«Формирование духовно – нравственной культуры младших школьников во внеурочной деятельности средствами курса М.Ю.Новицкой "Введение в народоведение"»
статья по теме
Культурное наследие, отражающее разные этапы в жизни народа и их своеобразие; способы осмысления истории самим народом и собственно процесс становления национального характера. Работа направлена на освоение проблемы «история страны и храм души человеческой». На материале исторических жанров фольклора (былины, исторические песни, предания, легенды), духовных стихов, традиционных лирических песен, дети делают открытие закономерности, красоты и добра в мощном течении исторической жизни народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Курс М.Ю.Новицкой | 18.14 КБ |
Презентация | 2.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Курс М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение»
Романова И.В.
учитель начальных классов
высшая категория
- Отгадайте загадку: (слайд1)
На что глядят, да не видят,
Про что ведают, да не знают?
(рост в детстве)
-Быстро растёт человек в детстве. Растёт его тело, ум, душа.
- А что помогает ему в этом?
- Да, помогают разные народные игры, мудреные загадки, потешки, поговорки…(слайд2).
Это то, что составляет основу содержания курса, который реализуется через духовно - нравственное направление внеурочной деятельности. (слайд3)
Этот курс и направлен на то, чтобы при помощи этих средств перед детьми раскрыть систему миропонимания, выработанную нашими предками по трем основным вечным вопросам человеческой жизни. Они хозяйственно - практически, духовно, нравственно и эстетически являются стержневыми для любого народа и для любой эпохи, в том числе и для современной: «Человек и его взаимоотношения с природой»; «Человек и его «семья»; «Человек и история его народа». (слайд4)
В центре внимания стоит ЧЕЛОВЕК и его взаимоотношение с окружающим миром. (слайд5)
Соответственно этим трем проблемам, которые по-своему решает каждая эпоха, каждый народ и каждый человек, распределится и основной материал курса. Он представляет собой народный вариант ответа на перечисленные вопросы. Это - календарно-обрядовая культура, которая предстанет перед детьми как способ, которым люди раньше выстраивали свои взаимоотношения с природой. Это открытие для себя эмоциональных, интеллектуальных, нравственных, эстетических ценностей, которые порождены ритмом ежегодного круговорота в жизни природы и человека. Семейно-обрядовая культура, изучение которой построено на освоении философской проблемы «смысл круга человеческой жизни от рождения до кончины». Жизнь человека представлена в главных своих этапах и важнейших семейно-бытовых обрядах: свадьба как решающий для судьбы человека узел; кончина как закономерный итог жизни; рождение, пестование и воспитание ребенка как продолжение жизни человека и человечества в вечности. На данном этапе дети делают открытие красоты и добра, заключённых в образе традиционного Дома и семьи.
Культурное наследие, отражающее разные этапы в жизни народа и их своеобразие; способы осмысления истории самим народом и собственно процесс становления национального характера. Этому посвящён четвёртый год обучения. Работа направлена на освоение проблемы «история страны и храм души человеческой». На материале исторических жанров фольклора (былины, исторические песни, предания, легенды), духовных стихов, традиционных лирических песен, дети делают открытие закономерности, красоты и добра в мощном течении исторической жизни народа.(слайд6)
Уже формулировка мировоззренческих проблем курса говорит о том, что разрешать их необходимо, используя материал культуры любого народа или нескольких народов — в сопоставлении между собой.
Деятельностный подход к освоению традиционной культуры предполагает активность детей и родителей.
В результате у детей и взрослых исподволь, естественно, складываются привычка и потребность в духовном общении, возникает единый круг интересов, особая эмоциональная, интеллектуальная, нравственная атмосфера.
Конкретная цель курса — не просто получение знаний, но осмысление явлений народной культуры с точки зрения их значения для детей и взрослых как нравственных и эстетических ценностей. Ценность же - нравственную, эстетическую — нельзя освоить, то есть сделать своей, не пережив ее эмоционально, в форме единичного, важного лично для тебя.
Чтобы рос малыш умным и весёлым, придумывали славные игры – потешки.
- Давайте вспомним самую известную потешку «Сорока-ворона».(слайд7)
- Для чего её придумали? (ответы)
- Много есть и прекрасных народных игр. (слайд8)
- Давайте вспомним народные игры.
- Что необходимо сделать перед тем как начать игру? Разделиться, посчитаться….
-Как это обычно делают дети?(слайд 8)
- Распределение ролей имеет нравственную природу?
Ещё одним уникальным средством является игрушка. Её можно сделать из любого подручного материала. (слайд9)
- Какой должна быть игрушка?
На эти вопросы мы вместе с детьми нашли ответы на страницах учебника. Давайте и мы с вами ответим на эти вопросы. (слайд10)
1 группа: Для чего придумали потешку «Сорока-ворона»? (с.79)
( Эта игра – самая первая математика.Ещё она учит как в мире с людьми жить. Хочешь есть – работай вместе со всеми, не отлынивай!)
2 группа: Распределение ролей имеет нравственную природу? (с.81-82)
(Такое деление учит честно, справедливо, красиво, остроумно распределять права и обязанности. А ещё такие считалочки учат жить по закону и совести.)
3 группа: Какой должна быть игрушка? (с.83)
(Наши предки считали, что настоящая игрушка не должна быть страшной, уродливой и злой, самых разных цветов, яркими, весёлыми.) (слайд11,12,13)
Изучая предмет, дети стали по-другому смотреть на многие вещи. Например, они перестали носить в школу «Попуганов».
На самых простых примерах я хотела показать, что данный курс позволяет ненавязчиво осваивать нравственные и эстетические ценности народа.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Поговорки Пословицы Загадки Колыбельные песни Потешки Пестушки Скороговорки Сказки
Курс «Введение в народоведение» автор М.Ю.Новицкая
Принцип построения курса
Структура курса 1класс : «Зачин дело красит» - пропедевтика. Знакомство с тремя ведущими проблемами курса 2класс: «Человек и природа в народной культуре» - единство годового круга жизни природы и человека 3 класс: «Человек и семья в народной культуре» - смысл круга человеческой жизни от рождения до кончины 4 класс: «Человек и родная земля в народной культуре» - история страны и храм души человеческой.
Сорока – ворона кашу варила Кому — в маслёночек , Кому — в чайничек, Кому — в горшочек, Кому — в поварёшку, Кому — в ложку…
Народные игры На золотом крыльце сидели: Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной… Кто ты будешь такой? Говори поскорей- Не задерживай добрых и честных людей.
Народная игрушка – добрая душа
1группа: Для чего придумали потешку «Сорока-ворона»? (с.79) 2 группа : Распределение ролей имеет нравственную природу? (с.81 -82) 3 группа: Какой должна быть игрушка? (с.83)
Какой должна быть игрушка?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование духовно-нравственной культуры младшего школьника во внеурочной деятельности
В статье обобщается опыт работы по проблеме: "Духовно-нравственное воспитание школьников"...
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ....
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА ОРКСЭ
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВЧЕРЕЗ ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА ОРКСЭ...
Применение современных образовательных методов и технологий на уроках «Основы исламской культуры» как условие формирования духовно-нравственной культуры младшего школьника»
Сегодня одним из актуальных и приоритетных задач государства является воспитание нравственного гражданина России. Поэтому особое значение уделяется привитию таких качеств, как толерантность, уважение ...
Внеурочная деятельность как средство формирования духовно-нравственной культуры младших школьников
Роль школы в современных условиях-стать центром духовного развития личности каждого обучающегося.Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения определяют основы духовно-нравс...
Внеурочная деятельность как средство формирования духовно-нравственной культуры младших школьников
И.А. Бобошко Т.А. Мирошкина, В.Г. Комарова...
«Формирование основ духовно-нравственной культуры младших школьников через внеурочную деятельность».
В статье отражено обоснование необходимости разработки и опыт создания программы курса внеурочной деятельности "Моя малая Родина"....