Воспитание культуры речи учащихся
статья по теме

Компасова Наталья Валерьевна

Выступление на педсовете

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Воспитание культуры речи учащихся в свете нового  ФГОСа

Школа – это место, где до ребёнка и его проблем хоть и кому-то есть дело. Любой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, муки и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность для других. Школа – это место, где ребёнка больше всего воспитывают.

На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса.

В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки общественного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью её с другими звеньями образования, но и в  первую очередь неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребёнка.

В связи с этим, основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей учащихся к активно-деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самими собой и др.).

Для достижения указанных результатов в психическом и личностном развитии младших школьников, прежде всего, необходимо кардинально изменить приоритеты целей начального образования: на передний план поставить цели, которые заключаются не в вооружении учащихся определённой суммой предметных знаний, умений, как это было до сих пор,  а в воспитании его личности.

Поэтому решение главных задач обучения должно обеспечивать: формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.

Переступив порог школы, ребёнок попадает на огромную, новую для него планету – Планету людей. Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать, почему же они такие разные, по каким правилам они живут, что они ценят друг в друге. Постепенно он и сам научится распознавать добро и зло, смотреть в других, как в зеркало, узнает больше о самом себе. Эти уроки ему преподают сама школьная жизнь и, конечно, его первый учитель.

Культура общения

предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту; предполагает:

- умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции

- культуру речи, т.е. наличие достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.

общий нравственный “климат” в классе и школе, стиль отношений между учителями и детьми, детских взаимоотношений. В обстановке взаимной заботливости и внимания, доброжелательности и требовательности каждый ученик ощущает себя полноправным членом коллектива. Такая обстановка благоприятствует развитию достоинств и преодолению недостатков школьников.

Учебный процесс в начальных классах дает большие возможности для формирования основ нравственной культуры, а значит, и культуры поведения и речи. Не менее важный резерв воспитания культуры поведения (выносится в нових стандартах на 1 план)— внеклассная работа. Она позволяет продолжить, углубить, отшлифовать то, что делается на уроке. Так, на мероприятиях, посвященных знаменательным, памятным событиям, встречам с интересными людьми, при знакомстве школьников с природой, искусством, организуя активную коллективную деятельность детей, мы включаем их в определенные нравственные отношения и тем создаем дополнительные возможности для формирования умений и навыков культуры поведения и речи. Так я  во внеурочное время провожу  различныу классные мероприятия, на которых школьники учатся осознавать свое и чужое поведение, занятия в клубах вежливых, бережливых, друзей природы. проведение праздников,  и т. п. Работа организуется так, чтобы воздействовать и на моральное сознание ребят, и на формирующиеся у них навыки и привычки поведения.

Здесь особенно уместны этические беседы и различные виды упражнений. В беседах учащиеся уясняют смысл моральных понятий, оценивают поступки, мысленно осуществляют моральный выбор. Упражнения помогают перевести усвоение школьниками моральных знаний в практические действия, закрепить их в форме привычек, манер. Для тренировки ребят в культурном поведении  хороший эффект дают такие приемы:                                                                                                                    повторение какого-то образца (скажем, удачного варианта поведения кого-то из учащихся); инсценирование стихотворений и отрывков из рассказов на моральные темы;проведение ролевых игр, когда дети в заданной учителем конкретной ситуации избирают себе роль и самостоятельно, на основе знаний правил этикета, выбирают способ действия;                                                                                                                              сюжетно-ролевые игры: дети воплощают разработанные самостоятельно или с помощью учителя сценарии своей линии поведения в сложных ситуациях (например, на дне рождения, в магазине, на улице).

Выполнение общественных поручений требует от детей не только умения выполнять какую-либо деятельность, но и соблюдать определенные правила поведения.Во 2 классе у нас работают 5 центров: центр заботы, агит-бригада, спортивный центр,  Основная работа по накоплению опыта правильного поведения проходит в повседневной жизни младших школьников - на уроках, во время перемен, в раздевалке, по дороге домой, во время посещений театра, кино, на прогулках, экскурсиях, в общении друг с другом и взрослыми.

С первых дней пребывания в школе ребёнок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем.

Если у ребёнка к 9-10-летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, это значит, что ребёнок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживать отношения продолжительное время, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно.

Необходимым условием для всестороннего развития ребёнка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребёнок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребёнок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребёнка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками. Когда ребёнок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходится соизмерять с желаниями других, тогда в нём возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.

Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение приобретает особую сдержанность.

Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей.Родительские собрания-лектории «Нравственные уроки семьи-нравственные законы жизни», «Хорошие родители-кто они?»,»Свободное время и развлечения в семье»позволяют помочь родителям выбрать  правильный путь в воспитании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание культуры речи у учащихся начальных классов

Культуру речи необходимо воспитывать путем сознательного отношения к языку на базе хотя бы элементарных языковедческих знаний. В начальном звене школы работа по культуре речи должна быть направл...

"Воспитание культуры поведения учащихся в начальной школе".

В работе говорится о приёмах работы в урочное и внеурочное время, позволяющих формировать культуру поведения младших школьников....

Комплекс упражнений по формированию культуры речи учащихся

Повышение культуры речи является актуальной проблемой современного общества. Чтобы научить говорить, соблюдая нормы современного русского языка, целесообразно уделять внимание формированию культуры ре...

Работа логопеда по формированию культуры речи учащихся 1-х классов общеобразовательной школы.

Антипова Жанна Владимировна, к.пед.н., доцент, НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет».Морозова Татьяна Игоревна, ГОУ ЦО № 1490, СВАО, г. Москва, учитель-логопед высшей квалификационной ...

Работа логопеда по формированию культуры речи учащихся 1-х классов общеобразовательной школы.

Антипова Жанна Владимировна, к.пед.н., доцент, НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет».Морозова Татьяна Игоревна, ГОУ ЦО № 1490, СВАО, г. Москва, учитель-логопед высшей квалификационной ...

Как выбрать сказку. Развитие культуры речи учащихся

Сказка - это зернышко,из которого прорастает эмоциональная   оценка ребенком жизненных явлений. Василий Александрович Сухомлинский  КАК ВЫБРАТЬ СКАЗКУ?...