Воспитание культуры речи учащихся
статья по теме
Выступление на педсовете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный процесс в начальных классах дает большие возможности для формирования основ нравственной культуры, а значит, и культуры поведения и речи. Не менее важный резерв воспитания культуры поведения (выносится в нових стандартах на 1 план)— внеклассная работа. Она позволяет продолжить, углубить, отшлифовать то, что делается на уроке. Так, на мероприятиях, посвященных знаменательным, памятным событиям, встречам с интересными людьми, при знакомстве школьников с природой, искусством, организуя активную коллективную деятельность детей, мы включаем их в определенные нравственные отношения и тем создаем дополнительные возможности для формирования умений и навыков культуры поведения и речи. Так я во внеурочное время провожу различныу классные мероприятия, на которых школьники учатся осознавать свое и чужое поведение, занятия в клубах вежливых, бережливых, друзей природы. проведение праздников, и т. п. Работа организуется так, чтобы воздействовать и на моральное сознание ребят, и на формирующиеся у них навыки и привычки поведения.
Здесь особенно уместны этические беседы и различные виды упражнений. В беседах учащиеся уясняют смысл моральных понятий, оценивают поступки, мысленно осуществляют моральный выбор. Упражнения помогают перевести усвоение школьниками моральных знаний в практические действия, закрепить их в форме привычек, манер. Для тренировки ребят в культурном поведении хороший эффект дают такие приемы: повторение какого-то образца (скажем, удачного варианта поведения кого-то из учащихся); инсценирование стихотворений и отрывков из рассказов на моральные темы;проведение ролевых игр, когда дети в заданной учителем конкретной ситуации избирают себе роль и самостоятельно, на основе знаний правил этикета, выбирают способ действия; сюжетно-ролевые игры: дети воплощают разработанные самостоятельно или с помощью учителя сценарии своей линии поведения в сложных ситуациях (например, на дне рождения, в магазине, на улице).
Выполнение общественных поручений требует от детей не только умения выполнять какую-либо деятельность, но и соблюдать определенные правила поведения.Во 2 классе у нас работают 5 центров: центр заботы, агит-бригада, спортивный центр, Основная работа по накоплению опыта правильного поведения проходит в повседневной жизни младших школьников - на уроках, во время перемен, в раздевалке, по дороге домой, во время посещений театра, кино, на прогулках, экскурсиях, в общении друг с другом и взрослыми.
С первых дней пребывания в школе ребёнок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем.
Если у ребёнка к 9-10-летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, это значит, что ребёнок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживать отношения продолжительное время, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно.
Необходимым условием для всестороннего развития ребёнка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребёнок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребёнок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребёнка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками. Когда ребёнок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходится соизмерять с желаниями других, тогда в нём возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.
Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение приобретает особую сдержанность.
Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей.Родительские собрания-лектории «Нравственные уроки семьи-нравственные законы жизни», «Хорошие родители-кто они?»,»Свободное время и развлечения в семье»позволяют помочь родителям выбрать правильный путь в воспитании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/18/picture-68450.jpg)
Воспитание культуры речи у учащихся начальных классов
Культуру речи необходимо воспитывать путем сознательного отношения к языку на базе хотя бы элементарных языковедческих знаний. В начальном звене школы работа по культуре речи должна быть направл...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/14/picture-136357-1671035908.jpg)
"Воспитание культуры поведения учащихся в начальной школе".
В работе говорится о приёмах работы в урочное и внеурочное время, позволяющих формировать культуру поведения младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/05/picture-376256-1388910985.jpg)
Комплекс упражнений по формированию культуры речи учащихся
Повышение культуры речи является актуальной проблемой современного общества. Чтобы научить говорить, соблюдая нормы современного русского языка, целесообразно уделять внимание формированию культуры ре...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/18/picture-450828-1403116285.jpg)
Работа логопеда по формированию культуры речи учащихся 1-х классов общеобразовательной школы.
Антипова Жанна Владимировна, к.пед.н., доцент, НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет».Морозова Татьяна Игоревна, ГОУ ЦО № 1490, СВАО, г. Москва, учитель-логопед высшей квалификационной ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/18/picture-450828-1403116285.jpg)
Работа логопеда по формированию культуры речи учащихся 1-х классов общеобразовательной школы.
Антипова Жанна Владимировна, к.пед.н., доцент, НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет».Морозова Татьяна Игоревна, ГОУ ЦО № 1490, СВАО, г. Москва, учитель-логопед высшей квалификационной ...
Как выбрать сказку. Развитие культуры речи учащихся
Сказка - это зернышко,из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений. Василий Александрович Сухомлинский КАК ВЫБРАТЬ СКАЗКУ?...