программа "Познай себя"
методическая разработка по теме

Коновалова Ольга Пантелеевна

 

      Программа «Познай себя» представляет собой доступный для детей начальных классов курс гигиенических и медицинских знаний и навыков, направленных на формирование ЗОЖ. Большая часть материалов содержит сведения, необходимые детям в повседневной жизни: физические упражнения, рациональное питание, правильный режим дня, правила безопасности и первая помощь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx31.61 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №6 поселка Афипского

МО Северский район

ПРОГРАММА

Учитель начальных классов

                                       высшей категории

                                      Коновалова О. П.  

2009 год

ПРОГРАММА

«Познай себя»

Пояснительная записка

      Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины зависят от многих факторов, от неправильного отношения населения к своему здоровью, отрицательное влияние окружающей среды, нарушение правил ЗОЖ. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний.

      Программа «Познай себя» представляет собой доступный для детей начальных классов курс гигиенических и медицинских знаний и навыков, направленных на формирование ЗОЖ. Большая часть материалов содержит сведения, необходимые детям в повседневной жизни: физические упражнения, рациональное питание, правильный режим дня, правила безопасности и первая помощь.

      Занятия проводятся в 1 и 2 классе один раз в неделю; в 3, 4 классах – два раза в неделю.

 

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

 Апробировать содержание воспитательной системы, используя современные формы и методы воспитания и определяя основные формы организации воспитания.

 Использование способов взаимодействия всех участников воспитательного процесса.

 Самореализация детей в процессе активной творческой деятельности.

 Приобщение школьников к общечеловеческим ценностям и социальнозначимым делам.

                                   

НАПРАВЛЕНИЯ

Понятие о здоровом и больном организме, хорошем и плохом самочувствии.

Значение соблюдения режима дня школьника. Подвижный образ жизни.

Особенности рационального питания детей.

Гигиенические навыки.

Вредные привычки у детей.

Половое воспитание.

Действия в экстремальных ситуациях.

ЗАДАЧИ

1. Информировать о проблеме выработки ЗОЖ.

- психологический настрой детей на здоровый образ жизни.

2. Развивать социальные навыки.

- развитие интереса к вопросам здоровья, фантазии.

- осознание понятия необходимости соблюдения правильного режима дня.

- формирование у детей навыков личной жизни.

- выработать у детей негативное отношение к курению, употреблению алкоголя, наркомании.

- дать понятия об общих закономерностях разности полов в окружающей нас природе.

3. Развивать причастность детей и взрослых к данной проблеме.

- выработка способности правильно и точно действовать в экстремальных ситуациях.

4. Развивать у учащихся толерантность и элементарные нормы поведения.

5. Заинтересовать ребенка. Подвести к пониманию того, что здоровье есть наивысшая ценность для человека. Вместе с ребенком пройти путь научения способами укрепления и сохранения здоровья через игру, познавательную и творческую активность.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

Реализовывать программу «Познай себя» можно посредством информирования и увеличения эмоциональной причастности родителей и детей; через систему специальных занятий учащихся, направленных на приобщение школьников к общечеловеческим ценностям и социальнозначимым делам.            

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы состоит из двух блоков:

1. Информационный блок включает:

Проведение системно – ориентированной диагностики учеников, родителей.

Информирование учеников.

Лектории и тренинги среди учеников и родителей.

2. Практический блок включает:

Разработку рекомендаций для детей, тренингов по проблеме.

Консультирование родителей. Обучение учащихся выбору стратегии.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

   В результате занятий дети учатся бережному отношению к своему здоровью. Они получают дополнительные знания о строении тела человека, о правилах личной гигиены, об особенностях бережного отношения к своему здоровью в разное время года. Младшим школьникам прививаются правила безопасного поведения на улице, в быту, при контактах с незнакомыми людьми.

   В игровой форме дети осваивают и учатся применять на практике правила вежливости, правила человеческого общежития.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ

Понятие о здоровом и больном организме, хорошем и плохом самочувствии.

Беседа «В гостях у Пилюлькина».

Чтение и обсуждение сказки «Мойдодыр».

Классный час «Красота – залог здоровья».

«В семье больной» (правила ухода за больным).

Разучивание физических упражнений, подвижных игр для укрепления здоровья.

Классный час «В здоровом теле здоровый дух».

Беседа «Если хочешь быть здоров - закаляйся».

Экскурсия в детское отделение АРБ №3. Беседа с детским врачом (педиатром), конкурс рисунков на тему «Страна Здоровья».

ВТОРОЙ РАЗДЕЛ

Режим дня для меня.

Режим дня для меня.

Организм человека (первичное представление).

Беседа «Движение и еще раз движение».

Разучивание подвижных игр, игры на свежем воздухе.

Классный час «Сон – выручатель нервной системы».

Творческие задания: «Сочиняем сами» (сказки, стихи, поговорки о частях тела). Рисование частей тела или лепка.

«Что печет печень?» (по И. Звереву).

Классный час «Если хочешь быть здоровым» (путешествие по городу Здоровейску).

Разучивание подвижных игр.

Встреча с врачом-педиатром о профилактике инфекционных заболеваний.

ТРЕТИЙ РАЗДЕЛ

Особенности рационального питания детей; заболевания, связанные с неправильным питанием.

Беседа «Наши помощники в сохранении здоровья».

Беседа «Полезные для здоровья продукты».

Классный час «В гостях у Веселого Повара».

«О режиме питания школьника» беседа с врачом.

Беседа «О значении витаминов для роста и развития ребенка».

Беседа «Эта вредная еда» о сладкой и жирной пищи.

«Как правильно вести себя за столом».

Сервировка стола.

Встреча с медиком. Беседа «О вреде жирной и сладкой пищи». Рассказ медика о заболеваниях ожирением и сахарным диабетом.

ЧЕТВЕРТЫЙ РАЗДЕЛ

Гигиенические навыки

«В гостях у Мойдодыра»: соблюдение гигиенических правил.

Практические занятия: «Как правильно чистить зубы».

Беседа «О зубах».

«Как правильно мыть руки».

Беседа «О недопустимости пользования чужими предметами туалета».

Беседы «О проявлении и мерах предупреждения желудочно-кишечных заболеваний». Встреча с врачом-стоматологом.

Для закрепления темы:

 «Гигиенические навыки».

Разучивание песен: «Микробы и мыло», «Щетка и расческа», «Если бы зубы умели говорить»

ПЯТЫЙ РАЗДЕЛ

Вредные привычки у детей

Выработка у детей негативного отношения к курению, употреблению алкогольных напитков, токсикомании и наркомании.

Беседы о вреде курения «От любопытства до привычки – один шаг».

Коллективное выполнение плаката «Мы против наркотиков».

Беседы о вредном влиянии дыма сигарет, алкоголя и наркотиков на различные органы и ткани организма, просмотр видеофильма о вреде курения.

Беседа с врачом-наркологом. Анкетирование учащихся.  

ШЕСТОЙ РАЗДЕЛ

Половое воспитание

Уроки по этой теме проводятся отдельно для девочек и мальчиков, начиная с 1 класса.

Закономерности разности полов в окружающей нас природе.

Беседы на тему «Как изменяется твое тело»

«Красота человеческого тела»

«Гигиенические навыки для девочек и мальчиков»

«Роль семьи и родственных связей в жизни человека»

«Зарождение новой жизни в окружающей живой природе и у человека»

Классные часы на тему «Забота, дружба, любовь»

«О детском одиночестве и его преодолении»

«Кто настоящий друг»

«Что такое чувства?»

«Кого называют бесчувственным».

СЕДЬМОЙ РАЗДЕЛ

Экология и наше здоровье.

Беседы на тему: «Что такое экология?».

Способы охраны природы, экологические связи в природе.

 Связи между экологическими состояниями природы и нашим здоровьем.

ВОСЬМОЙ РАЗДЕЛ

Экстремальные ситуации.

Выработка у детей способности правильно и точно действовать в экстремальных ситуациях (несчастный случай, пожар, опасность насилия).

Беседы: «Опасная дружба», «Где нельзя заводить знакомства».

Службы спасений: 01, 02, 03.

Практические занятия по теме «Как позвать на помощь».

Беседы по правилам дорожного движения.

Рисунки: «Свой маршрут в школу», «План моего микрорайона».

Встречи с работниками пожарной безопасности, милиции, ГАИ.

Беседа по теме «Один дома», «Опасность открытых окон».

Беседы по правилам обращения с электроприборами, газовыми плитами, лекарственными и химическими препаратами.

Осторожное обращение с колющими и режущими предметами.

Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи при травме, ожоге, кровотечении, обмороке.

Практическая отработка навыков оказания первой помощи.

 Проигрывание ситуаций по теме занятий.

Каждый раздел включает дополнительные виды деятельности:

- чтение стихов, сказок, рассказов

- постановка сценок, спектаклей

- разучивание и исполнение песен, прослушивание песен и стихов

- выполнение подвижных игр и физических упражнений, упражнений на расслабление, концепцию внимания, развитие воображения, точечный профилактический массаж

- рисование и раскрашивание рисунков

- составление и решение кроссвордов.