Урок-игра по ПДД и ТБ
материал по теме

Сценарий  по правилам дорожного движения и технике безопасности для учащихся начальной школы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________     ФИО

«___» ____________ 20__г.

«Утверждаю»

Директор МОУ-СОШ №_

__________    ФИО.

«___» ___________ 20__г.

« Рассмотрено»

Руководитель МО

________________________    

«___» ___________ 20__г.

ПРОГРАММА

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

в 1-4 «Е» классе

на 2010 – 2014 учебный год.

ФИО

учитель начальных классов

МОУ СОШ №_____

         г. Армавир

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

     Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования составлена на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция). Программа является концептуальной и методической основой организации работы по достижению национального воспитательного идеала на основе социального партнёрства субъектов духовно-нравственного развития и воспитания детей.

    Программа разработана с учётом культурно-исторических, демографических особенностей города Армавира, запросов семей учащихся 1 «Е» МОУ-СОШ № 7, схемы социального взаимодействия образовательно-воспитательной среды образовательного учреждения с учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры и спорта, общественными организациями, движениями и объединениями, формой ученического самоуправления.

    Программа призвана создать условия, обеспечивающие духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, уважения к культурно-историческому наследию своего народа, развитие творческих способностей.

2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

     Образовательная среда школы призвана создать целостное пространство духовно-нравственного воспитания младшего школьника человеком, осознающим нравственные общечеловеческие ценности, ценности семьи, своей социальной группы, принимающим основы социально ответственного поведения в обществе и в семье, гражданином России, воспитанным в духе любви к Родине, обладающим развитыми творческими способностями.

Цель:

     Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи:

В области формирования личностной культуры:

• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

• формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

• принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

• осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

В области формирования социальной культуры:

• воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

• формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

• формирование отношения к семье как основе российского общества;

• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

• формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями кубанской семьи.

      Ценностные установки программы духовно нравственного развития и воспитания обучающихся определяются ценностями, хранимыми в социокультурных традициях и передаваемых от поколения к поколению, и систематизированы по областям общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, систему общественных отношений:

• патриотизм — любовь к Родине, своему краю, городу, своему народу, служение Отечеству;

• социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;

• гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

• семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

• личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

• труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

• наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

• традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности;

• искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

• природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

• человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

    В основе программы духовнонравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы: 

Принцип ориентации на идеал: идеал являет собой высшую цель воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности, поддерживает смысловое, содержательное, процессуальное единство уклада школьной жизни, обеспечивает возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.

Принцип следования нравственному примеру: пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора; в примерах, демонстрирующих устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируется, наполняется конкретным жизненным содержанием национальный воспитательный идеал; особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя; следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания.

Принцип идентификации (персонификации): идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него; персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка младшего школьного возраста; весь уклад школьной жизни необходимо наполнить примерами духовной, нравственной, ответственной жизни как из прошлого, так и из настоящего, в том числе получаемыми при общении обучающихся с людьми, в жизни которых есть место духовному служению и моральному поступку.

Принцип диалогического общения: выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения ребёнка со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми; содержанием этого педагогически организованного общения не должна быть монологическая проповедь, а совместное освоение базовых национальных ценностей.

Принцип полисубъектности воспитания: младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности; деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания должна быть по возможности согласована при ведущей роли образовательного учреждения.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания: воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно полезной, деятельности младших школьников. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

• общеобразовательных дисциплин;

• произведений искусства;

• периодической литературы, публикаций, радио и телепередач, отражающих современную жизнь;

• духовной культуры и фольклора народов России;

• истории, традиций и современной жизни своей Родины,

своего края, своей семьи;

• жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;

• общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

• других источников информации и научного знания.

  Таким образом, базовые национальные ценности пронизывают всё учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность обучающегося как человека, личности, гражданина. Система национальных ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности, где снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.

3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

   Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям.

• Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, инсти

тутам государства и гражданского общества.

• Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

• Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

• Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социальнопсихологическое.

• Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

• Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

4. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

    Содержание общих задач по каждому из основных направлений  духовно-нравственного развития и воспитания:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

• элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

• представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

• элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

• элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

• интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

• уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

• ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

• начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

• элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

• интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;

• стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

• любовь к образовательному учреждению, своему городу, народу, России;

• уважение к защитникам Родины;

• умение отвечать за свои поступки;

• негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

• первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

• различение хороших и плохих поступков;

• представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

• элементарные представления о религиозной картине мира;

• уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

• установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

• бережное, гуманное отношение ко всему живому;

• знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

• стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

• представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

• отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

• первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

• элементарные представления об основных профессиях;

• ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

• элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

• первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

• умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

• умение соблюдать порядок на рабочем месте;

• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

• отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

• элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

• элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

• понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

• знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

• интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

• первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

• первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

• отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

• развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

• ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

• элементарный опыт природоохранительной деятельности;

• бережное отношение к растениям и животным.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

• представления о душевной и физической красоте человека;

• формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

• интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

• интерес к занятиям художественным творчеством;

• стремление к опрятному внешнему виду;

• отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

   Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

• получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом);

• ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);

• ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);

• знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам);

• знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями);

• участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;

• получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);

• участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

• получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России);

• участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

• ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);

• усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения — овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;

• посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе;

• получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);

• расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:

• участвуют в экскурсиях по микрорайону, городу, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;

• узнают о профессиях своих родителей (законных представителей) и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;

• получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности);

• приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде);

• учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов);

• приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе образовательного учреждения и взаимодействующих с ним учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений как младших школьников, так и разновозрастных, как в учебное, так и в каникулярное время);

• приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;

• участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

• приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью);

• участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;

• практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных секциях школы и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований);

• составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;

• получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений);

• получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного), психологического, психического и социально-психологического (здоровья семьи и коллектива образовательного учреждения) в ходе бесед с педагогами, психологами, медицинскими работниками образовательного учреждения, родителями (законными представителями);

• получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, психологами, медицинскими работниками, родителями (законными представителями).

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

• усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);

• получение первоначального опыта эмоционально чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю);

• получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от

мусора, подкормка птиц и т. д.), в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей;

участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;

• посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций;

• усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей (законных представителей) расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями (законны

ми представителями) в экологической деятельности по месту жительства).

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

• получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);

• ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи образовательного учреждения, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок);

• обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве образовательного учреждения и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду; разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;

• обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой (участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного);

• получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования);

• участие вместе с родителями (законными представителя ми) в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурнодосуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;

• получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека;

• участие в художественном оформлении помещений.

Перспективный план в 1 «Е» классе.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

№п/п

Вид деятельности

Дата

Мотивационная сфера.

Мониторинг состояния здоровья школьника. (с детьми и отдельно с родителями )

Эмоциональная  сфера.

Игровой час-тренинг «Учись помогать людям»

Волевая сфера.

Посадка кустов сирени на территории школы.

Коммуникативные способности.

День знаний. Урок гражданственности

и патриотизма

по теме «Сирень 1945»

Родительское собрание

по теме «Закон №1539 «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Краснодарского Края» на защите детства»

(тесты, памятки)

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

№п/п

Вид деятельности

Дата

Мотивационная сфера.

Связь русских праздников и заимствованных.

«День святого Валентина»

Эмоциональная  сфера.

Игровой час-тренинг  «Защити слабого»

Волевая сфера.

Коммуникативные способности.

Утренник «День Защитника Отечества»

Родительское собрание

«Школа выживания или как уберечь детей от беды» (тренинг)

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

№п/п

Вид деятельности

Дата

Мотивационная сфера.

Экскурсия в дет. библиотеку

им. З. Космодемьянской. Беседа «Традиции кубанского народа»

Эмоциональная  сфера.

Игровой час-тренинг «Будь внимателен к окружающим тебя людям»

Волевая сфера.

Кл час «Как бороться с вредными привычками»

Коммуникативные способности.

Спортивный праздник «Самая спортивная семья». (на каникулах)

Родительское собрание

«Методы семейного воспитания»

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

№п/п

Вид деятельности

Дата

Мотивационная сфера.

Посещение  кружков и студий ЦТТ.

Эмоциональная  сфера.

Экскурсия в дом-музей С.Дангулова

Волевая сфера.

Участие в школьных и городских олимпиадах

Коммуникативные способности.

Утренник, посвящённый дню именинников.

Родительское собрание

«Капризы и неврозы детей»

(диалог с элементами ситуационной игры)

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

№п/п

Вид деятельности

Дата

Мотивационная сфера.

Утренник на экологическую тему «Земля – наш дом родной»

Эмоциональная  сфера.

Игровой час-тренинг  

«Умей видеть в другом хорошее»

Волевая сфера.

Экскурсия в музей авиации. Встреча с ребятами из авиамодельного кружка СТТ.

Коммуникативные способности.

Игровая программа на переменах «Первоапрельские вытворяшки»

Родительское собрание

 «Непослушный ребёнок»

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

№п/п

Вид деятельности

Дата

Мотивационная сфера.

Участие в первомайской демонстрации.

Эмоциональная  сфера.

Игровой час-тренинг «Умей слушать и слышать другого человека»

Волевая сфера.

Встреча с ветеранами «Великий день Победы», посещение ветеранов на дому

Коммуникативные способности.

Утренник «В школе кончены уроки. До свидания 1класс»

Родительское собрание

«Тепло родного очага» (совместная с детьми семейная гостиная)

Заповеди школьника

1.        Иди в школу с хорошими помыслами, и она будет тебе в радость

  1. Не отнимай чужого.
  2. Не дерись.
  1. Из-за отметки не плачь, будь гордым. Делай хорошо урок
  2. Не дразни, не канючь.

6.        Не ябедничай за спиной у товарища.

  1. Не будь грязнулей.
  2. Чаше говори вежливые слова.
  3. Уважай старших.
  1. Помогай младшим.
  2. Не бросай товарища в беде.
  3. Чаще делай добрые дела.

Законы  классного коллектива

1. Закон правды: запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!

2.        Закон добра: будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.

  1. Закон заботы: прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
  2. Закон любви: любовь — одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся ее.
  3. Закон милосердия: тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!
  4. Закон памяти: народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории.
  5. Закон уважения: хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других.
  6. Закон старости: помни, старость уважается у всех народов, будь цивилизован.
  7. Закон свободы: каждый человек хочет быть свободен, не забывай о свободе другого человека.

10.        Закон смелости: вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в
коллективе. Будь смел!

11.        Закон чести: вспоминай о своей физической силе только
наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве,  достоинстве.



Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ СОШ № 7

_____________ Данцев В.Е.

от «30» августа 2010 года

Положение

о портфолио учеников начальных классов МОУ СОШ № 7

муниципального образования город Армавир

  1. Общие положения.
  1. Настоящее положение разработано для реализации введения в действие федерального государственного образовательного стандарта второго поколения  начального общего образования с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в МОУ СОШ № 7, личностного самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.
  2. Положение определяет порядок оценки деятельности учащихся школы по различным направлениям с помощью составления комплексного Портфолио.
  3. Портфолио ученика:
  1.  Является современным педагогическим инструментом сопровождения развития  и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования.
  2.  Реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий.

1.3.3 Позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана.

1.3.4 Предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

  1. Портфолио как инновационный продукт  носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика;  повод  для «встречи» школьника, учителя и родителя.  
  2. Портфолио – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами итоговых работ за курс начальной школы является составляющей рейтинга учащихся.
  3. Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников начальной школы по итогам обучения на первой ступени образования.

  1. Задачи составления Портфолио.
  1. Основными задачами ведения Портфолио являются:
  1. повышение качества образования в школе;
  2. поддержание и поощрение высокой учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности;
  3. систематизация контроля за различными видами деятельности учащихся, включая учебную, внеурочную, научную, творческую, спортивную деятельность;
  4. развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формирование адекватной самооценки;
  5. формирование у учащегося умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  6. создание ситуации успеха для каждого ученика;
  7. содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.

  1. Преимущества Портфолио как метода оценивания достижений учащихся.
  1.  Метод Портфолио фокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия).
  2. Содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы.
  3. Разделы Портфолио являются общепринятой моделью в мировой педагогической практике;
  4. Учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем  использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;
  5. Позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение  информации и размышлять о том, что они узнали.

   4.Структура, содержание и оформление портфолио.

     4.1.Портфолио ученика имеет:

 - титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс, контактную информацию и фото ученика (по желанию родителей и ученика) и который оформляется педагогом, родителями (законными представителями) совместно с учеником;

 - основную часть, которая включает в себя:

А) раздел « Мой мир»- помещается информация, которая важна и интересна для ребенка ( «Мое имя», «Моя семья», «Мои увлечения», «Моя школа»);

 Б) раздел «Моя учеба»- в этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста чтения, творческими работами»;

 В) раздел «Моя общественная работа» - все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности относятся к общественной работе (поручениям). Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему;

 Г) раздел «Мое творчество» - в этот раздел помещаются творческие работы учащихся: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа

( поделка) можно поместить ее фотографию;

 Д) раздел «Мои впечатления» - помещаются творческие работы по итогам посещения музеев, выставок и т.п.;

 Е) раздел « Мои достижения» - размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые листы успеваемости;

 Ж) раздел «Отзывы и пожелания» - размещается положительная оценка педагогом стараний ученика;

 З) раздел «Работы, которыми я горжусь» - в начале учебного года проверяется портфолио, анализируется собранный в нем материал. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в данном разделе;

И) раздел «Содержание».

 

  1. Основные направления деятельности по формированию Портфолио.
  1. В формировании Портфолио участвуют: учащиеся, классные руководители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, администрация школы.
  1. Учащиеся:
  1. осуществляют заполнение Портфолио;
  2. оформляют Портфолио в соответствии с утвержденной в образовательном учреждении структурой в папке с файлами;
  3. при оформлении соблюдают систематичность и регулярность ведения Портфолио, достоверность сведений, представленных в Портфолио, аккуратность и эстетичность оформления, разборчивость при ведении записей, целостность и завершенность представленных материалов, наглядность, наличие оглавления;
  4. могут презентовать содержание своего Портфолио на классном собрании, на родительском собрании, на общешкольной ученической конференции.
  1. Классный руководитель:
  1. оказывает помощь обучающимся в процессе формирования Портфолио;
  2. проводит информационную, консультативную, диагностическую работу с учащимися и их родителями по формированию Портфолио;
  3. осуществляет посредническую функцию между учащимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения Портфолио;
  4. осуществляет контроль за наполняемостью и правильностью заполнения Портфолио;
  5. обеспечивает учащихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями,
  6. оформляет итоговые документы, табель успеваемости;
  7. организует воспитательную работу с учащимися, направленную на создание ситуации успеха для каждого ученика и дальнейшее усиление социализации учащихся.
  1. Учителя начальных классов, учителя-предметники:
  1. проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию Портфолио;
  2. представляют учащимся места деятельности для накопления материалов Портфолио;
  3. организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области;
  4. разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету или образовательной области;
  5. проводят экспертизу представленных работ по предмету;
  6. пишут рецензии, отзывы на учебные работы.
  1. Участие и информация о присвоении призовых мест в конкурсах, олимпиадах, конференциях, соревнованиях должны быть подтверждены документально (грамоты, дипломы, свидетельства, удостоверения и т.д.).

 6. Критерии оценки достижений обучающихся

6.1. Портфолио ученика проверяется и оценивается классным руководителем не реже 1 раза в полугодие по следующим критериям:

Раздел

Индикатор

 

Раздел «Мой мир», «Отзывы и пожелания»

- красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, наличие положительных оценок учителя стараний ученика, наличие фото

- 3 балла – индикатор полностью соответствует требованиям;

- 2 балла – незначительные замечания

 

Раздел «Моя учеба»

- наличие проектов, творческих работ

- 3 балла – от 5 и больше работ по каждому предмету;

- 2 балла – 3-4 работы по каждому предмету;

- 1 балл – менее 3 работ по каждому предмету

Раздел «Моя общественная работа»

- наличие поручений, фото, сообщений и т.п.

- 3 балла –  наличие фото, поручений, красочных сообщений на тему (от 5 и больше);

- 2 балла – наличие фото, поручений, красочных сообщений на тему (3-4);

- 1 балл – недостающая информация, отсутствие фото, сообщений

Раздел «Мое творчество»

и

раздел «Мои впечатления»

- наличие рисунков, фото объемных поделок, творческих работ

- 3 балла –  наличие от 5 и более работ;

- 2 балла – количество работ составляет 3-4;

- 1 балл – недостаточная информация о творчестве ученика

Раздел «Мои достижения»

- наличие грамот, дипломов, сертификатов

- 4 балла – всероссийский уровень;

- 3 балла – областной уровень;

- 3 балла – городской уровень;

- 1 балл – школьный уровень

6.2. Итоговая оценка портфолио может определяться как простая сумма баллов (не более 16б.)

В 4 классе в конце учебного года  рекомендуется проведение презентации портфолио. Определяются победители и лауреаты в различных номинациях:

« Самый оригинальный портфолио»;

« За лучшее оформление работ»;

« Идея!»;

« За многогранность таланта»;

« За трудолюбие»;

« За творческий подход»

6.3. По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, в характеристике выпускника начальной школы делаются выводы о:

  1. сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а так же опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования.
  2. сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
  3. индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции.

6.4. Информация о достигаемых обучающимся образовательных результатов допустимо только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.

6.5. Положение действительно до внесения следующих изменений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – игра по русскому языку по теме «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. Обобщающий урок».

Обобщающий урок по теме "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением" проводится в форме игры "Что? Где? Когда?". Урок разработан для проведения в 3 классе с учётом регионального компонент...

Урок русского языка в 4 классе .Урок- игра " Клуб знатоков"

На уроке в игровой форме обучающиеся обобщают знания по теме "Имя прилагательное". Работа организована в группах и парах....

Урок – игра «На острове здоровья». Раздел «Подвижные игры.

Цель: Развитие двигательных способностей учащихся посредствам подвижных игр.Задачи:Образовательные: -  совершенствовать упражнения  в равновесии;-  закрепить метание мяча в вертик...

Урок-игра "Своя игра"

Урок разработан к учебнику Матвеева Н.В. «Информатика и ИКТ»  4 класс.Это урок повторения и закрепления знаний по темам: «Компьютер», «Понятие», «Объект», «Информация».В содержание урока...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ ВО 2-3 КЛАССЕ - КОМПЛЕКТЕ. (Система обучения «Школа России») Форма урока: урок – игра «В цирке».

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ ВО 2-3 КЛАССЕ - КОМПЛЕКТЕ. (Система обучения «Школа России», авторы учебников: М. И. Моро, М. А. Бантова и др.  ...

Урок литературного чтения УМК «Школа России» Класс 3 Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки».

Урок литературного чтения УМК «Школа России» .Класс 3Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки». Игровая технология....

УРОК – ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ» Тема урока:УРОК – ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ» Тема урока: «Сложение и вычитание в пределах 1000» 4 класс

Конспект урока по математике в 3 классе на тему  «Сложение и вычитание в пределах 1000» УМК "Школа России"...