Час общения "Осторожно, слово!"
методическая разработка по теме

Материал посвящен расширению знаний о вредном воздействии сквернословия на человека, формированию отрицательного отношения к вредным привычкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ostorozhno_slovo.docx30.87 КБ

Предварительный просмотр:

                          «Осторожно, слово

Цель: Способствовать нравственному становлению личности.

Задачи: 1.Формировать представление о вредном воздействии сквернословия на человека.

2. Развивать самоконтроль по отношению к сказанным словам и выражениям.

3. Воспитывать потребность совершенствовать свою речь, работать над собой.

Ход мероприятия.

  1. Вступительная часть.

  1.-Мы знаем, что слово, речь, которую образуют слова, - это основные средства общения людей. А часто ли мы обращаем внимание на то, как мы говорим, какие слова произносим. Очень часто нам режут слух «словечки»

ненормативного лексикона, которым мы сегодня уделим наше внимание.

Мат, нецензурная брань, грязные оскорбительные слова – раньше их употребляли только в низших слоях общества. Сейчас все это приняло мас-

совый характер: мы слышим подобные выражения на улицах, во дворах,

на детских площадках, в школах, кинотеатрах, в телепередачах, причем выражаются люди всех возрастов, начиная от самого маленького. Появились даже такие стихотворные строки:

Раньше в семьях, смиряя плач,

    Говорили: «Пьет, как сапожник!»

        Скоро скажут: «Он пьет, как врач!»

                                                  «Он ругается, как художник!»

Настолько для многих людей употребление нецензурных слов стало будничным явлением.

И сегодня настало время поговорить о том, какое вредное воздействие оказывает мат на человека.

2. - Матерная ругань всегда считалась проявлением зла в человеке. Издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна». В словаре В. Даля сказано:

«Скверна– мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное.»

Вот куда мы впадаем, отдавшись во власть бранных слов.

И здесь мне хочется прочитать вам строки одного известного сатирика:

«Мат, мне кажется, - это темнота человеческая. Не только необразованность, просто темнота – вот хорошее слово. Это то, что не в голове, а ниже головы, в душе…Мат – это выражение темной души, которой не хватает слов. Одно-

значно можно сказать, что мат – это плохо, это как воровство, как наркотики… А эта хитрая изобретательность в построении матерных конструкций относительно мамы… Это же по самому больному. Сказать о том, что мы избавимся от этого, не могу. Но говорить об этом надо обязательно».

  1. Основная часть.
  1. - В истории давно общеизвестно противостояние науки и церкви. Церковь всегда доказывала, что все создал Бог, на все воля Божья, а ученые все явления пытаются доказывать с помощью научных исследований.

Но вот что интересно, и Церковь, и наука сходятся в едином мнении, что ис-

пользование нецензурных слов, брани далеко не безобидно.

   Давайте рассмотрим взгляды и тех, и других.

/ Выступают представители Церкви /

а) Слово – дар Божий. Господь словом создал наш прекрасный мир – Вселенную, Космос. Космос – по-гречески «красота». И словом же мы пытаемся оскорбить эту красоту, осквернить ее.

«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе…» - учит Церковь. Потому что считается, что душа ругающегося поневоле умирает для Бога, становится крайне циничной, ожесточается против всех.

Среди православных верующих живет предание, что Пресвятая Дева Богородица особо просит у Господа спасения России, ибо Россия есть дом Богородицы. Но молясь за православную Россию, Пречистая Дева Мария отказывается поминать в своих молитвах тех, кто ругается матом.

В русском народе издавна матерщинников именовали богохульниками.

б) Православная церковь всегда учила бережно относиться к слову, речи.

Она считала, что слово должно нести благодать – благие дары, добро, служить назиданием в вере, т.е. приближать к Богу. Люди знали, что слово благое, молитва обладали целительной силой. Религиозное воспитание накладывало отпечаток на поведение, поэтому в старые времена сквернословили мало. Накопившаяся вредная вибрация уничтожалась положительной – колокольным звоном. Звон колокола передавался от одного Храма к другому, очищая воздух от разной земной скверны. А когда Храмы начали разрушать, когда колокольный звон исчез, для этой скверны наступили блаженные времена.

Воспитатель: Стихией, в которой матерная брань бушевала, как грозное море, явилась Красная Армия, потому что в ней торжествовало воинствующее безбожие, неграмотность, духовное обеднение.

А до этого при благочестивых царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие полагалось телесное наказание: на рынках, по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, которые хватали ругателей и тут же, на месте преступления наказывали их розгами.

     А что же наука?  Ученые давно пытаются доказать вредное воздействие нецензурных слов. Послушайте об одном конкретном исследовании, когда современная наука доказала, что слово имеет мощное энергетическое воздействие.

/ Выступает представитель науки /

   =О воздействии бранных слов на человеческий организм свидетельствуют эксперименты ученого Петра Горяева. Для эксперимента были взяты семена растения арабидопсис. С помощью специально созданного аппарата на семена воздействовали бранными словами. В результате этого порвались цепочки ДНК, распались хромосомы, разрушились гены растения. Большинство семян погибло, а выжившие превратились в мутантов, генетических уродов. Эксперименты доказали, что проклятия, а также бранные и грубые слова, адресованные живым существам, в том числе и человеку (т.к. гены человека тоже состоят из ДНК) повреждают наследственный генетический аппарат не только того, кто слышит сказанное, но и того, кто произносит.

Воспитатель:Вообще, опытов с растениями проводили множество. На одни растения направляли слова добрые, ласковые, молитвы, классическую музыку, на другие – матерщину. В результате несчастные «обруганные» растения хуже развивались, больше болели и давали меньший урожай.

   Подобные опыты проводили и с водой. Вода, «заряженная» молитвой, становилась целебной.

   Т.е. добрые и теплые слова восстанавливают разрушенные цепочки, они способны нести исцеление. Получается, что не случайно в прошлые века родители обязательно благословляли детей перед важными жизненными шагами, а наши предки совершали молитвенные обряды перед тем, как сеять зерно.

2. -А знаете ли вы, что бранное слово вызывает такой эффект, что его сравнивают с радиационным излучением. И часто этот разрушительный заряд направлен на самых родных и близких людей, т.е. семью.

Давайте послушаем еще одно сообщение.

=Сквернословие родителей в семьях, а точнее жесткая вибрация их слов, разрушает организм детей, даже меняет их внешность. Постоянно слушая родительскую брань, дети сами начинают сквернословить, разрушая этим свой и родительский организм. И зло, как бумеранг, распространяется в семье, где часто ругаются.

А что происходит в той семье, где ждут ребенка?

С помощью аппарата УЗИ был проведен эксперимент. Доказано, что ребенок в чреве матери слышит, что говорят взрослые и корчится в муках. Он не в силах защититься от жесткой вибрации голосов родителей и их знакомых. Не потому ли в последние годы рождается много детей с теми или иными физическими и психическими отклонениями?

Воспитатель: Обратите внимание, а как часто девочки стали употреблять в своей речи нецензурные слова. Со временем такие девочки обречены на скорое изменение черт лица: нежность и миловидность исчезнут, на смену им придут грубые черты, грубые манеры.

3. -Послушайте одну историю. Фамилия героя ни вам, ни мне ничего не скажет, а история такая.

 = Восьмиклассник стал плохо учиться, пропускать уроки. Отец привел его на стройку. Мальчик стал электриком. Прошло некоторое время. Юноша ушел со стройки. «Володя, почему ты ушел со стройки?» - «Я был знаком, встречался с очень милыми и симпатичными девушками, а утром на работе слышал от них такие слова… И мне захотелось вырваться из этой среды. Я поступил на подготовительное отделение в институт».

    - Сейчас этот человек – профессор, специалист в области экологии.

  Что же произошло?

Во-первых, ему уже не хотелось встречаться с этими милыми девушками. Во-вторых, он не хотел изо дня в день, ежедневно находиться в этой среде и слышать нецензурные слова.  Это послужило ему неким толчком продолжить свое образование, изменить свою жизнь.

Порой родители противятся желанию детей идти учиться на какие-либо рабочие профессии именно потому, что их пугает не профессия, а низкий культурный уровень. И очень непросто, оказывается, не поддаваться, не подражать, не ронять себя.

Никогда не надо думать, что никто никогда вас не обидит, не выругает. Но если все время копировать других, говорить «как все», то нечего потом удивляться, что не все в жизни ладится.

 - Скажите, люди каких профессий, по-вашему, наиболее часто употребляют нецензурные слова?

 - А, наоборот, в меньшей степени или не употребляют совсем?

Обобщение после беседы:Все зависит от личного уровня культуры человека, независимо от его профессии. Кроме того, в современном мире хорошие организации заботятся об имидже своего предприятия, предусматривают определенный стиль поведения своих работников, и, если человек заинтересован в своем успехе в профессиональной деятельности(т.е ему нравится эта работа, или ему нравится, сколько он зарабатывает), он должен соответствовать предъявляемым требованиям. И, конечно, очень нежелательно слышать плохие слова от тех, кто находится рядом с детьми.

4. -Сегодня мы много говорили о вредном воздействии сквернословия и выяснили, что употребление нецензурных слов далеко не безобидно. Они влияют на здоровье, на взаимоотношения между людьми, на профессиональную деятельность. А теперь представьте себя на акции по борьбе с нецензурщиной и предложите лозунги, с которыми вы могли бы выйти на эту акцию. /Ребятам дается некоторое время на подготовку, затем они показывают свои лозунги, н-р: «Кто использует мат, сам в неудачах виноват», «Кто любит материться, тому счастья не добиться» и т.д./

5. -А теперь я снова хочу обратиться к большому знатоку слова, автору знаменитого словаря Владимиру Далю. Он писал: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом».

Недаром молитвой, словом исцеляли многие болезни. И в наше время, кто по-вашему, приходит с первых же минут на помощь людям, пережившим трагедию? Правильно, психологи, которые словом лечат душевные раны. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух.

   Психологи утверждают, что самой большой целебной силой обладают слова: ДОБРО, ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ, СЧАСТЬЕ, КРАСОТА.

   Это нам могут подтвердить и пословицы – кладезь народной мудрости, передаваемая из поколения в поколение. Вот некоторые из них, но вам нужно их правильно прочесть.

1) Красную речь                                 и камень растопишь.

2) Ласковым словом                           да споро.

3) Ласковое слово не трудно              красно и слушать.

4) Доброе слово человеку                  лучше мягкого пирога.

5) Доброе слово лечит                        что дождь в засуху.

6) Доброе слово                                    а злое калечит.

  1. Обобщение. Итог.

– Сейчас в России у нас у всех много трудностей и проблем. Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован, но все-таки живем мы хуже других стран. Стремительно растет алкоголизм, наркомания, курение. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия. Сдержать себя, удержаться от грубых выражений  порой бывает так трудно, но все же может быть стоит учесть ту информацию, которую мы сегодня узнали, и  прислушаться к словам  стихотворения Э. Асадова « О скверном и святом», и избавить себя от «речевых нечистот».

        Что в сердце нашем самое святое?

        Навряд ли надо думать и гадать.

        Есть в мире слово самое простое

        И самое возвышенное – МАТЬ!

                                       Так почему ж большое слово это,

                                       Пусть не сегодня, а давным-давно,

                                       Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

                                       В кощунственную брань обращено.

        Тот пращур был и темный, и дурной

        И вряд ли даже ведал, что творил,

        Когда однажды взял и пригвоздил

        Родное слово к брани площадной.

                                       И ведь пошло же, не осело пылью,

                                       А поднялось, как темная река.

                                       Нашлись другие, взяли, подхватили

                                       И понесли сквозь годы и века…

        Пусть иногда кому-то очень хочется

        Хлестнуть врага словами, как бичом,

        И резкость на язык не только просится,

        А в гневе и частенько произносится,

        Но только мать тут все-таки при чем?

                                        Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

                                        И все же трудно попросту понять,

                                        Что слово «мат» идет от слова «МАТЬ»,

                                        Сквернейшее от самого святого.

       Неужто вправду за свою любовь,

       За то, что родила нас и растила,

       Мать лучшего уже не заслужила,

       Чем этот шлейф из непристойных слов?!

                                          Ну как позволить, чтобы год за годом

                                          Так оскорблялось пламя их сердец?!

                                          И сквернословам всяческого рода

                                          Пора сказать сурово наконец:

       Бранитесь или ссорьтесь, как хотите,

       Но не теряйте звание людей:

       Не трогайте, не смейте, не грязните

       Ни имени, ни чести матерей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »

Заранее  класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...

Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс

Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...

: Знакомство с разными группами слов. Слова - названия предметов. Слова - признаки. Слова - действия.

Цель урока: формирование умения различать предмет и слово как название предмета, определение слов - названия предметов, признаки предметов, действия предметов....