«Развитие творческой активности на основе создания психолого-педагогических условий"
статья по теме

Печерская Людмила Анатольевна

         Умение ориентироваться в общественной обстановке, иметь свои суждения и взгляды, обладать социальной ответственностью за свои  поступки  само по себе к ребёнку  не приходит. В данной статье идёт речь о том, как можно  организовать в начальной школе   и  целенаправленно достигать результатов по развитию творческих способностей, созданию творческой среды для развития одарённости детей, в каких культурных формах и на каком содержании это лучше всего делать. Представленный опыт работы могут использовать  коллеги  не только в школах крупных городов, но и в российских глубинках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_avtosohranennyy.docx698.22 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие творческой активности на основе создания

психолого-педагогических условий»

Печерская Людмила Анатольевна  учитель начальных классов

МБОУ Ряженской   СОШ

       

         Умение ориентироваться в общественной обстановке, иметь свои суждения и взгляды, обладать социальной ответственностью за свои  поступки  само по себе к ребёнку  не приходит. В данной статье идёт речь о том, как можно  организовать в начальной школе   и  целенаправленно достигать результатов по развитию творческих способностей, созданию творческой среды для развития одарённости детей, в каких культурных формах и на каком содержании это лучше всего делать. Представленный опыт работы могут использовать  коллеги  не только в школах крупных городов, но и в российских глубинках.

                                                                                                                     Два мира есть у человека:

                                                                                                                      Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

                                                                                                                    Творим по мере наших сил.

Н.Заболоцкий

         Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах. Новое тысячелетие закладывается сегодня, оно в наших детях. Нам надо очень спешить обогатить себя всем богатством знания о воспитании, чтобы суметь воспитать наших детей творчески мыслящими, самостоятельными, ответственными. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделён огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и даёт возможность ребёнку достигать больших высот в своём развитии. Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

          Наше село расположено на живописном берегу реки Миус. Оно всё утопает в зелени. В самом центре села – наша школа. Во время Великой Отечественной войны на территории села проходила линия Миус-фронта, где шли ожесточённые бои с фашистами. Вот на таких богатых историей и традициями местах и формировался мой педагогический опыт.

         С первых дней работы в школе я сделала вывод, что мои ученики – дети особенные. Особенные и родители моих учеников. Почему? С утра до ночи трудятся они на приусадебном участке и поэтому мало уделяют внимания развитию внутреннего мира ребёнка. Детская душа не находит творческого выхода, потому, что главная задача, по мнению родителей, накормить, напоить, одеть и обуть ребёнка. А страдает кто? Дети. Они хотят внимания со стороны родителей, большего общения с ними. И я решила, что увлечь надо, прежде всего, родителей. А начала я с любви к родному краю, к его удивительной природе, к его замечательным традициям. Ведь в нашем селе есть чем гордиться. Вот где почва для развития личности, её творчества. Я работаю в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Ряженская средняя общеобразовательная школа учителем начальных классов 24 года. С помощью регулярно проводимой  диагностики первоклассников выявляются их интересы и увлечения. В связи с этим передо мной встала проблема создания условий для творческой самореализации личности каждого ученика.  Осуществляя воспитательный процесс, стремлюсь в полной мере использовать разные возможности: потенциал спортивно-оздоровительного комплекса, дома культуры, Центра дополнительного образования, краеведческого музея. Сельская школа – это не только учебное заведение, это центр детского досуга, культурный, спортивный, воспитательный центр. И нашим детям есть чем заняться. У меня с детства была мечта – заниматься танцами. Но эта мечта не осуществилась. Я подумала, а что если осуществить эту мечту в детях? У меня получилось! 17 лет назад мы с ребятами организовали танцевальную группу. И назвали её просто – «Улыбка». Теперь свои улыбки, своё тепло и доброту мы дарим людям.  У нас самые разнообразные танцы, и делаем мы это от души. Наша «Улыбка» - это как большой дом, где никого не назовут «трудным», где каждый может просто быть самим собой и где, как цветок, раскрывается любой ребёнок, раскрываются его способности. Больше двадцати детей занимается в «Танцевальном кружке», которым я руковожу.  Из них 15 человек – это мой 4 класс. И здесь подключились родители. Мы вместе придумываем костюмы, покупаем ткань, шьём. Это настоящее мастерство родителей и детей, наше творчество. Ребята продолжают посещать кружок и после окончания начальной школы. Где мы только не выступали с концертами: в родной школе, в Доме культуры для односельчан, в районном Дворце на различных концертах. Ребят приглашали и в другие сёла района. У нас есть много наград: ежегодно мои учащиеся занимают первые места на районных конкурсах. Есть диплом с областного фестиваля детского творчества. Наш танцевальный кружок является победителем среди объединений дополнительного образования при ЦДОД. С каким желанием занимаются ребята в танцевальном кружке!

         Являясь классным руководителем и одновременно педагогом дополнительного образования, у меня появилась возможность создать комплексную программу воспитания учащихся начальной школы под названием «Дети солнца» (авторская программа). Программа носит комплексный характер, т.к. она дает возможность сочетания разных видов деятельности и форм работы, налаживания связей между урочной и внеурочной сферами жизни школьника, одновременного использования возможностей воспитания и дополнительного образования, образования основного и дополнительного. Кроме того, у программы есть единый связующий стержень – развитие творческого потенциала. Комплексность программы диктует многообразие видов деятельности, охватывающей уроки и внеурочные занятия, работу педагога с классом, а также дополнительное образование. Любой творческий и неравнодушный к детской судьбе педагог сегодня скажет, что дополнительное образование в школе должно быть. Обучение в системе дополнительного образования, я считаю, имеет большое значение. Кроме того, мои учащиеся обучаются в музыкальной школе по классу фортепиано, посещают кружок вокала, рисования. Несколько ребят занимаются в спортивной секции.  Очень важно, что кружки посещают как «сильные», так и слабоуспевающие ученики. Здесь они проявляют смекалку, логическое мышление, музыкальные и артистические способности. Получается, что школа стала для них вторым домом.

         Позитивная динамика охвата детей дополнительным образованием показана в таблице:

Участие в дополнительном образовании:

Название кружка

Количество учащихся, посещающих кружки

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Танцевальный

12 чел.

14 чел.

15 чел.

15 чел.

Фортепиано

1 чел.

1 чел.

2 чел.

2 чел.

Вокал

2 чел.

2 чел.

3 чел.

3 чел.

Футбол

1 чел.

2 чел.

2 чел.

2 чел.

Рисование

3 чел.

4 чел.

4 чел.

4 чел.

Иностранный  язык

2 чел.

1 чел.

2 чел.

6 чел.

        Вся воспитательная система класса направлена на развитие творческого потенциала, создания условий для успеха. Именно в начальных классах ученик познаёт, что такое добро и зло, милосердие и сострадание. Здесь ребёнок приобретает первых товарищей. Как воспитать в ребёнке верность  дружбе, умение жить среди ровесников, ценить дружбу? Дети всегда должны быть весёлыми, всем интересующимися, чтобы глаза их всегда горели и на уроках и после школы. Очень важно чтобы нашим детям нравилось учиться, жить жизнью класса и школы. И они счастливы, что школа для них – это большой дом, где никого не назовут «трудным», где каждый может быть самим собой. От того, как построена воспитательная система зависит проявление познавательной активности, желания узнать что-то новое.

     Ключевыми понятиями, которые характеризуют воспитательную систему класса, являются: творчество, индивидуальность, самостоятельность, доброта, активность, коллектив. Необходимо сделать так, чтобы эти ценности пронизывали все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе,  а затем превратились в ценностные личности каждого ребенка.

         Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное (совместное) творческое дело. Формы работы носят диалоговый и проблемный характер. Я взяла на вооружение главные принципы дополнительного образования: добровольность участия и деятельностный принцип проведения занятий. Ребята хотят участвовать во всех делах. Свои творческие достижения, способности и умения в дополнительном образовании они демонстрируют не только в своём объединении, но и во время общешкольных дел – на выставках, праздниках, соревнованиях. Такая работа поднимает статус дополнительного образования и сближает его с учебно-воспитательным процессом школы.

          Воспитательная система построена, опираясь на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую. Учитывается также актуальная проблема – взаимодействие семьи и школы. Родители принимают самое активное участие в подготовке и проведении всех мероприятий: оказывают помощь детям добрым советом и поддержкой, шьют костюмы, помогают в написании сочинений, разучивании стихов, организовывают поездки.  На многих этих мероприятиях родители присутствуют сами.

         Участники программы: учащиеся, классный руководитель, родители, руководители кружков и секций, библиотекарь, вожатая, Президент школы, социальный педагог, психолог, работники культуры и ЦДОД, социальные службы.

         Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов. А это возможно только при тесном сотрудничестве всех участников образовательно-воспитательной деятельности.

         Методы и формы работы: анкетирование, оформление портфолио, интеллектуальные игры, конкурсы, выставки, соревнования, аукционы, экскурсии, встречи с интересными людьми, устные журналы, праздники.

        Для классного руководителя очень важно создать такие условия для успешного развития учащихся, чтобы добиться оптимальных результатов обучения и воспитания. Думаю, что такое возможно только на основе педагогической поддержки каждого ученика, его индивидуальности. В первую очередь надо вести  постоянный контроль за качеством образования, отслеживать уровень обученности и воспитанности учащихся. В этом мне помогает мониторинг, в систему которого входит своевременная диагностика учащихся на протяжении всего учебного года. В своей практической деятельности я использую диагностические карты Н.Н.Решетникова, на основании которых составляются годовые циклограммы, позволяющие проводить сравнительный анализ по годам относительно отдельных предметов. Разработаны и ведутся «Личные карты учащихся», в которых находит отражение % обученности и  качества знаний на протяжении нескольких лет.

        Система контроля и оценивания учебной работы школьника не может ограничиваться только одной целью – проверкой усвоения знаний, выработки умений и навыков. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя,  критически оценивать свою деятельность, находить пути совершенствования.

        Из перспективных направлений развития современного образования наиболее значимым является компетентностный подход.  Его внедрение предполагает внесение изменений в систему оценивания образовательных результатов учащихся.

        В своей работе я использую следующие инновационные формы контроля знаний:

  1. Обучающий контроль включает интеллектуальные разминки, дифференцированные задания, эвристические задания.
  2. Тестирование с использованием печатного материала, компьютера.
  3. Рейтинговый контроль.
  4. Портфолио.
  5. Проектная работа.

         В конце 4 класса мы проводили презентацию выпускников начальной школы. Цель – представить образовательному сообществу результаты образования на 1 ступени обучения. Эта презентация проходила с использованием портфолио.

Мы решили организовать работу как долгосрочный проект. Ребята отбирали творческие работы, контрольные работы, заполняли листы самооценки, самоконтроля, карты успеваемости по предметам, собирали грамоты, информацию о проектах, о дополнительном образовании, своей семье, писали свою автобиографию и резюме. При выборе формы общественной презентации я использовала материал Софроновой А.А. и предложила детям провести презентацию в форме деловой игры. Игра моделирует ситуацию рынка труда, при которой на существующие вакантные рабочие места для школьников претендует несколько человек. Нужно уметь представить свой опыт, достижения, убедить работодателя в том, что твоя кандидатура отвечает требованиям. Вакансии искали такие фирмы:

  1. фирма “Интеллектуал” -  ключевое направление: интеллектуальная деятельность, связанная с разработкой новых идей;
  2. фирма “Для человека” – ключевое направление: социальная деятельность в  сфере коммуникаций, педагогические, психологические, медицинские практики;
  3. фирма “Предприниматель”– ключевое направление: предпринимательская деятельность, производство и продвижение на рынке новых идей, продуктов, услуг, управление персоналом;
  4. фирма “Художник” – ключевое направление: создание творческих продуктов, художественных, музыкальных текстов и т. д., объединяет творчески мыслящих людей.
  5. фирма “Спортивная” - ключевое направление: развитие спорта и активного отдыха, тренерская деятельность, выступление на соревнованиях и т. п.

         Ребята выбирали фирму в соответствии со своими способностями и возможностями. Набор проходил на основе оценки портфолио претендента по специальным критериям. Последний этап подготовительной работы к общественной презентации в форме деловой игры   – составление защитной речи. Дети отбирали из портфолио нужный материал, наглядность и обосновывали свой выбор фирмы.

         Я была удовлетворена совместной работой детей, родителей, коллег. Считаю такую форму проведения общественной презентации приемлемой. Общественная презентация дала возможность детям показать свои достоинства, представить себя и результаты своей работы. Родители стали участниками деловой игры и сотрудничали с учителями и детьми, увидели результаты совместной работы всех участников образовательного процесса.

         С первого дня работы в школе я поняла, что классному руководителю нельзя стоять в стороне от всех событий, которые происходят вокруг. Жизнь не стоит на месте, всё вокруг меняется, а значит, меняются и дети. Без изменения не может оставаться и учитель, скорее наоборот, нам следует постоянно забегать в завтра и послезавтра, обновлять себя так же, как и дети. Это значит находиться в постоянном творческом поиске. Нужно создать творческую обстановку, выстроить для каждого ребёнка лесенку, по которой он поднимется к вершине знаний. И к вершине этой надо стремиться, без этого не возможно творчество, а без творчества жизнь теряет смысл. Что же такое творчество и творческая личность? Я долго искала подходящие выражения и у меня получилась вот такая формула:

Т толерантность. Мне кажется, учитель, как и каждый человек, работающий с детьми, должен обладать таким важным качеством, как терпимость, которое мы называем толерантностью. Мы учим детей понимать друга, а сами мы  этим качеством обладаем? Как  бывает трудно сдерживать себя в некоторых ситуациях! Но потом понимаешь: все люди разные, нельзя их мерить одной меркой, нужно принимать их такими, какие они есть.

В вера в самого себя, в свои силы и возможности.

О открытость и честность.

Р радость от успеха.

Ч чувство юмора. Ш. Амонашвили писал: «Чаще приглашать на уроки    Момуса – бога смеха и шуток, чтобы прогнать с уроков Морфея – бога сна».

Е естественность и искренность, быть самим собой. Дети это чувствуют, тогда и будут доверять.

С – самостоятельность и нестандартное мышление, способность решать проблемы самостоятельно, отстаивать свою точку зрения.

Т тактичность.

В вовлечённость в деятельность, любознательность, вдохновение, желание работать лучше, чем вчера.

О ответственность. И не просто за будущее детей. Мы формируем то, какой будет наша страна. Эту ответственность мы должны воспитать и в детях.

         В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Ведь за всеми этими наивностями, нескладностями и корявостями кроются искренние и потому самые истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и несформировавшихся еще мыслей. Он, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом (хотя в раннем возрасте это очень трудно предвидеть), но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим, и вот тогда дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь.

 

 

         Ребята из нашего класса являются самыми активными участниками общественной жизни школы и села (различные конкурсы декоративно-прикладного искусства, сочинений, проекты и т.д.) Участие в муниципальных конкурсах всегда приносили детям радость от побед. За период с 2009 по 2012 год  15 учащихся класса имеют  Дипломы победителей муниципальных конкурсов, 6 человек – победители и лауреаты различных Всероссийских и международных дистанционных олимпиад и конкурсов.  Мой труд не пропал даром. Из 17 учащихся 5 учатся на «отлично», также много хорошистов. Наблюдая за детьми в старших классах, я убедилась, что они не боятся себя реализовать. На протяжении всей учёбы ребята подтверждают свои знания и получают золотые и серебряные медали. В селе всё на виду, все друг друга знают. Ни об одном нашем ученике, даже после окончания школы, не скажут плохого слова. И неважно кем они стали: учителями, юристами, агрономами. Они просто хорошие люди – честные, добрые неравнодушные. Неравнодушные к людям, к своей школе, к своему селу.

  Л И Т Е Р А Т У Р А:

  1. Лебедева В.П., Орлов В.А., Панов В.И. Психодидактические аспекты развивающего образования // Педагогика. 1996. № 6. С. 25-30.
  1. Матвеева Л.Г., Мякушкин Д.Е., Выбойщик И.В. Что я могу узнать о своем ребенке. - Екатеринбург, 2003.
  2. Матюшкин А.М. Одаренные и талантливые дети. // «Вопросы психологии», 1988,

№ 4.

  1. Матюшкин А.М. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. - М., 1993.
  2. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет. - Ярославль, 2002.
  3. Одаренный ребенок. // «Школьный психолог». 2008, № 18.
  4. Пономарев А.Я. Психология творчества. - М., 1976.
  5. Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка. - Симферополь, 2006.
  6. Панов В.И. Одарённость как проблема современного образования // Материалы I Всероссийской конференции «Психология сознания: современное состояние и перспективы. Самара, 2007.
  7. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. - М., 2001.
  8. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Создание психолого-педагогических условий для проектной деятельности учащихся"

в презентации сообщается о цели, задачах, понятии проекта. Обозначены функции педагога для успешной творческой деятельности учащихся.     Предназначена  учителям начальных классов,...

доклад Создание психолого-педагогических условий для проектной деятельности учащихся

Текст доклада раскрывает понятие,цель,задачи проектной деятельности учащихся. Предназначено для учителей начальных классов....

Развитие творческой активности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО нового поколения.

Условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а инициативность, которую нужно целенаправленно формировать, поскольку именно данная черта личности скорее может гарантировать у...

Развитие творческой активности учащихся. Рекомендации для педагогов по развитию творческой активности детей.

Рекомендации дя развития творческой активности детей в процессе любимых занятий...

Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов «Развитие творческой активности младших школьников – одно из основных условий повышения качества образования».

Материал из опыта работы по темеРазвитие творческой активности младших школьников – одно из основных условий повышения качества образования».               ...

Создание психолого – педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

Создание психолого – педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению....