доклад
материал по теме

Пущаева Любовь Николаевна

Обобщение опытп по проектной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта по проектной деятельности во внеклассной работе

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №7 г. Медногорска»

Пущаева Л.Н.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

-        формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

-        развивали бы сальные учебные действия: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

-        формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

-        были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

-        реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения и обучения.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

Проектно-исследовательская деятельность – одна из технологий, которая успешно позволяет решать задачи личностно- ориентированного обучения школьников.

Основоположниками проектной деятельности являются американский филосов и педагог Джон Дьюи и его ученик Уильям Херд Килпатрик. Взамен школьной системы, основанной на приобретении и усвоении знаний, умений и навыков, Дьюи предложил, обучение «путем делания», при котором ученики извлекали знания из собственного опыта по решению той или иной проблемы. Учителя из лекторов должны превратиться в консультантов и сотрудников. В настоящее время проектная деятельность очень актуальна в современном образовании, так как цель его – воспитание функционально грамотной личности.

Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Главным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность- деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

К технологии проектно - исследовательской деятельности я обратилась в 2008 году. Первой моей задачей было изучение педагогической и методической литературы по данной теме, а также исследование передового опыта педагогов-новаторов. Изучив литературу, я выявила особенности организации проектной деятельности в начальной школе, так как необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста.

Темы детских работ выбираем из содержания учебных предметов или близкие к ним.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития.

Виды проектов наиболее приемлемые в начальной школе.

Исследовательские проекты. Включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов        (Защита на Ученом совете, научная конференция, отчет исследовательской работы, пресс-конференция, телепередача и т.д.)

Творческие проекты. Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов        Творческие работы (сказки, стихи, рисунки, поделки и т.д.)

Информационные проекты. Направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью ее обобщения и представления широкой аудиторииИтогами такого проекта может быть публикация в СМИ, в Интернете, создание информационной среды класса и школы (энциклопедии, рекламный ролик, газета, журнал, книга, фильм)

Практико-ориентированные проекты.  Нацелены на социальные интересы самих участников проекта или его заказчика. Цель такого проекта заранее определена, а сам проект может быть использован в жизни класса, школы, села.        (Игра, экскурсия, сценарий праздника, дидактический материал и т.д.)

Мини-проекты. Укладываются в 1-2 урока. Вся работа над проектом проходит на уроке, к концу урока готовый результат.

Краткосрочные проекты.         Укладываются в 4-6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проекта, основная работа по подбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной работе или дома.

Проектная деятельность проходит при участии руководителя, возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, эксперименты) с внеклассными (экскурсии).

Выполняя следующую задачу, я познакомила с технологией проектной деятельности родителей и учеников. Для этого было проведено общее собрание «Что такое детский проект?» и разработаны памятки.

Памятка «6 П»

Проблема.

Проектирование (планирование работы)

Поиск и сбор информации.

Продукт работы.

Презентация.

Портфолио твоего проекта.

Этапы:

I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)

II этап: Сбор и обработка информации

III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:

актуальность и важность данной проблемы;

анализ разнообразной информации;

программа действий;

разработка варианта реализации своей программы.

IV этап: Реализация плана действий (проекта)

V этап: Подготовка к защите проекта (учащиеся делятся на группы)

представляют проект на конференции

оформляют портфолио

готовят стендовую защиту

разрабатывают электронную презентацию и т.д.

VI этап: Презентация проекта (для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)

VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Проектно-исследовательскую деятельность я сначала стала применять во внеурочной деятельности. Первым нашим исследовательским проектом в 2009 году стал проект «Герб России: прошлое и настоящее».  Ученица изучала историю происхождения герба, его преображение  и видоизменения до настоящего времени.

На протяжении 2 лет велась работа по проблеме бездомных кошек, в которой учащиеся предложили методы уменьшения бездомных кошек в нашем городе. В прошлом учебном году мои учащиеся работали над такими исследовательскими проектами:

Аптека под ногами 2 место в городской НПК «Росток»

Разноцветная дуга 2 место в городской НПК «Росток»

Как собака помогает человеку 3 место в городской НПК «Росток»

Образ лисы в устном народном творчестве

Мир аквариума

Проблема бездомных кошек в России 2 место в городской НПК «Росток»

Олимпийские герои России

Поведение Животных во время зимней спячки

Проектная деятельность во внеклассной работе особенно способствуют развитию коммуникативной компетентности у младших школьников: дети учатся общаться друг с другом, взаимодействовать в группах, уважать мнение других и доказывать свою точку зрения. Кроме этого формируются организационные умения – учатся распределять обязанности в зависимости от способностей и интересов; оценочные – учатся оценивать результат своей деятельности и деятельности других; презентационные – учатся выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности. Результаты диагностики формирования умений у детей моего класса показали, что систематическая работа проектно-исследовательской деятельностью помогает развивать важнейшие универсальные учебные действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"

Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....

доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»

Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...

конспекты уроков, доклады на темы самообразования

Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...

Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».

                                           Семья - один из шедевров природы                                                                           (Дж. Сантаяна,  философ)Семья - основанная на брак...

Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.

Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся  к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег....

Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу

Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....