Внеклассные мероприятия
классный час на тему

Погодина Дарья Алексеевна

внеклассное мероприятие

Скачать:


Предварительный просмотр:


















Разработка



внеклассного мероприятия



по курсу «Кубановедение»



Деловая игра «Хлеб – всему голова»



4 класс



(1 час)














































Внеклассное мероприятие в 3-4 классе

Тема: Праздник-деловая игра «Хлеб – всему голова»

Цели и задачи:

  1. Привитие учащимися бережного отношения к хлебу.
  2. Воспитание уважения к труду хлеборобов.
  3. Воспитание любви к своей малой родине.
  4. Развитие мышления, интеллекта, смекалки, быстроты реакции.

Оборудование и оформление:

  1. Плакаты: «Хлеб – всему голова!», «Берегите хлеб.  Он очень трудно дается.  Хлеб также дорог, как и сама жизнь», «Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!», «Слава тем, кто хлеб растил, не жалел трудов и сил».
  2. Выставка книг о хлебе, фонограммы песен кубанских авторов.
  3. Картины художников: Т. Яблонская «Хлеб», Г.Мельников «На мирных полях»
  4. «Каравай» на  рушнике, выставка хлебных изделий, испеченных родителями.

Игра проводится к празднику Работников сельского хозяйства, приглашаются родители, бабушки, дедушки, участники Великой Отечественной войны и работники тыла. Для игры приготовлен круг с секторами, буквы, юла со стрелкой, две шкатулочки, два мешочка, вместо денег используются шоколадные монетки, бублики. Дети играют по 3 человека 5 игровых троек. Во время рекламных пауз читают стихи, загадывают загадки, называют пословицы и поговорки, рекламируют печеные изделия, изготовленные руками своей семьи.

Ход праздника – игры.

Ведущий: Уважаемые гости и  дети прошу всех встать. (Звучит Гимн Краснодарского края «Ты Кубань, ты наша Родина» Фонограмма).

1 ученик: Стоит пшеница на Кубани

Среди натруженных полей,

И тает в хлебном океане

Зеленный парус тополей.

Шумят хлеба…

В стаде горячей

Они земле поклоны бьют

За теплоту души казачьей,

За доблесть, мужество и труд!…

(И. Варава).

2 ученик: В степи, под  этим южным небом,

Мне хлеборобы как родня.

Они Россию кормят хлебом,

А это значит и меня...

(К. Обойщиков).

Ведущий: Наступила осень-время подведения итогов труда работников сельского хозяйства. Но всегда на первом месте называют хлеборобов. Богатый урожай собран в нашем крае... т пшеницы, ячменя, кукурузы, а в нашем районе... т. Лучшими хлеборобами стали: (ведущий называет Ф.И.О. лучших хлеборобов). Послушайте песню в исполнении Кубанского казачьего хоре “Принимай, страна, наш кубанский хлеб”(фонограмма)(сл. С. Хохлова, муз. В. Вахарченко)

3 ученик  ”Хлеб под столом,

Брошенный прямо в пыль”

Кто ж  это совесть свою на стол

Выбросил как утиль?

Если б увидел его, никогда б

Не подал ему руки,

Будто не знал он

Сколько труда вложено в эти куски!”

Ведущий: У нас в школе тоже есть случаи, когда пирожки и хлеб валяются на полу или в урне. Всем надо воспитывать в себе уважение к хлебу. В старину говорили: ”Хлеб наш батюшка”. Было страшным грехом выбросить хлеб. Во время войны люди часто говорили. Хлеб был для них спасеньем.

    “Блокадный хлеб, с слезою пополам,

     Кто ел его, о нем не забывает”.

     Послушайте воспоминания жительницы блокадного Ленинграда Колесникову Р.И.

(Колесникова Р. И. показывает учащихся кусочек блокадного хлеба, делится воспоминаниями о жизни в блокадном Ленинграде)

- ”1 2 5 граммов - блокадный хлеб - это нельзя назвать хлебом - в нем было много примесей: жмых, древесные стружки, трава - лебеда или крапива, отруби и смесь, и только 5 граммов муки. Помните это и бережно относитесь к хлебу”

Ведущий: Послушайте песню в исполнение Кубанского казачьего хора “Баллада о хлебе” (сл. Б. Балачан, муз. В. Захарченко).  

Ведущий: Сегодня у нас игра “ Поле Чудес” на тему “ хлеб - всему голова”.

Играем 1-я тройка из 1-ого звена

Задание: Слово - профессия, связанная с хлебом

(Участники вращают барабан и отгадывают слово:

П

Е

К

А

Р

Ь

(После угадывания слов, ведущий показывает иллюстрацию или готовое изделие)

Ведущий: Рекламная пауза - (Ученики и родители 1-го звена рекламируют свое печеное изделие.

( Они показывают книгу “Стихи о хлебе” В. Бакалдина и читают наизусть отрывки из нее).

1 уч-к  Ведь обед нам не обед,

Если к супу хлеба нет.

И не та на вкус картошка,

Если хлеба нет ни крошки

2 уч-к Даже каша с хлебом краше!

Гусь без хлеба ерунда!

3 уч-к Хлеб, кормилец, -

Пища наша,

Хлеб насущный - сила наша,

“Молодецкая еда”, -

Говорил народ всегда.

4 уч-к На работе и  в походе,

У народа хлеб в почете,

C хлебом русский человек -

Богатырь из века в век!

5 уч-к  И не даром хлеб солдатский

Наши воины  по - братски,

Часто делят меж собой,

Уходя на смертный бой.

6 уч-к  Видишь, друг, - у хлеба свойство,

Замечательное есть -

Проверяют им геройство,

Силу, мужество и честь.

Помни верные слова: “ Хлеб всей жизни голова! ”

Ведущий: Играет 2-я тройка - 2-ого звена

Задание: слово, обозначающее печеное изделие с сахаром и маслом.

П

Л

Ю

Ш

К

А

Рекламная пауза: печеное изделие.

1уч-к - В народе всегда бережно относились к хлебу, поэтому о нем

много пословиц и поговорок. Послушайте их.

(Дети называют и показывают записанные пословицы.)

  1. У кого хлеб родился, тот всегда веселится.
  2. Без хлеба сыт не будешь.
  3. У кого хлебушко, у того и счастье
  4. Плох обед, коль хлеба нет.
  5. Хлебушко - от земли, силушка - от хлеба.
  6. Хлебушко - калачу дедушка.

Ведущий: Играет 3-я тройка 3-его звена

Задание: слово, витая булочка.

К

Р

Е

Н

Д

Е

Л

Ь

Рекламная пауза: печеное изделие.

(Уч-ся исценируют сказку Т. Голуб “Хлеб и Маша”.)

Автор: - Каждый день дочурку Машу

Уговаривала мама:

Мама: - Доченька, не будь упряма:

С хлебом ешь и суп и кашу.

Автор: - Маша хныкала  в ответ,

Говорила громко: - “ нет!”

Маше бабушка твердила:

Бабушка:  - В хлебе, внученька, вся сила!

Съешь - ка сладкий пирожок.

                      Или сдобный кренделек.

Автор: -    Маша мякишек щипала

                   И под стол его швыряла.

                    Долго хлеб молчал, крепился,

                    Но однажды рассердился,

                    Быстро с хлебницы скатился,

                    Докатился до двери, крикнул Маше;

Хлеб:   -     Отвори! От тебя я убегу! Больше жить так не  могу!

Маша: -    Убегай!

Автор: -     Сказала Маша и открыла дверь.

Маша:  -     Без тебя жизнь станет краше и спокойней мне, поверь!

Автор:  -     Хлеб ушел, довольна Маша

                     Не вернется он назад.

                     Ест без хлеба Маша кашу,

                     И котлету, и салат.

                     Вместо хлеба на обед,

                     Ей дают теперь конфет,

                     Два денечка Маша ела

                     А на третий присмирела,

                     На четвертый - загрустила,

                     А на пятый попросила;

Маша: -     Ой, бабулечка, дружочек,

                     Дай мне к чаю кренделечек,

                     Или сладкий пирожок,

                     Или хлебушка кусок.

Автор:  -     Машет бабушка рукой;

Бабушка: - Маша, Маша, что с тобой?

                     Неужели ты забыла,

                     Как ты хлебу нагрубила?

                     Не вернется он назад.

                     Съешь-ка лучше шоколад.

Автор:  -     Маша в слезы

Маша:  -     Что мне делать?

                     Я без хлеба похудела

                     Я без хлеба не могу

                     За прощеньем побегу.

Автор:  -     Маша к хлебу прибежала,

                     Умолять и плакать стала

Маша:  -     Хлеб, голубчик, не сердись

                    В дом скорее воротись

                    Без тебя мне больше дня не прожить,

                    прости меня!

Автор:  -    Молвил хлебушко в ответ:

Хлеб:  -      Я простил бы, спору нет,

                   Но пшеничное зерно,

                   Сможет ли простить оно?

Автор:  -   Маша в поле прибежала,

                   К хлебным зернышкам припала:

Маша:  -   Зерна, злобы не держите,

                  Глупую меня простите.

Автор: -    Зерна молвили в ответ:

Колоски: - Мы простили б, спору нет,

        Вот простит ли только поле,-

        Материнское раздолье?

Автор: -     Маша полю поклонилась,

    Перед полем извенилась.

    Но услышала в ответ:

Поле: -        Я б простило, спору нет,

       Но простят ли хлеборобы?

       Урожаев мастера.

I комбайнер:  До зари встали, чтобы

  Стала нивушка щедра.

  Рук и силы не жалели,

  Мало спали  наспех ели,

  Земле бережно пахали,

  Разрыхляли, удобряли,

  Дружно  сеяли зерно.

II комбайнер: А когда взошло оно,

  Как ребенка берегли,

  Выйти в колос помогли.

  А теперь вокруг  пшеница

  Золотая колосится.

III комбайнер: Нет ей ни конца,  ни края,

Будут, будут караваи,

Булки, бублики и плюшки,

И оладьи и ватрушки...

Каждому достанутcя,

Да и впрок останутся!

Поле: -         Только ты не забывай, что румяный каравай

Травкой в поле не растет, нужен труд и

Нужен пот, целой армии людей.

Маша, к нам беги скорей!

Автор: -         Прибежала Маша к людям, стала плакать и просить:

Маша: -         Больше я грубить не буду,

                            Буду хлебом дорожить.

                            Глупую меня простите,

                            Хлеб, пожалуйста, верните.                          

I Комбайнер: -         Что ж, если так, то вот попробуй

                            Пышный, белый каравай,

                            Но урок не забывай!

Автор: -         Поклонилась Маша людям.

                         Пышный каравай на блюде,

                         Словно солнце подняла,

                         Наша Маша поняла:

Маша: -         Что пословица права:

                         “Хлеб - всему он голова!”

Ведущий: -         Игра со зрителями

Задание:     Особое печеное изделие,

                     С начинкой из мяса и творога.

Б                                  

А

Б

К

А

(Победитель получает  приз).

Ведущий: Играет 4 -я тройка 4 - ого звена.

Задание: слово, открытое печеное изделие с творогом или вареньем.

В

А

Т

Р

У

Ш

К

А

Рекламная пауза: печеное изделие.

1 уч. - существует много загадок по этой теме. Мы хотим вам их загадать, а вы отгадайте (Когда дети отгадывают, то ученики показывают картинки - ответы)

2 уч. - Золотист он и усат,

 В ста карманах - сто ребят.

(Колос)

3 уч. - Он идет - волну сечет

Из трубы зерно течет.

(Комбайн)

4 уч. - Кто там в поле, угадай,

Режет черный каравай?

(Плуг)

5 уч. - Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет -

Семь плугов тащит.

(Трактор)  

1 уч. - Замок с башнями до неба

Сохранит все море хлеба.

(Элеватор)

2 уч. - Был он зернышком давно -

Смотрит солнышком в окно.

(Каравай)

Ведущий: Играет 5 - ая тройка 5 - ого звена.  

Задание: слово, обозначающее профессию.

К  

О

Н

Д

И

Т

Е

Р

Рекламная пауза: печеное изделие.

Ведущий: Послушайте стихотворение С. Михалкова “Булка”

1уч-к         Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ее гол.

2 уч-к         Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул,

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

3 уч-к         Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с нее сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех ее поцеловал.

4 уч-к         Вы кто такой? - спросили дети,

                           Забыв на время про футбол.

1 уч-к        Я-пекарь!-человек ответил

                           И с булкой медленно ушел.

2 уч-к        И это слово пахло хлебом

                            И той особой теплотой,

                            Которой налиты под небом

                            Моря пшеницы золотой.  

Финал: 5 игроков.

Задание: Помещение для переработки зерна.

М

Е

Л

Ь

Н

И

Ц

А

Суперигра: 1 игрок.

Задание: Хранилище для зерна.

Э

Л

Е

В

А

Т

О

Р

( По ходу игры дети получали  призы)

( Ведущий читает отрывок

из стихотворения С. Хохлова

“Здравствуй, наша Кубань”)

     

Здравствуй наша Кубань,

     Тополиный край!

      С солнышком встанем,

      Степи распашем,

      Вырастим урожай.

                     

               Здравствуй наша Кубань,

               Тополиный край!

               Хлебом да солью,

               Светлой любовью

               В гости друзей встречай.

(Звучит фонограмма песни ”Край наш кубанский “ муз Г. Плотниченко, сл. С. Ольгина)

После игры состоялось чаепитие за самоваром с бубликами и печеными изделиями, которые рекламировали дети и родители.

На чаепитии все желающие получили рецепты изделий из черствого хлеба.

Приложение 1  

“Советы хозяйкам”

(изделия из черствого хлеба)

“Хлеб-всему голова!”- издавна говорили на Руси. В этих словах дань огромного уважения народа к хлебу, которое передается от поколения к поколению.

            Хлебосолами называют у нас радушных, гостеприимных людей. В этом определении особый смысл, потому что хлеб - не просто важнейший продукт питания, а нечто большее. Он - символ труда, благополучия, мира.

Как бы много различных яств ни красовалось на столе, он пуст без хлеба.  Конечно, стало уже привычным, что каждый день мы приносим из булочной в дом свежий, ароматный хлеб. И, может быть, в этой повседневности часто забываем, сколько труда, сил и энергии затрачено теми, кто его выращивает, собирает.

Нередко покупая хлеба больше, чем требуется, немногие хозяйки знают, как использовать оставшиеся куски. Мало кому известно все разнообразие блюд, которое можно приготовить из них. Предлагаемые рецепты будут полезны каждой хозяйке:

Запеканка со свеклой

На 4 порции

Черствый ржаной хлеб-400г., свекла-300г, яйцо - 4шт., сухари-40г, изюм-100  г, маргарин-40г.

Хлеб нарезать ломтиками 0,5 см и слегка смочить водой. Вареную свеклу очистить, натереть на крупной терке, добавить яйца, изюм и перемешать. На сковороду, смазанную маргарином, насыпать сухари, выложить слой хлеба, на него положить свеклу, сверху закрыть другим слоем хлеба, залить яйцами и запекать в духовом шкафу 40 минут.

Подать на стол со сметаной.

Гренки с фруктами

На 4  порции

Черствый пшеничный хлеб - 200 г, яйцо - 1 шт., молоко - 140 г, маргарин или сливочное масло - 40 г., консервированный фруктовый компот - 200 г., сироп фруктовый - 100 г., сахарный песок - 20 г., крахмал - 8 г.

Хлеб нарезать ломтиками толщиной до 1 см, пропитать смесью из яиц, молока и сахара. Обжарить в масле или маргарине на сковороде. Отделить фрукты от сиропа. Вскипятить сироп с сахаром, влить крахмал, разведенный в 1\4 стакана воды, размешать, чтобы не было комочков, вскипятить еще раз. Полученным сиропом полить гренки.

Перед подачей гренки украсить фруктами из компота.

Запеканка с изюмом

На 4 порции

Черствый пшеничный хлеб – 200 г., молоко 250 г., масло сливочное или маргарин – 80 г., сахарный песок – 60 г., яйца 4 шт., изюм 120 г.

Хлеб нарезать кусочками, залить молоком и поставить на несколько минут для набухания. Затем добавить масло, сахарный песок, растертый с яйцами, изюм. Все перемешать. На смазанную маслом или маргарином сковороду насыпать сухари и выложить подготовленную массу слоем  в 3 см. Запекать в духовочном шкафу 30 минут.

Подать с киселем или молоком.

Бабка с творогом

На 4 порции

Черствый пшеничный хлеб – 300 г, творог – 500 г, изюм – 50 г, молоко – 0,5 л, сухари  - 40 г, сахарный песок – 60 г, яйца – 2 шт, сливочное масло или маргарин – 40 г.

Хлеб без корок нарезать ломтиками толщиной 0,5 см. Творог протереть, добавить сахар, яйца и изюм. Приготовить смесь из яиц, молока и сахара. Смочить в ней с одной стороны ломтики хлеба. На сковороду, смазанную маслом, уложить часть хлеба сухой стороной вверх. На него - творожный фарш. Затем все покрыть ломтиками хлеба, уложив их смоченной стороной вверх и запечь в духовочном шкафу до готовности.

Подать к чаю, кофе или киселю.

Запеканка с морковью

На 4 порции

Черствый пшеничный хлеб – 200 г., молоко – 250 г., сливочное масло или маргарин – 80 г., сахар – 40 г.,  яйца 1 шт, сметана – 100 г.

Хлеб или сухари залить молоком, пропустить через мясорубку, смешать с тертой морковью, растопленным маслом или маргарином и яйцом. Все вылить в форму или большую сковороду, смазанную маслом. Запечь в духовом шкафу до готовности.

Подать на стол со сметаной или сливочным маслом.

Гренки с чесноком

На 4 порции

Черствый ржаной или пшеничный хлеб – 200 г., растительное масло – 40 г, чеснок – 20 г (0,5 головки), соль по вкусу.

Хлеб нарезать тонкими ломтиками или кубиками, обжарить на растительном масле и посыпать чесноком, растертым с солью. Гренки можно приготовить без чеснока.

Подать к борщу.

Торт бутербродный.

На 4 порции

Чёрствый пшеничный хлеб - 500 г, сыр - 100 г, масло сливочное или маргарин - 100 г, ветчина или говядина варёная - 140г. Хлеб нарезать ломтиками вдоль батона толщиной 1 - 1,5 см. Сыр натереть на мелкой тёрке и смешать с половиной размягчённого сливочного масла маргарина до получения однородной массы. Ветчину или отварное мясо провернуть через мясорубку 3 раза, смешать с оставшимся размягчённым сливочным маслом или маргарином до получения однородной массы. Часть ломтиков смазать сырной массой, часть мясной и сложить друг на друга в несколько слоёв. Сверху торт украсить оставшейся ветчиной и сырной массой. Готовый торт поставить в холодильник. Подать к чаю, кофе или как холодную закуску.

Сладкие сухарики.

На 4 порции

Чёрствый пшеничный хлеб - 200 г, яйцо - 1 шт., молоко - 150 г, сливочное масло или маргарин - 40 г.

Хлеб нарезать ломтиками толщиной 0,5 см, пропитать смесью из яиц и молока и обжарить на сливочном масле или маргарине с обеих сторон. Затем сухарики посыпать сахарным песком.

Подать к чаю или кофе.

Тартинки с помидорами и сыром.

На 4 порции

Чёрствый пшеничный или ржаной хлеб - 300 г, помидоры - 250 г, сыр - 50 г.

Хлеб нарезать ломтиками толщиной в 1 см и обжарить. Сверху положить помидоры, нарезанные кружками, посыпать тёртым сыром. Запекать в духовом шкафу 5 - 1 минут на небольшом огне. Подать как горячую закуску.

Яичница-глазунья с хлебом.

На 4 порции

 Чёрствый пшеничный или ржаной хлеб - 150 г, яйцо - 8 шт., сливочное масло или маргарин - 100 г, зелень петрушки, лук зелёный - 20 г, соль по вкусу.

Хлеб нарезать ломтиками толщиной в 1 см, положить на сковородку с разогретым маслом и обжарить с двух сторон. На ломтики хлеба вылить яйца, посолить. Жарить 4 - 6 минут.

Перед подачей яичницу посыпать мелко нарезанной петрушкой или зелёным луком.

Оладьи

На 4 порции

Черствый пшеничный хлеб – 400г, яйцо – 1 шт., молоко – 140 г, маргарин или сливочное масло – 40 г, консервированный фруктовый компот – 200 г, сироп фруктовый – 100 г, сахарный песок – 20 г, крахмал – 8 г.

Хлеб нарезать ломтиками толщиной 1 см, пропитать смесью из яиц, молока и сахара. Отделить фрукты от сиропа. Вскипятить сироп с сахаром, влить крахмал, разведенный в 1\4 стакана воды,

размешать, чтобы не было комочков, вскипятить еще раз. Полученным сиропом полить гренки.

Перед подачей гренки украсить фруктами из компота.      

Бабка с яблоками

На 4 порции

Черствый пшеничный хлеб – 250 г, яблоки – 400 г, молоко – 120 г, яйца – 4 шт. сахарный песок – 80 г, маргарин – 120 г.

Хлеб без корок нарезать прямоугольными ломтиками толщиной 0,5 см. Оставшиеся обрезки нарезать мелкими кубиками и подсушить. Очищенные обрезки нарезать мелкими кубиками, пересыхать сахаром, добавить молотую корицу, Приготовить смесь из яиц, молока и сахара. Смочить в ней с одной стороны ломтики хлеба. Уложить часть хлеба на сковороду сухой стороной вверх. На нее положить подготовленные яблоки, смешанные с сухариками. Затем все покрыть ломтиками хлеба, уложив их смоченной стороной вверх, запечь в духовом шкафу.

Подать к чаю или кофе.

Приложение 2

 Песня «Баллада о хлебе»

Муз. В. Захарченко

Сл. В. Балачан

1 куплет:

На весенней заре –

Воздух свежий и синий.

Постаревший отец,

Седену шевеля,

Говорил у крыльца

Тихо голосом сыну,

Провожая его

В первый раз на поля:

Припев:

  1. Ты запомни, сынок,

Золотые слова:

«Хлеб – всему голова,

Хлеб – всему голова».

2 куплет:

Сын пошел-пошагал

По отцовскому следу.

Но война началась –

Вой огня и свинца.

В годы бед и потерь,

Добывая победу,

Нес боец по земле

Завещанье отца

Припев.

3 куплет:

Но случилась беда

На земле незнакомой –

Был он ранен в бою

По холодной земле.

Свой солдатский паек

Передал он другому,

А домой написал

В треугольном письме.

Припев.

4 куплет:

На весенней заре –

Воздух свежий и синий.

На страде посевной

Гул моторов и шум.

У родного крыльца

Сын погибшего сыну

Говорил не спеша

Своему малышу:

Припев.

Край наш кубанский

Муз. Г. Плотниченко,

Ст. С.Ольгина

1 куплет:

Край наш кубанский –

Родная земля,

Словно солдаты,

В степи тополя.

Морем пшеница

Кругом колосится,

Да радостно дышат поля.

2 куплет:

Край наш кубанский –

Родимый простор,

Залитый солнцем

От моря до гор.

Вышки стальные,

Огни заводские,

Садов величавый убор.

3 куплет:

Край наш кубанский –

Прославленный край,

Крылья все шире

В труде расправляй.

С Родинойй вместе

Дорогою чести

Ты к цели победной шагай!

 



Предварительный просмотр:

Цели: Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. Побуждая детей к фантазии и творчеству, вызывать у них желание вносить посильный вклад в природоохранительное воспитание населения.

Оборудование: 1) карточки – знаки, напоминающие о правилах поведения в природе;

2) роли Птицегуба, Водомута и Крепкосвиста играют дети – старшеклассники.

Ход праздника

(Звучит весёлая музыка)

Учитель:







Учитель:




Учитель:


Водомут:







Все трое:


Учитель:



Ребята:




Учитель:




Ученица:



Ученик:


Учитель:


Птицегуб:


Учитель:





Девочка:


Мальчик:



Учитель:





Девочка:


Учитель:
















Все трое:
















Девочка:
























Учитель:

Дети, внимание! Нам только что принесли телеграмму: «В окрестностях школы появились: возмутитель спокойствия рек и озёр – Водомут, разоритель птичьих гнёзд – Птицегуб и нарушитель тишины – Крепкосвист.

Что же нам делать? Как поступить?

(ответы детей).


Значит, вы предлагаете найти хулиганов и помочь природе?

(По стрелкам указателям, они находят нарушителей и приводят их в класс, где проходит праздник).


Почему вы шумели в лесу?


- Это разве шум? Ну-ка Крепкосвист, свистни как следует!


(Крепкосвист хочет свистнуть, но учитель снимает с него свисток и предупреждает:)

- Ведите себя прилично! Вы попали на праздник к нашим детям и не безобразничайте! Иначе будете стоять в углу!


Мы… Мы… Мы не знали… Не знали…


Придётся всё вам объяснить. Ну-ка, ребята, скажите, как нужно вести себя в лесу?


- Сейчас многие птицы сидят на гнёздах, ждут птенчиков.

- У многих зверей малыши.

- А вы подняли шум, свист.


А ты, Птицегуб, мог бы быть хорошим мальчиком, если бы учился не на птичках, нарисуй круг и тренируй свой глаз, бросая мячик в цель.


Не стыдно тебе обижать маленьких птичек, которые приносят людям только пользу?


И дерево повредил, когда делал рогатку.


А ну-ка, выброси рогатку и обещай никогда больше не носить её.


(виновато) Обещаю…


Ребята, а что будем делать с Водомутом? Посмотрите, сколько всякого мусора у него? Это он и его друзья бросают в речку битые бутылки, консервные банки, рваные пакеты, крошат пенопласт и всячески портят красоту.


Из-за таких, как он, порезал ногу наш Ваня, когда купался.


Да они вообще какие-то дикие: не поздоровались и даже с праздником не поздравили.


Нет, мы вас так не отпустим. А ну-ка, выбрасывайте эту гадость!


(Выбрасывают в мусорное ведро рогатку, свисток и весь мусор из карманов).


Пусть стоят в углу и думают, как нужно себя вести.


Вы хулиганите, вы приносите только вред нашей природе. Ребята возмущены. Вот послушайте, о чём они мечтают:


(Каждый ребёнок говорит по строчке из стих. Е Каргановой)

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб кругом леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса!

Мы хотим, чтоб солнце грело,

И берёзка зеленела,

И под ёлкой жил смешной колючий ёж,

Чтобы белочка скакала,

Чтобы ёлочка сверкала,

Чтобы летом лил весёлый дождь.

Ребята, простите нас, мы больше так не будем делать. Это мы от скуки. Научите нас правильно вести в природе.

(Дети, показывая знаки говорят:)

  1. Не руби деревья в лесу и не ломай ветки.
  2. Не рви растения, тем более с корнями.
  3. Не повреждай кору деревьев.
  4. Не убивай лягушек, жаб, змей – они полезны.
  5. Не рви цветы в природе, для букетов цветы выращивают специально.
  6. Не сбивай ногами грибы, они нужны лесу.
  7. Старайся ходит по траве тихо и осторожно.
  8. Не шуми.
  9. Не жги костры.
  10. Не бери собаку в парк, в лес весной и в начале лета, когда размножаются животные.


Ну что запомнили? Тогда мы вас проверим. Отвечайте правильно на вопросы викторины «Путешественник – отличник».


(Дети читают задания).


1) Костёр надо разводить:

          а) на поляне;

          б) под деревом.

2) Ветки для костра надо:

          а) ломать с живых веток;

          б) подбирать с земли.

3) Прежде чем уйти надо:

           а) залить водой;

           б) засыпать сухой травой и листьями.

4) Мусор надо:

            а) взять с собой;

            б) оставить в лесу.

5) Увидев ёжика надо:

           а) взять его домой;

           б) пройти мимо.

6) В лесу надо:

           а) слушать громкую музыку;

           б) вести себя сдержанно и тихо.


Мы убедились, что вы всё поняли. Ребята прощают вас и надеются, что таких нарушителей покоя они больше не встретят.


(Все поют песню)

Д. Львова-Компанейца на слова В.Викторова «Шире круг».)



Предварительный просмотр:

Вот  какие  бабушки  у  нас.

Развлекательно – познавательная  программа  для  учащихся  3-х классов.

Цель: творческое  усвоение  полезных  истин  из  « бабушкиного  сундучка»,  воспитание  уважительного  отношения  к  своим  бабушкам,  пожилым  людям;  способствовать  развитию  творческих  способностей  детей.

Подготовка:

  1. Третьеклассники  готовят  пригласительные  билеты  для  своих  бабушек, разучивают  стихи  и  песни  о  бабушках.
  2. Учитель  подбирает  задание для  конкурсных  программ  и  игр, готовит  фотовыставку  « Я с  бабушкой  моею…».
  3. Учащиеся  пишут  мини- сочинения  о  своих  бабушках,  рисуют  портреты.
  4. Группа учащихся-кулинаров  готовит  заранее  все  необходимые  продукты  и  кухонные  принадлежности  для  приготовления  вареников  с  картошкой .
  5. Гости  праздника, бабушки  готовы  рассказать  внукам  о  любимых  играх  и  розыгрышах  их  детства.

Участники  развлекательно-познавательной  программы: ученики  третьего  класса,  их  любимые  бабушки,  классный  руководитель.

                      План  проведения  программы:

  1. Открытие  праздника,  приветственные  слова  в  адрес  дорогих  гостей.
  2. Знакомство  с  выставкой  «Я  с  бабушкой  моею…»  /чтение  сочинений-миниатюр, рассказы  ребят.
  3. Музыкальная  пауза.
  4. Конкурс «Шуточная  эстафета».
  5. Рассказы  бабушек  о  розыгрышах  и  забавах  своего  детства.
  6. Игры  наших  прапрабабушек.

                        Ход  программы:

Класс  превращён  в  уютную  гостиную, в которой  сидят  гости. Дети  под  музыку  входят и занимают  свои  места.  Несколько  учеников  остаются  и начинают  программу  праздника.

 

  1. Придумано  кем-то  просто  и  мудро

При встрече  здороваться:

Доброе  утро!

-Доброе  утро! - солнцу  и  птицам.

-Доброе  утро! -  улыбчивым  лицам.

И  каждый  становится  добрым,  доверчивым…

Доброе  утро  длиться  до  вечера!

 Хочу  я  по  всей  прокатиться  планете,

Разведать,  что  делают  дети  на  свете!

Как  их  зовут?

Хорошо  ли  живут?

Выяснить  надо, кто  учиться  в  школе,                 Справиться,  школа  у  них  далеко  ли?

Как  их  здоровье  и  сколько  им  лет?

Есть  ли  работа  у  папы, иль  нет?

Кто  поправляет  на  них  одеяльце,

Кто  им  лекарство  с  вареньем  даёт?

Кто  погрозит  им  рукой, если  пальцы  

Вдруг  по  привычке  возьмут  они  в  рот?

Кто  говорит  им:  «Какой  ты  лохматый!

Гребнем  пытаясь  пригладить  вихор?

Кто  терпеливо  им  ставит  заплаты,

Если  порвутся  штаны  о  забор?

Кто  варежки  пёстрые  вяжет,

Старинные  песни  поёт?

Кто  сказку  такую  расскажет,

Что  снится  всю  ночь  напролёт?

Кто  дом  поутру  прибирает,

И  кто  самый  лучший  повар?

Кто  с  младшей  сестрёнкой  играет

И  водит  её  на  бульвар?

Чьи  волосы  снега  белее,

А  руки  желты  и  сухи?

Кого я  люблю  и  жалею,

О  ком  сочиняю  стихи?

Ученики  хором: БАБУШКА.

Учитель: Сегодня  мы  поговорим  о  бабушках.  Я  знаю,  что  каждый  из  вас очень  любит  свою  бабушку. Когда  у вас  каникулы – вы  едете  к ним.  Если  у  вас  радость – они  радуются  вместе  с  вами,  если  вам  грустно,  они  успокоят,  утешут.  Порой  родители  не  знают  о  вас  того,  что  знают  они. А  какие  золотые  руки  у  них,  сколько  они  умеют делать.  И  как  делать!  Вот  и  пришла  наша  очередь  сделать  мудрым  и  обаятельным  бабушкам  приятный  подарок…

Ученик:  У  мамы – работа,  у  папы – работа.

                У  них  для  меня  остаётся  суббота.

                А  бабушка  дома  всегда.

               Она  не  ругает  меня никогда!

               Усадит,  накормит;

                -Да  ты  не  спеши!

              Ну  что  там  стряслось  у  тебя?

              Расскажи!

Ученик:  Я  говорю,  а  бабушка  не  перебивает,

                 По  крупинкам  гречку  сидит  перебирает

                  Нам  хорошо – вот  так,  вдвоём.

       Без  бабушки,  какой  же  дом?

Учитель:  Давайте  сейчас  послушаем  рассказы  о  ваших  бабушках. /Рассказы детей  о  своих  бабушках/

Учитель: Из  ваших  рассказов  стало  понятно,  что большинство  бабушек  потомственные  казачки,  родились  и  выросли  на  Кубани. Многие воспитывались  в  больших  и  дружных  семьях, где  старшие  помогали  младшим,  а младшие  имели  свои обязанности  по  дому. И  ни  один  праздник  не  обходился  без  хорошей  песни. Не  будем  и  мы  нарушать  добрые  кубанские  обычаи  и  подарим  нашим  бабушкам  хорошую  песню.

         

……………………………………………………………………

……………………………………………………………………….

Современные  бабушки – самоотверженные  труженицы, хозяйки  дома. Они  должны  многое  уметь: быть  привлекательными,  найти  выход  из  самого трудного  положения. Но  для  этого  рядом  с  ними  должны  быть  первые  помощники – внуки.

В  шуточной  эстафете  мы  увидим  слаженную  работу  бабушек  и  внучат.

                  Конкурс  «Шуточная  эстафета».

                                    1-й  этап.

Бабушка  разматывает  верёвку, которую  держат  помощники  ведущего.

                                     2-й  этап.

Внучка  развешивает  бельё  и  закрепляет  его  прищепками.

                                     3-й  этап.

Бабушка  снимает  бельё,  складывает  его  и  закрепляет  прищепки  на  кольце.

                                      4-й  этап.

Внучка  сматывает  верёвку.

Учитель: Молодцы,  ребята,  вы  хорошие  внуки.  А  теперь  давайте  послушаем  ваших  бабушек, наверняка, они  могут  рассказать о  розыгрышах  и забавах  своего  детства.

 

Рассказ первый.

Больше  всего  нам  нравились  шуточные,  спортивные  соревнования, так  как  я  росла  в  семье  с  тремя  братьями. Играли в игры:

  1. «в бульбу» - бег  с  раскладыванием  и  сбором  предметов;
  2. «в  арбузы» - бег  с  переносом предметов  с  места  на  место;
  3. «в  невод» - бег  парами,  взявшись  за  руки,  или  положив  руки  на  плечи  друг  другу;
  4. «в кота» - проползание  под  руками  игроков,  стоящих  на четвереньках, не  прикоснувшись  к  ним;
  5. «в  наступашки» - вожаки  должны  были   как  можно больше  раз  наступить  на  ногу  своего  соперника;
  6. «в  нашептышки»- вожак  должен  угадать  игроков  другой  команды  по  голосу.

Рассказ  второй.

           В детстве  мы  очень  любили  разыгрывать  друг  друга. Например:    говорили: « Хочешь,   покажу  то,  чего  никто  из  вас  никогда  не  видел,  чего и я  сам  никогда не видел, и чего       ни вы, ни я никогда потом не увидим» Конечно, всем  было  интересно. Тогда спокойно достаёт  из  кармана  орех, раскалывает  его,  даёт  всем  посмотреть  на  ядро  /этого  ядра,  действительно  никто  ещё не  видел/ и  очень  спокойно  съедает  его!

Рассказ  третий.

  1. А  хотите,  я  заколдую  кого-нибудь с  помощью  простого  кусочка  мела? Мне  нужен  один  доброволец.  Стань  у  доски. Сейчас я  нарисую  вокруг  тебя  круг,  из  которого  ты  не  сможешь  выбраться - ни  перешагнуть, не  перепрыгнуть,  несмотря  на  то,  что  ноги  тебе  связывать  не  будут, а только руки свяжут за спиной. Кусочком  мела  бабушка  легко  проводит  по куртке  добровольца. Попробуй, выберись из  этого  круга! Можно было снять  куртку, да руки  связаны…
  2. Вот так и меня когда-то разыграли!

Рассказ  четвёртый.

      У  меня  уже  трое  внуков,  но  я  до  сих  пор  помню, как  моя  бабушка  задавала  мне шуточные  загадки.

  1. Без  чего  хлеб  не  испечь?
  2. Без  корки.
  3. Что  теплее шубы?
  4. Две  шубы.
  5. У кого  голова  дорога?
  6. У коровы: голова да рога.
  7. А  каких  кукол  из  соломенных  снопиков  мы  с  ней  мастерили, какие  свистульки  из  глины  лепили,  сколько интересных  историй  своего  детства  мне  рассказала!
  8. НО  ОБ  ЭТОМ  В  СЛЕДУЮЩЕЙ  НАШЕЙ  ВТРЕЧЕ!

Учитель: С бабушкой  не  соскучишься,  с  ней  всегда  интересно. Об  этом и  расскажут  вам  сейчас  ребята.

                 Я  с бабушкой  своею

                 Дружу давным-давно.

                 Она во всех затеях

                 Со мною заодно.

                 Я с ней не знаю скуки

                 Мне всё  приятно  в  ней.

                 Но бабушкины  руки  люблю  всего  сильней.

                 

                 Ах,  сколько  руки  эти

                 Чудесного творят!

То рвут, то трут, то метят,

То что-то мастерят,

Так вкусно жарят гренки,

Так густо сыплют мак,

Так    грубо трут ступеньки,

Ласкают  нежно так.

Нет рук проворней, краше-

То тут они, то там.

Весь день снуют и пляшут

По полкам, по полам,

Настанет вечер - тени

Сплетают на стене

И сказки сновидения

Рассказывают мне.

Ко сну ночник засветят

И тут замолкнут вдруг.

Умней,  их  нет на свете.

И нет добрее рук.                    

А на лице морщинок  много

Так  и  хочется  потрогать,

А  потом  поцеловать!

Учитель: Бабушкины  руки  тёплые  ласковые, предлагаю  поиграть в  игру  «УГАДАЙ  БАБУШКИНЫ  РУКИ».

С  завязанными  глазами, под  музыку,  узнают  свою  бабушку  по  рукам.

 /Можно и  наоборот./

                 

Учитель: Наша программа  продолжается. Впереди самый  ответственный  и  необычный  конкурс! Дорогих  гостей, по  кубанскому  обычаю, потчуют  непременно  всякими  угощениями.

Юные  поварята  приготовят  для  вас  вареники  с  картошкой, а вам  предстоит  выбрать  самого  лучшего кулинара.

/Конкурсанты занимают  свои  рабочие  места,  им  предстоит  вылепить  оригинальные  вареники/

-А пока поварята работают, встречайте юных  артистов

Мы  очень  любим  вас,  поверьте

И  всеми  вами  дорожим.

А  если  сомневаетесь,  проверьте;

Тайком  не  мы  ль  сейчас  дрожим?

Дрожим  не  оттого,  что  страшно,

А  от  того, что  переживаем  мы,

И  хочется,  чтоб  вышло  всё  прекрасно,

И  довольными  остались  вы!

Инсценировка  песни «Весёлые  гуси».

Стихотворение Ю.Мориц «Я  вареники  леплю».

Я  вареники леплю,

Я вареники люблю,

С творогом люблю, с клубникой,

С мясом, с вишнями, с черникой,

С ежевикой и морошкой,

      Но сильней всего-

      С картошкой!

Ох, вареники с картошкой

В кипятке плывут бочком,

Вкусно машут гребешками,

Пахнут жареным лучком!

Из кастрюли приоткрытой

Царь вареников со свитой

        Запыхтел:

     «Моя царица

     Тут боится

      Развариться!

Я готов и беспокоюсь-

Где подливка или соус?»

Залезай в кастрюлю ложкой,

Там вареники с картошкой,

       Золотые,

      Налитые,

Раскудряво   завитые!

Мы как выудим оттуда,

Как положим их на блюдо-

Целый свет

К нам примчится на обед:

-Не у вас ли, не у вас ли

В золотистом луке, в масле

Царь-вареник белолицый

Размурлыкался  с царицей?

     -   Ну, конечно!  Налетайте

          На  вареники с картошкой,

         В соус  луковый  макайте

         Все  вареники  с  картошкой!

         Я  вареники  леплю –

         Всех  на  свете  накормлю!

         Налетайте  с  вилкой, с ложкой

         На вареники с картошкой!

Подведение итогов конкурса  

Гости: Милые наши  внуки, в  этом  конкурсе  побеждённых  нет!

Ведь  лепить  вареники  мы учились  вместе!

Учитель:  Бабушки  прожили  долгую  жизнь.  Их  жизнь  чем-то  интересна  и  поучительна  для  нас.  Чаще  прислушивайтесь  к  их  советам, берегите  и  помогайте  им.  Но  внимания  и  помощи  ждут  не  только родные.  Не  забывайте  проявлять  милосердие  к  чужим  одиноким,  больным  и  престарелым  людям.

А сейчас приглашаем  всех  отведать  вкуснейших  кубанских  вареников  с  картошкой!                                      

           

Список  использованной  литературы:

Мозаика  детского  отдыха,  Москва «ВАКО», 2004,

Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, праздники  в  школе  и  дома. М., 1999.

Ю.Мориц, Большой  секрет  для  маленькой  компании. Издательство «Малыш»,М.,1987.

Хрестоматия  для учащихся  1-4 класса, М., 1999.

 



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«Круглый стол»

«Мы не безучастны к делам и заботам своей Родины»

Цель:

Воспитывать

  1. чувство патриотизма, любви к родном краю через познание себя и природы;
  2. желание быть достойным гражданином своей малой родины;
  3. ответственность за порученное дело.

       

Развивать:

  1. любознательность;
  2. стремление к знаниям;
  3. память;
  4. речь учащихся.

Оформление: отрывок из рассказа Пришвина «Кладовая Солнца», плакат «Мы не безучастны к делам и заботам соей Родины», видеофильм «Птичья столовая», кормушки для птиц, сказка-быль Н. Лумповой «Волшебная роща».

Ход мероприятия

Ведущий.

Здравствуйте, дорогие ребята! Мы начинаем наш «круглый стол». Я рада представить гостей нашей встречи: эколог, психолог, родители.

Наша встреча сегодня проходит не случайно. Ученики на уроках Кубановедения и во внеурочной деятельности изучают историю родного края, своего села, в частности природу, экологию, животный мир, труд людей... Я призываю уважаемых гостей, а также вас, дорогие ребята, принять активное участие в нашем разговоре. Разрешите провести небольшое интервью.

- Наш «круглый стол» будет проходить под девизом «мы не безучастны к делам и заботам своей Родины» (запись на доске)

- Я задам всего два вопроса:

- Какой смысл вы вкладываете в эти строки?

- С чего начинается Родина?

(дети дают и аргументируют свой ответ)

Ведущий. Спасибо! Но все ваши, даже самые высокие мысли, самые вдохновенные чувства будут бесплодны, если не воплотятся в добрые дела. Мало мечтать о добре, надо постоянно творить его.

 Мы должны принимать посильное участие в том, чтобы сделать наш край, село, а значит и большую Родину, богаче и прекраснее. А лучшей мастерской в воспитании прекрасного является сама природа,  где мы учимся трудиться, выращивать деревья и цветы для других. Сейчас остро встал вопрос по охране природы.

Какие же посильные дела по охране природы мы можем сделать?

Эколог.

- Я хочу прочитать прекрасные слова М. Пришвина «Мы – хозяина нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах разные животные – будем охранять леса. Рыба – вода, птица – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу, значит охранять Родину».

- Начинать доброе дело никогда не рано и никогда не поздно.

- Какое сейчас время года? (ответы детей)

- Зима и хочется всю работу отложить до весны, когда пробуждается природа и начинает властно привлекать к себе. И все-таки не будем откладывать на потом то, что можно начать сейчас.

- Что мы можем сейчас сделать для птиц?

Ведь как известно, в зимнюю стужу, птицы погибают не от холода, а от голода.

(ответ детей)

повесив за окном кормушку, вы увидите сколько радости она принесет всем.

Родители.

Дорогие ребята, мы сделаем всем сюрприз, сделав фильм «Птичья столовая» и изготовив кормушки, которые вы можете повесить в своем саду.

После просмотра фильма, дети делятся впечатлениями, приходят к определенным выводам.

- Кто же стал гостями нашей столовой?

- Кто какие лакомства любит?

- Опишите повадки птиц.

- Попытайтесь распознать птиц по голосам.

Вывод. Мы надеемся,  что этот фильм не позволить вам забывать о том, что ваш долг – помочь перезимовать пернатым друзьям. Постоянно следите за кормушками и знайте, что это не только доброе дело, но и отныне это ваша обязанность, которую надо выполнять хорошо.

Ведущий. С приходом весны птицы отблагодарят вас за добро и заботу.

- В чем же будет выражаться их благодарность? (ответы учащихся)

1. Потрудились хлопотливые птички – хороший урожай. Птицы низко летают – быть дождю. С утренней зари и вечернего заката мы наслаждались их пением.

2. Природа гармонична. В ней все взаимосвязано, сплетено, подчинено единым законом.

Психолог.

Ребята,  как вы поступите , если проходя мимо, увидите, что кто-то просто так из озорства или потому, что понадобилось лично ему, обламывает кусты сирени? (ответы детей)

- Сейчас я вам расскажу сказку-быль «Волшебная роща» Н. Лумповой (приложение № 1)

после прослушивания сказка рисуется и обсуждается.

- Почему мальчик больше не обижал слабых?

- За что его стали все уважать?

- Какое полезное дело, с друзьями, он сделал для своей рощи, а затем для Родины?

Ведущий.

Полезных и посильных дел для ребят хватает на весь год. скоро весна и будут вестись работы по озеленению нашего села и здесь нам найдется посильное дело. (дети вместе с родителями обсуждают свое участие в данном мероприятии).

Например: выращивают цветочную рассаду, делят её на несколько частей: для школы, для своих друзей, для улицы, и наконец, для себя).

Ведущий. Наша встреча подошла к концу. Я думаю, что вы не остались равнодушными к тем проблемам, о которых шла сегодня речь. Надеюсь, вы почувствовали, как приятно своим трудом и вниманием к ближнему приносить радость людям. И невольно вновь и вновь возвращаться к той мысли, что любовь к родному краю, к Родине начинается с березки, которая растет у родного дома или школы.

Для повышения эффективности данного мероприятия следует привлечь учащихся и родителей к практической деятельности по реализации данной темы. Создать краеведческий уголок, в котором должно найти отражение все то, что они узнали о природе и труде людей своего края, района. Сделать поделки для детского дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Тема мероприятия: Правила дорожные знать каждому положено.

Цели занятия:1.    Познакомить детей с правилами дорожного движения.2.    Формировать навыки поведения на улицах города в соответствии с правилами ПДД....

Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

Внеклассное мероприятие "Прощание с Начальной школой" 4класс. Конспект мероприятия.

Внеурочная деятельность . Конспект "Прощание с Начальной школой"...

"Цветочная история" внеклассное мероприятие в рамках общешкольного мероприятия "Фестиваль цветов" для учащихся начальной школы

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Цветочная история" , проведенного в рамках общешкольного "Фестиваль цветов" составлена с использованием интернет-источников.Текст частично бы...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс

Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....