СКАЗОЧНЫЙ МИР А. С. ПУШКИНА
классный час (3 класс) по теме

Корнеева Римма Ахмедовна

Литературная игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazochnyy_mir_a._s._pushkina.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

сказочный мир А. С. Пушкина
(литературная игра)

Цели: проверить, как дети усвоили содержание сказок, свободно ли владеют материалом, понимают ли их смысл, умеют ли характеризовать героев сказок и их поступки; выяснить, смогут ли ответить на вопрос: чему нас учат сказки А. С. Пушкина?

Оборудование: самодельный стенд «В мире сказок А. С. Пушкина», портреты работы О. Кипренского, В. Тропинина; рисованный портрет – коллаж в раме; на планшете цитата «России первая любовь»; выставка детских работ (рисунков, поделок, книг); атрибутика команд.

Ход игры

1. Организационный момент. Вступление.

Ведущий. Дорогие ребята! Уважаемые гости! Сегодня мы проводим литературную игру «Сказочный мир А. С. Пушкина». Представляем вам две команды знатоков. Первая команда – «Лукоморье». Вторая команда – «Синеморье» (представляет капитанов).

Чтобы войти в сказочный мир А. С. Пушкина, надо знать волшебные слова. Давайте попытаемся их найти. Дети, кто знает волшебный ключик?

По очереди читают отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».

(«У лукоморья дуб зеленый». «Там чудеса…». «Там лес и дол видений полны…». «Там королевич мимоходом…». «В темнице там…» «Там царь Кощей над златом чахнет; там русский дух… Там Русью пахнет!»)

Ведущий. Ай да ребята, ну и молодцы! Сразу видно, полюбились им волшебные сказки великого русского поэта, пленили их мягкостью и невинностью стиха. Путь в сказочный мир Пушкина открыт!

Ребята, а почему вы любите сказки А. С. Пушкина? Когда отмечается день рождения поэта? Как вы готовитесь к этому событию? Расскажите, пожалуйста!

Ученик. Мы решили изучить все сказки Пушкина. Долгими осенними вечерами читали сказки, рисовали сказочные сюжеты полюбившихся эпизодов, делали забавные игрушки из подручного материала. Да вот они!

Показывает, называет авторов.

2. Творческая разминка.

Ведущий. Молодцы, мои юные друзья! С большой пользой для себя вы проводите свое свободное время! А теперь я приглашаю команды на традиционную разминку, включающую творческие вопросы по произведениям А. С. Пушкина. внимание! Жюри, приготовиться!

В о п р о с ы   р а з м и н к и:

– Откуда эти строки?

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…» («Сказка о царе Салтане».)

– Кто знает полное название «Сказки о царе Салтане»?

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его могучем и славном богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

– Что кричал Петушок, сидя на спице?

(«Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!»)

–  Кто вспомнит начало сказки о рыбаке и рыбке?

(«Жил старик со старухой

У самого синего моря…».)

– С какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу?

(«Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее»?)

– В кого превращала царевна-лебедь князя Гвидона, когда тот тайно посещал царство славного Салтана? (В комара, муху, шмеля.)

– Как изображал А. С. Пушкин царевну-лебедь?

(«Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит…»)

– Какие чудеса увидели корабельщики на острове князя Гвидона? (Белку, богатырей, царевну-лебедь, дивный град.)

3. Конкурс капитанов – блицтурнир.

В о п р о с ы  капитану команды «Лукоморье»:

– Как звали собаку в сказке о мертвой царевне? (Соколко.)

– Какими словами обращалась царевна-лебедь к князю Гвидону? («Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный?»)

– Назовите героев сказки о рыбаке и рыбке. (Старик, старуха, рыбка, море.)

– Какими словами заканчивается сказка о мертвой царевне и царе Салтане? («Я там был, мед, пиво пил и усы лишь обмочил».)

Ведущий. Вопрос для разрядки. Дети, а были ли усы у Пушкина?

– Из какой сказки эти слова: «Волю первую твою я исполню как мою»? («Сказка о золотом петушке».)

Жюри подводит итог ответов капитана команды «Лукоморье».

В о п р о с ы  капитану команды «Синеморье».

– Как звали служанку злой мачехи в сказке о мертвой царевне? (Чернавка.)

– С какими словами обращался князь Гвидон к морской волне? («Ты волна, моя волна! Ты гульлива и вольна!»)

– Назовите героев сказки о золотом петушке. (Царь Дадон, волшебник, царица, сыновья Дадона.)

– Какими словами заканчивается сказка о золотом петушке? («Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам – урок!»)

– Кому принадлежат эти слова: «Ты прекрасна, спору нет, но царевна все ж милее, все ж румяней и белее…»? (Зеркальцу.)

Ведущий. А теперь, ребята, разгадаем с вами сказочный кроссворд.

1. Дядька тридцати трех богатырей. (Черномор.) 2. Королевич. (Елисей.) 3. Коварная сватья. (Бабариха.) 4. Царь, которому царица родила богатыря. (Салтан.) 5. Работник попа. (Балда.) 6. Князь, владыка острова Буян. (Гвидон.) 7. Царь, который «над златом чахнет». (Кощей.) 8. Царь – обладатель петушка. (Дадон.)

В выделенных клетках по вертикали: сенная девушка злой царицы. (Чернавка.)

Ведущий. Дети, кто-то стучится к нам в дверь. Пришел почтальон Печкин, принес телеграммы. Давайте отгадаем, кто прислал нам эти сказочные телеграммы.

Т е л е г р а м м а  п е р в а я: «Да вот веревкой хочу море морщить, да вас, проклятое племя, корчить»! Кому принадлежат эти слова? (Балде.)

Т е л е г р а м м а  в т о р а я: «Горе мне! Попались в сети оба наших сокола!» Кто так говорил? (Царь Дадон.)

Т е л е г р а м м а  т р е т ь я: «Ветер весело шумит, судно весело бежит, мимо острова Буяна». Кто обращался с такими словами? (Корабельщики.)

Т е л е г р а м м а  ч е т в е р т а я: «Видит девица, что тут люди добрые живут, знать, не будет ей обидно». Чьи это слова? (Молодой царевны.)

Ведущий. Молодцы, хорошо знаете сказки Пушкина. Теперь порассуждаем об их содержании и смысле.

– Какие две силы борются в сказках А. С. Пушкина? (Силы добра и зла.)

– Назовите силы добра. (Царь Салтан, князь Гвидон, царица- мать, царевна-лебедь, семь богатырей и др.)

– Назовите силы зла. (Ткачиха, повариха, Бабариха, коршун, Чернавка, злая царица, старуха, поп, царь Дадон и др.)

– Кто побеждает в сказках А. С. Пушкина? (Добро. Зло наказано.)

– Какими словами мы с вами охарактеризуем старуху из сказки о рыбаке и рыбке? (Старуха злая, жестокая, завистливая, ленивая, ненасытная, жадная.)

– А старик какой? Кто скажет? (Добрый, мягкий, безвольный, запуганный…)

– Как вы думаете, простит ли старик свою старуху? Сделает он ей новое корыто? (Простит. Сделает. Он ведь очень трудолюбивый. Только трудом человек может добиться благополучия.)

– Какой урок преподносит нам А. С. Пушкин в «Сказке о золотом петушке»? (Надо быть обязательным человеком, уметь держать свое слово. Дал слово – выполни его.)

– Вы в жизни всегда держите свое слово? (Нет, не всегда. Дети приводят примеры).

– Какую черту характера проявила старуха из сказки о рыбаке? (Зависть.)

– Да, дети, зависть губительная черта характера, она убивает человека, развращает его душу. А в нашей с вами школьной жизни мы встречаемся с завистью? (Бывает, к сожалению.)

Дети приводят примеры.

Ведущий. Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Вы все прекрасно знаете, как любил А. С. Пушкин родную природу, как воспевал ее в своих стихах. Какое время года Пушкин любил больше всего? (Осень и зиму. Он весну тоже любил.)

– Правильно. А про лето он сказал:

Ах лето красное,

Любил бы я тебя,

Когда б не пыль да зной,

Да комары, да мухи…

Силы природы в сказках А. С. Пушкина одушевленные, живые, он наделил их человеческими чертами. Давайте вспомним. (Волна – «Ты волна моя волна…»; солнце – «Свет наш солнышко! Ты ходишь…»; луна – «Месяц, месяц, мой дружок! Позолоченный рожок!»; ветер – «Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч…».)

Ведущий. Дети, а как ведет себя море в сказке о золотой рыбке? Кто вспомнит? («Помутилося синее море, неспокойно синее море, почернело синее море, видит – на море черная буря».)

Ведущий. В заключение нашего праздника юные актеры покажут отрывок из сказки о попе и его работнике Балде.

Ведущий. Что, ребята, не будем помнить попу зла?

В конце праздника все дети выходят на сцену. Награждается победившая команда, вручаются призы второй команде и активным участникам. Чаепитие с родителями.

Ведущий благодарит всех детей за участие, жюри – за активную работу, родителей – за помощь в организации и


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН " Сказочный мир А.С.Пушкина"

План:1.Вступительное слово учителя.2.Разминка «Угадай сказку по иллюстрации»3. Конкурс №1 «Конкурс на лучшего знатока сказок А.С.Пушкина»4.Конкурс № 2 «Догадайся,  кто отправил телеграмму?»5. Кон...

Обобщающий урок по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина"

4-й класс. Литературное чтение. Обобщающий урок по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина"...

Презентация "Сказочные образы А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского-Корсакова" ( Сказка о царе Салтане)

Презентация помогает создать визуальные образы, созданные поэтом и композитором в своих произведениях (Сказке о царе Салтане)...

Онлайн-викторина "Сказочный мир А.С. Пушкина"

Сказки, это самые любимые произведения у детей, ведь там можно встретить настоящие чудеса, добро всегда побеждает зло и  любая история  заканчивается прекрасно. А особенно нам дороги сказки ...

В сказочном мире А.С.Пушкина

В  сказочном мире А.С.Пушкина...