классный час "Масленица"
классный час (4 класс) по теме

Зеленова Елена Вячеславовна

Эта работа о том, как праздновали масленицу наши предки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenariy_klassnogo_chasa.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа "Праздник масленицы"4 класс.

Цель:

  1. Возродить интерес детей к обрядовым русским праздникам.
  2. Развить творческие способности.

Подготовительный этап.

  1. При подготовке праздника провести беседу о Масленице, о днях её проведения, особенностях каждого дня.
  2. Разделить класс на 3 группы:
  1. группа -1 и 3 дни ("Встреча", "Лакомка")
  2. группа -2 и 5 дни ("Заигрыш", "Тёщины вечерки")
  3. группа - 4 и 6 дни ("Перелом", "Заловкины посиделки")
  1. Каждая группа получила своё задание и общее для всех. Общее задание: Испечь блины, сервировать свой стол, используя самовар, чайную посуду.

Подготовить рецепты по выпечке блинов (семейные).

Задания по дням:

  1. день - Приготовить смешные приглашения на блины.
  2. день - Приготовить игры, танцы.
  3. день - Разыграть сценку "Тёщи и зятья верные друзья".
  4. день - Подготовить карнавал, весёлые аттракционы.
  5. день - Подготовить сценку "Зятья прощают тёщ".
  6. день - Сценка "Глупый француз".

В классе стоят вдоль окна столы, на них этикетки с обозначениями дней Масленицы с названиями. На доске календарь Масленицы и ее портрет

Классный руководитель открывает праздник. "Самый весенний праздник в феврале - Масленица". Он зародился на Руси еще во времена язычества. Продолжается праздник неделю. И всю неделю русские люди ели блины, катались с горок, ходили друг к другу в гости, устраивали веселые игры, но всегда думали о том, что дальше идет великий пост, а потому старались уже в эту неделю не есть скоромного (мясного), но зато они от души ели все молочное. А в воскресенье, в последний день праздника, просили прощения друг у друга, чтобы войти в Великий пост прощенными, и поэтому это воскресенье называется прощенным. Все и мы с вами сегодня вспомним еще раз все веселое из каждого дня праздника, повеселимся и поедим блинов, а воскресенье попросим друг у друга прощение и простимся с Масленицей.

Входят ведущие мальчик и девочка.

Ведущий: Вспомним одну из многочисленных легенд появления этого праздника. ЛЕГЕНДА. Сценка. Участвуют дети класса.

От автора - "Однажды, собирая в лесу хворост, человек вдруг заметил среди высоких сугробов маленькую розовощекую девочку. Ее большие глаза удивленно смотрели на него

и не было в них просьбы о помощи, а скорее откровенное детское любопытство. Не похоже было, что девочка замерзла, хотя одета она была в легкую белую шубку, а мороз все крепчал и февральская вьюга завывала довольно злобно."

Человек: Чья ты, девочка, и как твое имя?

Девочка: Я дочь мороза, а зовут меня масленицей Человек: Почему ты так на меня смотришь?

Девочка: Я никогда не видела людей. Ты первый, с кем я встретилась.

Человек: Уговори своего батюшку пожалеть людей, ослабить холода.

Девочка: Что ж, батюшка мой суров и строг, но я помогу вам. Ступай к людям и скажи, пусть ждут меня, да припасут побольше еды, чтобы было чем встретить дочь Мороза. Ведущий: приглашает Масленицу, дети подхватывают хором приглашение.

Звучит музыка. Появляется Масленица.

Ведущий (с поклоном): Расскажи-ка Масленица, как блиночки пекла? Как блиночки пекла, сколько сдобья клала?

Масленица: Растворила я блины на холодной на воде.

Никто не покушает,

Никто даром не берет.

За рекой огонь потух.

У свиньи живот распух,

Свинья рыло замарала,

Три недели прохворала.

Ведущий: Ну и Масленица! А у нас блины не такие.

Масленица: А какие?

Ведущий: Подожди, все по порядку, по старинным обычаям. Начнем с первого дня.

Звон (крышка о чугунную сковороду).

Ведущий (громко ): День первый - сговор!

Выбегает гость от первого стола: "Эй, кому нужен веселый гость. Приглашай-никому не откажу! И завтра приду, и послезавтра приду, а вы ко мне вчера приходили."

Ведущий: Ну и пригласил! Но весело!

Раздается звон.

Ведущий: "День второй - Заигрыш".

Масленица: Игры всевозможные - день Молодежный! Петухи покидают насест, парни выбирают невест!

Раздается звон.

Ведущий: "День второй - Заигрыш".

Масленица: Игры всевозможные - день Молодежный! Петухи покидают насест, парни выбирают невест!

Выходят мальчики, им завязывают глаза. Игры "жмурки". Звучит музыка. Девочки убегают, кого поймают, останавливаются, под музыку (русскую) образованные пары танцуют русские танцы.

Масленица: А еще в этот день всегда катались с горок. Но не у всех были сани. Прошу внести инвентарь.

Вносят миску, таз, скамейку.

Ведущий: "Угадайте, на чем катались наши предки? Попробуйте прокатится на тазике. Кто дальше?"

Звон.

Ведущий: "День третий - Лакомка".

Входят зятья: "Все про Масленицу, про игры, про катание, а блинов не дают".

Входят тещи: "Да и правда, зятья у нас голодные, да худые какие. Пойдемте их накормим". Уводят. Пока тещи зятьев кормят, на столы ведущие кладут вопросы (см. приложение). Кто ответит - получает приз - блины.

Раздаются крики: "Караул! Спасите!". Еле-еле выходят толстые зятья (подушки под рубашкой).

Масленица: "Какие же вы толстые! С кем же вы блины ели?"

Ведущий: "А с чем же еще можно их есть?" Кто последний отвечает - приз получает!" Звон.

Ведущий:"День четвертый - Широкая масленица". Звучит музыка. Входят в карнавальных костюмах, затевают хоровод - вовлекают всех, начинают играть в ручеек.

По сигналу заканчивают и начинаются аттракционы.

  1. Нарисовать на доске с завязанными глазами Масленицу, приставить хвост к нарисованному козлику.
  2. Кулачный бой (подушками).
  3. Танец под русскую музыку на гармони.
  4. Отгадайте загадки (см. приложение).

Звон.

Ведущий: "День 5-ый - Тещины вечерки."

Выходят зятья, кричат: "Тещи—и...и...!"

Появляются желанные тещи: "А?"

Зятья: "Вы нас накормите? Теперь мы вас приглашаем в гости." Зятья уводят тещ. Ведущий: Пока зятья тещ кормят, мы тоже поедим, да полакомимся.

(Веселый аттракцион - накорми друг друга блинами. 2 человека с завязанными глазами)

Выносят толстых накормленных тещ.

Тещи: Ну молодцы зятья! Ну и накормили! Как же готовили вы блины? Расскажите свои секреты.

Рассказ. Рецепты блинов от каждого стола. Звон.

Ведущий: "День шестой- Золовкины посиделки."

Масленица : Главной особенностью Масленицы был обильный стол. Поэтому называли этот праздник - "Обьедуха." В субботу собирались гости, съедали огромное количество блинов. Но когда все это видели иностранцы, они искренне удивлялись способностям русским так много есть.

Разыгрываться сценка:" Глупый француз" А.П. Чехова.

Как-то французский клоун зашел в московский трактир. В ожидании, когда ему подадут консоме, он решил понаблюдать за тем, как едят русские. Его внимание привлек "полный благообразный господин", который заказал порцию блинов. "Как, однако, много подают в русских ресторанах!- подумал француз, глядя, как сосед поливает свои блины горячим маслом.

  1. Пять блинов! Разве один человек может съесть так много теста?" Но к его изумлению господин в пять минут съел все блины и, посетовав на маленькие порции, заказал еще " штук десять или пятнадцать!" Француз решил, что сидящий перед ним человек болен. Когда же любитель блинов, словно голодный, спеша и едва разжевывая, съел их целую гору, закусывая семгой и икрой, а затем заказал еще порцию блинов, бутылку вина и солянку из осетрины ( разновидность супа на крепком бульоне - мясном, рыбном или грибном), клоун решил, что перед ним человек, который хочет умереть.

"Порядки, нечего сказать! - проворчал сосед, обращаясь к французу, - Меня ужасно раздражают эти длинные антракты! От порции до порции изволь ждать полчаса! Этак и аппетит пропадет к черту и опоздаешь... Сейчас три часа, а мне в пять надо быть на юбилейном обеде.

-Рагс1оп, топзгеш*, - побледнел Пуркуа, - ведь вы уже обедаете!

  1. Не-ет... Какой же это обед? Это завтрак... блины..."

Тут соседу понесли солянку. Он налил себе полную тарелку. Француз окончательно уверился, что этот человек решил покончить с собой таким необычным способом. Он подошел к соседу и выразил ему свои опасения.

"Я много ем?! - удивился сосед...- поглядите, ем, как все!

Пуркуа поглядел вокруг себя и ужаснулся. Половые толкались и, налетая друг на друга, носили целую гору блинов... За столами сидели люди и поедали горы блинов, семгу, икру с таким же аппетитом и бесстрашием, как и благообразный господин.

  1. О, страна чудес!- думал Пуркуа, выходя из ресторана.- Не только климат, но даже желудки делают у них чудеса! О, страна, чудесная страна!"

Вот и подошел к концу наш праздник. Чтобы весна была дружная, нужно хорошо не только встретить Масленицу, но и проводить. ( Читают смешные, весёлые стихи о Масленице).

Ведущие: Начинаем пир горой, приглашаем чай пить, блинами объедаться, сил набираться, чтобы выдержать Великий пост!

Приложение.

Вопросы.

Чей ответ последний, тот и победит. Один человек от стола (можно подсказать)


  1. С чем можно есть блины?
  2. Назовите продукты и приспособления, инструменты для выпечки блинов.
  3. Прочитайте смешные народные стихи о Масленице.
  4. Рецепт блинов от каждого стола.

Пословицы и поговорки.

  1. Не все коту масленица, будет и великий пост.
  2. Зять на двор, пирог на стол.
  3. Блин не клин, брюхо не расколи.
  4. Масленица - обьедуха, деньги приберуха.

Загадки.

  1. Круглый, а не кольцо. Горячий, а не солнце. Не пирог, а есть можно.
  2. Идет после Масленицы, часового не имеет, а называет себя ... ?
  3. Белая, степенная, тепла боится. Пока Масленицу не сожжешь - никуда не уйдет.
  4. Берега железные, рыба без костей, вода дорога.
  5. В земле родится, на стол годится, в пятером тянули, вшестером вытащили.

Широкорожая Масленица Мы тобою хвалимся, На горах катаемся, Блинами объедаемся.

Масленица, обманщица, Обманула, провела, За заулочек завела, Дала редьки хвост На великий пост.

Пошли по миру С кузовами на боку,-

Всякий фиг сказал: Ничего не ели До святой недели. Масленица - блиноедка, Масленица - жироедка, Масленица - обируха, Масленица - обмануха, Обманула, провела До поста довела. Все ежи взяла, Дала редьки хвост На великий пост. Мы его поели, Брюха заболели.

Масленица, Масленица, До чего же довела!

До Великого поста Нет хлеба ни куска, Дала редьки хвост На Великий пост.

Шла сторонкой к нам По заулочкам, по закоулочкам,

Несли блинов чугуны, Надорвали животы, Блинов напекла.

Весело гуляла,

Песни играла, Протянула до поста.

Ах, масленица, обманщица.

Довела до поста, - Масленица, воротись!

В Новый год покажись!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...