Классный час "Моя семья"
книга (2 класс) по теме

Петрова Надежда Аркадьевна

План - конспект на тему о семье, её родословной, интересные вопросы и познавательный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_moya_semya.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час "Моя семья". 2-й класс

Петрова Надежда Аркадьевна учитель начальных классов

Цель:

  1. воспитание чувств гордости за свою семью, уважения к родителям;
  2. развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной;
  3. формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников;
  4. сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочение семей;
  5. изучение семей учащихся;
  6. знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа.

Средства воспитательного воздействия:

1. Выставка «Кто мы? Откуда мы?»

2. Генеалогические древа семей.

3. Выставка поделок.

4. Фонограммы песен: «Родительский дом», «Как здорово!», «Делу время».

5. Сердечки из самоклеящейся бумаги с пожеланиями у всех присутствующих.

6. Аппликация «Дом».

Ход классного часа

I. Организационный момент

(На доске надпись: 7 я)

Учитель. Давайте разгадаем ребус. Это ключ к раскрытию темы нашего классного часа.

Дети. Семья.

Учитель. Почему слово семья состоит из 7 я?

Дети. Настоящая семья это дедушка, бабушка, папа, мама, и трое детей.

Учитель. Прочитайте тему классного часа на доске.

Дети. Моя семья.

Учитель.

Пусть все к лучшему преобразуется
В наших душах, на нашей земле!
Человек – он в семье формируется.
Поведем разговор о семье!

Готовясь к этому классному часу, мы были историками (составляли родословные), писателями (писали сочинения), журналистами (расспрашивали родителей о своих прабабушках, прадедушках), антикварами, археологами (разыскивали старинные вещи). Узнали много интересного.

II. Моя родословная

Учитель. Человек рождается. Растет. Задумывается: «Кто я? Откуда мои корни?».

У каждой семьи своя история.

(Победитель классного конкурса «Моя родословная» рассказывает о родословной своей семьи).

III. Династии

Учитель. Издавна на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, врачей.

Пусть ваши предки не были знаменитыми историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми.

Кем бы вы могли гордиться в вашей семье?

(Рассказы детей).

IV. Семейные традиции

Учитель. Во многих семьях сложились свои семейные традиции. Назовите их.

(Рассказы детей).

(Мама Пересветова Ромы Пересветова Оксана Михайловна исполняет песню «Родительский дом»).

Учитель. В 1829 году французский конструктор Г. Дазер изобрел фотографию. Традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь.

(Показ видеофильма «Семейный альбом»).

Учитель. Д. С. Лихачев сказал: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, - значит, он их не любит. Если человек равнодушен к памятникам своей старины – он, как правило, равнодушен к своей стране».

V. Семейные реликвии

Учитель. Человек живет, пользуется какими – либо вещами, которые ему дороги, связаны с каким – либо событиями в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы продолжаем ее хранить, как память о близких людях. Это – история семьи, история народа, история Отечества.

(Рассказы детей о семейных реликвиях).

VI. Хобби

Учитель. Семьи отличаются не только своими традициями, но и увлечениями (хобби). Бывает так, что увлечения у всех членов семьи совпадают, например, семейные чтения.

(Показ видеофильма семьи Герасимовских «Моя семья»).

Учитель. Семейные традиции нужно чтить, передавать будущим поколениям.

(Шуточная сценка из семейной жизни под фонограмму песни «Делу время»).

Учитель. Какая традиция была у этой семьи?

Дети. Прогулки по вечерам всей семьей.

VII. Наш класс – семья

Учитель. Давайте перелистаем календарь назад и вспомним 1 сентября 2008 года. Что произошло в этот день?

Дети. Мы стали школьниками.

(Показ фото).

Учитель. И родилась наша семья. В нашем классе сложились свои традиции. Какие?

Дети. Каждую пятницу ходим в сельскую библиотеку, поздравляем друг друга с днем рождения, экскурсии в природу, чаепитие.

Учитель. Семья – это дом.

(Учитель открывает рисунок дома на доске).

Учитель. Что бы вы пожелали нашему дому, чтобы он стал еще крепче?

(Дети пишут свои пожелания на сердечках из самоклеящейся бумаги и наклеивают их на дом).

Учитель. В нашей семье 24 человека.

В древние времена жила семья из 100 человек. В семье всегда царили мир, любовь, согласие. Люди спросили у главы семьи: «Как вам удается, никогда не ссорится?» Он взял бумагу и написал всего одно слово «понимание».

Я желаю нашему дому понимания.

(Учитель прикрепляет пожелание – сердечко на рисунок дома на доске)

Учитель.

Дом – это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут.
Где ты забудешь о плохом –
Это твой дом.

Наши родители – это тоже наша семья.

(Родители прикрепляют на доску сердечки с пожеланиями).

Учитель. Вот теперь вся наша семья в сборе. И это очень здорово!

(Все присутствующие исполняют песню «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»)

Классный  час  на  тему:

Цель:

  1. помочь  сориентироваться  в  ближайшей  социокультурной  среде,  представляющей  своеобразную  микромодель  окружающего  внешнего  мира и  включающей  в  себя  его  важнейшие  ценности -одухотворенный  мир  людей  и  мир  вещей,  служащих  человеку;
  1. подвести  детей  к  осознанию  необходимости  личного  участия  в  благоустройстве  родного  очага, поддержанию  семейных  традиций  и  уклада;
  1. воспитывать  чувство  привязанности  к  родному  дому  и  ответственности  за  его  судьбу.

 Ход занятия:

1.Организационный  момент. 

 На экране: 

Учитель:

- Ребята,  какое  у  вас  настроение?              (отличное)  

-А  самочувствие?                                       (прекрасное)

-Значит,  вы  к  классному  часу  готовы?         (готовы)

 - Сегодня  у  нас  необычный  классный  час. К  нам  пришли  ваши  родители,  гости. Давайте    друг   другу   улыбнемся,  создадим  хорошее  настроение.   Садитесь.

2.Погружение в тему занятия:

      Вы  еще  не  изучаете  историю, но  мы  сегодня  чуть-чуть   прикоснемся  к  ней,  а помогут  нам  в  этом    ваши  друзья  и  родители.

   Фамильная  гордость,  интерес  к  своей  родословной  -  все  это  ветви  одного  дерева,  имя  которому  -  патриотизм.

       Нельзя  жить  «Иванами,  не  помнящими  родства».  Невозможно  изучать  историю  Родины  в  отрыве  от  родного  края.  Но  прошлое  -  это  не  только  перечень  событий,  это  и  судьбы.

       Готовясь  к  классному  часу,  мы  провели   маленькие  исследования,  почувствовали  себя  настоящими   историками.  

       Ребята!  Что  мы  Родиной  зовем?  На  этот  вопрос  вместе  с  вами  будем  искать  ответ.

 (Звучит  музыка  Баснера «  С  чего  начинается  Родина».)

На экране:

Учитель:

С  чего  начинается  Родина?                        

 Дети:                                                                                                            

-С  картинки  в  моем  букваре.                                        

-С  хороших  и  верных  товарищей, живущих  в  соседнем  дворе.

-А  может  она  начинается  с  той  песни,  что  пела   нам  мать,                                                        

   На экране: 

                                                 

- с  того,  что в  любых  испытаниях  у  нас  никому  не  отнять  

-А  может  она  начинается  с  окошек  горящих  вдали?                                                                    

НА экране:

Ученик:                                  

     Она  начинается  с  вашей  и  нашей  семьи.

НА экране:          

                                           

            (Читаем  все  вместе   тему   урока.)

Учитель:

3. Сообщение темы: Тема нашего классного часа:

Произносят хором:

Учитель:

А  ведь  история  Отечества  складывается  из  истории  каждой  отдельной  семьи.                                                          

  (Обращается   к   Татьяне  Ивановне  ученик)

Дети:     Праздника  такого нет  в  календаре,

              Но  для нас  он  важный  в  жизни  и  судьбе.

              Без  него  мы  просто  не  смогли  бы  жить,

              Радоваться  миру,  учиться  и  творить.

              Когда  родилась  наша  дружная  семья,

              Рядом  с  папой  и  мамой  не  было  меня.

              Часто  смотрю  на  фото  их красивое,          

На экране:

                                                                       

              И  немножко  злюсь,  и  чуть-чуть  завидую.

              Спрашиваю  папу: «Где   я   был  тогда?»  

                                            ( На  доску  слово «я»)

              Отвечает  папа: « Не  было  тебя».

              Как  же  может  быть  такое,  чтобы  без  меня

              Родилась   такая  дружная  семья?                                         (  Обращается  к  древу  жизни) 

«Дерево  жизни» - на доске.

(На  ветках  дерева  прикреплены  листочки,  на  которых  фото  каждой  семьи.)

Учитель:

   Закройте  глаза  и  представьте  семью.

А  вот  что  возникает  при  этом  в  воображении  наших  маленьких   братишек  и  сестренок.  

На экране:

                                                               

       Включается аудио запись с голосами детей.

1-й  ребенок.   Она  любит  детей,  добренькая,  покупает  чтонибудь  вкусненькое - что  хочешь…Она  заботливая,  никогда  не  ругает.  У  нее  есть  любимый  человек- дедушка.  Кто  она?

Вывешивается на доску слово (Бабушка)

 -А  кто  всегда  рядом  с  бабушкой  и  в  горе,  и  в  радости?        

Вывешивается на доску слово (Дедушка)

2-й ребенок…Она  бывает  доброй, а  бывает  строгой. Но  не  покупает  что хочешь… Она  тоже  заботлива, никогда  не  сидит  без  дела,  иногда  ругает нас, что  мы  безобразничаем,  но  любя.

                                                                                           

Вывешивается на доску слово (МАМА)                                               

3-й   ребенок.   Он  никого  не  боится,  никогда  не  плачет.  По  утрам  выгуливает  собак…Он  хороший,  добрый,  заботливый.  Обещал  всю  жизнь  маму  на  руках  носить.  (Вывешивается на доску слово (ПАПА)                                               

                                         

Учитель:

 (А   кем   являются  для  вас родители   бабушки  и  дедушки?    (Прадедушка  и  прабабушка.)

На доске собраны слова:

Учитель:

Какое  образовалось  слово?      Семья.  

    На экране:    

 (Повторяется     слово  «я»    7   раз) 

4.Физкультминутка. 

«Я,  ты,  он,  она.   Вместе  целая   семья». (3  раза  повтор.)

Учитель:

      Давайте вспомним   русские    пословицы  и  поговорки.  В  них говорится  о  семье.  Я  начну, а  вы постарайтесь  все  вместе  ее  закончить.

-Дом  без  хозяйки…     (сирота.)

-Дом  вести…     (не  бородой  трясти.)

 В  гостях  хорошо… (а  дома  лучше.)

Не  нужен  клад…(когда  в  семье  лад.)

Когда  семья  вместе…( так  и  душа  на  месте.)

         Семья - это  продолжение  вашего  рода.  Начало  его  уходит  в  далекое  прошлое. В  нем,  в  прошлом,  лица  близких  и  дорогих  вашей  семье  людей.  Они  подарили  жизнь  вашим  родителям, благодаря  судьбе, ваши  родители, смогли  встретить  друг друга. Ваши  предки  подарили  жизнь  вашим  бабушкам  и дедушкам, прабабушкам  и  прадедушкам.

Обращаемся   к «дереву  жизни».

           Знание  своих  корней  и  гордость  деяниями  предков  всегда  имели  большое  значение. Для  того, чтобы  лучше  знать  историю  своего  рода,  семьи, составлялась  специальная  схема -  генеалогическое  древо.                                                                                                

На экране: (Моя  родословная.)

           Генеалогия  (в  переводе  с  греческого  обозначает  родословная) – наука, которая  изучает  историю  происхождения  рода,  семьи.  

  На экране: (Фото  семей)

Учитель:

      Наши   ребята   вместе   с  родителями   составили   родословную   своей  семьи.  О  судьбе  родных  они  расскажут.

Выходят дети:

Учитель поет:

   Что  ты,  Ваня,  приуныл,

   Голову  повесил,

   Ясны  очи  замутил,

  Хмуришься,  невесел

Ученик Ваня  Егоров:

       А  грущу  я   вот  почему. Дед  рассказывал,  что  была  война.  Муз.  Марк  Бернес «Журавли»           

 Великая   Отечественная,   1941-1945г.                                                                            

Ее  называли  Великой  Отечественной,   потому  что это  была  война  во  спасение  Отечества. Она   унесла  миллионы  человеческих  жизней.

      Мои прадеды  были  пехотинцами.  Егоров  Василий  погиб  на  фронте,  защищая  Родину.  Блохин  Андрей  Алексеевич  был в  плену,  но  потом  его  освободили.  Иван   Ефимович  Кадушечкин  воевал  до  Дня  Победы,  а  потом  вернулся  домой.                        

                                На экране:   Фото  пушки.

       А  вот  прадед-Алексей  Илларионович  Сапожников-  был   артиллеристом.

       Он  стрелял  из  пушки. Она  называлась  «Гаубица».  Такая  пушка  стоит  на  постаменте  в  городе  Коломне  в  память о  боях.

 На экране фото.

        Моя  прабабушка  Ираида  Семеновна   родилась  в  1924  году  в  Тютьнярах  в  семье  бочкаря.Кроме  нее  в  семье  было  еще  6  детей. В 1942  году  она   прямо    со  школьной  скамьи  ушла  на    фронт  добровольцем  .  Воевала  она  в  Первом батальоне  связи-  радисткой.  День Победы  встретила  в  городе  Брно (Чехославакия). Но  осталась  служить  еще  до  1947  года.

     Кроме  нее  ушли  на  фронт  три  ее  брата:  Василий  и  Петр   служили  в  кавалерии,  Дмитрий  служил  в  авиации. Все  вернулись  домой  живыми. Ираида  Семеновна,  Василий  Семенович,  Дмитрий  Семенович  и  Петр  Семенович  были  награждены  орденами  и  медалями.  Моя  прабабушка  награждена  орденом  Великой  Отечественной  войны  11  степени  и  множеством  медалей.

Ученица Настя  Шарова:

       На экране фото  дедушки,  медали.

        Мой  прадедушка  Бородуля  Иван  Леонович  в  18  лет  ушел  на  фронт.  Сражался  под  Севастополем.   В  1943  году  его  ранило,  он  попал  в  госпиталь,  ему  ампутировали  ногу.  Награжден   орденами  Отечественной  войны  и  медалями.

Ученица Безлюдова Света:

     Моя  прабабушка  не воевала,

                Она  в  тылу  солдатам  помогала.

                У  нас  в  тылу  работали  заводы,

                Там  собирали  танки,  самолеты,

                Снаряды  делали  и  пули  отливали,

                Одежду,  сапоги  изготовляли…

   Учитель:

   Сегодня  у  нас  в  гостях  уважаемые  люди.  Семьи которых  -  замечательный  пример  уважительного  отношения  к  памяти  предков.

                    Громовы    Елена  Александровна,

                                    Валерий   Владимирович.

                       У  вас   сохранились  воспоминания  о  прошлом,  расскажите,  как  ваши  семьи  смогли  пережить  то  время?          (Фото)

        Рассказывают Громовы

         Учитель

 Памятные  вещи,  семейные  реликвии,  письма,  медали,  монеты,  фотографии-молчаливые  свидетели  прошлых  лет, но -  главное  в  памяти  остались  рассказы  бабушек  и  дедушек…:

    Днем  и  ночью,  зимой  и  летом,  на  суше  и  на море   трудятся  нефтяники,  добывая  для  страны  нефть.   Без   нефти   не  обойтись   никому.  Автомобили,  самолеты,  подводные  лодки,  с  места  не  сдвинутся,  если  в  них   не   залить    горючее,  полученное   из  нефти.

3. Ермошкин Александр     

                                 

            Моя  бабушка-Надежда  Ивановна  Егорова,  когда  была  маленькой  девочкой,   тоже  училась  в  школе  №13(с 1951 года). Недавно  она  дала мне  почитать  книгу,  которую  ей  50  лет  назад   подарили  в  школе  за  хорошую  учебу.  Прочитав  надпись  на  ней,  я  узнал,  что  наша  школа  была  семилетняя.

           Когда  бабушка  окончила школу,  она  поступила  в  текстильный  техникум  нашего  города,  а,  закончив  учебу  в  нем,  поступила  в  московский  текстильный  институт.  Бабушка  всю  жизнь  проработала  на  нашем  хлопчатобумажном  комбинате.  Ее  очень   уважали,  потому,  что  она  была  хорошим  работником.

          Другая   моя  бабушка-  Наталья  Андреевна  Сапожникова,    работает   медсестрой  в  нашей  городской  больнице.  Она  очень  хорошая  медсестра. Пациенты  очень  ее  любят.  Ведь  она  делает  уколы  совсем  не  больно.  Бабушка  два  раза  участвовала  в  конкурсах  на  лучшую  медсестру.  Один  раз  она заняла  третье  место,  а  потом  первое.

          Мои  дедушки  трудятся  на  заводах  города  Егорьевска,  а   папа  работает  в  Москве  охранником.  Они  простые  рабочие  люди,  без  которых  страна  обойтись  никак  не  может.

  Учитель:

       Жизнь  идет  вперед. Каждый  уверен,  что  любой  город  впишет  еще  немало  страниц  в  историю  своей  Родины.   Никогда  не порвется  живая  связь  нашего  края   со  всей  страной.

    -Мы  сегодня  с  вами   вспомнили  о  ваших  предках  добрыми    словами.  

                           Жизнь  человека - только  миг.

                        Все  это  так.

                          Одной  мы  связаны судьбой,

                          Одной  семьей,  единой кровью.

                          Потомки  станут  нам  с  тобой

                        Надеждой,  верой  и  любовью.

                        И  дух  наш,  продолжает  жить,

                     Во  внуков,  правнуков  вольется,

                        И  никогда  не  оборвется

                        Веков  связующая  нить.

    Давайте  зажжем  в  их  память   свечу.  Она  станет незримой ниточкой, связывающей  день  прошлый  и  день  сегодняшний.           

                           (Музыка. «Песня  о  России». И. Кобзон).

  -Пусть  огонь  согревает  ваши  семьи, несет  тепло  и  уют.

       Прошу всех встать.

Учитель (после того, как все сели):

       

  5. ИТОГ:  

             -Что  мы  Родиной  зовем?  

             -Дом,  где    мы  с  тобой  растем  и  воспитываемся  ( в  семье).

                             Учитель раздает  «мамины   ладошки»

      Учитель: 

               А  вы  подумайте,  обсудите  и  запишите.

           -А  какой  должна  быть  семья?          

 1гр        - счастливая. 

 2 гр.       -дружная.                                                        

       3 гр.     -надежная.                                        .      

       4гр.      -верная.

 

-Всем  вам, ребята,  счастья,  мира  и  добра.  Пусть  радость  царит  в  ваших  семьях   всегда.  

 

                     Звучит  «Родительский  дом»

6. РЕФЛЕКСИЯ:

Наш  классный  час  подошел  к  концу.  С  каким  настроением   вы  с  него  уходите?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Семь чудес России"

Классный час "Семь чудес России" предполагает своей целью привить детям чувство вкуса, гордости за свою страну,патриотизма....

Классный час " Семья в моей жизни ".

О взаимотношениях  в  семье ....

Воспитание творческой личности ребёнка через сотрудничество классного руководителя, семьи и педагогов дополнительного образования.

Данный материал подскажет, как воспитать творческую личность и на что при этом следует обратить внимание....

Классный час "Семья, как много в этом слове"

Классный час "Семья, как много в этом слове"  преднозначен для учащихся 3 класса, проводиться совместно с родителями. Данное воспитательное мероприятие наполнено различными играми, педагогическим...

Классный час "Семь -Я"

Классный час проводился в 3 классе в форме игры "Строительство дома"...

Классный час "Семья -это семь я"

классный час "Семья - это семь я"...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...