Социальные проекты: воспитание гражданственности
статья (2 класс) по теме

Калачев Евгений Юрьевич

Данная статья поможет учителям начальных классов в идее создания собственных проектов социальной направленности. Как, используя проектную деятельность, помочь юным гражданам в становлении их гражданственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл socialnye_proekty_vospitanie_grazhdanstvennosti.docx667.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 91

с углубленным изучением отдельных предметов

Статья

Социальные проекты

как необходимое условие для формирования

     гражданственности  у  младших школьников
           

                                     

для учащихся, учителей и родителей 1-4 классов

                                 Выполнил:

                                                               учитель начальных классов

                                       Калачев Е.Ю.

г. Нижний Новгород

2013 год

Социальные проекты как необходимое условие для формирования

                         гражданственности  у  младших школьников
           

          «Для того чтобы человеку хорошо прожить жизнь, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для того чтобы знать это, ему надо понимать, что такое он сам и тот мир, в котором он живёт. Об этом учили во все времена. Самые мудрые и добрые люди всех народов»

                                                                                                     Л.Н.Толстой

         На современном этапе развития российского общества гражданское образование школьников становится предметом государственной политики и обязательной неотъемлемой частью образования, начиная с начальной школы. Успешное развитие государства во многом зависит от гражданских качеств подрастающего поколения.
       Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, в гражданском обществе. Поэтому уже в условиях начальной школы педагогу необходимо создать среду для развития личности, способной реализовать свой творческий потенциал в социально-экономических условиях, как в собственных интересах, так и в интересах общества.
       Воспитание в школе - это не проведение каких-то разовых мероприятий. Воспитание должно охватить учебную и внеурочную деятельность. Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте.

       Создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка всегда было основной задачей начальной школы.  Формирование гражданско-нравственной позиции личности младшего школьника лучше и успешнее всего реализуется через организацию и проведение социальных проектов.

 Проектный метод позволяет организовать деятельность учащихся не только с опорой на личный опыт, но и развивать такие черты характера, как самостоятельность, любознательность, развивать социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, приобретать опыт исследовательской деятельности, формировать креативность мышления, интеллектуальные, информационные, коммуникативные навыки.

Особую роль проектные задачи играют в становлении учебного сотрудничества в малых группах. Взаимодействуя в группе, дети понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи. Таким образом, решение проектных задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам.

Под социальным проектированием понимается деятельность:

  1. социально значимая, имеющая социальный эффект;
  2. результатом такой деятельности является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего практическое значение.

А проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая

 должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации.

Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем

социальном окружении в виде:

  1. словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;
  2. графического изображения (чертежей, схем и т.д.);
  3. числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

Признаки проекта:

  1. Цель - изменение ситуации, решение проблемы, появление чего-то нового;
  2. Установленные сроки начала и завершения; 
  3. Определенные ресурсы;
  4. Измеряемый продукт или результат. 

Управление проектом - это процесс руководства всеми работами над

проектом от начала до завершения.

           Со своим классом мы участвуем в различных социальных проектах. Это

проекты, направленные на личную безопасность и окружающих: «Азбука

дорожных наук», экологической направленности: «Берегите воду – источник

жизни», «Берегите воздух!», «Берегите красавицу ель!», проекты социально-

культурные «Театр – детям»,  преобразующие социум «Наш уютный

школьный дворик»,  «В весенний денек для мамы цветок», «Дом, в котором я

живу», «Новую жизнь книге»,  направленные на сохранение и укрепление

здоровья «Здоровым быть здорово!»

          Каждый проект был ступенькой личностного роста его участников, так как каждый хотел проявить самостоятельность в том или ином деле. Кто в составлении буклета или  презентации, у кого-то были хорошие организаторские способности, кто-то готовил листовки. В рефлексии к проекту в анкетах обучающиеся  отметили тот вклад, который они внесли в проект.

        Социальный проект «Театр – детям» стал одним из показателей  успешной совместной работы классного коллектива и родителей. В настоящее время в средствах массовой информации бытует мнение, что школа не являться местом, где можно учиться с увлечением, с интересом. Поэтому в своем классном театре «КОТ» (Класс Очарованный Театром), мы выбрали пьесу Д. Самойлова «Слоненок пошел учиться», чтобы показать, что учиться – это всегда интересно, когда рядом добрые друзья. Спектакль мы решили показать учащимся начальных классов и родителям учащихся. Началось все с распределением ролей в группах. Группа художников-декораторов сделали эскизы декораций, костюмеры работали над эскизами костюмов. Изготовить ширмы и кубы нам помог Совет отцов. Мамы сшили чехлы. К спектаклю была сделана афиша и программки. Музыку к спектаклю написал выпускник школы композитор Антон Щепара, ныне декан факультета Нижегородской консерватории. Со спектаклем мы выступили на X областном театральном фестивале им. Е.А. Евстигнеева и стали победителями в номинации «Лучший театральный коллектив».

  

          Участвуя в социальных проектах, мы тем самым выражаем свою гражданскую позицию активно преобразовывать этот мир, помогая взрослым,  делать его краше и добрее.

           Современный процесс воспитания дело непростое. В условиях современного общества вряд ли разумно предлагать детям ту или иную нравственную категорию как аксиому. Сегодня она должна быть выращена в ребёнке и им личностно присвоена.

Интернет-источники:

  1. Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста (из опыта работы классного руководителя) http://www.eidos.ru/journal/2012/0129-02.htm
  2. Социальные проекты «Доброе сердце – добрые поступки»
    http://pribrschool.ucoz.ru/index/socialnye_proekty/0-41

Источники иллюстраций

           Фотографии из личного архива


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект как средство нравственного воспитания подрастающего поколения.

Социальный проект как средство нравственного воспитания подрастающего поколения. Учитель начальных классовРФМЛИ г. Владикавказа РСО -Ал...

Воспитание гражданственности и патриотизма посредством мультимедийной информационной среды ПервоЛого во внеурочной деятельности в начальной школе. Создание анимационного проекта «Сноубордист».

Это конспект занятия по внеурочной деятельности в мультимедийной среде ПервоЛого. Создание анимационного проекта "Сноубордист". В занятии совмещаются такие понятия как воспитание гражданственности и п...

Социальный проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей «В русских традициях»

Мы живем в очень непростое время. На сегодняшний момент многие традиции и обычаи нашего русского народа неоправданно забыты. Западная культура оказывает большое влияние на развитие сегодняшней России....

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)

Теоретический материал. План-сетка работы классного руководителя по воспитанию гражданственности и патриотизма....

Текст доклада выступления на муниципальном семинаре на тему "Патриотическое и гражданское воспитание школьников через опыт реализации социального проекта «Популяризация герба и флага России»

Текст доклада выступления в рамках семинара«Эффективные практики получения новых знаний как модель позитивной социализации учащихся»...

Социальный проект по воспитанию и уважению к старшему поколению "Согреем сердца своей любовью"

Актуальность проекта заключается в том, что в наше время остро стоит проблема социальной защищенности населения. Когда человек стареет, происходит изменение его жизненного статуса. Это негативно влияе...