Воспитательная система класса
материал (4 класс) по теме
Материал о воспитательной системе класса, её построении и результатах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitaniee.doc | 687.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №2
Система воспитательной работы в классе.
Выполнила работу:
классный руководитель
4 «А» класса
Ильина Екатерина
Михайловна
(На городской конкурс
«Самый классный классный»)
Г. Вышний Волочёк
2010 год
Система воспитательной работы в классе – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Компоненты воспитательного процесса.
индивидуально
Индивидно – групповой компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, объединенных совместной жизнедеятельностью в рамках учебного класса, и состоит из нескольких элементов:
- классный руководитель,
- учащиеся,
- их родители,
- другие взрослые, которые участвуют в воспитательном процессе.
Составляющей системы являются – обучающиеся. Своеобразие классной воспитательной работы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся.
Ценностно –ориентационный компонент представляет собой совокупность следующих элементов:
- цели и задачи воспитания;
- перспективы жизнедеятельности классного сообщества;
- принципы построения воспитательной работы и жизнедеятельности в классе.
Функционально-деятельностный компонент складывается из системообразующей деятельности, с использованием её различных видов и направлений.
Пространственно – временной компонент состоит из
- эмоционально-психологической, духовно-нравственной и предметно–материальной среды;
- связей и отношений классного сообщества с другими общностями детей и взрослых;
- места и роли класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения;
- этапов становления и развития системы воспитательной работы в классе.
Диагностико-аналитический компонент включает в себя:
- критерии эффективности воспитательной работы;
- методы и приемы изучения её результативности;
- формы и способы анализа, оценки полученных результатов.
Концептуальные положения воспитательного процесса:
- Методологическим фундаментом диагностики служит личностно-ориентированный подход в образовании и воспитании, в котором личность ребенка рассматривается как цель, субъект и результат этого процесса.
- Использование системного подхода, позволяющего устанавливать взаимосвязь диагностико-результативного компонента с индивидуально – групповыми, ценностно-ориентированными, функционально-деятельностными, отношенческо-коммуникативными характеристиками класса.
- Диагностика результатов развития личности ребенка составляет главное содержание воспитания.
- В результате изучения системы лежит диагностика изменений ситуации развития ребенка в течение нескольких лет.
Технология.
На основе перечисленных положений разрабатывается технология изучения эффективности воспитательной работы. При этом необходимо определить, что, как и когда диагностируется, кто является организатором и участником изучения.
Алгоритм изучения эффективности воспитательной деятельности можно представить следующим образом:
- определение цели и задач изучения;
- подбор критериев и показателей;
- выбор методик изучения;
- подготовка диагностического инструментария;
- исследование испытуемых;
- обработка и интерпретация результатов исследования;
- анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.
Цель воспитательной работы – создать условия для развития интеллектуальной, физически здоровой личности, способной к творческому самообразованию и саморазвитию, владеющей навыками исследовательской работы.
Личность, готовая к успешной социализации, должна:
- иметь активную жизненную позицию;
- уметь ставить цель и определять вариативные пути её достижения;
- видеть варианты развития событий и быть готовой к преодолению;
- уметь максимально объективно анализировать достигнутые результаты;
- владеть коммуникативными навыками ведения диалога;
- стремиться к достижению жизненного успеха;
- иметь адекватную самооценку, сохранять уверенность, уметь преодолевать трудности в достижении поставленной цели.
Классный руководитель сегодня – это педагог- профессионал, являющийся:
- духовным посредником между обществом и ребенком;
- заинтересованным организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности;
- неравнодушным наблюдателем за индивидуальным развитием школьника;
- помощником в организации повседневной жизни и деятельности;
- создателем благоприятного морально-психологического климата в классе.
Задачи:
- формировать у обучающихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
- формировать интеллектуальную культуру школьников, развивать их кругозор и любознательность;
- учить приемам преодоления проблем в общении;
- формировать нравственную культуру миропонимания;
- формировать умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;
- развивать способности адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи;
- содействовать развитию эстетических умений и становлению этических понятий;
- формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию;
- создавать условия для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей, родителей.
Условия, способствующие эффективности решения данных задач:
- здоровый взаимный интерес семьи и школы друг к другу;
- согласованность влияния на ребенка семьи, учителя и воспитателя;
- разновозрастная и разнополая компания участников воспитательного процесса;
- создание бесконфликтной обстановки как гарантия творческого роста ребят;
- создание положительного эмоционального фона, атмосферы эмоционального приема;
- воспитание через взаимодействие, через творчество при предоставлении права выбора ребенку;
- наличие материальной базы (техническая аппаратура, детская библиотека, игротека…)
Каждые цель и задачи должны быть подкреплены определенной совокупностью критериев и показателей, на основе которых можно судить об успешности реализации воспитательной работы.
Критерии | Показатели |
Интеллектуальная развитость |
|
Нравственная развитость |
|
Физическая развитость |
|
Самоактуализированность личности |
|
Удовлетворенность обучающихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе |
|
Наиболее значимые ценности в школе – самоактуализация, индивидуальность, субъектность, выбор, творчество, успех, доверие. Эти ценности служат принципами воспитательной работы и жизнедеятельности школьного сообщества.
Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать его стремление к проявлению и развитию природных и приобретенных возможностей.
Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося, уникальности классного коллектива – главная задача развития школьного сообщества. Необходимо не только учитывать особенности ребенка, но и всячески содействовать их дальнейшему формированию . Каждый член коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.
Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъективными полномочиями и умело использует их в деятельности, общении и отношениях. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению этого опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен преобладать в школьном сообществе.
Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал полномочиями в выборе цели, содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать особенности учащегося и уникальность группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о сильных сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции, стимулирует ребенка на дальнейшее самосовершенствование и самостроительство.
Принцип доверия и поддержки. В педагогической деятельности необходимо опираться на гуманистические личностно-ориентированые технологии обучения и воспитания. Вера в ребенка, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация определяет успех обучения и воспитания ребенка.
Основные направления, формы и способы построения жизнедеятельности воспитательного процесса.
Выбор направлений воспитательной работы в классе осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личном развитии и межличностных отношениях.
Цель | Формы реализации |
Здоровье | |
Применение разнообразных приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения. | Тематические классные часы( работа по привитию навыков самообслуживания « В гостях у Мойдодыра», «Посеешь привычку – пожнёшь характер») Участие в Дне Здоровья. Встречи с медицинским работником. Беседы и дискуссии. Создание альбома «Беги здоровье смолоду» Викторины. |
Интеллект | |
Оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения. | Классные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников.Участие в создании творческих проектов. Посещение занятий по программе «Одаренные дети» Интеллектуальные марафоны внутри класса и параллели. |
Общение. Досуг. | |
Передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений. | Выбор органов самоуправления (организация работы) – «Школа поручений» Праздники. Выставки поделок и рисунков. Рейды (по проверке учебников). Участие в фестивале. Празднование памятных дат в жизни учащихся. Экскурсии (музей, библиотеки, предприятия…) Конкурсы, ролевые игры. Участие в акциях («Помоги ближнему…») Тематические классные часы. |
Нравственность | |
Обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования. | Тематические классные часы по нравственной тематике. Поисковая работа (100 - летие гимназии). Участие в акциях (оказание помощи детям –сиротам..) Экскурсии, поездки. Читательские конференции ( о знаменитых людях). Участие в мероприятиях посвящённых 65- летию победы( конкурс боевых листков, презентации, классный час). |
Гражданин | |
Формирование соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством. | Конкурсы, викторины по правовой тематике. Встречи с представителями правовых структур. Тематические часы (День Герба и Флага ) Беседы. |
Семья. | |
Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию личности. | Организация работы родительского комитета. Тематические родительские собрания ( «О стилях семейного воспитания», «Как помочь ребёнку хорощо учиться?»…). Индивидуальные консультации. Совместные праздники, экскурсии. |
Виды деятельности, которые объединяют все направления работы:
- формирование коллектива:
самоуправление,
влияние на межличностные отношения,
традиции коллектива;
- организация деятельности:
познавательная и ценностно-ориентировочная,
трудовая и физкультурно-оздоровительная,
общественная и художественная,
свободное общение;
- развитие личности:
индивидуальная работа,
работа с родителями и учителями,
изучение личности.
Критерии эффективности воспитательной работы в классе.
- сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;
- воспитанность обучающихся;
- защищённость и комфортность ребенка в классе;
- проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
- сформированность классного коллектива;
- удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;
- репутация класса.
В качестве методов изучения результативности воспитательной работы в соответствии с назваными критериями целесообразно использовать такие методики, как:
- методика изучения уровней воспитанности учащихся (по М.И.Шиловой)
- опросник «ОТКЛЭ»;
- анкетирование( удовлетвореность учащимися и их родителями школьной жизнью – методика А.А Андреева) и наблюдение;
- диагностики изучения мотивационной сферы;
- диагностика изучения детского коллектива ( «Пьедестал», «социометрия», «Необитаемый остров»…);
- диагностические исследования личности учащегося («Мой портрет в интерьере», «10 моих Я», «Самореклама»…)
- контрольный лист проблем.
Использование классным руководителем в своей деятельности перечисленных методик позволит более достоверно и точно оценить результативность воспитательной работы в классе.
Моделирование воспитательной работы - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, ребенка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель. Во всей работе реализуется идея сотрудничества, она способствует обогащению жизни детей, содействует формированию благоприятного морально – психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения «Педагог-ученик», «Ученик –ученик»,«Ученик-родитель», «Педагог-родитель». Такая работа способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе.
Изучение уровней воспитанности учащихся 4 «а» класса ( по М.И.Шиловой).
На начало года.
Признаки проявления воспитанности:
ярко проявляются – В,
слабо проявляются – С,
не проявляются – Н.
№ | Список уч-ся | К обществу | К труду | К людям | К себе | ||||||||
Общестеная активность | Долг и ответствнность | Бережливость | Дисциплинированность | Отношение к учебе | Трудолюбие | Товарищество | Доброта и отзывчивость | Честность и правдивость | Простота | Скромность | Стремление быть сильным | ||
1 | Болтунова К | С | В | В | В | В | В | В | В | В | В | В | С |
2 | Боселова К. | В | В | В | В | В | В | В | В | В | В | В | С |
3 | Васильев Н | В | В | В | В | В | В | В | В | В | В | В | С |
4 | Гагарина В. | Н | С | С | С | С | С | В | В | С | С | С | В |
5 | Гарбузов А. | С | С | В | В | В | В | В | В | В | В | В | В |
6 | Гашимова М. | Н | С | С | С | Н | Н | С | С | В | С | С | С |
7 | Голяшов С. | Н | С | С | С | С | С | С | С | В | В | В | С |
8 | Жук П. | С | С | В | С | В | С | С | В | С | С | С | С |
9 | Калинчиков Е | Н | Н | Н | С | Н | Н | Н | С | Н | С | С | Н |
10 | Киселева Ю. | С | В | В | В | В | В | С | С | В | В | В | С |
11 | Колобков Д. | Н | С | С | С | В | В | С | С | С | В | В | С |
12 | Левкопас Р. | Н | С | С | В | С | В | С | В | В | В | В | В |
13 | Лукин А. | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | С | С | С | Н |
14 | Майоров А. | Н | С | С | В | С | С | С | С | В | В | В | С |
15 | Матросова Е. | В | В | В | В | В | В | С | В | В | В | В | С |
16 | Осипов А. | С | Н | С | Н | С | С | С | С | С | С | Н | Н |
17 | Павленко К. | В | В | В | В | В | В | В | В | В | В | В | В |
18 | Рахимова Д. | С | С | С | С | В | С | В | В | С | С | С | С |
19 | Серякова В. | В | В | В | В | В | В | В | В | В | В | В | В |
20 | Смирнова В. | Н | Н | С | С | С | Н | С | С | С | С | С | С |
21 | Тимофеев Н. | Н | Н | С | С | С | Н | В | С | С | С | С | С |
22 | Трофимова К. | В | С | В | В | В | В | В | В | С | С | С | С |
23 | Чернышева М. | С | С | В | В | С | С | В | В | С | С | С | С |
124 45% | Высокий уровень - % | 6 27 | 7 30 | 11 48 | 12 52 | 12 52 | 11 48 | 11 48 | 13 57 | 12 52 | 12 52 | 12 52 | 5 22 |
117 42% | Средний уровень - % | 7 30 | 11 48 | 10 43 | 9 39 | 8 35 | 7 30 | 10 43 | 9 39 | 10 43 | 11 48 | 10 43 | 15 65 |
35 13% | Низкий уровень - % | 10 43 | 5 22 | 2 9 | 2 9 | 3 13 | 5 22 | 2 9 | 1 5 | 1 5 | ---- | 1 5 | 3 13 |
На конец года.
Признаки проявления воспитанности:
ярко проявляются – В,
слабо проявляются – С,
не проявляются – Н.
№ | Список уч-ся | К обществу | К труду | К людям | К себе | ||||||||
Общестеная активность | Долг и ответствнность | Бережливость | Дисциплинированность | Отношение к учебе | Трудолюбие | Товарищество | Доброта и отзывчивость | Честность и правдивость | Простота | Скромность | Стремление быть сильным | ||
1 | Болтунова К | В | В | В | В | В | В | В | В | В | В | В | В |
2 | Боселова К. | В | В | В | В | В | В | В | В | В | В | В | С |
3 | Васильев Н | В | В | В | В | В | В | В | В | В | В | В | С |
4 | Гагарина В. | С | В | В | В | С | С | В | В | С | С | С | В |
5 | Гарбузов А. | В | В | В | В | В | В | В | В | В | В | В | В |
6 | Гашимова М. | С | С | В | В | Н | Н | С | В | В | С | С | В |
7 | Голяшов С. | С | С | В | В | С | В | С | В | В | В | В | С |
8 | Жук П. | В | В | В | С | В | С | В | В | С | С | С | С |
9 | Калинчиков Е | С | С | С | С | Н | Н | С | С | Н | С | С | С |
10 | Киселева Ю. | С | В | В | В | В | В | С | С | В | В | В | С |
11 | Колобков Д. | С | С | В | В | В | В | В | В | В | В | В | В |
12 | Левкопас Р. | С | С | В | В | В | В | С | В | В | В | В | В |
13 | Лукин А. | С | С | С | Н | С | С | Н | С | С | С | С | С |
14 | Майоров А. | Н | С | В | В | С | С | В | В | В | В | В | С |
15 | Матросова Е. | В | В | В | В | В | В | С | В | В | В | В | С |
16 | Осипов А. | С | С | С | С | С | С | С | С | С | С | С | Н |
17 | Павленко К. | В | В | В | В | В | В | В | В | В | В | В | В |
18 | Рахимова Д. | В | В | В | В | В | С | В | В | С | С | С | В |
19 | Серякова В. | В | В | В | В | В | В | В | В | В | В | В | В |
20 | Смирнова В. | С | С | В | В | С | Н | С | В | В | В | С | С |
21 | Тимофеев Н. | С | С | В | В | С | С | В | В | В | С | С | В |
22 | Трофимова К. | В | В | В | В | В | В | В | В | С | С | С | В |
23 | Чернышева М. | С | С | В | В | С | С | В | В | С | С | С | С |
170 61% | Высокий уровень - % | 10 43 | 12 52 | 20 87 | 19 83 | 13 57 | 12 52 | 14 61 | 19 83 | 15 65 | 13 57 | 12 52 | 11 48 |
96 35% | Средний уровень - % | 12 52 | 11 48 | 3 13 | 3 13 | 8 34 | 8 34 | 8 34 | 4 17 | 7 30 | 10 43 | 11 48 | 11 48 |
10 4% | Низкий уровень - % | 1 5 | ---- | ---- | 1 5 | 2 9 | 3 13 | 1 5 | ---- | 1 5 | ---- | ---- | 1 5 |
Сводная таблица изучения уровней воспитанности.
Уровни развития | |||
Высокий | Средний | Низкий | |
На начало года | 45% | 42% | 13% |
На конец года | 61% | 35% | 4% |
Педагогическое наблюдение за обучающмися 4 класса показало:
Коммуникативные навыки | Начало года | Конец года |
Уважительное отношение к себе и окружающим | 16чел.- 69% | 20чел. – 87% |
Терпимость к мнению собеседника | 18 чел -78% | 21 чел – 91% |
Умение пойти на компромисс | 18чел. – 78% | 21 чел – 91% |
Результаты проведенных диагностик и анкетирования
с обучающимися 3 «а» класса.
С обучающимися проведена диагностика изучения мотивационной сферы.
- Ранжирование.( выявить учебные интересы учащихся)
ФИ | 1 место | 2 место | 3 место | 4 место | 5 место | 6 место | 7 место | 8 место | 9 место | 10 место |
Болтунова Ксения | матем | чтен | опк | русск | ознак | изо | музык | англ | физк | труд |
Боселова Кристина | матем | физк | русск | чтен | изо | труд | опк | англ | муз | ознак |
Васильев Никита | матем | русск | физк | чтен | изо | англ | опк | музык | труд | ознак |
Гагарина Валерия | матем | русск | опк | музык | ознак | труд | изо | англ | физк | чтен |
Гарбузов Алексей | русск | матем | физк | чтен | ознак | музык | труд | англ | изо | опк |
Гашимова Мадина | русск | матем | музык | ознак | физк | труд | изо | чтен | англ | |
Голяшов Степан | русск | матем | чтен | англ | музык | физк | труд | опк | ознак | изо |
Жук Полина | русск | матем | англ | физк | изо | чтен | труд | опк | ознак | музык |
Калинчиков Егор | англ | опк | физк | чтен | русск | матем | изо | ознак | музык | труд |
Киселева Юлия | русск | матеа | англ | опк | чтен | ознак | музык | труд | изо | физк |
Колобков Даниил | русск | матем | ознак | англ | чтен | музык | опк | физк | изо | труд |
Левкопас Родион | физк | матем | англ | ознак | труд | чтен | опк | русск | изо | музык |
Лукин Андрей | физк | труд | изо | русск | матем | музык | опк | чтен | ознак | англ |
Майоров Александр | чтен | опк | ознак | русск | матем | музык | труд | физк | изо | англ |
Матросова Елизав | матем | русск | ознак | музык | изо | труд | чтен | опк | физк | англ |
Осипов Антон | русск | англ | матем | физк | опк | музык | изо | чтен | труд | ознак |
Павленко Ксения | русск | матем | чтен | ознак | англ | музык | опк | физк | труд | изо |
Рахимова Диана | русск | матем | англ | чтен | ознак | опк | музык | изо | труд | физк |
Серякова Василиса | англ | матем | русск | ознак | чтен | физк | музык | труд | изо | опк |
Смирнова Виктория | матем | ознак | русск | англ | физк | чтен | труд | музык | изо | опк |
Тимофеев Николай | матем | чтен | физк | ознак | опк | русск | музык | изо | англ | труд |
Трофимова Кристина | русск | матем | англ | чтен | опк | музык | изо | труд | ознак | физк |
Чернышова Мария | матем | физк | англ | русск | ознак | чтен | музык | изо | труд | опк |
Из приведенной таблицы видно , что большинство учащихся
на первое место по значимости для себя поставили такие предметы как русский язык и математика: русск – 10 чел- 43% , матем – 8 чел – 35% , англ – 2 чел -9% , чтен – 1 чел ( очень любит читать) 4%, физк – 2 чел.- 9%
На втором месте : русск – 3 чел – 13%, матем – 11чел- 48%,чтение- 2 чел-9%. , опк - 2чел – 9% .
На третьем месте : русск – 3 чел.- 13% , англ – 6 чел - 26% чтен – 2 чел – 9%
Вывод: практически все учащиеся имеют достаточно хороший уровень мотивации к обучению, требуют индивидуальной работы Лукин Андрей, Калинчиков Егор ( у ребят сложный характер, упрямы, чаще делают так, как им надо, не внимательны, помощь со стороны не принимают, с детьми из класса больше конфликтует Лукин Андрей).
- Изучение преобладающих мотивов получения образования.
Цель: выявить, какие мотивы в учебной деятельности являются приоритетными.
Выбраны суждения: 1)Хочу иметь хорошую работу – 15 чел-65%
2)Хочу закончить школу и учиться дальше - 10 чел.- 43%
3)Мне нравиться учиться – 19 чел.- 19%
4)Мне нравиться решать трудные задачи – 6 чел.- 26%
5)Мне нравиться рассуждать на уроке – 13 чел.- 56%
6)Не хочу получать плохие отметки – 13 чел.- 56%
7)Я понимаю свою ответственность за учение перед родителями - 8 чел.- 35%
8)Я не хочу , чтобы меня наказывали за учебу – 5 чел.22%
9)Хочу быть лучшим учеником класса – 1 чел. – 4%
Вывод: обратить внимание родителей на мотивацию учения школьников.
- Результаты анкетирования (10 вопросов в форме теста).
25-30 баллов – 9 чел.- 39% - высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Учащиеся отличаются высоким уровнем познавательных мотивов, обладают стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования. Такие ученики четко следуют всем указаниям, добросовестны и ответствены, очень переживают, если получают неудовлетворительную отметку.
20-24 балла – 6 человек -26% - хорошая школьная мотивация. Такой мотивацией обладает большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.
19 -11 баллов – 7 человек -30% -положительное отношение к школе, которая интерсна учащимся внеучебной деятельностью. Это учащиеся, которым интересно общаться со свестникам, с педагогом. Познавательные интересы у них развиты мало.
10-14 баллов -1 человек -5% - низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия; испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
Диагностика изучения детского коллектива.
1 «Солнце , тучка, дождик.»
Цель: определить самочувствие учащихся в классе, с друзьями, дома.
ФИ | В классе мне… | С друзьями мне … | Дома мне…. |
Беляева Арина | д | т | с |
Болтунова Ксения | с т | с | с |
Боселова Кристина | с т | с | с |
Васильев Никита | с | с | с |
Гагарина Валерия | т | с | с |
Гарбузов Алексей | с | с | т |
Гашимова Мадина | с | с | с |
Голяшов Степан | с | д | с |
Жук Полина | т | с | с д |
Калинчиков Егор | с | с | т |
Киселева Юлия | с | с | с |
Колобков Даниил | т | с | с |
Левкопас Родион | с | с | с |
Лукин Андрей | т | с | с |
Майоров Александр | с | с | с |
Матросова Елизавета | т | с | с |
Осипов Антон | с | т | с |
Павленко Ксения | с | с | с |
Рахимова Диана | т | с | т |
Серякова Василиса | т | т | с |
Смирнова Виктория | с | с | с |
Тимофеев Николай | т | т | с |
Трофимова Кристина | с | с | с |
Чернышова Мария | т | с | с |
С – 14 чел-58% С - 19 чел- 79% С – 21 чел- 88%
Т – 11 чел – 46% Т – 4 чел- 17% Т – 3 чел-13%
Д – 1 чел- 4% Д – 1 чел – 4% Д – 1 чел- 4%
Вывод: необходимо обратить внимание на учащихся, которым в классе не очень комфортно, вовлекать их как можно больше в различные мероприятия, учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка ( в течение года прибыли 5 учащихся из других школ города)
Результаты опроса контрольного листа проблем.
С каким настроением идешь в школу? Дружный ли у вас класс?
Хорошим – 16 чел – 76% Да – 13 чел -62%
Радостным – 5 чел – 24% Нет – 1чел – 5%
Плохим - Не очень -7 чел-33%
Нравиться ли тебе учиться? Устаешь ли ты в школе?
Да – 18 чел -86%. Да – 5 чел – 24%.
Нет - Иногда -11 чел -52%
Не очень – 3 чел.- 14% Нет – 4 чел -19%
Помогают ли тебе родители готовить уроки? Есть ли у тебя друзья в классе?
Да – 6 чел – 29% Да – 20 чел -95%
Иногда – 13 чел – 62% Нет- 1 чел -5%
Нет – 3 чел -14%
Какие предметы тебе нравятся?
Математика – 17 чел -81% , русский язык – 12 чел -57%, чтение -13 – 62%
Английский язык -4 чел – 19%, ИЗО -14 чел -67%, физкультура – 17 чел -81%
Музыка – 10 чел -48%, труд – 12 чел.- 57%
Помогите мне …
Найти друзей – 4 чел -19%
Записаться в кружок – 3 чел -14%
Я плохо запоминаю – 3 чел -14%
Я переживаю – 3чел -14%
В учебе – 6 чел -28%
Стать вниметельнее -10 чел -48%
Я очень стеснительный -4 чел -19%
Вывод: необходимо обратить особое внимание на учащихся, которые плохо запоминают, стеснительны, рассеяны( использовать как можно больше разнообразных заданий, трубующих устойчивого внимания; дать рекомендации родителям). Продолжать планомерную работу по сплочению коллектива, помочь учащимся определиться с кружками и секциями.
Общие сведения:.
Литература:
Дереклеева Н.Н Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы.
М. «ВАКО», 2003.
Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. М. «Творческий Центр», 2004.
Максименко Н.А. Cпутник классного руководителя. 1-4 классы. Волгоград. «Учитель», 2007.
Результаты социометрии.
«лидеры» | «предпочи- таемые» | «изолиро- ванные» | «пренебре-гаемые» | «отверга-емые» | |
Болтунова | + | ||||
Боселова | + | ||||
Васильев | + | ||||
Гагарина | + | ||||
Гарбузов | + | ||||
Гашимова | + | ||||
Голяшов | + | ||||
Жук | + | ||||
Калинчиков | + | ||||
Киселева | + | ||||
Колобков | + | ||||
Левкопас | + | ||||
Лукин | + | ||||
Майоров | + | ||||
Матросова | + | ||||
Осипов | + | ||||
Павленко | + | ||||
Рахимова | + | ||||
Серякова | + | ||||
Смирнова | + | ||||
Тимофеев | + | ||||
Трофимова | + | ||||
Чернышова | + |
В число «отвергаемых» попали ученики, которые прибыли из других школ. Если учесть, что из основных 14 дел (классные мероприятия, общешкольные и городские), эти дети участвовали в 7 –ми , то это неплохо.
Из числа «изолированных» 3 человека участвовали в 7-ти делах, а 2 - в 9-ти проводимых мероприятиях, что доказывает: работа идет в нужном напрвлении, дети смогли раскрыться.
Индивидно-групповой
Ценностно-ориентационный
Функционально-деятельностный
Пространственно-временной
Диагностико-аналитический
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель воспитательной системы класса
Структура модели воспитательной системы класса...
Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)
Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...
Воспитательная система класса
Воспитательный процесс - серьезный кропотливый труд. В данной системе представлена тематика классных часов по ПДД, ППБ, ОБЖ, нравственно - духовному воспитанию, прописана циклограмма работ...
Формирование экологической культуры школьников в рамках воспитательной системы класса
Целью воспитательной системы класса является воспитание социально - активной, нравственной, творческой личности, обладающей чувством гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё б...
Воспитательная система класса
Воспитательная система класса. Игровая модель "В солнечном городе"...
Модель воспитательной системы класса.
Создание для учащихся здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе является актуальнымобоснованием модели воспитательной системы «Новое поколение»....
Воспитательная система класса, 3 класс, автор Давлетшина З.Г.
Система работы с классом, где преобладают учащиеся из неблагополучных семей. Проблемы класса, цель работы, направления работы, зона взаимодействия (круг специалистов, коллектив родителей и педаг...