Изобразительное и прикладное искусство как основа формирования эстетического вкуса у детей начальных классов в группе продленного дня
статья (3 класс) по теме

Шкуратова Ирина Александровна

 

Человек начинает изучение и освоение окружающего мира с самого своего рождения. Однако сознанию ребенка не доступны способы познания мира через научные дисциплины, особенно это касается детей дошкольного и раннего школьного возраста. До 10 – 11 лет дети знакомятся с окружающим миром через игры и благодаря своему эмоциональному восприятию, посредством чувств. Эстетический способ познания действительности является не менее важным, чем научные дисциплины. Каждый ребенок может определить для себя, что красиво, а что напротив – совсем не привлекательно. При этом его взгляд не подкреплен какой-то научной базой и является субъективным. Но стоит сказать, что такая категория эстетического познания как красота не является и не может называться объективной и у взрослого человека. В свою очередь искусство, будучи наивысшей формой выражения красоты, предполагает развитие у человека эстетического вкуса, творческого воображения, необходимого для формирования многосторонней и культурно развитой личности, и формирует ценностные ориентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc355 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы специальная (коррекционная) общеобразовательная школа V вида №573

Статья
«Изобразительное и прикладное искусство как основа формирования эстетического вкуса у детей начальных классов в группе продленного дня»

Автор:

Воспитатель ГПД

Буякова Ирина Александровна

г. Москва

 2013

Изобразительное и прикладное искусство как основа формирования эстетического вкуса у детей начальных классов в группе продленного дня

Человек начинает изучение и освоение окружающего мира с самого своего рождения. Однако сознанию ребенка не доступны способы познания мира через научные дисциплины, особенно это касается детей дошкольного и раннего школьного возраста. До 10 – 11 лет дети знакомятся с окружающим миром через игры и благодаря своему эмоциональному восприятию, посредством чувств. Эстетический способ познания действительности является не менее важным, чем научные дисциплины. Каждый ребенок может определить для себя, что красиво, а что напротив – совсем не привлекательно. При этом его взгляд не подкреплен какой-то научной базой и является субъективным. Но стоит сказать, что такая категория эстетического познания как красота не является и не может называться объективной и у взрослого человека. В свою очередь искусство, будучи наивысшей формой выражения красоты, предполагает развитие у человека эстетического вкуса, творческого воображения, необходимого для формирования многосторонней и культурно развитой личности, и формирует ценностные ориентации.

Искусство, согласно словарю С.И. Ожегова, - творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. В отличие от науки искусство определяется переживаниями и эмоциями, предполагает исключительно чувственное восприятие действительности. В данной статье речь пойдет об изобразительном и прикладном видах искусства, а именно – о преподавании их детям в группах продленного дня, то есть во внеклассные часы. Для начала исключим двойственность понимания названных терминов, определив их точно значение. Изобразительное искусство – вид творческой деятельности, целью которой является воспроизведение окружающего мира. В это понятие включены такие виды ИЗО как: живопись, графика, скульптура. Стремительно развивающиеся технологии внесли в этот список и искусство фотографическое. Декоративно-прикладное искусство охватывает целый ряд видов творческой деятельности, направленных на создание художественных изделий, обладающих утилитарными, то есть практически полезными свойствами. Перечень видов декоративно-прикладного искусства чрезвычайно велик. Под прикладным искусством понимается создание гобеленов, бисероплетение, создание и роспись посуды, вязание, макраме, резьба и роспись по дереву, оригами. Обозначенный список может быть значительно расширен, автор данной статьи называет лишь некоторые, наиболее распространенные виды ДПИ.

Преподавание детям дисциплин ИЗО и ДПИ имеют свои особенности. Большое значение для успешных результатов общей – учителя и учеников – работы имеет уровень заинтересованности детей в получении творческих навыков. В свою очередь одна из задач преподавателя - вызвать в ученике интерес к предмету и сосредоточить его внимание на выполнении творческих работ. Как говорилось выше, автор данной статьи поднимает тему не просто преподавания школьного предмета, а именно – обучение ИЗО детей в группе продленного дня. Отсюда следует еще одна особенность обучения. Группа продленного дня – это одна из форм общественного воспитания детей, при которой проводятся учебно-воспитательные и оздоровительные работы. Нужно сказать, что время пребывания детей в данной группе длится пять часов. Также важно отметить, что эти занятия следуют за основными учебными предметами, проходящими в первой половине дня. Из этого следует вывод: программа уроков на «продленке» должна быть составлена с учетом перерыва на отдых, прогулку, физкультперемены и питание детей.

Формы художественной деятельности на уроках могут разными по содержанию и технике их исполнения. Прежде всего, это может быть рисование под впечатлением прочитанных детям сказок и просмотренных фильмов. Во-вторых, с целью развития у детей навыков обращения с разными художественными инструментами творческая работа может проводиться разными материалами и в разных техниках. В-третьих, создаваемые детьми изображение могут принадлежать разным пространственным плоскостям: не иметь объема (рисунок, графика на бумаге, аппликация), быть  объемными (оригами), иметь пластическую форму (скульптура из пластилина и глины). В целях повышения качества работы преподавателя и большей доступности учебного процесса группе, учителем могут применяться коллективные и индивидуальные методы общения с детьми. Смешение данных форм общения направлено на формирование одновременно умения ребенка мыслить самостоятельно и в то же время работать внутри творческого коллектива.

Каждый урок должен основываться на принципах наглядности, систематизации и последовательности, связи теории с практикой и доступности материала ученикам. Основополагающим принципом преподавания является поурочное планирование подачи теоретического и практического материалов. Планирование может иметь форму конспекта, развернутого плана урока, интерактивный проект с использованием компьютерных технологий. Планирование предполагает создание программы управления познавательной деятельностью учащихся. Приведем пример краткого плана урока.

План урока:

Урок № 5

Тема урока: «История возникновения ниток»

Цель: 

- Познакомить детей с историей возникновения ниток и создания ниточных изделий

- Изготовить из шерстяных ниток куклы «мартинички»

Задачи:

  1. Обучающая: Знакомство с историей  возникновения ниток, видами ниток. Отработки навыков изготовления из шерстяных ниток кукол «мартиничек»
  2. Развивающая: Развитие у детей эмоционального отношения к образу по средствам рассказа; воздействие на эмоциональное состояние ребенка по средствам изучения нового материала.
  3. Воспитательная: Воспитание любви к окружающему миру, интереса и изготовление кукол.

Оборудование:

  1. Оригинал  кукол «мартиничек».
  2. Шерстенные нитки желтого и синего цветов.
  3. Корзинка с разными видов ниток.

Технические средства:

  1. Ноутбук
  2. Проектор
  3. Экран

План:

  1. Организация класса (2 мин.)
  2. Постановка темы урока (5 мин.)
  3. Актуализация знаний учащихся (5 мин.)
  4. Вводная беседа (10 мин.)
  5. Итог урока (3 мин.)

Ниже приведена таблица, в которой подробно расписан ход урока на тему «История возникновения ниток».

Этап

Деятельность воспитателя

Деятельность учащегося и учителя

Задачи, которые решались

Орг.момент

Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего занятия: «История возникновения ниток». В конце которого мы с вами сделаем 2 кукол «Мартиничек»

Дети приветствуют воспитателя.

Введение в тему.

Вступительная     часть

У меня в руках корзинка, что в ней находится?

Правильно это нитки. А как вы думаете, как они произошли и для чего они нужны?

Нитки мулине, штопальные, шерстяные….

Определение цели урока

Изучение нового материала

История происхождения ниток началась, когда человек стал осваивать новые территории, научился охотиться и стал собираться в племена. Именно тогда, чтобы согреться в суровом климате, люди начали сшивать шкуры убитых животных, чтобы создать первый комплект одежды. Шкуры животных сшивали их же жилами.

Затем стали использовать прочные тонкие стебли растений и, наконец, волокна, выделенные из листьев агавы и банана, стеблей лена и других частей растений. Шло время, нитки совершенствовались и настало время, когда человек научился делать нитку тонкой и гладкой. Нитки для шитья и вязания в том виде, в каком они существуют в настоящее время.

Современные же нитки — это настоящий триумф человечества. Тонкие и прочные, всех цветов и любой толщины. По своему назначению нитки делятся:

  1. Швейные
  2.  вязальные (пряжа)
  3.  вышивальные (нитки мулине и ирис)
  4. штопальные.

По составу бывают:

  1. льняные
  2. шелковые
  3. шерстяные
  4. синтетические
  5. смешанные

В зависимости от того, что хочет изготовить мастер, он выбирает определенные нитки и... на свет появляются чудесные игрушки, одежда, вязаные кофточки, свитера,  вышивки и многое-многое другое.

Учитель показывает фотографии животных и названных растений.

Изучение нового материала.

Знакомство с происхождением ниток, из чего их делают и что можно из них сделать.





Практическая     часть

Ребята сегодня 1 марта. Что это за день? Правильно, сегодня 1й день весны! Раньше в этот день делали этих куколок. И именно поэтому их название «Мартинички» от слова март. Их делали исключительно в паре, мальчика и девочку, которые символизировали тающий снег и пригревающее солнышко. Мартиничек дарили друг другу, и на них заклинали весну.

Но вот и подошло время изготовить куколки «Мартинички».

Сейчас я вам раздам 4 пучка заготовленных ниток, 2х цветов и разной длинны.                  

Что это за нитки? Из чего они сделаны, какой их состав?

  1. Возьмите длинный пучок ниток желтого цвета и одну ниточку синего цвета. Перевяжите ниточкой посредине этот пучок.

Конец 11 слайда.

Начало 12 слайда.

  1. Оформляем головку куколки. Отступаем немного вниз от узла и обвязываем ниткой.

Конец 12 слайда.

Начало 13 слайда.

  1. Берем маленький пучок желтых ниток, и перевязываем его с правой и левой стороны. У нас получились ручки.

Конец 13 слайда.

Начало 14 слайда.

  1. Под головку вкладываем ручки. Перевязываем куколку по талии. Мартиничка готова. Аналогично делаем еще одну куколку синего цвета.

Конец 14 слайда.

  1. Затем из двух нитей желтого и синего цвета делаем витой шнурок и на его концы привязываем куколки.

Учитель показывает детям куколок из ниток







       

      Вязальные.                    Из шерсти животных.










Изготовление 2 куколок мартиничек.


















Итог клубного часа

Ребята что мы сегодня узнали нового?

А еще?

Какую куколку мы делали?

Откуда произошли нитки.

Из чего делают нитки.

Мартиничку

Закрепление нового материала. Рефлексия.

Часто ход урока не совпадает с составленным планом. Скажем более того, так происходит почти всегда. Тем не менее, отказываться от планирования никогда нельзя, ведь благодаря структуризации урока учитель не забудет упомянуть о чем-то важном, подаст материал в полном объеме, ничего не упустив.

Конечно каждая школа и каждый преподаватель отдельно могут использовать собственную программу обучения детей. В данной статье предлагается лишь одна из форм преподавания, которая может быть использована. Подводя итоги всему выше сказанному, нужно отметить, что проведенный в данной статье анализ урока изобразительного искусства показывает в какой форме может проходить общение с детьми начальных классов в группе продленного дня с целью развития у них эстетического вкуса и любви к Прекрасному, воспитания в них творческой личности.


Список использованной литературы:

  1. Дементьева Е.Е. Диагностика профессиональной деятельности учителей изобразительного искусства и мировой художественной культуры /Под ред. Браже Т.Г. - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 1998.
  2. Достижения учащихся по изобразительному искусству как результат образовательной деятельности / Составитель Н.В. Карпова. - Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1998.
  3. Личностные достижения учащихся как результат деятельности учителя изобразительного искусства: Сборник текстов /Сост. И.Л. Морозкина, В.М. Дрофа.- Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000.
  4. Электронный ресурс - «ИЗОША»: http://www.izosha.ru/izosha.html
  5. Элеткронный ресурс – Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ОГПУ: http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_izo.html
  6. Электронный ресурс – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru/articles/579070/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ.

Статья. Из опыта работы в Арт-студии и Музыкальной гостиной в группе при Центре сопровождения обучающихся 1 класса....

Формирование эстетического вкуса у младших школьников в процессе семейного воспитания

Младший школьный возраст, как отмечают Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и другие, представляет большие возможности для формирования эстет...

Формирование эстетического вкуса младших школьников с помощью литературы

«Эстетический вкус определяется эстетическим воспитанием».Мы будем рассматривать процесс формирования эстетического вкуса с младшего школьного возраста в образовательном процессе общеобразовательной ш...

Сценарий интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию для детей 3-4 лет группы общеобразовательной направленности.«ГРИБЫ ДЛЯ ЕЖИКА»

Сценарий интегрированного занятияпо художественно-эстетическому развитию для детей 3-4 летгруппы общеобразовательной направленности. «ГРИБЫ  ДЛЯ  ЕЖИКА»...

Традиции декоративно-прикладного искусства как средство развития эстетического отношения младших школьников

В статье рассматривается традиции декоративно-прикладного искусства в развитии эстетического отношения воспитания младших школьников. Отмечается, что каждый народ под влиянием исторически сложившихся ...

Декоративно-прикладное искусство как условие формирования эстетического отношения младших школьников

В статье рассматривается декоративно-прикладное искусство как условие формирования эстетического отношения младших школьников. Отмечается, что все произведения декоративно-прикладного творчества созда...

Формирование эстетического вкуса на уроках музыки в начальной школе

Формирование эстетическог вкуса на уроках музыки в начальной школе....