,

        Больше делать нечего

        Мы пойдем, а вы сидите

        До другого вечера.

Сценка «Бабушка и внуки»

Учитель:

А всегда ли ребята виноваты в том, что вырастают белоручками, неумехами? Мы говорим о трудовом воспитании, а сами за них даже уроки делаем. Сейчас специально для вас мы покажем двух бабушек. Посмотрите, они вам никого не напоминают? Две старушки.

1-я. Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?

2-я. Да что ты, я еще уроки не сделала...

1-я. Какие уроки? Ты что, в детство впала? Ты ж сто лет как школу кончила!

2-я. Да? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат.

1-я. Да, я всю жизнь за внуков уроки делаю.

2-я. Правда? Это ты их так балуешь?

1-я. Я не балую! Я с ними очень строг. Вот сделаю уроки, а уж начисто они у меня всегда сами переписывают.

2-я. О, действительно строга.

1-я. Так что, если что, меня спрашивай, у меня опыт большой.

2-я. Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила. Гм-гм...

«У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том...»

1-я. Так хорошо.

2-я. « ... И днем и ночью пес ученый...»

1-я. Какой пес? Какой пес?

2-я. Ну, я не знаю, какая у него порода.

1-я. Да не пес, а кот ученый! Поняла? Кот.

2-я. А-а, поняла — поняла! Я тогда сначала: « У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том; и днем и ночью кот ученый...»

1-я. Ну?

2-я. ... С авоськой ходит в гастроном.

1-я. С какой авоськой? В какой гастроном? Ты где такое видела?

2-я. Ой, ну какая же ты, подруга! У меня еще столько уроков, я все

перепутала.

1-я. Как ты считаешь, если мы с тобой и дальше так упорно будем учиться, может, в нашу честь какую-нибудь единицу назовут?

2-я. Ее уже назвали.

1-я. Как?

2-я. Кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уроки...

Учитель.

В языке русского народа жили и живут слова, обозначающие степень родства. А каких родственников знаете вы? И сколько же их? Свекровь, свекор, тесть, теща, зять, невестка, шурин, деверь, золовка, свояченица, племянница, тетя и другие.

Конкурс «Кто это?»

Соревнуются две семьи. Вопросы:

  1. Брат жены. (Шурин.)
  2. Брат мужа. (Деверь.)
  3. Сестра мужа. (Золовка.)
  1. Сестра жены. (Свояченица.)
  2. Мать жены. (Теща.)
  3. Отец жены. (Тесть.)
  4. Мать мужа. (Свекровь.)
  5. Отец мужа. (Свекор)
  6. Дочь брата или сестры. (Племянница.)
  7. Брат отца или матери. (Дядя.)

11.Сестра отца или матери. (Тетя.)

12.Жены двух братьев. (Свояченицы.)

13.Мужья двух сестер. (Свояки.)

14.Матери жены и мужа. (Сватьи.)

Семейный конкурс.

1.        Задания бабушкам:

— смотать пряжу;

— накормить внука кашей (с завязанными глазами).

2.        Задание дедушкам:

— запеленать куклу;

— спеть ей колыбельную.

Чтец. 

— Я вам желаю от души,

Чтобы были дела хороши,

Чтобы в дом не стучалась беда,

Чтоб грустить не пришлось никогда.

Желаю счастья и добра,

Желаю теплых, светлых дней,

Здоровья, что всего важней.

Учитель

А я в свою очередь от души благодарю всех, кто принял участие в празднике. Большое спасибо!

Выставка: сшитые и связанные мамами и бабушками вещи, детские поделки.

Праздник заканчивается чаепитием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол На тему: «Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников». «Как стать компетентным в общении с родителями».

У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошк...

Урок обучения грамоте по теме "Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении".

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: "Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении" ставит следующие задачи:   практическое знакомство с целями и ср...

программа внеклассных мероприятий по формированию культуры общения и профилактике конфликтов "Общение"

По мнению В.В. Давыдова: «Общение – взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эффективно-оценочного характера. Общение удовлетворяет особую потре...

час общения. Игровая программа "Наше общение"

игра путешествие по станциям помогает ученикам 1 класса учиться лучше понимать других людей...

Урок общения. Тема: "Моя родословная"

Цель: Восприятие ребенком в качестве главных ценностей следующего: родные и близкие люди, их любовь и забота. Вызвать у детей желание больше узнать об истории своего рода, своих родственниках....

Творческий групповой проект обучающихся 1 «Э» класса «Моя родословная. Создание родословного древа»

Творческий групповой проект обучающихся 1 «Э» класса «Моя родословная. Создание родословного древа»...