Правила этикета
классный час (3 класс) по теме

Терехова Светлана Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl.chas_pravila_etiketa_3_kl.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИЛА ЭТИКЕТА

Классный час, 3 класс

ЦЕЛЬ :       научить анализировать и оценивать общение, речь,

                поведение среди окружающих;

                отличать истинную вежливость от показной;

                закрепить знания правил поведения и речевого

                этикета.

        

ОБОРУДОВАНИЕ:  картинка с изображением совы – символа

                мудрости, 7 конвертов с вопросами, 7 конвертов с

                ответами – они расположены в порядке радужного

                цвета – символа детской радости и счастья.

Ход беседы.

ОРГМОМЕНТ.

СООБЩЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УРОКА.

- Тема нашей беседы «Правила этикета». Мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили и закрепили правила поведения вежливого человека в какой бы он ситуации не оказался, чтобы вы могли сразу оценить правильно поступил тот или иной человек, а как бы вы сделали, будь на его месте.

        Беседа наша будет необычной, она будет немного похожа на телевикторину «Что? Г де? Когда?».

        Нашей помощницей будет Совушка - умная головушка – недаром сову считаю символом мудрости. Вокруг нее вы видите конверты с вопросами и ответами, и наверно заметили, что расположены они в порядке радужного цвета – символа детской радости и счастья.

        Ну, а знатоками будете все вы, но знатоками культурными и вежливыми. Договорились? Пожалуй, пора начинать.

- Кто же предложит, какого цвета конверт нам открыть первым.

                (Пожалуйста, Саша).

-Откроем конверт красного цвета, посмотрим что в нем за вопрос. Друг, дружба – какие хорошие слова. Всегда ли вы можете быть хорошими друзьями, отвечать за свои поступки.

        Давайте посмотрим правильно ли себя ведут Алена и Сережа, в рассказе «Горький апельсин».

                                Горький апельсин.

        Аленка сидела на лавочке и весело поглядывала вокруг, держа в руках что то похожее издалека на маленькую дыньку, она кусочками отщипывая от него кожуру и бросала на землю.

- Что это у тебя – спросил подбежавший Сережа.

- Разве не видишь ? – буркнула Аленка.

- Мандарин – обрадовался Сережа.

Мне папа тоже покупал. Я и тебя угощал…

- А вот и не отгадал.

- А что же?

- А-пель-син! – и розовая долька исчезла во рту.

- А мне дашь попробовать?

- Да он не вкусный, горький и кислый.

- Да ничего, дай хоть долечку.

- Говорю тебе он поганый, - и соскочила с лавочки.

И в этот самый момент апельсин выскользнул у нее из рук и упал. Девочка ойкнула и заплакала.

- Что же ты плачешь? Он же поганый.

- Права ли Алена? Что она забыла, что сделала не так.

- Чтобы вы сделали на ее месте.

- Сейчас сравним ваши ответы с правильным ответом, которые предлагает нам сова. (чтение правил о дружбе и товариществе).

        С друзьями разговаривай вежливо, приветливо.

        Помогай другу, не жди, когда он попросит тебя о помощи.

        Надо искренне радоваться успехам товарищей – тебя будут считать

        хорошим другом, честным товарищем.

        Поделись с другом игрушками, книгами, яблоком, конфетами.

        Останови товарища, если он поступает плохо.

        Чтобы у тебя были друзья умей сам быть хорошим другом.

        За свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину на другого.

- Давайте посмотрим, что же таится в других конвертах. Какого цвета конверт теперь берем. (Пожалуйста, Люда).

Фиолетовый цвет, а в этом конверте вот такой вопрос.

Знакомы ли вы с правилами гостеприимства и благодарности за подарки. Обратите особое внимание на героиню рассказа «Сходим в гости». Ребята показывают сценку «День Рождения».

                                День рождения.

        Собираясь на День Рождения к своей однокласснице Нине, приготовили подарки. Наташа вышила салфетку, Славик взял книгу сказок, А Юра – цветы. Пришли ребята. Нина открывает дверь, встречает их.

- Здравствуй Нина, поздравляем тебя, желаем тебе…

- Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас лакированный паркет.

- А где подарки?

Друзья протянули ей подарки, говорить не хотелось.

- Тоже мне, подарки! Да сказок у меня целая полка. А салфеток – 20 штук и не самодельные, а китайские.

- Ну ладно проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не дотрагивайтесь, еще запачкаете.

Ребята оглянулись и назад к двери.

- Подождите. Куда же вы?

Но ребята ушли, не слушали ее.

- Почему ребятам расхотелось говорить хорошие слова.

- Как вы бы поступили на месте Нины.

- Я думаю, что никто и никогда так не поступит.

Чтение ответа Совы.

        Надо уметь вежливо принимать гостей.

        За поздравления и подарки благодарят.

        Нужно помнить, что дарить подарок труднее, чем его получать.

        Хозяин должен быть приветливым – радушно встретить гостя.

        Помочь раздеться, пригласить в лучшую комнату, усадить поудобнее,

        развлечь.

        Быть внимательным, видеть всех своих гостей, уделять внимание.

        Не случайно внимательный  хозяин всегда вызовет взаимное

расположение к себе.

Быть предупредительным – заранее подумать не только о том, чем

вы угостите своих гостей, но и чем займете их.

Быть щедрым – не жалеть для гостей угощения, игрушек, времени,

стараний – всего того, чтобы принять их хорошо.

Быть бескорыстным – не требовать благодарности за то, что вы

сделали.

- Пожалуйста, предложите какого цвета конверт открыть нам следующим. (Пожалуйста, Наташа Ш.).

Синий цвет – а в этом конверте вот такой вопрос.

Знаете ли вы правила поведения за столом. Главные герои сказки «Приключения Буратино» Мальвина и Буратино помогут вспомнить вам. Дети инсценируют отрывок из сказки.

                                За столом.

Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Печенье он запихивал в рот целиком не жуя.

В вазу с вареньем он залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда Мальвина отвернулась, он схватил кофейник и выпил все какао из носика и пролил все на скатерть.

        Девочка поморщилась и сказала строго:

- Кто вас воспитывал, скажите, пожалуйста.

- Когда папа Карло, а когда никто.

- Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте спокойны.

- Скажите, что сделал неправильно Буратино.

- А как надо было поступить.

Чтение правил поведения за столом, которые предлагает Сова.

        Пищу надо брать с тарелки вилкой или ложкой.

        Когда ешь, не откусывай больших кусков – это некрасиво.

        Не разговаривай с полным ртом, старайся кушать беззвучно.

        Если тебе нужно что-нибудь взять е тянись через стол, а вежливо

попроси передать.

Из блюда бери ближний кусок к себе, не выбирай.

Никогда не отзывайся плохо о блюде, которое едят твои соседи. Если

ты сам его не любишь, не порть аппетит другим.

Не сиди боком к столу – это некрасиво.

Не кроши хлеб, доедай кусок до конца. Не забывай сколько людей

трудились, чтобы этот кусочек попал к тебе на стол.

- Скажите, какой конверт сейчас открыть. (Пожалуйста, Дима).

Голубой цвет.

А вы знаете, наша Сова предлагает нам чуть-чуть отдохнуть, расслабиться. А в конверте голубого цвета спряталась «Музыкальная пауза».

В исполнении ученицы 1 класса скрипки муз.школы Капустиной Оли, прозвучит произведение.

- У нас осталось три конверта.

Какой конверт выберем. (Пожалуйста, Лена).

Оранжевый цвет.

Наш век – век телефонного общения. Независимо от того, есть ли телефон в квартире, все должны уметь общаться по телефону, уметь им пользоваться. А умеют ли вежливо разговаривать по телефону ребята вы увидите.

                                Разговор по телефону.

- Кто виноват в том, что Анна Павловна повесила трубку.

- Чтобы вы посоветовали мальчикам.

- Как следовало бы им начать разговор с учительницей.

- Можно ли беспокоить людей по пустякам.

Дети предлагают свои правила обращения в разговоре по телефону. Сова предлагает точные правила.

        Важно правильно набрать номер.

        Следует поздороваться и сразу представиться.

        По телефону следует говорить вежливо, ровным, спокойным

голосом.

Важно уметь употреблять вежливые слова «пожалуйста», «будьте

добры», «здравствуйте», «извините», «до свидания».

Если к телефону подходит незнакомый человек не забудьте

извиниться: ведь вы отрываете человека от работы.

Нельзя занимать надолго телефонную линию.

Не следует беспокоить людей по пустякам, без всякого дела, звонить

рано утром или поздно вечером.

- Предложите, пожалуйста, какой вперед конвертик открыть желтый или голубой. (Пожалуйста, Паша).

Желтый конверт – какой же вопрос положила Сова туда.

Знаете ли вы как принято вести себя в общественном транспорте. Федя и Нюша брат с сестрой. Нюше 5 лет. Феде 9 лет. Они отправились в гости, но надо было проехать в автобусе 3 остановки.

                                В автобусе.

        Нюша и Федя отправились в гости. Им нужно было проехать в автобусе 3 остановки. Они вошли в автобус. Нюша села у окна, Федя рядом с ней.

- Нюшка, ты заслоняешь все окно, мне ничего не видно.

Он вскочил на сиденье и стоя на коленях стал смотреть в окно. На остановке вошла в автобус пожилая женщина. Она подошла к Феде.

- Мальчик, если тебе не трудно, уступи место, пожалуйста.

- Садитесь,  пожалуйста, извините, я не заметил, что вы стоите.

- Спасибо.

- Пожалуйста не стоит благодарности.

- Как вели себя дети?

- Чтобы вы сделали на месте Феди?

А что посоветует нам Сова.      (чтение правил)

        При входе в автобус мальчик пропускает девочку вперед, но выходит

Первым. Остановившись подает руку девочке, а так же маме,

бабушке.

Младшие уступают место старшим, мужчина – женщине.

Нельзя громко смеяться и разговаривать. Нельзя кушать, ведь можно

запачкать других.

Нельзя бросать мусор в окно, оставлять на сиденье, бросать на пол.

Нужно твердо знать, что на сиденье сидят, а не стоят.

Если нужно взять билет или закомпостировать его, то вежливо

попроси сделать это пассажиров, стоящих рядом.

Ответом на услугу всегда должны служить слова благодарности.

- Ира, скажи какой цвет остался.

Зеленый конверт – посмотрим что же там. О! Спокойствие, только спокойствие. Это блиц-турнир. Что это такое? Это сразу 3 вопроса, на которые сразу надо дать 3 ответа.

Что значит вежливый человек, какой он?

Вы вошли в школу. Увидели учителя. Кто должен поздороваться первым? Как будете приветствовать учителя?

Откуда пришло слово «этикет»? Что оно означает?

А теперь внимание, правильный ответ.

        Вежливость – это не перчатки, которые надевают только в торжественных случаях, а все остальное время они хранятся в шкафу. Вежливость должна стать тем, без чего не обойтись. Тогда не только всем окружающим будет легко и просто с вами, но и вы будете чувствовать себя легко в любой ситуации. Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают принятые правила поведения.

        Вежливый человек – очень внимательный, воспитанный, с ним приятно общаться.

        Здороваться – желать здоровья, проявлять доброжелательность, уважение к знакомому и незнакомому человеку.

        Во время приветствия старайся смотреть в глаза собеседнику. Если ты здороваешься со взрослым человеком, то нужно назвать его по имени-отчеству.

        При встрече употреблять выражения «Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день».

        На одном из торжественных приемов короля Франции Людовика XIV гостям вручили карточки с перечисленными правилами поведения. От французских карточек – этикеток и произошло название – этикет – воспитанность, хорошие манеры, умение себя вести.

        С XVIII в России при Петре I  издали книгу «Юности честное зеркало или показания к житейскому обхождению».

        В ней излагались правила как сидеть за столом, на каком расстоянии снимать при встрече шляпу.

        Любопытные рекомендации:

- никто не смеет повеся голову и потупя глаза вниз, по улице ходить или на людей косо поглядывать.

- над яствами не чавкай и головы не чеши, не проглотя кусок не говори, ибо делают так невежи. Часто чихать и кашлять не пригоже.

        Таких правил было очень много и каждый должен был их соблюдать.

        Разумеется этикет сегодняшнего дня далек от хороших манер французских времен, но значительной частью правил мы пользуемся сегодня.

        Правила вежливости никто не выдумал он возникли сами постепенно. В средние века рыцарь облачался в доспехи ………а когда заходил в дом, то снимал шлем, это означало – «вот моя обнаженная голова, я тебе доверяю». Или снимал перчатку «вот тебе моя рука в ней нет оружия».

ИТОГ БЕСЕДЫ.

Я думаю, то, о чем говорили мы на уроке надолго запомнится вам и вы в какой бы ситуации не оказались будете вести себя согласно правилам этикета, правилам, которые напомнила нам сегодня наша помощница Сова.

Большое спасибо ребятам, которые подготовили и разыграли сценки, выучили стихи, а так же благодарю всех кто точно и правильно отвечали на все вопросы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Правила этикета"

ЦЕЛь: сформировать у детей навыки культурного поведения....

Правила этикета

Классный час о знаниях правил этикета. Всегда ли под красивой "этикеткой" находится "качественный товар"?...

Авторизированная программа элективного курса «Правила этикета» для учащихся 3 класса

Настоящая программа предназначена для обеспечения факультативного курса "Правила этикета" для 3 класса. Программа позволяет учащимся познакомиться с правилами поведения, общения с окружающими людьми, ...

правила этикета

1. Цветы, которые можно подарить мужчине: хризантемы, розы, гвоздики, дельфиниумы, орхидеи, бамбук, каллы, лилии, антуриумы, гладиолусы, тюльпаны, ирисы, герберы, плюмерии, геликонии, маргариточки, по...

Методическая разработка Цикл тематических занятий в группе продленного дня по этикету и правилам поведения «Польза вредных советов» (на основе книг Григория Остера «Правилонарушание», «Нарушение правил этикета»)

Научить правилам поведения на улице, в общественных местах, в транспорте, в гостях и дома. Показать детям, как важно быть вежливым, уступчивым, уважать старших, не обижать маленьких.Разработанный цикл...

Урок ОРКСЭ (светская этика). В гости к дедушке Этикету. (Простые школьные и домашние правила этикета)

Урок ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) 4 класс. Тема "Этикет". Урок № 3 (9)...